Начало и ход крестовых походов




 

Начало крестовых походов провозгласил на Клермонском соборе в 1095г. папа Урбан II. Он был одним из деятелей клюнийской реформы и многие заседания собора посвящал обсуждению бед и пороков, мешающих церкви и клиру. 26 ноября, когда собор уже завершил работу, Урбан обратился к огромной аудитории, насчитывавшей, вероятно, несколько тысяч представителеей высшей знати и клириков, и призвал начать войну против неверных мусульман, с тем, чтобы освободить Святую Землю. В своей речи папа подчеркивал святость Иерусалима и христианских реликвий Палестины, говорил о разграблении и поругании, которым они подвергаются со стороны турок, и обрисовал картину многочисленных нападений на паломников, а также упомянул об опасности, грозящей братьям-христианам в Византии. Затем Урбан II призвал слушателей взяться за святое дело, пообещав всем, кто отправится в поход, отпущение грехов, а всякому, сложившему в нем голову – место в раю. Папа призвал баронов прекратить губительные междоусобицы и обратить свой пыл на богоугодное дело. Он дал понять, что крестовый поход предоставит рыцарям широкие возможности для обретения земель, богатств, могущества и славы – все за счет арабов и турок, с которыми христианское воинство легко разделается[4].

Папа Урбан II повелел клиру разнести его призыв по всей Западной Европе. Архиепископы и епископы призвали откликнуться на него своих прихожан, а проповедники, вроде Петра Пустынника и Вальтера Голяка, донесли слова папы и до крестьян.

Сам по себе Первый поход, начавшийся весной 1096 года, делится на две части - так называемый «поход бедноты» и собственно рыцарский поход. Прежде всего, в поход стихийно ринулись, привле­ченные обещаниями безбедной жизни, крестьянская беднота и представители маргинальных городских слоев. Костяк этого похода составили бедняки се­верной и средней Франции, привлеченные речами Петра Пустынника. К ним примкнули и крестьяне из ряда районов западной Германии. Собравшиеся толпы пилигримов (как они себя называли) в ко­личестве примерно 30 тысяч человек, практически не вооруженные, двинулись в сторону Константинополя. Душевный порыв этой массы был весьма велик - по свидетельствам современников, многие крестьяне продавали все свое имущество, дома, оставляя себе лишь орудия труда, и в таком виде, с семьями направлялись в неизведанные края. Во главе этого «похода бедноты» стал Петр Пустын­ник и неимущий рыцарь Вальтер Голяк. Неоргани­зованная толпа продвигалась по старому пути па­ломников - по Рейну и Дунаю, зачастую дотла ра­зоряя местности, через которые она проходила, по­скольку о снабжении продовольствием и транспор­том этой вольницы никто заблаговременно не поза­ботился.

В начале 1098г. предводитель одного из рыцарских отрядов Балдуин Фландрский завладел богатым городом Эдессой и основал первое государство крестоносцев – графство Эдесское. Тем временем главное войско крестносцев вступило в Сирию и осадило Антиохию – один из крупных и хорошо укрепленных городов. Крестоносцам удалось взять Антиохию только в результате измены начальника одной из крепостных башен. Так было основано второе государство крестоносцев – княжество Антиохийское.

Из Сирии войско двинулось в Палестину. Летом 1099г. крестоносцы штурмом взяли Иерусалим, учинив в городе разгром. Резня, которую они устроили по­сле взятия города, превзошла по своей жестокости антиохийскую. Даже участники похода и латинские авторы, писавшие об истории этого времени не­сколько десятилетий спустя и, безусловно, оправды­вавшие действия своих соотечественников, не умол­чали о десятках тысяч мусульман, в том числе жен­щинах и детях, которые были убиты после заверше­ния штурма, не найдя спасения даже в мечетях. В городе была захвачена огромная добыча. «После великого кровопролития, - писал один из участни­ков похода, - крестоносцы разбрелись по домам го­рожан, захватывая все, что в них находили. Всякий, кто входил в дом первым... присваивал и самый дом или дворец, и все, что в нем находилось, и владел всем этим как собственным». Жестокость, которую крестоносцы проявили в Иерусалиме, потрясла и ожесточила весь мусульманский мир.

Вскоре после взятия Иерусалима крестоносцы овладели значительной частью восточного побережья Средиземного моря. При помощи флота венецианцев, генуэзцев и пизанцев, которые присоединились к крестоносному движению в надежде извлечь из него выгоду, они захватили многие портовые города. К началу XVII века на Востоке образовалось четыре государства крестоносцев: на территории Южной Сирии и в Палестины – королевство Иерусалимское во главе с Голфридом Бульонским, к северу от него – графство Триполи, княжество Антиохийское и графство Эдесское.

Поделив между собой новые владения, крестоносцы установили в них феодальные порядки, во многом схожие с теми, которые существовали на их родине. Местные крестьяне превратились в лично зависимых, обязанных отдавать господам в виде оброка от трети до половины урожая зерновых и определенную часть фруктов, олив, винограда. Они подвергались жестокой эксплуатации и были совершенно бесправны. Поэтому вся история государств крестоносцев заполнена непрерывной борьбой местного крестьянства против пришлых господ.

В основе политического строя крестоносных государств лежала феодальная иерархия. Первым среди сеньоров считался король Иерусалимский. В вассальной зависимости от него находились три остальных государя, но фактически они были самостоятельны. Вся территория разделялась на рыцарские феоды разной величины, владельцы которых были связаны отношениями вассалитета. Вассалы должны были нести военную службу сюзерену. При этом в отличие от западноевропейских обычаев король имел право требовать ее в течение всего года, так как государства крестоносцев постоянно находились в состоянии войны с соседями. Бароны и другие вассалы обязаны были участвовать в заседаниях феодального совета – ассизах или куриях. Королевская курия – «высокая палата», состоявшая из крупных феодалов, одновременно являлась и феодальным судом, и военно-политическим советом. Она ограничивала королевскую власть. Без ее согласия король не мог принять ни одного важного решения.

Большую выгоду от завоеваний крестоносцев на Востоке получили итальянские торговые города. Пизанские, генуэзские, венецианские купцы заняли в портовых городах отдельные кварталы. Они подчинялись специальным консулам, которые назнача­лись властями их родных городов. Из Европы сухим и морским путем они везли в государства крестонос­цев хлеб, оружие, лошадей, ткани. В обратный путь их корабли и повозки загружались бесценными то­варами Востока - пряностями, сахаром, фруктами, вином, хлопком, красками, драгоценными камнями, стеклом, шелком. Многие итальянские купцы под­чинили себе даже городских ремесленников, кото­рые специально для них производили изысканные изделия, шедшие исключительно на рынки Европы. Между купцами из разных итальянских республик постоянно шло торговое соперничество, порой пере­раставшее в вооруженные конфликты.

Хотя торговля играла большую роль в хозяйственной жизни Иерусалимского королевства, она не способствовала развитию политической централизации в государстве, так как она была ориентирована на развитие внешнего рынка, а не созданию экономических связей внутри государств крестоносцев.

Церковь приобрела в государствах крестоносцев огромные земельные владения. Католические иерархи составили влиятельную часть феодалов на Востоке. Они собирали большие средства и не платили налоги.

Государства крестоносцев были очень непрочными. С юга им угрожал Египет. С Востока государства крестоносцев то и дело подвергались нападениям сельджукских эмиров. К тому же сами завоеватели враждовали друг с другом.

С целью упрочения положения владений вскоре после Первого крестового похода были созданы особые организации – духовно-рыцарские ордены: тамплиеров и иоаннитов (или госпитальеров). В конце XII века возник еще Тевтонский орден, объединявший немецких рыцарей. Ордены были полувоенными-полумонашескими объединениями. Под монашеским плащом (у тамплиеров – белого цвета с красным крестом, у госпитальеров – красного с белым крестом, у тевтонских рыцарей – белого с черным крестом) скрывались рыцарские латы. Задачей орденов являлась оборона и расширение владений крестоносцев, а также подавление выступлений местного населения. Ордены имели строго централизованное устройство. Они возглавлялись великими магистрами и подчинялись непосредственно папе, не завися от местных властей. Они пользовались множеством привилегий и со временем стали богатейшими землевладельцами не только на Востоке, но и в Западной Европе.

В XII веке ордены являлись наиболее мощной и сплоченной силой Иерусалимского государства. Однако их независимое положение, распри с другими феодалами и между собой в конечном итоге привели к еще большему ослаблению государств крестоносцев.

В результате внутренней слабости крестоносных государств и начавшего сплочения мусульманских княжеств христиане стали терять свои владения од­но за другим. В 1144 году эмиром Мосула Зенги (Занги) была взята важнейшая крепость - Эдесса. Эдесское княжество пало. Захват этого города вызвал в Европе бурную реакцию. Печаль по пово­ду падения первой цитадели крестоносцев на Вос­токе перемежалась с активными призывами к началу Второго крестово­го похода.

Духовным вождем этого похода выступил зна­менитый французский богослов, деятель монаше­ского движения Бернард Клервоский. В Европе бы­ло объявлено о введении особого налога на снаря­жение крестоносного воинства. Впервые со времен начала крестовых походов эту экспедицию возгла­вили коронованные особы - король Франции Лю­довик VII и правитель Германской империи Кон­рад III. Помимо рыцарей в этом походе приняли участие и крестьяне из охваченных голодом районов Европы. Однако рыцарское войско уже смотрело на них как на обузу. Когда выяснилось, что сухопут­ная дорога через Малую Азию слишком трудна и опасна, рыцари сели на корабли, бросив крестьян на произвол судьбы. Почти все они погибли. Интересно, что в этом походе помимо мужчин приняли участие и многие супруги европейских фео­далов. Вместе с Людовиком приняла крест и его жена Элеонора Аквитанская. Для дам французского двора, поехавших с ней на Восток, это предприятие казалось поначалу увеселительной прогулкой. Многие из них взяли с собой лучшие наряды, придворных поэтов и т.д. Но во время пере­хода через Малую Азию с большей частью груза пришлось расстаться. Огорошенные невиданными трудностями, они остались в Антиохии, а остальное войско двинулось дальше. Результаты этого похода, предпринятого с ог­ромной затратой сил, были плачевными. Своими грабежами крестоносцы восстановили против себя Византию. Потеряв по дороге часть ополчения, они пытались взять Дамаск. О походе в южные земли речи не было. Их усилия оказались тщетны. Баро­ны Иерусалимского королевства, для которых было выгодно жить с правителем Дамаска в мире, не толь­ко не помогали им, но всячески расстраивали их пла­ны. Не добившись поставленной цели, Людовик VII и Конрад III бесславно вернулись в Европу.

После завершения Второго похода ситуация на Ближнем Востоке резко изменилась в пользу му­сульман. Во второй половине XII века произошло объединение в одно государство Египта, части Си­рии и части Месопотамии. Во главе этого государ­ства стал султан Саладин, курд по происхождению.

Разгромив в 1187 году крестоносцев при Тивериадском озере, он в короткое время захватил Иерусалим. Эти события дали толчок к началу Третьего крестового похода.

Относительный временный успех Третьего кре­стового похода явно свидетельствовал о том, что ев­ропейские государства не остановятся на достигну­том. Однако к началу XIII века стало ясно, что их правители, да и все феодалы уже не придержива­лись на деле провозглашенной ими цели - освобо­ждения христианских святынь. Взоры крестоносцев все чаще направлялись в сторону Византии, с само­го начала крестоносного движения пребывавшей в постоянном конфликте с западными «единоверца­ми». Это государство уже не могло сопротивляться массированному нашествию всех своих врагов, да и внутренние усобицы, особенно династические пере­вороты, делали ее весьма привлекательной в качест­ве объекта нападения. Большую и, увы, весьма не­приглядную роль в Четвертом крестовом походе, в частности, в изменении его направления на Кон­стантинополь вместо предполагаемого Египта, сыг­рала извечная торговая противница Византии - Венеция. Именно благодаря ее усилиям войска кре­стоносцев не пошли дальше Константинополя, а уча­стие европейских держав во внутриполитической борьбе вокруг имперского престола сделали возмож­ным завоевание некогда сильного государства.

После завершения Четвертого крестового похода крестоносное движение пошло на убыль. Несмотря на активность папского пре­стола, его пропаганда за редким исключением уже не находила постоянной и действенной поддержки, привлекавшей различные слои европейского общества к участию в походе за полвека до этого. Пос­ле военных поражений во Фракии и Малой Азии в начале XIII века многие рыцари уже не видели гарантий безбедного и безопасного существования в этих землях. В связи с ростом городов, окончанием полосы стихийных бедствий и эпидемий внутренняя ситуация в Европе значительно улучшилась. Ос­новная часть буйной феодальной вольницы уже покинула европейские земли и по большей части на­зад не вернулась, сняв в значительной мере ту на­пряженность, возникновению которой она так силь­но способствовала. Европейские феодалы и католи­ческая церковь вновь открыли для себя сферу при­менения военно-политических сил на другом напра­влении - в Прибалтике, действуя огнем и мечом против прибалтийских и славянских народов. Торго­вые города Италии заключили выгодные договора с мусульманскими правителями и больше не нужда­лись в особой военной поддержке.

В XIII веке было предпринято еще несколько крестовых походов, однако они фактически ничего не изменили в положении дел на Востоке. Во время Восьмого крестового похода среди крестоносцев вспыхнула эпидемия, от которой погиб и сам король Людвиг IX, возглавлявший поход. После этой неудачи призывы папства к новым крестовым походам не имели успеха. Одно за другим владения крестоносцев на Востоке переходили к мусульманам. В конце XIII века Иерусалимское королевство перестало существовать.

Крестоносное движение, причинившее столько разрушений и бедствий народам Востока и стоившее огромных жертв западным странам, изжило себя и прекратилось. Причиной этого было не только то, что в католическом мире разочаровались в успехах крестовых походов. Коренным образом изменились жизненные условия отдельных слоев феодального общества в Западной Европе. С укреплением королевской власти рыцарство нашло себе лучшее применение на службе у королей или в менее рискованных, чем крестовые походы, военных предприятиях. Для крестьян в условиях развития товарно-денежных отношений и роста городов открывалась возможность приобрести большую хозяйственную самостоятельность или уйти в город. Они разочаровались в наивных надеждах избавиться от феодального гнета, уйдя за море, и становились на путь более активной борьбы. Купцы североитальянских городов тоже потеряли стимулы участвовать в рискованных крестоносных походах и теперь предпочитали заключать с мусульманскими правителями выгодные торговые соглашения, добиваясь прочных позиций на рынках Востока.

Важнейшую роль сыграли политические перемены на Востоке – объединение мусульманских княжеств под эгидой Египта. Крестоносцам нечего было помышлять о новых захватах, они с трудом обороняли остатки своих владений.

 

 

Итоги крестовых походов

 

Хотя крестовые походы не достигли поставленной цели и, начатые при всеобщем воодушевлении, завершились крушениями и разочарованием, они составили целую эпоху в европейской истории и оказали серьезное влияние на многие стороны европейской жизни.

Самую большую выгоду из крестовых походов извлекли купцы и ремесленники итальянских городов, которые обеспечивали армии крестоносцев снаряжением, провиантом и транспортом. Кроме того, итальянские города, прежде всего Генуя, Пиза и Венеция, обогащались за счет торговой монополии в странах Средиземноморья.

Итальянские купцы установили торговые связи с Ближним Востоком, откуда вывозили в Западную Европу различные предметы роскоши – шелка, пряности, жемчуг и т.п. Спрос на эти товары приносил сверхприбыли и стимулировал поиски новых, более коротких и безопасных путей на Восток. В конечном счете эти поиски привели к открытию Америки. Крестовые походы сыграли также чрезвычайно важную роль в зарождении финансовой аристократии и способствовали развитию капиталистических отношений в итальянских городах.

В крестовых походах погибли тысячи крупных феодалов, кроме того, множество знатных родов разорилось под бременем долгов. Все эти потери в конечном счете способствовали централизации власти в западноевропейских странах и ослаблению системы феодальных отношений.

