СТРАТЕГИЯ БИРЖ РОССИИ И СНГ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ




 

Указанные в настоящей работе тенденции развития фондового рынка ЕС оказывают значительное влияние на деятельность биржевых рынков России и стран СНГ. При этом появились первые признаки интеграции российского фондового рынка в европейский рынок, что подтверждается реализацией проекта Newex.

По объему капитализации российский фондовый рынок и тем более рынки стран СНГ сильно отстают от рынков евро­пейских стран. По этому показателю Россия не входит даже в первую двадцатку стран мира (на конец 1999г. капитализация составила 41 млрд. долл.). Вместе с тем по количеству акцио­неров, прежде всего частных лиц, Россия занимает лидирующие позиции в мире: 27% населения нашей страны являются акционерами. По этому показателю Россия уступает лишь Швеции и Дании, обгоняя такие страны с высокоразвитыми фондовыми рынками, как США, Англия, Германия, Франция. В условиях глобализации мировых финансов возрастает по­требность в углублении взаимодействия бирж стран СНГ координации их работы, что будет способствовать росту обо­ротов и повышению ликвидности бирж СНГ.

Альянс бирж СНГ смог бы добиться равноправного сотрудничества с фондовыми площадками Запада. В этой связи возрастает и актуальность выработки единых стандартов и требований функционирования фондовых бирж, их приближения к международным стандартам.

К 2000г. основные биржевые институты России и стран СНГ в основном завершили первый этап своего развития, заключающийся в следующем:

- биржи приобрели универсальный характер, они объединяют практически все основные сегменты финансового рынка;

- произошло техническое перевооружение бирж. Биржи стран СНГ перешли на электронные технологии, что значительно расширило их операционные возможности. Основным итогом первого этапа явилось то, что биржи как

институт финансового рынка заметно укрепили свои позиции на ключевых сегментах финансового рынка. Их доля в обслу­живании финансового оборота в настоящее время составляет в среднем порядка 50-60%.В настоящее время биржи вступают в новый этап развития. Среди важнейших требований нового времени следует выде­лить два момента:

- во-первых, способность бирж отвечать требованиям конкуренции мирового финансового рынка;

- во-вторых, способность бирж отвечать требованиям разви­тия национального рынка, обеспечивать эффективное пе­рераспределение финансовых ресурсов в интересах реального сектора.

Рассмотрим текущее состояние фондового рынка в России. История фондового рынка новой России насчитывает более семи лет. За этот период ему удалось пройти путь от слабо организованных чековых аукционов до создания развитой мощной биржевой инфраструктуры, в технологическом плане способной поспорить с торговыми площадками ведущих западных государств. Однако, несмотря на быстрое развитие институтов фондового рынка, отечественная промышленность в 90-е годы пережила период спада, что свидетельствует об относительно слабой взаимосвязи между финансовым и ре­альным секторами экономики страны.

Одним из важнейших индикаторов степени развития фон­дового рынка во всем мире считается соотношение между суммарной капитализацией рынка акций (рыночной стоимо­стью компаний) и размером валового внутреннего продукта (ВВП). Анализ, проведенный по 19 развитым (индустриаль­ным странам) и по 50 формирующимся рынкам ценных бумаг, показывает, что в конце 90-х годов для 40% индустриальных стран этот показатель превышал 100%; по 55% индустриаль­ных стран его величина была выше 60%. В то же время на формирующихся рынках наблюдалась диаметрально противо­положная картина. Примерно 55% этих рынков, к числу кото­рых относится и Россия, имеют объем капитализации её 20% ВВП.

Наиболее тесная взаимосвязь между развитием фондового рынка и экономикой прослеживается в странах с развитой экономикой;

- в развивающихся государствах с высокими темпами эко­номического роста (Южная Корея, Гонконг, ряд стран Ла­тинской Америки);

- в ряде стран, активно внедряющих новые технологии (в том числе в области инфраструктуры) и осуществивших радикальную структурную реформу своей экономии (Финляндия, ОАЭ);

- В бывших социалистических странах, достигших заметных результатов в трансформации своей экономики (Польша, Словакия). Россия не относится ни к одной из указанных групп государств.

Отечественный фондовый - рынок по-прежнему практически не связан с реальным сектором экономики, а его общая капитализация уступает аналогичному показателю крупных корпо­раций США или стран Западной Европы. Например, стои­мость компании «Уолт Дисней» составляет порядка 80 млрд. долл., в то время как совокупная стоимость всех, предприятий российского фондового рынка не превышала в 2000 г. 70 млрд. долл.

Парадокс ситуации заключается еще и в том, что, в отличие от многих развивающихся рынков, Россия располагает необ­ходимыми инвестиционными возможностями и потребностя­ми, для реализации основной функции фондового рынка — привлечения инвестиций в реальный сектор. На сегодняшний день основными источниками для инвестиций (инвестиционными возможностями) являются:

- свободные средства банков на корреспондентских счетах и депозитах Центрального банка (5-7 млрд. долл.);

- накопления населения в иностранной валюте, так называе­мые «средства в чулках» (50-70 млрд. долл.);

- финансовые средства, вывезенные в предыдущие годы за рубеж, которые могут быть инвестированы в Россию, в том числе и с целью легализации (150-160 млрд. долл.)

Рассматривая инвестиционные потребности российского реального сектора, отметим, что по оценке генерального директора ММВБ А. Захарова, износ большей части оборудования в промышленности и транспортной отрасли уже наступил. 90-е годы ушедшего века характеризовались в нашей стране стремительным снижением валового объема ин­вестиций в основной капитал, которое привело к быстрому износу большей части оборудования предприятий. Техническое перевооружение промышленности и переход на новые технологии в масштабах всей экономики осуществлялись крайне медленно.

Таким образом, несмотря на довольно высокие темпы экоомического роста России, вероятность их сохранения в сред­несрочной и тем более в долгосрочной перспективе без карди­нального изменения нынешней инвестиционной политики относительно невелика. Для изменения сложившейся ситуа­ции нашей стране требуется не менее 15—25 млрд. долл. еже­годных инвестиций в основной капитал. Нижняя граница ука­занного диапазона соответствует необходимому минимуму, обеспечивающему воспроизводственный цикл в экономике страны, верхняя граница — сохранению темпов экономиче­ского роста на уровне 2000 г., то есть примерно 7—7,5% в год.

Кроме инвестиций в основной капитал, которые могут рас­сматриваться только как долгосрочные вложения средств, экономике страны жизненно необходимы оборотные средства для проведения текущих расчетов и платежей. В условиях крайне низкого уровня монетизации экономики, практически не функционирующего рынка краткосрочного ссудного капи­тала предприятия вынуждены пользоваться всевозможными денежными суррогатами, что негативно влияет на сбытовую политику и препятствует процессу сбора налогов.

Итак, с одной стороны, наблюдается острая потребность в инвестициях, с другой — присутствуют необходимые средства Для их осуществления. Наконец, существует достаточно раз­витая инфраструктура национального фондового рынка, ис­пользуемая во всем мире для связи инвесторов и предприятий.

НАУФОР направила в марте 2000 г. Концепцию развития рынка в Правительство РФ и Государственную думу РФ, где обосновывалась необходимость преобразований, направленных на привлечение значительных инвестиционных ресурсов в реальный сектор, а также организацию механизма их эффективного использования. Однако до сих пор эти реализованы лишь частично. Объемы инвестиций, в реальный сектор явля­ются недостаточными, механизм перелива средств из финансового сектора в реальный не отлажен, а эффективность капи­таловложений невысока.

Проведение приватизации под лозунгом будущего повы­шения стоимости акций приватизированных предприятий предполагало осуществлением уже с 1996-1997 гг. государст­венных мероприятий по массовому выводу новых акционер­ных обществ на фондовый рынок. Вместо этого преемствен­ность государственной политики не была обеспечена, задача создания массового фондового рынка для приватизированных акционерных обществ даже не была поставлена. В итоге де­сятки миллионов акционеров и многие тысячи акционерных обществ оказались обманутыми государством, которое даже не попыталось реализовать цели и задачи приватизации, а от­сутствие возможности выхода на фондовый рынок резко огра­ничило привлечение инвестиций, особенно в реальный сектор экономики.

Фактическое создание узкого внутреннего рынка для де­сятка акций при сотнях «статистов» привело к тому, что фон­довый рынок не сыграл своей роли для развития тысяч прива­тизированных акционерных обществ. Рынок развивался как узко спекулятивный, нацеленный на интересы незначительно­го количества западных инвестиционных компаний с расчетами через оффшорные счета. Эта политика потерпела очевидный крах, и ее приоритеты должны быть изменены, в том числе в интересах противодействия утечке капитала за рубеж. Рынок с расчетами в рублях и в России должен стать основой развития обращения корпоративных ценных бумаг.

Мировая практика показывает, что даже высокоразвитые страны (Япония), где сильный фондовый рынок не балансирует валютный рынок и банковскую систему, периодически по­падают в ситуацию финансового кризиса. В России же отсут­ствие возможности оттока средств с валютного рынка на фон­довый стало одной из причин кризиса августа 1998 г. Именно поэтому необходимы неотложные меры по восстановлению фондового рынка, а не только долгосрочные, отложенные на годы мероприятия.

Анализ финансового кризиса 1998 г. отчетливо свидетельствует о следующих недостатках отечественного рынка ценных бумаг:

- слабая вовлеченность в рыночные операции ценных бумаг отечественных индивидуальных инвесторов;

- недостаточная заинтересованность эмитентов в выходе на открытый рынок капиталов, непонимание возможностей рынка по привлечению капиталов, неумение самостоятель­но подготовиться к выходу на рынок;

- преобладающая ориентация участников рынка на спекуля­тивный доход, отсутствие интереса к долгосрочным инвестициям;

- неотработанность системы взаимодействия органов государственного регулирования фондового рынка, отсутствие антикризисного регулирования; неспособность государства результативно воздействовать на текущие процессы; по­стоянный конфликт интересов государственных органов, регулирующих рынок ценных бумаг:

- наличие пробелов и противоречий в нормативно-правовой базе фондового рынка; слабый контроль за выполнением. Уже имеющихся законодательных и нормативных актов по вопросам регулирования рынка ценных бумаг.

Для создания эффективных механизмов рынка ценных бумаг обеспечивающих переток инвестиций в реальный сектор экономики, необходим комплекс мер нормативно-законодательного, организационного, экономического, политического, социально-психологического характера, направ­ленный на создание динамично развивающейся устойчивой системы функционирования российского фондового рынка. Кроме того, глобализация и интернационализация формируют следующие проблемы и объекты регулирования:

- деятельность иностранных членов национальной фондовой биржи;

- соответствие правил национальной биржи законодательст­ву тех стран, в которых установлены удаленные терминале данной биржи:

- регулирование деятельности иностранной биржи, которая хочет установить свои удаленные торговые терминалы в данной стране;

- обеспечение надежности процедуры расчетов и гарантий исполнения сделок, заключенных в наднациональном тор1-говом пространстве;

- гарантия безопасности торговых сетей и Интернет.

В этих условиях важной целью регулирующих органов яв­ляется нахождение баланса между обеспечением динамичного развития национальной инфраструктуры финансового рынка (включая определенный протекционизм и помощь националь­ной инфраструктуре) и выполнением задач по обеспечению зашиты интересов инвесторов и эмитентов.

При любом ответе на вызов глобализации страна, не же­лающая оказаться на задворках мировой экономики, должна выполнять ряд требований при проведении экономической политики.

Среди них — установление и поддержание макроэкономической стабильности; поэтапное введение юридических норм, соответствующих международным стандартам; обеспечение сбалансированности платежного баланса. Для стран, в которых рыночные институты только формируются, особую значимость приобретают вопросы государственной, финансовойиналоговой дисциплины, а также контроль за движением капитала, нацеленный на минимизацию его вывоза в оффшорные зоны и мировые финансовые центры.

Решения проблем регулирования операций на финансовом рынке, в том числе внедрения единых международных стандартов, не избежать и государствам СНГ. От этого зависит будущее развитие их валютных и финансовых рынков.

Опыт промышленно развитых стран, в том числе ЕС, мо­жет оказать неоценимую услугу в решении этой сложной за­дачи, тем более что сотрудничество с западными странами в этой области имеет уже и некоторые практические результаты. Например, контакты ММВБ с Нью-йоркской фондовой биржей начали развиваться в середине 90-х гг., а в 1997 г. NYSE и ММВБ подписали Меморандум о сотрудничестве. В рамках этого меморандума начала развиваться образовательная программа подготовлено совместно учебное пособие для школьников, которое уже издано в России массовым тиражом. Программой заинтересовались такие серьезные струк­туры, как например, московская мэрия. Началась совместная работа, в том числе в рамках института переподготовки управляющих кадров мэрии.

Состоявшееся 21 января 2000 г. совещание представителей центральных банков и валютно-фондовых бирж стран СНГ наметило конкретные меры по развитию взаимодействия ва­лютно-фондовых бирж. Межгосударственному банку было поручено обобщить опыт центральных банков стран СНГ по созданию национальных расчетных систем на основе опыта стран СНГ, а также государств еврозоны и разработать предложения по созданию системы межгосударственных платежей

При национальной валютной ассоциации сформирован на международной основе Координационный совет. Его цели:

- выработка рекомендаций по вопросам

развития взаимного товарооборота между странами СНГ,

- подготовка предложений по унификации национальных законодательств и норм регулирования валютных рынков и рынков ценных бумаг;

- создание банка данных о состоянии валютных рынков стран СНГ, а также принимаемых нормативных актов по их регулированию;

- сбор информации и анализ практики использования нацио­нальных валют как средства платежа во внешнеторговых контрактах;

- разработка мер по внедрению международных стандартов
и передовых технологий в проведении биржевых валютных
торгов и созданию условий для более активного использования национальных валют во взаимном обороте.

В апреле 2000 г. в Москве была учреждена Международная ассоциация бирж стран СНГ (МАБ СНГ). Учредительные документы были подписаны, в частности, 7 российскими биржами (ММВБ, Нижегородской валютно-фондовой биржей ростовской валютно-фондовой биржей, Сибирской межбанковской валютной биржей. Самарской валютной межбанков­ской биржей, Уральской региональной валютной биржей и Азиатско-Тихоокеанской межбанковской валютной биржей), а также 8 биржами стран СНГ (Бакинской межбанковской ва­лютной биржей. Белорусской валютно-фондовой биржей, Ереванской фондовой биржей, Казахстанской фондовой бир­жей. Крымской межбанковской валютной биржей, Таджик­ской межбанковской валютной биржей, Тбилисской межбан­ковской валютной биржей и Украинской межбанковской валютной биржей). Чуть позже к ассоциации присоединилась Киевская международная фондовая биржа. Таким образом, в ассоциацию входят 16 бирж из 8 стран СНГ, включая Азер­байджан, Армению, Беларусь, Грузию, Казахстан, Россию, Таджикистан и Украину.

Задачи МАБ во многом совпадают по экономическому содержанию с задачами ДИУ. Ими является содействие: форми­рованию единого биржевого пространства с использованием передовых технологий биржевой торговли, нормализацию миграции денежных средств в национальных валютах между странами СНГ, внедрению международных стандартов рынка Ценных бумаг в странах СНГ и взаимному признанию регистрации эмиссии ценных бумаг, сотрудничеству государств — членов СНГ в направлении развития единого рынка капиталов и биржевого пространства.

В заключении отметим, что, несмотря на достаточно современное технологическое оснащение российских бирж, оте­чественный фондовый рынок не справляется на данном этапе развития с основными своими функциями, состоящими в при­менении инвестиций в реальный сектор, финансировании экономического роста и инноваций. В связи с этим на основе рассмотрения особенностей функционирования рынка ценных бумаг Западной Европы и текущего состояния российского фондового рынка можно заключить, что в условиях происхо­дящих изменений в российской экономике и на мировом рынке новая стратегия биржевого рынка России и СНГ требует:

- модернизации и внедрения современных информационных технологий;

- усиления ориентации инфраструктуры на конечного инве­стора, обеспечения прямой связи между эмитентом и инве­стором;

- совершенствования механизмов управления рисками и по­вышения надежности расчетов по операциям на рынке;

- создания условий для формирования единого финансового пространства в рамках СНГ.

Общая цель развития бирж России и стран СНГ на ближайшую перспективу состоит в создании условий для интеграции в мировое финансовое сообщество, что подразумевает развитие стратегического партнерства с компаниями- лидерами в области информационных технологий, адаптацию международных технологических стандартов работы на финансовом рынке.

 


[1] Рубцов Б.Б. Мировые фондовые рынки: современное состояние и закономерности развития. — М: Финансовая академия при Прави­тельстве РФ, 2000. —с. 13.

[2] Миркин Я. Мегарегулятор // Рынок ценных бумаг. — 2000. № 14. - с. 40.

 

[3] Securities and Investments Board.

[4] Концепция развития фондового рынка России: Проект для обсу­ждения на парламентских слушаниях в Совете Федерации. - М., 2000. —с. 15.

 

[5] Миркин Я. Мегарегулятор //Р ынок ценных бумаг. - 2000.№ 14.-с.41.

 

[6] История философии в кратком изложении /Пер. с чеш И И Богута. —Мысль, 1997.—с. 419-420.

 

[7] Захаров А. Экономические реформы и фондовый рынок // Рынок ценных бумаг. — 2001. №3. — с. 10.

 

[8] Лосев С, Миркин Я. Защита инвесторов: границы возможного и новые идеи//Рынок ценных бумаг. — 2000. № 22. — с. 43.

 

[9] Directive 97/7/EC of the Council and the European Parliament on investor compensation schemes, Official Journal L 84 of 26.3.1997.

[10] Горегляд В., Войтенко Л. Каким быть фондовому рынку России// Финансовый бизнес.- 2001.№2.- с.12-20.

[11] Саморегулируемые организации.

[12] Источник: Миркин Я. Налоговое стимулирование инвестиций в Ценные бумаги// Рынок ценных бумаг.— 2000. № 12. — с. 42.

 

[13] Имеется в виду не спекулятивный, а прямой или по крайней ме­ре долгосрочный характер инвестиций.

 

[14] UCITS — Undertakings for Collective Investment in Transferable Securities

 

[15] Закон Российской Федерации от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке Ценных бумаг» с изменениями от 26.11.1998 и 08.07.1999//Формы защиты прав инвесторов в сфере рынка ценных бумаг/Под ред. Тре-Ушникова М.К. — М.: «Городец», 2000. — с. 249.

 

[16] Б.Б. Рубцов. Мировые фондовые рынки: современное состояние и закономерности развития. Финансовая академия при Правительст­ве РФ. 2000. — с. 126.

 

[17] Steil В. Regional Financial Markets Integration. Learning from the °Pean Experience. London: Royal Institute for International Affairs. — April 1998. — p. 13.

 

[18] International Securities Services Association Handbook 1998-19' Zurich, 2000 — p. 42.

 

[19] Миркин Я.М. Фондовые биржи России: стать коммерческими, чтобы жить//Рынок ценных бумаг. — 2000. № 10. — с. 36-39.

 

[20] Национальная фондовая ассоциация. В ноябре 2000 г. ФКЦБ предоставила НФА лицензию СРО

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: