Классификация периодической печати




 

Периодическая печать - одно из средств массовой информации и пропаганды, выпускаемая в определенные промежутки времени.

По форме - это газеты, журналы, бюллетени и пр. Ее специфическое свойство - многоплановость. Это синтетический материал, включающий в себя самую разнообразную по жанру, происхождению и характеру информацию: официальные сообщения и документы, законодательные акты, публицистику, письма, хронику, всевозможную газетную информацию (заметки-отчеты, репортажи, интервью и пр.), объявления, беллетристику, некрологи и т. д.

Для газет важно отметить еще одну особенность - оперативность обнародования общественно значимой информации.

Если иметь в виду новости, напечатанные в газете, то она, как говорят, живет один день. Но и один день может дать ей необыкновенное могущество - влияние на читателя. Недаром же печать нарекли «четвертой властью» (после законодательной, исполнительной и судебной).

Но газетчики все же склонны выдавать желаемое за действительное. Печать далеко не всесильна. Иногда говорят, что печать - изнанка власти. Следовательно, изучая печать, можно составить представление о том или ином государственном строе. А стало быть, значение печати трудно переоценить. И в этом своем качестве свидетеля эпохи она остается интересным историческим источником.

Своеобразие прессы как источника заключается не только в особой информационной функции, в сложности структуры, но и в разнообразии ее жанров. Все жанры периодики можно условно разделить на три группы: информационные, аналитические, художественно- публицистические.

Для первой группы при всем многообразии вариантов (заметка, отчет, репортаж, интервью) общей чертой является стремление наиболее точно передать знание о событии, факте. Однако.в этом стремлении к оперативности объективно заложена возможность появления недостаточно проверенной, надежной информации.

Основные жанры газеты:

Заметка — это констатация факта, лаконичная передача некоторой суммы сведений без оценочных моментов.

Отчет отличается описанием подробностей события, деталей объекта. Субъективный план, оценочные моменты сведены к минимуму.

Примерно то же самое можно сказать и о репортаже.

Интервью отображает отношение к событиям сразу двух лиц: журналиста и собеседника. Характер диалога может быть разным, в зависимости от общественного положения, известности того, у кого берут интервью. Этому может, с другой стороны, противостоять высокий профессионализм, настырность и находчивость журналиста.

К аналитическим жанрам относятся корреспонденции, рецензии, статьи. Основная цель этих материалов — передача не столько информации о событиях, сколько авторских размышлений по поводу их.

Художественно-публицистические жанры (очерк, фельетон, памфлет) сочетают документализм с литературным вымыслом, дают событиям оценку, сочетающую общественно-политическое и эмоциональное звучание.

В последние годы на страницах газет все большую популярность завоевывала рубрика «Ответы на вопросы читателей». Собственно, на основе все возрастающих вопросов возникла идея создания самого популярного издания «Аргументы и факты». Это обстоятельство свидетельствует о развитости обратной связи. Это свойство именно газеты как никакого другого документа.

Цель издания газеты устанавливает ее учредитель. В дальнейшем ее конкретизирует главный редактор газеты, определяющий редакционную политику, и ее генеральный менеджер, отвечающий за экономический менеджмент редакции. Этой главной целью может стать информационное обслуживание граждан – читателей газеты в границах региона ее распространения. Тогда на первый план среди типологических особенностей газеты выходят ее признаки как информационного издания. Такая газета играет роль средства поддержания непрерывных контактов между гражданами, выражения и формирования их личного и общественного мнения и одновременно их контактов с властью, государственными органами. К достижению такой цели стремятся как общенациональные качественные издания – «Известия», «Труд» и др., так и многие региональные и местные газеты – с общими для них типологическими особенностями.

Не менее важное значение имеет второй главный фактор формирования типологического облика газеты – особенности ее читательской аудитории. Собственно говоря, постановка цели перед газетой в то же время подразумевает и определение ее потенциальной аудитории. Это означает учет ее информационных запросов и интересов, особенностей ее состава и структуры. Цель издания газеты, ее концепция и особенности ее аудитории взаимосвязаны, влияют друг на друга. В соответствии с этим часть газет приобретают универсальный характер, они ориентируются на всю аудиторию, все ее части. Газета при этом занимает так называемую вертикальную информационную нишу определенного сегмента рынка периодических изданий. Так, «Комсомольскую правду» или «Аргументы и факты» читают миллионы людей, представляющих почти все страты – социальные группы российского общества. Но еще больше газетных изданий, каждое из которых занимает так называемую горизонтальную информационную нишу, ориентировано на специальную аудиторию – возрастную, половую или профессиональную. Так, большую часть аудитории газеты «Москвичка» составляют жительницы нашей столицы, а «Учительскую газету» читают учителя начальной и средней школы.

Типологическая характеристика российских газет во многом определяется демографическим фактором. Их специализация проходит в соответствии с половым составом читательской аудитории и обусловливает особенности женских газет и немногочисленных изданий для мужчин. Еще большее значение получают возрастные различия аудитории. В стране выходит множество детских изданий, молодежных и юношеских, для пожилых читателей – пенсионеров и ветеранов. Столь же важным оказалось в России – многонациональной стране – значение и этнических особенностей читательской аудитории. Не только в национальных регионах – республиках, автономных областях и округах, но и в других субъектах Российской Федерации выходят газеты для представителей различных народов и народностей, населяющих нашу страну. В связи с этим определенное значение для определения типологических особенностей периодического издания получает и язык, на котором оно выходит. Подавляющее большинство российских газет издаются на русском – государственном языке межнационального общения. Но в Татарстане, Башкортостане и других национальных регионах представители титульных и других наций могут читать газеты, выходящие на их национальных языках. Более того, определенную роль в установлении типологической специфики газеты могут иметь даже различия алфавитов, используемых при ее выпуске. Это выявилось, например, в Татарстане при попытках замены здесь кириллицы латиницей.

Еще сильнее на типологический облик газеты воздействуют социальные характеристики ее читательской аудитории. К ним относится ее специализация по профессии читателей, роду их занятий. В соответствии с этим определяются типологические признаки специализированной аграрной периодики – общероссийских и региональных газет для работников сельского хозяйства. К ним примыкают многие районные газеты, выходящие в сельскохозяйственных районах и предоставляющие большую часть своей площади публикациям на сельскохозяйственные темы. В рамках этой тематики происходит дальнейшая более узкая специализация: все большую популярность получают газетные издания для фермеров, дачников, огородников и садоводов.

Специализация газетной периодики охватывает широкий круг различных профессий и специальностей, представляющих весь спектр деятельности граждан нашей страны. В систему российских газет входят издания для инженеров и рабочих различных отраслей промышленности, для учителей, медиков, работников торговли, транспорта и др. Важным элементом этой системы является военная периодика – газеты для представителей различных видов вооруженных сил. Так же как экономические и деловые газеты, к которым обращаются бизнесмены, предприниматели, руководители предприятий в различных областях экономики.

Не менее широк и разнообразен спектр газетных изданий, типологические признаки которых формируются под воздействием различных интересов и соответствующих запросов их аудитории. Это спортивные газеты – для любителей спорта и спортсменов, периодика для любителей литературы и разных видов искусства, издания для туристов и др. Растущую типологическую группу составляют издания, ориентированные на малые социальные общности внутри нашего общества. Это семейные газеты, для родителей и т.п.

Значительно более широкую читательскую аудиторию охватывает конфессиональная периодика. Относящиеся к ней газеты представляют различные конфессии и церкви и отвечают интересам их читателей-верующих.

Кроме цели выпуска газеты и особенностей ее читательской аудитории, определяющих типологический облик издания, на него воздействуют и дополнительные факторы. Это, прежде всего, территориальная характеристика – размещение и размеры региона распространения газеты, территории, где находятся ее читатели.

В соответствии с этой характеристикой наши газеты разделяются на общероссийские (общефедеральные), региональные – республиканские, краевые, областные, окружные, межрегиональные, городские, районные и газеты коллективов.

Количество региональных газет быстро возросло: в каждом крупном краевом, областном или республиканском центре сейчас выходят несколько таких изданий, конкурирующих между собой.

Некоторые из них действительно выпускаются высокими тиражами и распространяются по всему региону, другие же имеют ограниченную аудиторию лишь на части его территории. Вместе с тем некоторые из региональных газет со временем становятся межрегиональными изданиями, их читают в нескольких соседних регионах Поволжья.

Быстро возросло количество городских газет, которые стали в последние годы основным типом печатных периодических изданий, к ним обращаются жители городов в поисках информации о местной жизни. Они издаются различными, иногда достаточно высокими тиражами, их нередко читают и жители близлежащих районов, и они конкурируют с региональными газетами. К ним примыкают районные газеты, которые обычно не выходят за границы территории своих районов и остаются для многих их жителей, наряду с телевидением и радио, главным и привычным источником информации.

Наконец, во многих трудовых, учебных и научных коллективах продолжают выходить малыми тиражами небольшие низовые газеты (прежде их называли многотиражками), которые распространяются лишь на территории такого коллектива в ограниченной аудитории и остаются для его руководителей средством управления.

Территориальный фактор серьезно влияет на содержательно-тематическую модель газеты, на систему ее рубрик, на формы работы редакции с читателями, не говоря уже о методах распространения издания.

