Возникновение русской детской литературы




Русская детская литература имеет богатую, многовековую историю. Как недавно было установлено, она стала зарождаться на Руси во второй половине XV в., т.е. более пятисот лет назад, когда русский народ завершал борьбу за полное освобождение страны из-под иноземного господства. В это время усилился интерес ко всему родному (истории, языку, культуре), о котором можно было узнать не только из преданий и легенд, но и из книг.

«Лицевой букварь» Кариона Истомина. Рост культуры и просвещения при Петре 1. Издание учебно-прикладной литературы,введение гражданского шрифта.

Книга «Юности честное зерцало или Показания к житейскому обхождению» (15 февраля 1717г) сословный карантер книги, расчитанной на воспитание молодых дворян.

Начало славянской письменности и культуры положено братьями Кириллом и Мефодием.

На Руси одно из первых учебных книг для детей был Салтыр сборник изречений притч Веткий завет.Помимо поучение владимира Мономаха знакомила с житием святых.

В 988 году вышла повесть Временных лет. Возникновение детской литературы приходится на 15 век. Первым печатным букварем стала книга Ивана Федорова в 1574 года.

Бурцев В.Р.1634 г. Первый букварь, который напечатал в Москве начальное учение человека.

Монах Московского чудового монастыря педагог Кареон Истомин создал «Лицевой букварь». Каждой букве посвящены стихотворные тексты.Истомин отвергал телесные наказания.

Юности честное зерцало, написано гражданским шрифтом, первая часть включала:алфавит слоги, изречение из Библии.

2 часть – правило общественного и семейного поведения. 17 части отводилось к придворному этикету и правилом для юношества., а 41 стр.-законы девичей чести

Но 2 половине 18 века (при участии Екатерины 2) создавалось демократическая культура,примером которой служит деятельность Николая Новикова.Он издал первый русский журнал для детей «Детское чтение для сердца и разума».

Выходило еженедельно 1785 по 1789 г.Предназначалась для широкого круга читателей,на его странице публиковалось научно-популярные очерки, статьи.Основная задача –способствовать изучению родного языка и литературы,истории и географии, формулировать мировоззрения и распространять просвещения.

Журнал вооружалось знаниями о природе и обществе,воспитывая любовь к Родине, критическое отношение к действительности. Осуждали паразатизм,сословную спесь дворянства, поощрялись личные положительные качества.

К концу 18 века детская литература становится замедленным явлением культурной страны.Определялись ее педагогические требования,расширился тематический,жанровый диапазон,создание детских книг приняли участии писатели, ученые, общественные деятели.

 

В середине Х1Х века начала самостоятельное формирование концепция детской литературы. Издавалось большое количество детских журналов и книг для чтения: «Детский мир», «Родное слово». Издания эти преследовали воспитательно-познавательные цели и содержали песни, сказки, стихотворения, загадки, пословицы-поговорки, шутки-прибаутки. Но настоящий расцвет детской поэзии пришёлся именно на XX век. Детские стихи о детстве писала непревзойденная Агния Барто. Она всю жизнь посвятила написанию интересных и поучительных стихотворений для детишек. Порой стихи поэтессы кажутся серьезными и поучительными, но на самом деле они в легкой форме объясняют малышам, что делать хорошо, а что плохо. Одним из самых любимых стихов Барто, который у нас ассоциируется с детством, является «Мишка»: Уронили мишку на пол, Оторвали мишке лапу. Все равно его не брошу - Потому что он хороший. Еще одной поэтессой, заслуживающей внимания, является Марина Дружинина. Она стала сочинять стихотворения после рождения собственного сына. Детские стихи о детстве Дружининой очень трогательны и даже наивны, поэтесса специально адаптировала обычные вещи под особое восприятие детей: Мы с бабуленькой друзья! Ведь она совсем как я! Ходит в цирк на представленье, Любит сказки и варенье. Поэт Серебряного века Николай Степанович Гумилев в детстве был очень болезненным ребенком, но, несмотря на это, он любил играть со сверстниками, всегда был в дворовой компании главным. Также будущий поэт любил общество животных. Ему нравилось возиться с морскими свинками, попугаями, собаками и другими животными. В школе учителя заметили у будущего поэта склонность к таким предметам, как зоология и география. Это впоследствии проявится в его детских стихах о детстве. Увидеть любовь Гумилева ко всему живому можно в произведении «Детство»: Я ребенком любил большие, Медом пахнущие луга, Перелески, травы сухие И меж трав бычачьи рога. Строчки о детстве, принадлежащие Самуилу Яковлевичу Маршаку, многие знают наизусть. Произведения этого поэта с удовольствием читают, как взрослые, так и самые маленькие детки. Детские стихи о детстве Самуила Яковлевича возвращают читателя в беспечный мир радости и веселья. Его творения легко учатся и запоминаются на всю жизнь. У поэта присутствует прекрасная рифма и легкий слог, его произведения взрослых возвращают в детство, а малышам дарят радость и улыбку.

Первая треть XX века – время поиска нового в русской литературе и в детской поэзии в частности: ей была отведена новая роль в воспитании подрастающего поколения и каждой отдельно взятой личности. Можно с уверенностью заявить, что лучшие советские стихи для детей были написаны именно в 20-30-е годы XX века. Они до сих пор занимают достойное место в перечне детской литературы, а имена авторов любимы многими поколениями читателей. Именно в это время придумывали свои замечательные стихотворения для детей Самуил Маршак, Корней Чуковский, Агния Барто, Даниил Хармс. Детская поэзия - жанр, который будто бы специально создан, чтобы подчеркнуть самоценность личности каждого ребёнка и детства вообще, обратиться к чувствам, мыслям, внутреннему миру маленького человека. Поэты в то время писали самые разные детские стихи: юмористические и даже сатирические, лирические, парадоксальные, однако у всех этих стихов есть ряд общих черт. Во-первых, в этих стихах отсутствуют «прямые» поучения, вся дидактика заключена в юмор или иронию, она прекращается в весёлую игру. Вообще игровое начало является яркой чертой детской поэзии того времени, но у разных поэтов оно по-разному проявляется.

Можно сказать, что детская поэзия первой трети XX века открыла новую страницу в истории литературы для русских детей - золотое время, когда были созданы лучшие стихи для детей. Литература второй половины XX века продолжила эти традиции.

Конец двадцатого века обусловлен большими потрясениями. Развал Советского Союза и образование новых государств не могло не отразиться на жизни общества. Под влиянием этих процессов происходит сдвиг общественного сознания, что оказывает определенное влияние на развитии детской литературы и литературы вообще.

Современные писатели в своих произведениях пытаются показать новые реалии, что требует нестандартных подходов. Героями произведений становятся персонажи, которые еще вчера считались людьми недостойными находиться в обществе.

Не смотря на такой поворот, современная детская литература не изменила своего курса. Тенденции ее развития на протяжении всего двадцатого века сохранились и сейчас. Ребенок, как самостоятельная личность, мыслящая, чувствующая, способная оценивать окружающий мир, является героем многих современных авторов. Современные детские стихи, рассказы и сказки в основном легко читаются и понятны самым маленьким читателям. В основе таких произведений, как и раньше, лежит фольклор.

Герои созданные народом продолжают жить в современных произведениях. Так же в современной детской литературе очень широко описаны взаимоотношения между сверстниками и взрослыми. Это особо приветствуется в современных условиях, когда бешеный ритм жизни не всегда предоставляет возможность взрослым на общение с детьми. А такие жанры как детская фантастика, фэнтези и детский детектив в современной детской литературе стали наиболее читаемыми среди подростков и дали ответ на вопрос критиканов, что читать.

Начало двадцать первого века также обусловлено возращением детских журналов и газет. «Мурзилка», «Веселые картинки» становятся любимцами уже нового поколения. Поэтому вопрос, что читать ребенку сейчас не стоит так актуально, как в девяностые годы двадцатого столетия.

Однако не все так безоблачно. Рецензии на книги просто пестрят такими выражениями, как плагиат, некачественная литература и прочее. Ностальгия по Барто, Маршаку, Чуковскому не дает критикам покоя. Возвращаясь к прошлому, просто необходимо думать о новом и перспективном. Еще одной проблемой нынешнего времени, является проблема, что дети с каждым годом читают все меньше и меньше. Поэтому вопрос не что читать, а как и где читать выходит на первый план. Компьютеры, круглосуточные детские кабельные каналы стали настоящими соперниками детской книги.

Решать такую проблему, призваны, возобновившиеся в последнее время, литературные встречи и конкурсы. На которых авторскому сообществу предлагаются не только рецензии на книги, но и как привлечь внимание читателей. Детские библиотеки поддерживают инициативы современных авторов. Дни книги, празднование юбилеев детских авторов, выставки новых книг и это лишь малый перечень тех мероприятий, которые проводят библиотеки. Правительства стран бывшего союза не остаются в стороне.

 

 

Во многих странах переиздаются произведения, которые стали классикой детской литературы. Литературные переводы этих произведений на национальные языки только способствует развитию детской литературы. Министерства культуры в последнее время несколько охладили свой пыл. Уже меньше слышно призывов, что читать, а что нет. Не вмешательство в написание рецензий на книги открывает дорогу для самых нестандартных молодых авторов.

Поэтому, делая выводы, стоит отметить, что тенденции развития современной детской литературы очень противоречивы, направления полностью не определены, и делать выводы еще рано. Только время и беззаветная преданность авторов, рассудят многие споры.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: