Статья 3 Конвенции применяется также и в отношении условий содержания в следственных изоляторах или исправительных учреждениях. 29 глава




Договор о введении Конституции для Европы был подписан главами 25 государств - членов ЕС в Риме 29 октября 2004 г. Затем он должен был пройти процедуру ратификации и (или) референдума всеми государствами-участниками в соответствии с их конституционными процедурами и после этого вступить в силу.

В результате имевшихся разногласий в ходе подготовки Договора и особой позиции некоторых государств, выступавших против отдельных ключевых положений Договора (о федерализации Европейского союза, выборах его президента, назначении министра иностранных дел ЕС и т.д.), его окончательный текст носил сложный, эклектичный характер. Новый договор явился результатом столкновений и компромиссов не только различных национальных интересов, но и интересов "федералистов", выступавших в период подготовки Евроконституции за преобразование Европейского союза в федерацию, и сторонников максимального сохранения суверенных полномочий у государств-членов.

Договор о введении Конституции для Европы потерпел неудачу и в силу не вступил, после того как в 2005 г. против него высказалось на референдумах население Франции, затем Нидерландов.

Очевидно, что борьба между "федералистами" и сторонниками сохранения суверенитета продолжается, и ее отпечаток носит, в частности, Лиссабонский договор 2007 г.

Восьмой этап наступил с подписанием Лиссабонского договора, который по своему характеру и форме продолжил традицию, начатую Амстердамским (1997) и Ниццким (2001) договорами в том смысле, что он также является соглашением об изменениях предыдущих учредительных договоров. Его полное название - "Лиссабонский договор, изменяющий Договор о Европейском союзе и Договор, учреждающий Европейское сообщество". Он был подписан руководителями государств - членов ЕС 13 декабря 2007 г. в Лиссабоне и, как и более ранние учредительные договоры ЕС, получил наименование и известность по месту подписания.

Лиссабонский договор (ЛД) представляет собой комплекс поправок к Договору о Европейском союзе (далее - ДЕС) и к Договору об учреждении Европейского сообщества. При этом Договор о Сообществе изменил название и стал Договором о функционировании Европейского союза (далее - ДФЕС). К ЛД прилагается большое количество протоколов и деклараций.

С точки зрения изучения и преподавания европейского права вступление в силу Евроконституции, представлявшей собой единый кодифицированный текст предыдущих учредительных договоров, очевидно, облегчило бы учебный процесс. Сейчас же обучающимся приходится обращаться ко всем ранним учредительным договорам и работать со сводными (консолидированными) текстами, отдельно с текстом Договора о Евратоме, а также анализировать два входящих в Лиссабонский договор текста - ДЕС и ДФЕС. Последние содержат многочисленные взаимные ссылки, что заставляет обращаться к соответствующим положениям обоих договоров, а это, естественно, далеко не облегчает труд юристов и всех знакомящихся с ЛД.

Новый Европейский союз по Лиссабонскому договору унаследовал от Европейского сообщества и прежнего Европейского союза все права и обязательства, в том числе общепризнанную международную правосубъектность Европейского сообщества.

Приведем некоторые важные новые моменты, привносимые Лиссабонским договором. Лиссабонский договор:

- уточняет и разграничивает полномочия между Союзом и государствами-членами;

- наделяет национальные парламенты правом участия в механизме принятия решений институтами Европейского союза;

- укрепляет военную составляющую Европейского союза. В частности, договор предусматривает создание Европейского оборонного агентства (п. 3 ст. 42, ст. 45 ДЕС), подчиняющегося Совету;

- укрепляет управление зоной евро, в частности в результате создания Еврогруппы, в которую входят министры государств-членов, составляющих зону евро, представители Комиссии и Европейского центрального банка;

- вводит с 2014 г. упрощенный характер принятия решений в Европейском совете и Совете в результате нового определения квалифицированного большинства;

- усиливает роль Европейского парламента. Его численность по договору не должна превышать 750 человек, не считая председателя;

- расширяет полномочия Европейской комиссии. Вокруг вопросов о ее полномочиях и составе острые дискуссии имели место еще при подготовке Ниццкого договора, и особенно Евроконституции 2004 г.;

- расширяет полномочия Высокого представителя Союза по иностранным делам и политике безопасности. В тексте потерпевшей неудачу Евроконституции должностное лицо с подобными полномочиями именовалось министром иностранных дел;

- если до ЛД Европейский совет считался руководящим политическим органом, который не принимал юридически обязательных решений, новый Договор включил его в число институтов ЕС, что означает наделение Европейского совета правом принятия юридически обязательных актов. Председатель Европейского совета (осуществляет внешние, представительские функции от имени Союза) избирается на срок 2,5 года вместо шести месяцев на основании ротации, как это происходило до ЛД. Он может быть один раз переизбран на тот же срок.

С принятием Лиссабонского договора подготовка к масштабной реформе Европейского союза вступила в решающую стадию. Новый Договор является последним по времени, бессрочным учредительным договором, определяющим основные направления европейской интеграции на длительную перспективу.

Следует отметить, что в текст Лиссабонского договора было включено большинство положений об институциональных реформах, предложенных Евроконституцией.

В то же время в Лиссабонском договоре отсутствует ряд наиболее одиозных с точки зрения ряда государств ЕС положений, имевшихся в проекте Евроконституции. Так, например, отсутствуют положения, относящиеся к особой квазигосударственной символике ЕС, в частности о флаге, гимне, девизе, Дне Европы. Не упоминается должность министра иностранных дел ЕС.

В то же время из Конституции в новый Договор перенесено положение о присоединении Союза (в качестве коллективного члена) к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Что касается Хартии ЕС об основных правах, провозглашенной в 2000 г., которая была включена в качестве второй части в проект Конституции, Лиссабонский договор содержит положение о придании ей обязательной юридической силы, равной силе учредительных договоров.

Новый Договор наделяет Европейский союз правосубъектностью. В одной из приложенных к нему деклараций признается верховенство европейского права.

 

21.4. Юридическая природа европейских сообществ

и Европейского союза

 

В течение четырех десятилетий европейское строительство заключалось в развитии трех европейских сообществ. Несмотря на то что каждое из них обладало собственной правосубъектностью и особенностями функционирования, они составляли единое целое благодаря объединению их институтов, единому членству и идентичным (схожим) институциональным и бюджетным положениям.

Маастрихтский договор 1992 г. нарушил былую четкость и ясность европейского строительства созданием Европейского союза, гибридного объединения, который стал включать три "опоры". С одной стороны, европейские сообщества, которые однозначно развивались в рамках наднациональной концепции европейской интеграции. С другой - появились сферы сотрудничества: общая внешняя политика и политика безопасности и сотрудничество в сфере юстиции и внутренних дел, которые носили межгосударственный, межправительственный характер.

Четкую юридическую квалификацию прежнего "долиссабонского" Евросоюза было произвести трудно еще и потому, что он являлся одновременно союзом государств и международных организаций. Маастрихтский договор создал Союз неоднородный и двойственный, в котором сосуществовали на основе одного и того же текста европейские сообщества и межправительственное сотрудничество в двух сферах. Это сотрудничество осуществлялось с помощью единых институтов сообществ и Союза. В то же время ОВПБ осуществлялась в рамках конфедеративных методов.

Основу Союза представляли сообщества. Две формы сотрудничества (ОВПБ и СПСО) их дополняли, что было переходным, временным состоянием в ожидании вступления в силу Лиссабонского договора. Европейский союз до вступления в силу Лиссабонского договора включал сообщества, не поглощая и не замещая их, поскольку сообщества и Союз основывались на различных договорах и пользовались автономными юридическими режимами.

Существовавшая до Европейского союза институциональная структура сообществ стала также общей структурой и для Союза 1992 г. В результате меры, принимавшиеся институтами от имени Европейского сообщества, порой воспринимались как мероприятия Союза, и наоборот.

Лиссабонский договор привел объединившуюся Европу к единой организационно-правовой форме - Европейскому союзу. По договору все происходит в рамках правопреемства. Союз как бы остается прежним, созданным Маастрихтским договором, однако он наделяется правосубъектностью (ст. 47 ДЕС) и объединяется с Сообществом, которое он замещает и правопреемником которого становится. Иными словами, происходит объединение, слияние Союза и Сообщества.

Любопытна ситуация с Европейским сообществом по атомной энергии (Евратомом). Оно было одним из трех сообществ и поэтому являлось составной частью прежнего Европейского союза. Поскольку ЛД не включает Евратом в состав Европейского союза, это Сообщество продолжает существование в качестве отдельного субъекта права. В то же время Союз и Евратом действуют на основе единых институтов.

Легитимность Европейского союза основывается на государствах и гражданах. Это следует из ст. 1 Договора о Европейском союзе в его лиссабонской редакции: "Настоящим Договором высокие договаривающиеся стороны учреждают... Союз, которому государства-члены предоставляют компетенцию для достижения своих общих целей". В абз. 2 говорится, что Союз создается между народами Европы и что решения в нем принимаются на уровне, наиболее близком к гражданам. Таким образом, полномочия Союзу делегируют государства. Эта легитимность воплощена в межгосударственных институтах - Европейском совете и Совете Европейского союза.

Второй источник легитимности - граждане, которые также входят в понятие народов Европы. Права граждан Союза гарантированы, причем эти гарантии усиливаются в ЛД приданием Хартии ЕС об основных правах юридически обязательного характера. Данная легитимность выражается в способах формирования и составе наднационального Европейского парламента.

Правопорядок Европейского союза. Нынешний Евросоюз представляет собой союз государств, который включает два правопорядка: коммунитарный и классический международный.

По ЛД правопорядок ЕС основывается на двух договорах - Договоре о Европейском союзе (формально - Маастрихтский договор с изменениями) и Договоре о функционировании Европейского союза (бывший Договор об учреждении Европейского сообщества). Между ДЕС и ДФЕС не существует субординации, иерархии. Они тесно взаимосвязаны и обладают равной юридической силой. Не будем забывать, что третьим основным источником современного права ЕС является Хартия ЕС об основных правах, которой ЛД (ДЕС) придал силу учредительного договора.

Цель руководителей европейской интеграции - превратить Союз в супердержаву, уважающую и обеспечивающую права государств, которые в него входят и являются важнейшими элементами перед лицом наступающей глобализации. При этом, как показывают результаты референдумов во Франции и Нидерландах по Конституции и в Ирландии по ЛД, граждане ЕС выступают против того, чтобы Союз превратился в супергосударство по типу федеративных США с сильной централизованной властью.

Европейские сообщества были международными интеграционными организациями доселе не существовавшего вида. В зарубежной специальной литературе их называют организациями международного федерализма с элементами внутреннего федерализма без потери их международной сущности. Рассматривали европейские сообщества и в качестве государствоподобного образования, и в виде несформировавшегося федеративного государства или федеративного образования.

На вопрос же о том, являлся ли прежний Европейский союз международной организацией, единого ответа нет. Его сложно классифицировать, т.е. отнести к какой-либо известной категории, поскольку это объединение было неоднородным, включало международные организации (сообщества) и две сферы сотрудничества.

В том, что касается Европейского союза, прежнего и нынешнего, учредительные договоры не содержали и не содержат положений о его юридической квалификации, предоставив доктрине труд по выработке определения сущности и природы этого объединения.

Если воспользоваться известными понятиями "федерация" и "конфедерация", оказывается, что ни одно из этих двух понятий полно не отражает природы и сущности Союза, который, по нашему мнению, представляет собой более чем конфедерацию, не становясь при этом федеративным государством.

Он более чем конфедерация, потому что, например, обладает постоянной институциональной структурой. Лиссабонский договор в число институтов включил Европейский совет, во главе которого находится постоянный (на срок 2,5 года с правом переизбрания) председатель. Высокий представитель по иностранным делам и политике безопасности приобретает по договору функции министра иностранных дел.

Право ЕС обладает верховенством по отношению к внутреннему праву членов. Нормы права ЕС чаще всего принимаются по предложению Комиссии квалифицированным большинством в Совете и совместным решением с Европейским парламентом. Существует институт гражданства Европейского союза. Граждане ЕС имеют право свободного передвижения в границах Союза, а также обладают определенными политическими правами (право избирать и быть избранными на муниципальных и общеевропейских выборах в любом государстве ЕС). Полномочия Союза распространяются на ряд важных областей. Существует общая валютная политика в пределах зоны евро (в 2015 г. 18 государств), осуществляемая Европейским центральным банком, как это происходит в федеративном государстве. С 1970 г. интеграционное объединение обладает собственными финансовыми ресурсами (бюджетом), отличными от добровольных взносов государств.

В то же время ЕС еще и не федерация, поскольку Союз состоит из суверенных государств. Гражданство Союза является дополнительным к национальному гражданству, поэтому его приобретение или утрата зависят от приобретения или утраты национального гражданства государств-членов. Строго говоря, пока Союз не имеет своей территории и границы, хотя в научном обиходе все чаще говорят о внешней границе Союза. Фактически территориальная сфера применения права ЕС ограничена государственными территориями и границами стран, входящих в состав ЕС. Сотрудничество в области внешней политики и обороны носит межгосударственный характер. Пока нет ни общесоюзных вооруженных сил, ни полноценной совместной системы охраны границ, ни единой полиции Европейского союза, и в случае необходимости ЕС для решения связанных с этим задач будет опираться на ресурсы государств-членов. К тому же, так же как и проект Конституции, Лиссабонский договор однозначно признал право выхода из Союза государств-членов.

Признаем, что невозможно однозначно классифицировать Европейский союз в рамках двух известных понятий - федерации или конфедерации. В этой связи зарубежные и отечественные юристы классифицировали природу сообществ и Союза как sui generis, т.е. явление особого рода.

В связи с трудностями классификации Европейское сообщество и Союз в порядке курьеза именуют, видимо, по аналогии с НЛО, неопознанным политическим объектом, а также федерацией государств и народов (автор терминов - бывший председатель Комиссии Жак Делор). В зарубежной правовой литературе их называют также федерацией суверенных государств. Несмотря на кажущуюся парадоксальность термина, он, как нам кажется, выражает современную сущность ЕС.

Очевидно, что Европейский союз, наднациональное и интеграционное объединение, имеет много юридических и политических черт федерации, субъекты которой сохраняют суверенитет. Федеративная сторона проявляется в наднациональных Европарламенте, Комиссии и Суде, межгосударственная природа - в Совете и Европейском совете.

Итак, учитывая сложную природу Евросоюза, предлагаем называть его федерацией суверенных государств. В то же время из-за отсутствия в теории права промежуточных (переходных) понятий между понятиями "государство" и "международная организация" закономерно предположить, что появление Сообществ, затем Европейского союза ознаменовало очевидное развитие права международных организаций.

Очевидно, что Европейский союз и в обозримом будущем сохранит свою правовую сущность чего-то среднего: он более чем международная организация, но менее чем государство в традиционном смысле.

Отметим, что традиционно отображаемые в специальной литературе черты конфедераций и федераций, государств и международных организаций характерны для законченных форм подобных феноменов теории права и государства. Однако процесс европейского строительства далеко не закончен. Он происходит на наших глазах. Мы наблюдаем Европейский союз в развитии. Может быть, разумнее, исследуя природу ЕС, не зацикливаться на общепринятых, традиционных понятиях права и с точки зрения окончательной дефиниции правовой природы ЕС целесообразно остановиться на вышеприведенных рассуждениях и оставить более точные определения будущему.

 

Контрольные вопросы

 

1. Можно ли утверждать, что понятие "европейское право" - наиболее часто применяемый синоним понятия "право Европейского союза"?

2. Что такое правовая система Европейского союза?

3. Что такое первичные и вторичные нормы права Европейского союза?

4. Когда возникло европейское право?

5. Что представляет собой Лиссабонский договор в сравнении с Договором о введении Конституции для Европы?

 

Литература

 

Бирюков М.М. Европейское право до и после Лиссабонского договора. М., 2013.

Бирюков М.М. Европейский союз, Евроконституция и международное право. М., 2006.

 

КонсультантПлюс: примечание. Монография С.Ю. Кашкина, А.О. Четверикова "Европейский союз: основополагающие акты в редакции Лиссабонского договора с комментариями" включена в информационный банк.

Кашкин С.Ю., Четвериков А.О. Европейский союз: основополагающие акты в редакции Лиссабонского договора с комментариями. М., 2008.

Европейское право: Учебник для вузов / Под ред. Л.М. Энтина. М., 2011.

Капустин А.Я. Европейский союз: интеграция и право. М., 2000.

Право Европейского союза: Учебник для бакалавров: В 2 т. / Под ред. С.Ю. Кашкина. М., 2013.

 

Глава 22. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫДЕЯТЕЛЬНОСТИ СНГ

И СУБРЕГИОНАЛЬНЫХ ГРУПП

 

22.1. Международно-правовая база функционирования СНГ

 

Международно-правовую основу СНГ составляют договоры и иные нормативные акты, заключенные государствами - членами СНГ между собой. В Содружестве Независимых Государств правовой основой (базой) являются: Соглашение о создании СНГ (8 декабря 1991 г., Минск), подписанное Россией, Белоруссией и Украиной, и Протокол к этому соглашению (21 декабря 1991 г., г. Алма-Ата), в соответствии с которым в состав Содружества вошли еще восемь стран - Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. В декабре 1993 г. к Содружеству присоединилась Грузия, которая в 2008 г. заявила о выходе из СНГ. Согласно установленной процедуре поданная Грузией заявка о выходе из состава СНГ была рассмотрена и удовлетворена; таким образом, с 2009 г. эта страна вне Содружества Независимых Государств. Тем не менее это не означает того, что Грузия не взаимодействует с государствами СНГ, к примеру, взаимовыгодное торгово-экономическое сотрудничество продолжается, внешнеэкономические соглашения не денонсированы.

Соглашением о координационных институтах СНГ от 21 декабря 1991 г. (Алма-Ата) определено, что высшими органами Содружества являются Совет глав государств (СГГ) и Совет глав правительств (СГП), что также закреплено в Уставе СНГ, принятом 22 января 1993 г. Эти органы уполномочены координировать деятельность государств - участников Содружества в сфере их общих интересов, принимать решения по наиболее важным вопросам внутренней и внешней политики.

Порядок работы СГГ и СГП, организация их заседаний, процедура подготовки и принятия документов определены Правилами процедуры, утвержденными решением СГГ от 17 мая 1996 г.

19 января 1996 г. в Москве Совет глав государств утвердил Положение о флаге и Положение об эмблеме Содружества.

Всего в рамках Содружества Независимых Государств создано 87 органов, в том числе 78 органов отраслевого сотрудничества. К уставным органам Содружества относятся: Совет министров иностранных дел (СМИД), Совет министров обороны (СМО), Экономический совет СНГ, Экономический суд СНГ, Межпарламентская ассамблея государств - участников СНГ (МПА) и т.д.

Решением Совета глав государств СНГ о совершенствовании и реформировании структуры органов Содружества Независимых Государств от 2 апреля 1999 г. утверждена схема органов СНГ.

В соответствии с Положением о Совете министров иностранных дел Содружества Независимых Государств, утвержденным решением СГГ от 2 апреля 1999 г., Совет министров иностранных дел СНГ является основным исполнительным органом, который обеспечивает сотрудничество во внешнеполитической деятельности государств - участников СНГ по вопросам, представляющим взаимный интерес, в период между заседаниями Совета глав государств, Совета глав правительств Содружества и по их поручению принимает решения.

В соответствии с Положением об Экономическом совете Содружества Независимых Государств, утвержденным решением СГГ от 25 января 2000 г., Экономический совет СНГ является основным исполнительным органом, который обеспечивает выполнение соглашений, принятых в рамках СНГ, решений Совета глав государств и Совета глав правительств о формировании и функционировании зоны свободной торговли и по другим аспектам социально-экономического сотрудничества, принимает решения по вопросам, отнесенным к его компетенции, а также по поручениям Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ.

Экономический суд СНГ в соответствии с Положением об Экономическом суде СНГ, утвержденным Соглашением Совета глав государств от 6 июля 1992 г., создан в целях обеспечения единообразного применения соглашений государств - участников СНГ и основанных на них экономических обязательств и договоров путем разрешения споров, вытекающих из экономических отношений.

В соответствии с Уставом СНГ Межпарламентская ассамблея государств - участников СНГ проводит межпарламентские консультации, обсуждает вопросы сотрудничества в рамках Содружества, разрабатывает совместные предложения в сфере деятельности национальных парламентов.

Решением Совета министров иностранных дел от 23 августа 2005 г. создан Совет постоянных полномочных представителей государств - участников Содружества при уставных и других органах Содружества, который в период между заседаниями СГГ, СГП и СМИД способствует взаимодействию государств в вопросах, представляющих взаимный интерес.

В соответствии с Положением об Исполнительном комитете Содружества Независимых Государств, утвержденным Протоколом СГГ от 21 июня 2000 г., Исполнительный комитет СНГ является единым постоянно действующим исполнительным, административным и координирующим органом Содружества Независимых Государств.

В соответствии со ст. 34 Устава СНГ на основе соглашений государств-членов о сотрудничестве в экономической, социальной и других областях могут учреждаться органы отраслевого сотрудничества, которые осуществляют выработку согласованных принципов и правил такого сотрудничества и способствуют их практической реализации. В состав органов отраслевого сотрудничества входят руководители соответствующих органов исполнительной власти государств-членов.

Итак, Содружество Независимых Государств - это объединение суверенных государств с широкой сферой совместной деятельности и развитой организационной структурой. Для правовой природы СНГ характерным является то, что его общие цели и принципы, компетенция, структура, области общих интересов имеют согласованную договорную основу. Такой основой служат учредительные документы, устав и другие многосторонние акты (договоры, соглашения, решения и т.д.), принятые в рамках СНГ.

Одна из самых важных и приоритетных задач, которую поставили перед собой государства СНГ, - всестороннее и сбалансированное экономическое и социальное развитие государств в рамках общего экономического пространства, а также межгосударственная кооперация и интеграция. Экономическое сотрудничество за период существования стран Содружества Независимых Государств осуществлялось под воздействием разных факторов, в том числе снижения объемов взаимного товарооборота России со странами СНГ, сокращения доли товарооборота со странами СНГ и увеличения торговли с третьими странами, присоединения ряда стран к ВТО (Киргизии, Молдавии, Грузии, Армении, Украины; Россия вступила в ВТО в 2012 г.) и активных переговоров о присоединении к ВТО других стран СНГ, за исключением Туркмении и постепенной экономической и политической переориентации некоторых стран СНГ на Запад (США, ЕС, НАТО).

В Содружестве Независимых Государств интеграционный процесс имеет разноскоростную направленность и разнонаправленный характер. Это выражается в формировании субрегиональных групп в рамках СНГ: Союзное государство России и Белоруссии, ЕврАзЭС/ЕАЭС, ЕЭП, ГУАМ.

 

22.2. Союзное государство России и Белоруссии

 

Российская Федерация и Республика Беларусь, руководствуясь волей народов России и Беларуси к единению и опираясь на общность их исторических судеб, заботясь о жизненных интересах своих граждан, будучи убеждены в том, что образование Союзного государства позволит объединить усилия в интересах социального экономического прогресса обоих государств, движимые стремлением продолжить развитие интеграционных процессов, заложенных Договором об образовании Сообщества России и Белоруссии от 2 апреля 1996 г., Договором о Союзе Беларуси и России от 2 апреля 1997 г., Уставом Союза Беларуси и России от 23 мая 1997 г., а также реализуя положения Декларации о дальнейшем единении России и Беларуси от 25 декабря 1998 г., подтверждая приверженность целям и принципам Устава ООН и желание жить в мире и добрососедстве с другими государствами, действуя в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, договорились о создании Союзного государства, которое знаменует собой новый этап в процессе единения народов двух стран в демократическое правовое государство (Договор от 8 декабря 1999 г.).

Союзное государство образовали страны, имеющие друг с другом наиболее тесную кооперацию. Так, для Белоруссии Россия - самый крупный (порядка 60% общего оборота) партнер как по экспорту, так и по импорту. Для России Белоруссия - второй по значимости (по некоторым направлениям после Украины или после Казахстана) партнер в СНГ.

Основными торговыми партнерами Беларуси среди государств - участников СНГ по результатам 2010 г. были Россия и Украина.

Удельный вес России в общем объеме экспорта Беларуси в государства - участники СНГ составил 72,7% и в общем объеме импорта из СНГ - 88%, Украины - соответственно 19 и 9,2%.

Экспорт Беларуси в Россию в 2010 г. увеличился на 46,1% в стоимостном выражении и на 29,2% в натуральном выражении; импорт увеличился на 8% в стоимостном выражении и сократился на 12,9% в натуральном выражении, что привело к уменьшению товарного дефицита на 17,6%.

В соответствии с Договором о создании Союзного государства 1999 г. целями Союзного государства являются:

- обеспечение мирного и демократического развития братских народов государств-участников, укрепление дружбы, повышение благосостояния и уровня жизни;

- создание единого экономического пространства для обеспечения социально-экономического развития на основе объединения материального и интеллектуального потенциалов государств-участников и использования рыночных механизмов функционирования экономики;

- неуклонное соблюдение основных прав и свобод человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права;

- проведение согласованной внешней политики и политики в области обороны;

- формирование единой правовой системы демократического государства;

- проведение согласованной социальной политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

- обеспечение безопасности Союзного государства и борьба с преступностью;

- укрепление мира, безопасности и взаимовыгодного сотрудничества в Европе и во всем мире, развитие Содружества Независимых Государств.

Для реализации целей Союзного государства созданы: Высший государственный совет, Парламент, Совет министров, Суд, Счетная палата Союзного государства.

Государственную власть в государствах-участниках осуществляют образованные ими в соответствии с их конституциями государственные органы.

С учетом добровольно переданных Союзному государству полномочий каждое государство-участник сохраняет свое государственное устройство, суверенитет, независимость, территориальную целостность и другие атрибуты государственности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: