Правоспособность. ЕврАзЭС пользуется на территории каждой Договаривающейся Стороны правоспособностью, необходимой для реализации его целей и задач. Организация может устанавливать отношения с государствами и международными организациями и заключать с ними договоры.
ЕврАзЭС пользуется правами юридического лица и для реализации своих целей и задач может, в частности:
- заключать договоры;
- приобретать имущество и распоряжаться им;
- выступать в суде;
- открывать счета и совершать операции с денежными средствами.
Бюджет. Бюджет Сообщества на каждый бюджетный год разрабатывается Интеграционным Комитетом по согласованию с государствами Сообщества и утверждается Межгосударственным Советом. Бюджет Сообщества формируется за счет долевых взносов: 40% вносит Россия, по 15% - Белоруссия, Казахстан и Узбекистан, по 7,5% - Киргизия и Таджикистан.
Основные приоритеты в деятельности ЕврАзЭС. К числу приоритетных направлений в деятельности ЕврАзЭС на ближайшую перспективу относятся:
- транспорт - решение проблемы единых тарифов, увеличение грузопотока, упрощение таможенных процедур, завершение внутригосударственных процедур по подписанным соглашениям, создание транснациональных транспортно-экспедиционных корпораций;
- энергетика - совместное освоение гидроэнергетических комплексов Центральной Азии и решение проблемы снабжения электроэнергией и водопользования, выход на единый энергетический баланс;
- трудовая миграция - социальная защита мигрантов, создание действенной системы регулирования и контроля за миграцией трудовых ресурсов, борьба с сопутствующей миграции преступностью, решение проблем, связанных с уплатой мигрантами и их работодателями налогов;
|
- аграрно-промышленный комплекс - согласование сельскохозяйственной политики государств ЕврАзЭС, формирование единого продовольственного рынка стран Сообщества, сокращение издержек на транспортировку, хранение, реализацию сельскохозяйственной продукции, образование новых рыночных институтов в этой сфере (страховых, банковских, лизинговых, биржевых и др.);
- торгово-экономические связи - одна из ключевых основ межгосударственных отношений в рамках Евразийского экономического сообщества.
Одно из главных направлений деятельности ЕврАзЭС - обеспечение динамичного развития стран-участниц путем согласования политики социально-экономических преобразований для повышения уровня жизни народов.
Таможенный союз. Развитие Содружества Независимых Государств не всегда соответствовало имеющимся возможностям интеграционного сближения стран - членов СНГ, в этом контексте появилась концепция разноскоростной и разноуровневой интеграции, которая позволила отдельным государствам СНГ перейти к более тесной интеграции, не дожидаясь остальных стран - партнеров по Содружеству. Такой подход, как известно, был реализован и в деятельности ЕврАзЭС, которое выросло из "таможенной пятерки" в Евразийское экономическое сообщество. Поэтапное интеграционное развитие позволило перейти от зоны свободной торговли России, Белоруссии и Казахстана к Таможенному союзу этих же стран с 1 января 2010 г., а с 1 января 2012 г. - к Единому экономическому пространству трех стран.
Идея создания Таможенного союза явилась альтернативой медленным темпам интеграции в рамках СНГ. Цель формирования Таможенного союза - создание единой таможенной территории, в пределах которой применяются единый таможенный тариф и другие единые меры торговли с третьими странами. Задачи Таможенного союза изложены в Договоре от 6 октября 2007 г. о его создании. Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация в соответствии с Договором от 6 октября 2007 г. учредили Комиссию Таможенного союза - единый постоянно действующий регулирующий орган Таможенного союза. Правила процедуры Комиссии Таможенного союза являются также правовой основой деятельности Комиссии Таможенного союза.
|
Высшими органами Союза являются межгосударственные советы на уровне глав государств и глав правительств.
В Межгосударственный Совет на уровне глав государств входят президенты стран - членов Таможенного союза. В Межгосударственный Совет на уровне глав правительств входят премьер-министры государств Таможенного союза. Стороны Таможенного союза Договором от 6 октября 2007 г. учредили Комиссию Таможенного союза - единый постоянно действующий регулирующий орган Таможенного союза, которую возглавляет Председатель Комиссии Таможенного союза - первый заместитель Председателя Правительства РФ.
Одним из основополагающих условий формирования Таможенного союза, а тем более Единого экономического пространства государств является учет принципов и правил ВТО. Это связано с тем, что по состоянию на 1 октября 2012 г. из стран - участников СНГ Киргизия, Молдавия, Грузия, Армения, Украина и Россия уже являются членами ВТО. Вступление отдельных стран в ВТО предполагает либерализацию международной торговли путем устранения нетарифных ограничений доступа товаров на рынок при последовательном сокращении уровня импортных пошлин. Для государств с неустановившейся рыночной экономикой, низкой конкурентоспособностью собственных товаров и услуг вступление в ВТО должно быть достаточно взвешенным и продуманным мероприятием, особенно в условиях участия в международной организации - СНГ.
|
В декабре 2009 г. на неформальном саммите в Алматы президенты Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации утвердили План действий на 2010 - 2011 гг. по формированию Единого экономического пространства (ЕЭП) трех стран. Он предусматривал разработку и подписание в течение двух лет к 1 января 2012 г. 20 международных договоров, обеспечивающих создание ЕЭП.
В целях своевременного выполнения этого Плана был утвержден Календарный план формирования правовой базы ЕЭП на 2010 - 2011 гг., предусматривающий разработку, принятие и введение в действие первого пакета из 14 соглашений до 1 июля 2011 г., и второго пакета из шести документов по ЕЭП - до 1 января 2012 г.
Весь пакет документов, формирующих ЕЭП, был подписан в декабре 2010 г., ратифицирован сторонами и вступил в силу с 1 января 2012 г.
На базе сформированного и функционально "запущенного в действие" Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана создано Единое экономическое пространство. ЕврАзЭС достойно выполнило свою роль и явился фундаментом для ТС и ЕЭП. В этой связи 10 октября 2014 г. в ходе заседания межгосударственного совета ЕврАзЭС на саммите стран СНГ в Минске были подписаны документы о ликвидации ЕврАзЭс.
22.4. Единое экономическое пространство России, Белоруссии,
Казахстана и Украины (ЕЭП "четверки")
23 февраля 2000 г. появилась новая интеграционная инициатива стран СНГ - формирование Единого экономического пространства (ЕЭП) России, Украины, Белоруссии и Казахстана. Межгосударственное соглашение о ЕЭП было подготовлено и подписано в сентябре 2003 г. Единое экономическое пространство - пространство, состоящее из территорий сторон, на котором функционируют однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах и применении гармонизированных правовых норм, существует единая инфраструктура и проводится согласованная налоговая, денежно-кредитная, валютно-финансовая, торговая и таможенная политика, обеспечивающая свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы.
Основными целями формирования Единого экономического пространства являются:
- эффективное функционирование общего (внутреннего) рынка товаров, услуг, капитала и труда;
- создание условий стабильного развития структурной перестройки экономики сторон в интересах повышения жизненного уровня их населения;
- проведение согласованной налоговой, денежно-кредитной, валютно-финансовой, торговой, таможенной и тарифной политики;
- развитие единых транспортных, энергетических и информационных систем;
- создание общей системы мер государственной поддержки развития приоритетных отраслей экономики, производственной и научно-технологической кооперации.
Стороны согласовывают основные направления и этапы структурной перестройки экономики государств-участников, обеспечивающие эффективное использование производственного потенциала, формирование благоприятного инвестиционного климата, поддержку высокоэффективных производств, проведение согласованной антимонопольной, налоговой и финансовой политики, а также создание условий для добросовестной конкуренции в рамках Единого экономического пространства. Стороны создают необходимые условия для стабильного экономического развития предприятий оборонного комплекса государств-участников, осуществляют согласованную государственную поддержку их приоритетных отраслей и производств, эффективную конверсию и реформирование предприятий оборонного комплекса.
Государства-участники будут стремиться предоставлять друг другу на взаимной основе национальный режим доступа на рынок услуг. Стороны постепенно устраняют имеющиеся ограничения доступа на национальные рынки услуг в рамках Единого экономического пространства для юридических и физических лиц государств-участников.
Стороны обеспечат свободное передвижение граждан государств-участников внутри Единого экономического пространства, что предполагает отмену любой дискриминации в отношении граждан сторон и создание унифицированного правового режима в части трудоустройства, вознаграждения, других условий труда и занятости.
Стороны продолжат последовательную либерализацию валютной политики в части отмены ограничений на использование валюты других государств по текущим операциям, введение единого обменного курса национальной валюты по текущим операциям платежного баланса, допуск банков-нерезидентов на внутренние валютные рынки, отмену ограничений на ввоз и вывоз национальной валюты уполномоченными банками.
Инициатива интеграции четырех наиболее экономически развитых постсоветских государств была вызвана неудовлетворенностью реальными процессами хозяйственного взаимодействия в СНГ. Это относилось и ко всему Содружеству, и к региональным союзам с участием России, таким как Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) и Союзное государство России и Белоруссии (СГРБ). Создать ЕЭП договорились президенты четырех стран - России, Украины, Белоруссии и Казахстана, подписавшие в Москве специальное заявление. В документе говорилось о необходимости проведения согласованной экономической политики, гармонизации законодательства и создании единой регулирующей комиссии по торговле и тарифам. Конечной целью работы было объявлено учреждение организации региональной интеграции.
ЕЭП замышлялось как прообраз Экономического союза стран СНГ, в котором мощная "четверка" могла бы стать ядром и локомотивом интеграционных процессов.
В этой связи важная роль отводилась межгосударственной Комиссии по тарифам и торговле, независимой от национальных правительств. Она должна была придать обязательность решениям, принимаемым в "четверке", и способствовать их выполнению.
Другой важной мотивацией разработчиков проекта ЕЭП была, очевидно, необходимость реакции на ожидавшееся расширение Евросоюза. Прогнозы последствий этого расширения показывали, что условия торговли стран СНГ с партнерами в Центральной и Восточной Европе осложнятся, а конкурентоспособность Содружества на объединенном рынке ЕС снизится.
И наконец, третьим важным мотивом появления проекта ЕЭП следует, по-видимому, считать еще одну попытку привлечь Украину к процессам евразийской интеграции. Все предыдущие усилия в этом направлении были неудачными. Несмотря на перспективу получения солидных преференций, включая низкие цены на энергоносители и льготные транспортные тарифы, Украина не подписывала Устав СНГ, игнорировала приглашения в ЕврАзЭС и в Союз России и Белоруссии, а в Договоре об экономическом союзе от 1993 г. предпочитала ассоциированное членство, поддерживая лишь идею создания зоны свободной торговли. Украинская сторона всегда категорически возражала против любых межгосударственных союзов, если в их составе была Россия, акцентируя свою заинтересованность в сближении с ЕС.
С теоретической точки зрения ЕЭП может возникать, расширяться, сужаться, исчезать, т.е. находиться в постоянном движении и развитии.
Единое экономическое пространство может охватывать как несколько стран, государств, так и разобщенные анклавы одного и того же государства (Калининградская область отделена двумя границами от России, но входит в Российское экономическое пространство).
В отношении этой инициативы по мере продвижения проекта ЕЭП его изначальное содержание выхолащивалось и запутывалось, сталкиваясь с противоречивыми интересами участников. Уже на стадии подготовки концепции и четырехстороннего соглашения о формировании ЕЭП практически перестали упоминать о конечной цели объединения - организации региональной интеграции. В дальнейшем страны отказались от идеи совместного вступления в ВТО единым таможенным союзом и продолжали вести переговоры сепаратно. Трудноразрешимой проблемой стало учреждение в ЕЭП регулирующей комиссии, которую трактуют как некий наднациональный орган. Давно нет и упоминания о возможности создания общей валюты.
Подписав рамочное Соглашение о создании ЕЭП в сентябре 2003 г., украинская делегация внесла в текст оговорку, что Украина будет участвовать в проекте Единого экономического пространства "в пределах, соответствующих Конституции Украины". Фактически речь шла только о зоне свободной торговли. Остальные страны были вынуждены принять это условие - без Украины проект ЕЭП "рассыпался" бы в самом начале.
На ратификацию соглашения ушло полгода, а дальше началась подготовка законодательной базы. На этой стадии разработчики опять "споткнулись" о позицию Украины, не желавшей подписывать Кодекс ЕЭП и одобрившей только 29 из 93 соглашений. Да и это решение подкреплялось односторонними экономическими уступками со стороны России.
Одним из важнейших этапов в развитии Единого экономического пространства является окончательное завершение строительства Таможенного союза государств ЕЭП (России, Белоруссии и Казахстана) и переход к реализации планов по формированию собственно Единого экономического пространства.
С 1 января 2010 г. начался отсчет в деятельности Таможенного союза, который создали страны Организации регионального сотрудничества ЕЭП с введения единого таможенного тарифа. Таможенный контроль на внутренних границах Союза по большинству товаров был снят еще 1 июля предыдущего года. При этом для Казахстана действовал в течение года переходный период, в течение которого по 406 товарным группам применялись пониженные импортные пошлины.
Участники Союза продолжили работу по формированию Единого экономического пространства, в рамках которого создаются более благоприятные условия для ведения бизнеса и условия для перестройки экономики. Была сформирована договорно-правовая база, необходимая для запуска Единого экономического пространства с 1 января 2012 г., которая предоставила трем странам целый ряд преимуществ. Таким образом, с 1 января 2012 г. дан старт фактической реализации Единого экономического пространства.
ЕЭП открыто для вступления и других стран. Для вступления в Единое экономическое пространство страна должна ратифицировать документы:
- Соглашение о согласованной макроэкономической политике;
- Соглашение о единых принципах регулирования деятельности субъектов естественных монополий;
- Соглашение об обеспечении доступа к услугам естественных монополий в сфере электроэнергетики, транспортировки газа;
- Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования.
9 декабря 2010 г. Россия, Казахстан и Беларусь подписали все 17 документов по созданию Единого экономического пространства. "Мы констатируем создание Единого экономического пространства", - подчеркнул А. Лукашенко. 21 декабря 2010 г. нижняя палата парламента Белоруссии, а 22 декабря - верхняя палата ратифицировали документы по созданию ЕЭП. 18 ноября 2011 г. в Москве Президент России, Президент Белоруссии и Президент Казахстана подписали документы следующего этапа интеграции:
- Декларацию о Евразийской экономической интеграции;
- Договор о Евразийской экономической комиссии;
- Регламент работы Евразийской экономической комиссии.
В Декларации о Евразийской экономической интеграции заявляется о переходе с 1 января 2012 г. к следующему этапу интеграционного строительства - Единому экономическому пространству, основанному на нормах и принципах Всемирной торговой организации и открытому на любом этапе своего формирования для присоединения других государств. Конечная цель - создание к 2015 г. Евразийского экономического союза. 29 мая 2014 г. в Астане был подписан Договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС) на базе Таможенного союза и ЕЭП. Договор о создании ЕАЭС был ратифицирован всеми его участниками накануне минского саммита в октябре 2014 г. Россия завершила процесс ратификации Договора 1 октября, а Белоруссия и Казахстан - 9 октября. Договор о ЕАЭС вступил в силу с 1 января 2015 г. Первоначально в Союз вошли Россия, Казахстан и Белоруссия, затем присоединились Армения и Киргизия.
22.5. ГУАМ (Организация за демократию
и экономическое развитие)
Начало партнерству Грузии, Украины, Азербайджана и Молдавии в рамках неформальной консультативной структуры ГУАМ было положено в октябре 1997 г. на встрече президентов этих стран, состоявшейся в Страсбурге в ходе саммита Совета Европы. Государства - участники Объединения ГУАМ - Азербайджанская Республика, Грузия, Республика Молдова и Украина, руководствуясь общепризнанными принципами и нормами международного права, относящимися к поддержанию мира, безопасности, развитию добрососедских и дружественных отношений между государствами, в частности положениями Устава ООН, заключительного акта СБСЕ, Парижской хартии для новой Европы и Хартии европейской безопасности Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), подтверждая приверженность целям и принципам сотрудничества, определенным в Ялтинской хартии ГУУАМ от 7 июня 2001 г. и в иных основополагающих документах, принятых в рамках Объединения, с целью претворения в жизнь положений Кишиневской декларации от 22 апреля 2005 г. "Во имя демократии, стабильности и развития", подтверждая приверженность демократическим нормам и ценностям, а также стремление продолжать движение по пути европейской интеграции, выражая глубокую озабоченность в связи с продолжающимися неурегулированными конфликтами и возрастающими угрозами безопасности, включая исходящие из конфликтных зон, особенно угрозами международного терроризма, агрессивного сепаратизма и экстремизма и связанными с ними иными опасными явлениями, отмечая возрастающую роль в общеевропейских процессах регионального сотрудничества на основе взаимного уважения суверенных прав государств и подчеркивая, что такое сотрудничество способствует развитию демократии в целях укрепления безопасности и стабильности, экономического развития, культурного и социального процветания, выражая стремление утверждать демократические ценности во всех сферах их деятельности и в жизни общества, неукоснительно соблюдать права человека, укреплять дух доверия и толерантности, безоговорочного приоритета верховенства права как во внутренних, так и в международных делах, основываясь на исторически сложившихся связях их народов, стремясь к дальнейшему углублению всестороннего сотрудничества, считая, что их взаимодействие выходит на качественно новый уровень, договорились преобразовать Объединение ГУАМ в международную региональную организацию под названием "Организация за демократию и развитие - ГУАМ", именуемую "ГУАМ". После присоединения Узбекистана в апреле 1999 г. группировка стала называться ГУУАМ, после его выхода из группировки в 2005 г. - опять ГУАМ. 29 декабря 2005 г. Узбекистан денонсировал документы, подписанные в рамках ГУУАМ:
- Ялтинскую хартию;
- Меморандум по содействию торговле и транспортировке;
- Соглашение о взаимной помощи и сотрудничестве в таможенных делах между правительствами государств - участников ГУУАМ.
Сами участники этой группировки склонны называть ГУАМ организацией за демократию и экономическое сотрудничество. После своего создания ГУАМ практически бездействовала до 2005 г.
В 2001 г. ГУАМ получила статус международной региональной организации. На саммите в Ялте 6 - 7 июня 2001 г. был подписан Устав ГУАМ.
Основными вопросами саммитов ГУАМ в последние годы были урегулирование региональных конфликтов и координация усилий по обеспечению энергетической безопасности.
В институциональном становлении ГУАМ прошла несколько этапов.
1. Консультативный форум ГУАМ. Был основан 10 октября 1997 г. в рамках саммита Совета Европы в Страсбурге.
2. Объединение ГУАМ. Было основано 7 июня 2001 г. с подписанием Ялтинской хартии ГУУАМ в рамках саммита глав государств.
3. Организация за демократию и экономическое развитие - ГУАМ. Создана 23 мая 2006 г. на Киевском саммите ГУАМ, в ходе которого главы государств подписали Устав Организации.
Согласно Уставу основными целями ГУАМ являются: утверждение демократических ценностей, обеспечение верховенства права и уважения прав человека; обеспечение устойчивого развития; укрепление международной и региональной безопасности и стабильности; углубление европейской интеграции для создания общего пространства безопасности, а также расширение экономического и гуманитарного сотрудничества; развитие социально-экономического, транспортного, энергетического, научно-технического и гуманитарного потенциала; активизация политического взаимодействия и практического сотрудничества в сферах, представляющих взаимный интерес.
Структура Организации включает в себя Совет и Секретариат. Совет является основным органом Организации. Он проводит свою работу на уровнях глав государств (саммит), министров иностранных дел, национальных координаторов и постоянных представителей.
В соответствии с решениями Киевского саммита ГУАМ в Киеве создан постоянно действующий Секретариат Организации, возглавляемый Генеральным секретарем. До создания Секретариата его функции исполнял Информационный офис ГУАМ в Киеве. Функции и порядок работы Секретариата определяются Уставом, финансовыми положениями, Правилами процедуры и Положением о Секретариате. По решению Совета министров иностранных дел (СМИД) могут создаваться рабочие и вспомогательные органы на постоянной или временной основе, а также проводиться встречи представителей соответствующих министерств и (или) ведомств Сторон.
Согласно ст. 5 Устава СМИД:
- обеспечивает выполнение решений и рекомендаций, принятых Советом глав государств (СГГ ГУАМ);
- проводит консультации в области внешней политики по вопросам, представляющим взаимный интерес;
- создает и определяет функции и порядок работы рабочих и вспомогательных органов ГУАМ для выполнения конкретных задач;
- рассматривает и принимает решения по текущим вопросам деятельности ГУАМ;
- утверждает бюджет ГУАМ на следующий год;
- рассматривает проект повестки дня СГГ;
- рассматривает и решает другие вопросы, предусмотренные Уставом организации.
СМИД проводит свои заседания, как правило, два раза в год.
В организационно-правовой структуре ГУАМ есть Совет национальных координаторов (СНК) и Совет постоянных представителей (СПП). Их функции также регламентированы Уставом ГУАМ; в частности, Совет национальных координаторов (СНК, ст. 6 Устава) обеспечивает взаимодействие в рамках ГУАМ, подготовку заседаний СГГ и СМИД. Национальные координаторы назначаются министрами иностранных дел сторон. СНК проводит свои заседания, как правило, четыре раза в год; на постоянной основе проводит работу по обеспечению деятельности ГУАМ, в том числе:
- рассматривает ход выполнения решений вышестоящих органов;
- рассматривает и согласовывает проекты повестки дня заседаний, решений и других документов, которые будут приниматься на заседаниях вышестоящих органов;
- участвует в подготовке и проведении заседаний вышестоящих органов;
- принимает решения в пределах своих полномочий по вопросам, связанным с деятельностью ГУАМ.
В состав СПП входят постоянные представители сторон с постоянной аккредитацией при ГУАМ по месту нахождения ее Секретариата.
Секретариат осуществляет организационно-техническое обеспечение деятельности ГУАМ, руководствуясь настоящим Уставом и решениями Совета. Секретариат функционирует под руководством Генерального секретаря. Сотрудники Секретариата выполняют свои функции в качестве международных должностных лиц. При выполнении своих обязанностей Генеральный секретарь и персонал Секретариата представляют ГУАМ. Они не могут запрашивать или принимать указания от какой-либо стороны или органа за рамками ГУАМ, которые могут воспрепятствовать выполнению их международной миссии. Секретариат готовит и представляет Совету ежегодные отчеты о своей деятельности, а также о деятельности ГУАМ для утверждения СМИД. Местом нахождения Секретариата ГУАМ является Киев.
Как международная организация ГУАМ является субъектом международного права. Председательство в ГУАМ осуществляется одной из сторон, как правило, сроком на один год по принципу ротации в порядке английского алфавита названий государств-членов. Председательствующая сторона обеспечивает надлежащую работу ГУАМ в соответствии с Уставом и решениями Совета, координирует все мероприятия, осуществляемые в рамках ГУАМ, а также обеспечивает выполнение принятых решений.
ГУАМ имеет собственный бюджет, который формируется и исполняется в соответствии с финансовым положением ГУАМ. Бюджет утверждается решением СМИД. Расходы, связанные с организационно-техническим обеспечением мероприятий в рамках ГУАМ, покрываются принимающей стороной.
Решения в органах ГУАМ принимаются при участии всех сторон на основе консенсуса путем согласования без проведения голосования. Решения вступают в силу с даты их принятия, если ими не предусмотрен иной порядок.
ГУАМ открыта для вступления других государств, которые обязуются соблюдать положения настоящего Устава, а также Ялтинской хартии ГУУАМ 2001 г. и Кишиневской декларации глав государств ГУАМ 2005 г. "Во имя демократии, стабильности и развития".
Решение вопроса о приеме в ГУАМ новых членов принимается СГГ ГУАМ консенсусом по представлению СМИД на основании официального обращения заинтересованного государства, направляемого председательствующей стороне. Членство в ГУАМ государства, нарушающего положения настоящего Устава и (или) систематически не выполняющего взятые обязательства по международным договорам и документам, заключенным в рамках ГУАМ, может быть приостановлено решением СГГ по представлению СМИД, которое принимается по принципу "консенсус минус один голос". Если это государство продолжает нарушать свои обязательства, то СГГ может принять решение о его исключении из ГУАМ с даты, которую определяет СГГ. Членство в ГУАМ может быть восстановлено решением СГГ по представлению СМИД.
Стороны назначают своих постоянных представителей при ГУАМ в соответствии с их национальным законодательством. Постоянные представители сторон имеют статус дипломатического персонала в соответствии с Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 г. ГУАМ пользуется на территории всех сторон привилегиями и иммунитетами, которые необходимы для выполнения функций и достижения целей ГУАМ. Объем таких привилегий и иммунитетов определяется отдельным международным договором. Официальными и рабочими языками ГУАМ являются английский и русский.
Депозитарием Устава организации является Украина.
Координация сотрудничества на отраслевом уровне возлагается на рабочие группы. Рабочие и вспомогательные органы Организации, действующие на постоянной или временной основе, создаются по решению Совета министров иностранных дел.
С целью развития сотрудничества деловых кругов в Организации действует Деловой совет ГУАМ.
В 2004 г. учреждена Парламентская ассамблея ГУАМ, в состав которой входят три комитета: политический; торгово-экономический; по вопросам науки, культуры и образования.
Государства - члены ГУАМ взаимодействуют в рамках международных организаций, в частности ООН и ОБСЕ. В 2003 г. ГУАМ был предоставлен статус наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН.
ГУАМ активно сотрудничает с другими государствами. В соответствии с Рамочной программой ГУАМ - США по содействию торговле и транспортировке, обеспечению пограничного и таможенного контроля, борьбе с терроризмом, организованной преступностью и распространением наркотиков государствами ГУАМ при содействии США, экспертов Болгарии, Румынии и Венгрии был реализован ряд совместных проектов. В частности, создан Виртуальный центр ГУАМ по борьбе с терроризмом, организованной преступностью, распространением наркотиков и другими опасными видами преступлений. В данный момент проводится работа по реализации Проекта по содействию торговле и транспортировке.
Катализатором сближения стран ГУАМ стали проекты международного сотрудничества в освоении углеводородных ресурсов Каспия и экспорте сырья по создаваемому евразийскому транспортному коридору - ТРАСЕКА. Вместе с тем это объединение или по крайней мере его устойчивое ядро в составе Киева, Баку и Тбилиси имеет и политическую основу. Ее составляет стратегический курс государств ГУАМ на последовательную интеграцию в евроатлантическое сообщество. Это, в свою очередь, во многом определяет их политику на пространстве СНГ, в том числе отношение к России.