Не меньшее значение для определения типологических особенностей газеты имеет и временной фактор. Это, прежде всего время выхода газеты в свет и ее поступления к читателю. Большую часть нашей газетной периодики составляют утренние газеты. Лишь в некоторых крупных городах – столицах, республиканских, краевых и областных центрах выходят вечерние газеты [10].

На типологический облик газеты влияют и такие факторы, как характеристики ее номера, в частности его формат и объем. Не случайно, говоря о газете, замечают, что это крупноформатное или малоформатное издание. В настоящее время в российской периодике используют несколько стандартных форматов газеты – А2, A3 и А4 (подробнее о выпуске газетного номера см. главы части IV нашей книги). Большинство общероссийских, региональных и городских общественно-политических газет выходит в большом формате А2. Районные газеты, еженедельники газетного типа, как правило, выходят малым форматом A3. К еще меньшему формату А4 прибегают редко – в приложениях к газетам, при издании детских газет, иногда в многополосных еженедельниках.

Формат газеты влияет на объем ее номера. При формате А2 в номере газеты ограничивают количество его полос. Редакции большинства общественно-политических газет – региональных, городских утренних и вечерних, многих общенациональных изданий, выходящих в формате А2, ограничивают объем номера четырьмя – шестью полосами. Лишь несколько крупных ежедневных столичных газет – «Известия», «Коммерсант», «Время новостей» и некоторые другие увеличивают объем номера до 8–12 и даже 16 полос, иногда разделяя номер на две тетрадки. С уменьшением формата газеты возрастает возможность увеличения объема ее номера. Этим часто пользуются в еженедельниках разного типа, где объем номера нередко возрастает до 16 и даже, как в «Московских новостях» и «Аргументах и фактах», до 24 полос и более. Это предоставляет их журналистам возможность разработать рациональную и достаточно жесткую содержательно-тематическую модель номера.

К уменьшению формата номера и соответственно увеличению его объема иногда прибегают и редакции крупноформатных изданий. Так делают, например, в «Труде» и «Комсомольской правде», подготавливая к выпуску свои «толстушки» – пятничные номера газет.

Типологическая система газетных изданий в России непрерывно развивается и изменяется. Выявились основные направления и тенденции этих изменений. Одна из них – возникновение новых типов газет. Это связано, в частности, с использованием в журналистике новых технологий. С обращением к Интернету и образованием всемирной электронной сети возникла сетевая журналистика. Вскоре это привело к появлению различных видов сетевых периодических изданий, прежде всего сетевых газет и журналов. Пользователи Интернета могут получать информацию, обращаясь к сетевой газете, в одной из двух ее версий. Первая – это электронная версия бумажной газеты, ничем или почти ничем от нее не отличающаяся. Вторая быстро развивающаяся версия – самостоятельная сетевая газета со всеми ее специфическими особенностями.

Другая тенденция изменения типологической системы газет в России – уменьшение количества так называемых общенациональных газет, издаваемых в столице и нескольких других крупнейших центрах страны. Да и тиражи таких изданий сокращаются: их редакции не выдерживают нагрузки, связанной с увеличением финансовых расходов на подготовку и выпуск газеты, и проигрывают в конкурентной борьбе с лучшими местными изданиями. С другой стороны, растут тиражи многих крупных региональных и городских газет. Это лишь одна из форм выявления тенденции к регионализации газетной периодики. Жители ближних и дальних регионов России предпочитают покупать и читать газеты, сообщающие им прежде всего о событиях и ситуациях в местной жизни.

Одновременно усиливается процесс дальнейшей специализации газетных изданий, направленных на все более узкую аудиторию. В связи с развитием и подъемом отечественной экономики возрастает значение экономической, деловой периодики. Активизация политической жизни приводит к появлению новых изданий, представляющих интересы различных партий и политических движений [27].

Вместе с тем возрастает количество газет, рассчитанных на удовлетворение запросов и интересов небольших читательских групп – представителей различных профессий, малых сообществ по интересам и др.

Все сильнее выявляется тенденция «обрастания» многих газет – не только крупных общенациональных, но и местных региональных – приложениями разных типов. Очевидно, приложения открывают перед газетными редакциями дополнительные возможности расширения их аудитории и получения существенных доходов [28].

Процесс развития и изменения типологической системы отечественных газет проходит по тому же пути, который уже прошла газетная периодика в развитых странах Запада. Конечно, в России эти изменения имеют свои специфические, национальные особенности, но суть их остается неизменной. Как и их результаты, сказывающиеся на всех сторонах деятельности газетных редакций, их составе и структуре, на организации работы журналистов и других сотрудников, на процессе подготовки и выпуска номеров [21].

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: