Редакция печатного периодического издания как один из социальных институтов и газета как продукт ее деятельности являются объектом правового регулирования. Понимая значение печатных периодических изданий в жизни общества, руководители государства всегда использовали правовые рычаги для управления деятельностью редакций, регулирования содержания и характера информации, распространяемой с помощью газет. Разумеется, сила правового воздействия на газеты, его формы и методы менялись в зависимости от особенностей государственной системы и общества, в котором выходили периодические издания. В тоталитарном государстве деятельность газетных редакций регулировалась и открыто контролировалась с помощью непрерывной жесткой государственной – политической и идеологической – цензурой, действовавшей на основе соответствующих законов. В открытом, демократическом обществе с рыночной экономикой деятельность газетной редакции регулируется под воздействием более тонких и скрытых финансовых механизмов. Но в любом случае для регулирования отношений редакции, газеты и государства создается правовая система, в которую входят специальные законы, постановления, административные органы и другие правовые инструменты.
Эта система правового регулирования деятельности газетной редакции всегда определяется ответами на вопросы: что необходимо регулировать, кто регулирует, чем и как регулируют? Они охватывают все без исключения направления редакционной деятельности, процесса подготовки и выпуска периодического издания, его поступления к читателям, их взаимоотношений с редакцией.
Основой этого правового регулирования является определяемое специальными документами – законами, подзаконными актами и др. – место и роль газеты и ее редакции как социального института, его задач, целей его деятельности. При этом учитывается двойственность положения редакции – как профессионального творческого коллектива, призванного обеспечивать информационное обслуживание определенной читательской аудитории, и одновременно как предприятия, задачей которого является формирование и укрепление экономической, прежде всего финансовой базы выпуска газеты. Не меньшее значение имеет правовое регулирование отношений редакции, и ее газеты с другими институтами общества и государства – прежде всего с органами власти – законодательной, исполнительной, судебной и др.
|
Инструментами этого регулирования являются как общие законы – конституция государства, различные кодексы – гражданский, уголовный и др., так и специальные, имеющие непосредственное отношение к деятельности средств массовой информации, – законы о СМИ, рекламе и др., декреты, временные правила, положения и т.п.
На разных этапах истории России происходило развитие разных форм «цензурного права». Его основой являлось жесткое ограничение возможностей печати в ее отношениях с обществом и государством, стремление к ограничению свободы печатного слова, распространения массовой информации. В первой половине XIX в. этому служили три редакции Устава о цензуре, согласно которым публикация любой информации в газетах и других периодических изданиях допускалась лишь с разрешения царских цензоров. Во второй половине этого века, в пору великих реформ начала 60-х годов, Устав о цензуре был заменен Временными правилами по цензуре, а в начале XX столетия – Временными правилами о повременных изданиях. При некоторых внешних послаблениях суть этих документов оставалась неизменной – воспрепятствование публикации в газетах информации, нежелательной для власти [10].
|
Лишь 12 июня 1990 г. в период так называемой перестройки был принят Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации», провозгласивший свободу массовой информации и запретивший цензуру периодических изданий. После распада СССР, возникновения Российской Федерации и провозглашения ее Конституции, гарантировавшей свободу массовой информации и запрещавшей цензуру, 27 декабря 1991 г. был принят Закон РФ «О средствах массовой информации», конкретизировавший новые отношения журналистов и СМИ с обществом и государством в России.
Этот закон определяет не только цели и направления деятельности газетной редакции, субъектов – участников этой деятельности, отношения между ними, их права, возможности и обязанности, но и место редакции и ее газеты в системе средств массовой информации, правовые основы ее отношений с государственными органами и другими институтами общества.
После того, как в 1990 г. была изменена 6-я статья Конституции СССР, утверждавшая монополию КПСС на руководство советским обществом, а вскоре принят и Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации», в системе отечественной журналистики начались сущностные изменения. Была отменена цензура, вводился регистрационный, а не разрешительный принцип учреждения органов СМИ, право становиться учредителем изданий и программ получили редакционные коллективы, различные организации, отдельные граждане. Таким образом, были созданы юридические основы свободы СМИ в стране [2, с. 12].
|
После событий августа 1991 г. начинают активно развиваться процессы, приведшие к окончательному распаду СССР, становлению государственности суверенной России и ее системы журналистики. В сентябре 1991 г. вступил в действие Указ Президента РСФСР «О мерах по защите свободы печати в РСФСР», а в конце декабря был принят Закон РФ «О средствах массовой информации».
Федеральный закон о СМИ и конкретизирующие его специальные законы, связанные с этой сферой общественной деятельности, определяют основные направления и аспекты функционирования редакции и выпускаемой ею газеты.
Это, во-первых, установление правового статуса редакции и ее газеты, условий их учреждения, их отношений с государственными органами и другими институтами общества.
Во-вторых, это определение субъектов редакционной деятельности и их отношений между собой.
В-третьих, определение правового статуса журналиста и его отношений с руководителями редакции как члена редакционного коллектива, как автора публикаций в газете.
В-четвертых, определение отношений редакции и ее журналиста с аудиторией газеты, читателями.
В системе прессы страны появляются новые органы, учредителем которых выступают институты государственной власти – «Российская газета» (Верховный Совет РФ), «Россия» (Президиум Верховного Совета РФ), «Российские вести» (Совет Министров РФ), «Федерация» (Совет национальностей РФ). По решению I съезда народных депутатов РСФСР было создано Министерство печати и массовой информации. Начинается раздел имущества и полиграфической базы издательств, принадлежавших КПСС. Издательская собственность, помещения редакций передаются вначале Советам разных уровней, а затем – после осени 1993 г. – органам исполнительной власти. Начинается борьба за акционирование изданий [2, с. 13].
Формирование новых политических партий и движений вызвало к жизни активное развитие партийной прессы самого широкого спектра – от коммунистической до монархической. В начале 90-х гг. в России было зарегистрировано около 1200 изданий, имевших четкое политическое направление (в 1989 г. их было свыше 500). В числе изданий партий и движений коммунистической направленности были «Народная правда», «Молния», «Борьба». «За Родину, за Сталина», «Левая газета» и мн. другие, а также десятки региональных газет. После раскола, произошедшего в редакции газеты «Правда» в середине 90-х гг., появилось 3 издания с этим названием.
К печатным органам демократических движений относились «Демократическая Россия», «Демократическая газета», «Свободное слово», «Гражданское достоинство», «Путь» и т.д. Либерально-демократическая партия выпускала газеты «Либерал», «Речь», «Правда Жириновского», «Сокол Жириновского» и пр.
В ряду изданий национал-патриотического и монархического направлений были «Русский вестник», «Память», «Русский собор», «Монархист», «Гражданин империи» и пр. Некоторые из партийных изданий после непродолжительного периода активной деятельности закрывались и вместе с породившими их политическими силами становились частью истории. В то же время появление новых партий, блоков, движений приводило к созданию очередных газет и журналов.
К середине 90-х гг. растет число изданий, выражающих интересы не одной политической организации, а нескольких, близких по своим взглядам. Например, в числе соучредителей газеты «Дума» – фракции Компартии РФ, Аграрной партии России, депутатская группа «Новая региональная политика», газета «Око народа» стала рупором всех организаций патриотической ориентации и т.д.
Интенсивное развитие рыночных отношений в стране и в самой сфере СМИ стало катализатором коммерциализации журналистики и, в частности, широкого распространения бульварной прессы. О масштабности этого нового явления красноречиво говорит следующий факт: к середине 1994 г. по суммарному тиражу и влиянию на общество бульварная пресса превзошла «классическую» печать – общественно-политические и профессиональные издания. Популярность этого типа изданий была обусловлена тем, что потенциальному читателю-покупателю, уставшему от политики и экономических проблем, нужна была эмоциональная отдушина, роль которой стала играть бульварная пресса России.
По оценкам специалистов за первый год после выхода Закона «О свободе печати» на территории страны было зарегистрировано около 12 тыс. изданий.
Все большее место в системе печати страны начинают занимать рекламно-справочные издания. Газеты рекламных объявлений, как имеющие общероссийское распространение, так и местные, становятся самыми многотиражными во всех крупных городах страны. Широкое распространение разнообразной справочной, рекламной, развлекательной прессы оказало влияние на всю систему отечественной периодики. Уменьшаются тиражи общественно-политических изданий, их тяжелое экономическое положение усугубляется оттоком рекламы в бесплатные газеты. На каком-то этапе понятия «бульварность» и «популярность» становятся синонимами в общественном сознании. Основная часть общественно-политических газет вынуждена была признать бульварную форму подачи материалов. В образовавшемся в сфере СМИ «диком рынке» условия для существования и развития качественных изданий оказались крайне жесткими, коммерческая бульварная пресса стала доминировать на всех направлениях.
В связи с обострением конкуренции, значительным ростом цен на подписку, падением доверия аудитории к прессе с начала 90-х гг. начинают падать тиражи многих изданий: по сравнению с 1990 г. годовой тираж газет в 1995 г. сократился почти в 5 раз, журналов – в 7,5 раза. Особенно резко в последние годы стали уменьшаться тиражи общероссийских (центральных) изданий – почти в 15 раз. Неуклонное снижение тиражей газет и журналов, имевших огромную популярность среди читателей в советский период (например, к 1992 г. газета «Труд» потеряла почти 6 млн. читателей, «Комсомольская правда» – 5 млн.), продолжалось в течение нескольких лет. К середине 90-х гг. ситуация несколько стабилизировалась и вновь резко обострилась после экономического кризиса в августе 1998 г.
В качестве одного из путей выживания многие столичные редакции стали осуществлять политику регионализации своих изданий.
Усиление роли и значения региональной, локальной информации проявилось в смене читательских приоритетов. Подписка на федеральные газеты во многих регионах снизилась до нескольких тысяч экземпляров, в то время как, например, тираж региональных самарских газет доходил до 120–130 тысяч экземпляров.
Учитывая потребность аудитории в региональной информации, многие газеты, выходившие в советский период на весь Союз, начали выпускать еженедельные дайджесты своих материалов с местными вкладками или вводить сменные местные страницы. Такие формы стали использовать газеты «Комсомольская правда», «Труд», АиФ», «Литературная газета» и др.
Эти процессы еще больше усилили ту жесткую конкурентную борьбу, которая шла в местной прессе, количество газет и журналов в регионах в течение 90-х гг. увеличилось почти в 3 раза. Неравные финансовые возможности столичных и местных изданий в соревновании за влияние на провинциальную аудиторию создали ситуацию, которая вызвала падение тиражей местной общественно-политической прессы.
Борьба за аудиторию, за рекламодателя обострилась между отдельными типами периодики, отдельными изданиями.
Распад командно-административной системы управления средствами массовой информации не снизил, а скорее обострил накал борьбы за влияние на прессу. Однако эта борьба к середине 90-х годов все больше тяготеет к экономическим, а не к административным формам. Государство пытается руководить СМИ, распределяя столь необходимые для них в кризисные времена деньги и материальные ресурсы. В течение нескольких лет в стране существовала система дотаций (частичного финансирования изданий федеральной или местной администрацией). Выделение средств порождает требования к прессе не критиковать власти, создает унизительную зависимость журналистов от бюрократии.
По данным Федерального управления почтовой связи МС РФ в 1994 г. издания, учрежденные правительством России и администрацией Президента РФ («Российская газета», «Российские вести», журналы «Родина» и «Российская Федерация»), получили дотаций за счет средств федерального бюджета на 39 млрд. 929 млн. рублей, 20 основных общероссийских газет – всего 12 млрд. 553 млн. За пять лет существования дотирования СМИ (с февраля 1995 г. печать исключили из системы госдотаций) дотации получили 2073 издания на общую сумму около 84 млрд. рублей [25].
Однако бюджетная «подпитка» не привела к тому, что большинство средств массовой информации стали лояльными и послушными властям. Их самостоятельный, а порой и откровенно оппозиционный настрой ярко проявился, например, в оценке первой чеченской войны, что было для властей в известной степени неприятным сюрпризом.
К середине 90-х гг. стало ясно, что государство так и не сумело превратиться в эффективного собственника в сфере СМИ, хотя оно и оставалось крупнейшим владельцем полиграфических мощностей, средств связи, производственных площадей и т.п.
Информационный рынок все больше притягивает внимание частных финансовых групп. Те, кто первым оценил преимущества контроля над СМИ, активно скупают акции ведущих российских газет, журналов, телеканалов, создают новые, собственные средства массовых коммуникаций.
Закон о СМИ устанавливает правовой статус редакции и её газеты. Следует различать эти два понятия, каждое из которых имеет свое назначение и соответствующие ему особенности. Газета является средством массовой информации – периодическим печатным изданием, представляющим собой форму периодического распространения массовой информации. Редакция же газеты представляет собой организацию, учреждение, предприятие, осуществляющее производство и выпуск средства массовой информации. Заметим, что, в соответствии с законом, редакция может быть представлена гражданином или объединением граждан, осуществляющим ту же функцию производства и выпуска газеты.
Как газета, так и ее редакция должны узаконить свое правосостояние. Этот процесс проходит несколько стадий. Первая из них – учреждение СМИ. Оно осуществляется учредителем СМИ. Это может быть индивидуальный учредитель – частное лицо – или коллективный учредитель в составе нескольких соучредителей. Правом на учреждение СМИ обладает любой гражданин РФ, возраст которого достиг 18 лет. Исключением являются отбывающие наказание в местах лишения свободы по приговору суда и душевнобольные, признанные недееспособными. Этого права лишены иностранцы [10].
Коллективное учредительство СМИ возможно в нескольких вариантах. Правом на учреждение СМИ обладают объединения граждан – общественные, конфессиональные, трудовые, профессиональные, по интересам и др. В том числе журналистские и редакционные коллективы. Часто учредителем является журналистский коллектив редакции. Тогда он становится собственником периодического издания. Реже встречается разновидность этого варианта учредительства. При этом учредителем СМИ становится трудовой коллектив редакции. В этом случае в число учредителей входят не только журналисты, но и технические и коммерческие сотрудники редакции. Это, с одной стороны, позволяет уменьшить текучесть кадров в редакции, но, с другой – возрастает их роль при обсуждении важнейших вопросов ее жизни. Чтобы избежать этого, в некоторых редакциях ограничивают количество соучредителей, включая в них лишь руководителей коллектива и журналистов, принимавших участие в основании СМИ.
Нередко в роли учредителей СМИ выступают государственные органы – как центральные, так и местного самоуправления. При этом обычно используют два варианта учредительства. В первом из них учредителем становится тот орган, учреждение, ведомство, которое основывает СМИ и дотирует его, регулярно предоставляя редакции финансовые средства. Редакция при этом формально сохраняет самостоятельность своей профессиональной деятельности. Но фактически учредитель получает возможность оказывать на нее сильнейшее влияние. Это приводит к полной зависимости многих местных изданий – районных и городских газет от их учредителей – местной администрации и др.
Однако чаще выбирают другой вариант, при котором возникает, так сказать, многозвенный учредитель. При этом в роли соучредителей выступают те органы или организации, которые являются фактическими основателями СМИ, и журналистский коллектив редакции. Это позволяет сохранить достаточную ее самостоятельность в решении не только творческих и производственных, но и имущественных вопросов. Так, в выходных сведениях газеты «Гудок» указаны три ее соучредителя: Министерство путей сообщения РФ, ЦК профсоюза железнодорожников, трудовой коллектив редакции.
Следующая стадия узаконения правосостояния СМИ – его регистрация. В зависимости от региона распространения новой газеты определяется место ее регистрации. Если продукция будущего СМИ предназначена для распространения преимущественно по всей территории Российской Федерации, на территории нескольких республик, краев и областей или за ее пределами, заявление о регистрации подается учредителем в Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Но если новая газета будет распространяться преимущественно на территории республики в составе РФ, края, области, района, города, иного населенного пункта или микрорайона в городе, то учредитель подает свое заявление о регистрации в соответствующий территориальный орган этого министерства.
Регистрация новой газеты не требуется, если она учреждается органами законодательной, исполнительной или судебной власти исключительно для издания их официальных сообщений, материалов, нормативных или иных актов. А также если тираж газеты составляет менее одной тысячи экземпляров.
Для того чтобы заявление о регистрации газеты было принято к рассмотрению, необходимо сообщить в нем все требуемые сведения. А именно: сведения об учредителе, учредителях, название газеты, язык, на котором она будет выступать, адрес редакции, форма периодического распространения продукции, предполагаемая территория ее распространения, примерная тематика и (или) специализация, предполагаемая периодичность выпуска и максимальный объем номера. Кроме того, что важно, – источники финансирования, а также сведения о том, в отношении каких других средств массовой информации заявитель является учредителем, собственником, главным редактором (редакцией), издателем или распространителем [10].
Предъявление иных требований к заявлению о регистрации закон запрещает. К заявлению прилагается документ, удостоверяющий уплату регистрационного сбора. Регистрационный сбор взимается за выдачу свидетельства о регистрации. При определении его размеров, прежде всего, учитывают тип издания, тематику и специализацию его материалов. Для газеты, специализирующейся на публикациях для детей и подростков, инвалидов, а также образовательного и культурно-просветительного характера, устанавливается пониженный регистрационный сбор. Его размеры увеличиваются при регистрации рекламной газеты. Самый высокий регистрационный сбор взимается при регистрации периодического издания эротического характера. Регистрационный сбор возвращается при отказе заявителю в регистрации или при его отказе от регистрации.
Отказ в регистрации новой газеты возможен только по определенным основаниям. Если заявитель не обладает правом на учреждение СМИ в Российской Федерации. Если сведения, указанные в заявлении, не соответствуют действительности. В том случае, если название, примерная тематика и (или) специализация СМИ представляют злоупотребление свободой массовой информации – используются для разглашения сведений, составляющих государственную тайну, для призыва к насильственному изменению конституционного строя и целостности государства, для разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости или розни, для пропаганды войны, а также для распространения публикаций, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.
Отказ в регистрации можно получить также, если регистрирующий орган ранее уже зарегистрировал другую газету с тем же названием и формой распространения массовой информации. Последнее основание нередко приводит к задержке регистрации в том случае, если учредитель не дал себе труда для поисков нового, еще не использованного названия для своего издания.
Заявление о регистрации должно быть рассмотрено в течение месяца, начиная с указанной в нем даты. Со дня выдачи свидетельства о регистрации средство массовой информации считается зарегистрированным, а его учредитель получает право начать производство информационной продукции. Однако это право сохраняется за ним в течение лишь одного года со дня выдачи свидетельства о регистрации. Если этот срок оказывается пропущенным, свидетельство о регистрации данного СМИ признается недействительным. Повторная его регистрация не допускается.
Только после регистрации газеты как средства массовой информации может быть произведена регистрация ее редакции как юридического лица – в соответствии с требованиями Гражданского кодекса РФ. Некоторые редакции не обладают правом регистрации в качестве юридического лица. Это относится, в частности, к редакции, которая является структурным подразделением другой организации, выступающей как юридическое лицо и ведущей за нее все хозяйственные дела. Так, редакция приложения, входящая в структуру коллектива «материнской» газеты, не может являться юридическим лицом.
Редакция – юридическое лицо, как и редактор-предприниматель, обязана пройти регистрацию в органах юстиции местной администрации. Это не совпадает с регистрацией СМИ в Министерстве РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. При этом она избирает определенную организационно-правовую форму регистрации своего юридического лица и получает в соответствии с этим определенные права как хозяйствующего субъекта.
Узаконение правосостояния редакции и ее газеты означает и определение субъектов редакционной деятельности. Исходя из понимания субъекта как активно действующего и обладающего волей индивидуума или определенной социальной группы, приходим к выводу о наличии в редакции ряда субъектов. Они указаны в Законе о средствах массовой информации: учредитель газеты, издатель, распространитель, редакция и владелец (собственник). Дополним их журналистом – работником этой редакции. Эти субъекты находятся между собой в определенных правовых отношениях, обладают четко прописанными в законе правами и полномочиями, у них определенные обязанности, перед каждым стоят специфические цели и задачи. Часть этих отношений имеет, так сказать, внутренний характер, и связана с организацией самой редакции и её деятельностью в процессе подготовки и выпуска газеты. Другая часть отношений субъектов редакции связана с их внешними контактами – с органами государственной власти и местного самоуправления, судебными органами, объединениями граждан и, разумеется, с читателями газеты.
Решающее влияние на характер правовых отношений субъектов редакции оказывает учредитель (учредители) газеты. Многое тут зависит от его статуса, от того, в какой роли он выступает. Роль и характер его отношений с другими субъектами редакции конкретизируются в ее уставе и договорных документах, которые они совместно вырабатывают. В соответствии с законом о СМИ учредитель может выступать в роли редакции и руководить ею в качестве главного редактора газеты. Он может одновременно быть издателем и обеспечивать материально-техническую базу издания. При желании учредитель имеет право выступать и как распространитель, осуществлять распространение и реализацию тиража газеты. Наконец, что важно, учредитель получает возможность быть собственником имущества редакции, владельцем издания и пользоваться всеми связанными с этим положением правами.
Если учредитель газеты не является ее владельцем или ее главным редактором, то он не вправе вмешиваться в профессиональную деятельность редакции – за исключением случаев, предусмотренных законом, уставом редакции и его договором с редакцией (главным редактором). Тогда его права ограничиваются утверждением устава редакции, утверждением (или назначением) ее главного редактора и (или) заключением договора с редакцией в лице ее главного редактора. Такой договор определяет производственные, имущественные и финансовые отношения между его сторонами. Учредитель имеет также право обязать редакцию поместить бесплатно и в указанный срок сообщение или материал от его имени.
Учредитель может передать свои права и обязанности третьему лицу с согласия редакции и соучредителей. При ликвидации или реорганизации учредителя – объединения граждан, учреждения, предприятия, организации, государственного органа – его права и обязанности переходят к редакции.
Редакция газеты является другой, не менее важной стороной в правовых отношениях ее субъектов. В этих отношениях с учредителем издания, издателем, распространителем она представлена главным редактором. Он представляет редакцию и в отношениях с гражданами – читателями газеты, организациями, учреждениями, государственными органами и в суде. Он отвечает за исполнение требований, предъявляемых законом к редакции и газете. Если главный редактор одновременно является учредителем газеты, ее издателем, распространителем и, возможно, ее владельцем, собственником редакционного имущества, его правовое положение упрощается. Он получает право единолично решать все вопросы, связанные с отношениями редакции и ее газеты со всем их окружением. В соответствии с законом и принципом единоначалия главный редактор руководит редакционным коллективом, определяет информационную политику газеты. Но если учредителем газеты, ее владельцем, издателем являются другие лица или какое-либо учреждение, организация, главный редактор является наемным руководителем редакции, ее главным менеджером, которому приходится строить свои отношения с учредителем и другими субъектами редакции в соответствии с законами о СМИ и о предприятии.
Организационно-правовая форма юридического лица редакции газеты определяет и зафиксированные в уставе редакции особенности отношений между учредителем и редакцией в лице главного редактора, управления ее коллективом. Так, например, редакция – автономная некоммерческая организация создается на основе добровольных имущественных взносов ее учредителей – администрации области, города, грантов и пожертвований других организаций и граждан. Главная ее цель – удовлетворение запросов читателей в массовой информации. Она имеет в собственности обособленное имущество, самостоятельный баланс и банковские счета и вправе заниматься предпринимательской деятельностью для достижения стоящей перед нею цели. А управление такой редакцией осуществляется Советом учредителей, одну треть состава которого составляют работники редакции, а в остальную часть входят представители администрации и другие лица. Совет работает под руководством председателя, которым является главный редактор газеты. Он избирается журналистским коллективом редакции и утверждается Советом на срок не менее чем на четыре года. При главном редакторе действует редакционная коллегия.
Совершенно иные особенности организации хозяйственной деятельности у газетных редакций, избравших иную форму регистрации своего юридического лица – акционерное общество (АО). Эту организационно-правовую форму регистрации юридического лица избирают многие крупные редакции, основной целью хозяйственной деятельности которых является извлечение прибыли. Финансовая база такой редакции – ее уставный фонд, представляющий совокупность денежных вкладов учредителей или владельцев газеты в имущество редакции, – делится на определенное количество долей, обозначаемых ценными бумагами – акциями.
Возможно использование двух вариантов АО. Редакция – открытое акционерное общество (ОАО) получает право свободно выпускать акции, продавать их на рынке ценных бумаг и производить подписку на них, увеличивая таким образом свой капитал, без согласия остальных акционеров. Второй вариант – редакция – закрытое акционерное общество (ЗАО): она не имеет права свободного выпуска акций и их продажи. Она вправе лишь выпускать ограниченное количество акций, которые распределяются только среди учредителей газеты или другого заранее определенного круга лиц, количество которых не должно превышать пятидесяти. Они имеют право преимущественного приобретения акций, продаваемых другими акционерами ЗАО.
Высшим органом управления АО является общее собрание акционеров. Текущее управление редакцией осуществляет исполнительный орган – единоличный (генеральный директор, президент – главный редактор) или коллегиальный (правление, редакторат). В АО создается и контрольный орган – Совет директоров (наблюдательный совет) [10].