Для современной газеты в России как социального института характерна двойственность его статуса и роли. С одной стороны, газета, как и другие средства массовой информации, – это институт, созданный для информационного обслуживания общества или какой-то его части. Но с другой стороны, с возникновением в нашей стране информационного рынка газета и ее редакция – это предприятие, деятельность которого нацелена на получение прибыли.
В зависимости от превалирования той или другой цели определяется тип издания. Для части газет главной задачей остается информационное обслуживание их читателей. Но решить эту задачу редакция такой газеты может, лишь получая прибыль и обеспечив себе финансовую базу путем самофинансирования или с помощью других источников финансовых средств. Для других газет важнейшей задачей становится получение прибыли и ее возрастание. Однако решить ее они оказываются в состоянии, лишь поддерживая высокий профессиональный уровень своего информационного продукта. Эта взаимосвязь и противоречия целей и задач, стоящих перед той или иной газетой, сказываются как на структуре ее редакции и организации ее деятельности, так и на самом издании – его характере, позиции, содержании и форме его публикаций [10].
Но цель издания газеты могут видоизменить, превратив ее, прежде всего в орган управления обществом или какой-то его частью, его институтом, определенной организацией, учреждением. Это немедленно сказывается на программе деятельности редакции и типологических характеристиках издания – его содержании, системе публикаций, жанровой системе и др. К этому типу изданий относятся, например, «Российская газета», фактически являющаяся органом правительства России, и «Парламентская газета», издающаяся Думой РФ, городские издания, учрежденные мэриями, например столичная газета «Тверская, 13», органы различных партий и политических движений – «Советская Россия», «Завтра», «Яблоко» и др.
|
Иной типологический облик у газетных изданий, созданных их учредителями с главной целью получения прибыли. У них иные система типов публикаций, тематика материалов, их иллюстрирование и подача. Таковы массовые газеты «Московский комсомолец», «Мегаполис», «Экспресс-газета» и др., бульварные, развлекательные и тем более рекламные и эротические издания с их специфическими содержанием и оформлением материалов.
Рекламная периодика составляет особую группу таких изданий. В нее входят как столичные газеты «Экстра М» и «Центр плюс» с их многомиллионными тиражами, так и небольшие региональные – областные и городские издания. Их типологические особенности принципиально отличаются по всем параметрам от особенностей обычных информационных газет [10].
К концу 1995 года борьба за экономическое и политическое влияние, конкуренция между изданиями выходит на качественно иной уровень. Она все чаще сопровождается «информационными войнами», поисками льготных государственных кредитов и западных инвесторов для СМИ. Основной тенденцией становится централизация капиталов, оборачивающихся в сфере массовых коммуникаций. С другой стороны, общее ухудшение экономической конъюнктуры в стране, постоянные финансовые кризисы, скачки цен на бумагу, транспортные и полиграфические услуги поставили средние и мелкие СМИ, особенно в регионах, на грань финансового выживания и тем самым обострили проблему зависимости журналиста от издателя и собственника СМИ, злоупотребляющих экономическими рычагами давления на журналистов. Становится все более жестокой и бескомпромиссной конкуренция между изданиями за долю в рекламном рынке [2, с. 18].
|
Не будучи в состоянии конкурировать с телевидением и радио в сообщении оперативных новостей, газета сосредоточилась на их комментировании, на первичном анализе ситуаций и проблем и прогнозировании их развития.
К непрерывному потоку оперативной информации, поставляемой телевидением, радио и сетевыми изданиями, газета присоединяет порционную информацию, получаемую читателями через определенные промежутки времени, и сопровождает ее аналитическим комментарием. Она всегда существует в потоке времени, расставляя в нем своими номерами памятные столбы.
Газета – зеркало своего времени, с которым движется и развивается. Не случайно, изучая какой-либо период истории, исследователи обращаются к комплектам газет в поисках на их страницах информации о фактах, событиях, выступлениях, характеризующих время, которое их привлекает. Газета сохраняет аромат времени, которое она отображает [10].
Заключение
Газеты в качестве исторического источника играют очень важную роль. Источниковедческий анализ газеты достаточно сложное дело. Газеты наполнены разнообразной информацией, в которой исследователю необходимо разобраться объективно и беспристрастно. Как исторический источник газеты имеют свою специфику. Ее специфическим свойством является многоплановость. Это синтетический материал, включающий в себя самую разнообразную по жанру, происхождению, содержанию информацию: официальные сообщения и документы, законодательные акты, публицистику, письма, хронику, всевозможную информацию (заметки-отчеты, репортажи, интервью и пр.), объявления, беллетристику, некрологи и т. д. Важно отметить еще одну особенность газет – оперативность обнародования общественно значимой информации. Периодическая печать, в частности газетная периодика, - мощное средство идеологического воздействия.
|
Перестройка 80 – 90 – х годов дала свободу российским газетам. Газет стало больше, резко выросли тиражи наиболее популярных изданий. Если раньше местные газеты не знали, о чем писать, то в 90-е годы появились газеты даже городских районов. Менялось не только содержание газет, но и сам подход к журналистской деятельности. В средствах массовой информации появилось четкое разделение - новости и аналитический обзор.
Официальная пресса не всегда являлась достоверным источником по всему комплексу вопросов социально-экономического, политического, культурного развития страны на протяжении всей ее истории. Даже на сегодняшний день газеты достаточно сильно идеологизированы, все зависит от того кому принадлежит газета. При источниковедческом исследовании газет, наряду с общими методами источниковедения, необходимо сформировать систему особых методов, поскольку в газете публикуется различный по жанру, происхождению, разновидностям материал. Значит, подход должен быть дифференцированным [23].
Список использованных источников и литературы
1. Барсенков А.С. Реформы Горбачева и судьба союзного государства 1985-1991. – М., 2001.
2. Беспалова А.Г., Корнилов Е.А., Короченский А.П., Лучинский Ю.В., Станько А.И. История мировой журналистики – Москва-Ростов-на-Дону: «МарТ», 2003.
3. Ворошилов В.В. История журналистики России. Конспект лекций. – СПб, 1999.
4. Горбачев М.С. Избранные речи и статьи. В 5 т. – М., 1987. – Т. 3.
5. Горохов В.М. Оптимизация взаимодействия государственной службы со средствами массовой информации // Ежегодник’96. Государственная служба России. – М., 1997.
6. Горшков М.К. Российское общество в условиях трансформации (Социологический анализ). – М., 2000.
7. Горшков М.К. Российское общество в условиях трансформации: мифы и реальность (социологический анализ). 1992-2002 гг. – М., 2003.
8. Грабельников А.А. СМИ в современном обществе: тенденции развития, подготовка кадров. – М., 1995.
9. Грабельников А.А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. Итоги и перспективы. – М., 2000.
10.Гуревич С.М. Газета вчера, сегодня, завтра. –https://evartist.narod.ru/text10/05.htm#з_01
11. Дилигенский Г.Г. Политика и общественное мнение / Социологический калейдоскоп. – М., 2003.
12. Жирков Г.В. История цензуры в России XIX–XX вв. - М., 2001.
13. Жуков В.И. Реформы в России. 1985-1995 гг. – М.,1997.
14. Лихтин А.Н. История газет российской провинции в процессе взаимоотношений с органами государственной власти (на материалах Оренбургского края XIX-XXI веков) – Оренбург, 2005.
15. Никифоров И.В. Информационная политика субъектов Федерации и периодическая печать в условиях реформирования российского общества в 90-е годы XX века (на материалах Нижнего Поволжья) – Саратов, 2004.
16. Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики. – М., 1996.
17. Политическая энциклопедия. В 2 т. - М.: «Мысль», 1999.
18. Почепцов Г.Г. Теория и практика коммуникации. – М., 1998.
19. Прохоров Е.П.Журналистика, государство, общество. – М., 1996.
20. Реснянская Л.Л. Особенности процесса формирования системы современной периодики. – М., 1996.
21.Система средств массовой информации / Под ред. Я.Н. Засурского. - М., 2001.
22. Согрин В.В. Политическая история современной России. 1985-2001: от Горбачева до Путина. – М., 2001.
23. Средства массовой информации постсоветской России. – М., 2002.
24. Стровский Д. История отечественной журналистики новейшего периода. – Екатеринбург, 1998.
25. Хамзина О.А. Особенности периодической печати как исторического источника – Свердловск: Горный край, 2008.
26. Чистяков И.В. Средства массовой информации в общественно-политической жизни Российской Федерации (1992-2003 гг.). – М., 2007.
27. Шкондин М.В. Система средств массовой информации как фактор общественного диалога. - М., 2002.
28.Шкондин М.В. Системная типологическая модель СМИ. - М., 2002.