Если первые походы способствовали укреплению авторитета римского папы, взявшего на себя роль духовного лидера в священной войне против мусульман, то 4-й крестовый поход дискредитировал власть папы даже в лице такого ее выдающегося представителя, как Иннокентий III. Деловые интересы нередко оказывались выше религиозных соображений, заставляя крестоносцев пренебрегать папскими запретами и вступать в деловые и даже дружеские контакты с мусульманами.

При столкновении западного мира с восточной цивилизацией в ходе Крестовых походов в Европу было привнесено много нового.

Несомненно, что западная культура могла бы обогатиться гораздо больше, если бы не ограниченность некоторых деятелей крестоносного движения. Священнослужители предавали огню книги из арабских библиотек; крестоносцы, обуреваемые жаждой добычи, уничтожали многие памятники искусства в завоеванных городах.

Тем не менее Запад перенял у народов Востока многие технические достижения: ветряные мельницы, усовершенствованное водяное колесо, бумагу. С конца VII века на Западе стала применяться голубиная почта. С Востока в европейские страны пришли такие сельскохозяйственные культуры, как абрикосы, лимоны, арбузы, рис, гречиха. Начал употребляться сахар, добываемый из сахарного тростника.

Вероятно, восточная техника оказала немалое влияние на текстильную промышленность и на обработку металлов. Ряд тканей, которые начали изготовляться на Западе, носит восточные названия (дамаск, муслин и т.д.). Текстильная промышленность Запада во многом зависела от ввозимых с Востока товаров. Оттуда прибывали шелк, хлопок, ряд красящих веществ.

Были заимствованы некоторые предметы вооружения, например, арбалет, а также труба и барабан. В Европе распространились и некоторые восточные обычаи: омовение рук перед едой, ношение бороды, горячие бани, обычай носить гербы на щитах и т.д.

Еще сложнее вопрос о влиянии крестовых походов на общественный строй Западной Европы. Изменились потребности господствующего класса. Побывавшие на Востоке рыцари уже не довольствовались грубой домотканой одеждой и плохим вином, выжатым на своих виноградниках, не удовлетворялись своими тесными и неуютными замками. Потребности их теперь увеличились, а вместе с тем умножились способы удовлетворения их благодаря росту товарооборота с Востоком, откуда привозились предметы роскоши, дорогие и редкие вина, а также пряности, на которые был большой спрос в высших классах европейского общества.

Но если крестовые походы оказали известное влияние на культуру Западной Европы, познакомив европейцев с более высокой культурой Востока, то восточным странам они принесли лишь разгром и разорение. В странах мусульманского Востока крестоносцы оставили память о своем варварстве и жестокости. Имя христиан-европейцев, «франков», стало ненавистным и презираемым на Востоке.

Когда-то было принято считать, что именно крестовые походы подвели Европу к Возрождению, однако сейчас такая оценка представляется большинству историков завышенной. Что они несомненно дали человеку Средневековья, так это более широкий взгляд на мир и лучшее понимание его многообразия.

Крестовые походы получили широкое отражение в литературе. О подвигах крестоносцев в Средние века было сложено несчетное количество поэтических произведений. Среди них встречаются подлинно великие произведения, как, например, «История священной войны», описывающая подвиги Ричарда Львиное Сердце, или предположительно сложенная в Сирии «Песнь об Антиохи», посвященная 1-му крестовому походу. Новый художественный материал, рожденный крестовыми походами, проникал и в древние легенды. Так, получили продолжение раннесредневековые циклы о Карле Великом и короле Артуре.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, под общим именем крестовых походов обозначают военно-колонизационными предприятия европейцев на Востоке в XI – XIII вв.

В крестовых походах принимали участие самые различные социальные группы феодального общества, и причины, которые заставляли их двигаться на Восток, были различны, хотя их всех объединял один лозунг – освобождение христианских святынь. Для крупных феодалов и рыцарства главным мотивом была нажива, захват земель и богатой добычи. Крупные сеньоры стремились создать на Востоке самостоятельные княжества, а участвовавшие в походах монархи западных стран – колониальные владения. Духовенство ожидало доходных церковных должностей и богатых приходов. Папство, выступая в роли единого руководителя, преследовало цель укрепить свое верховенство не только над католической церковью, но и над всеми западными государствами, а также распространить влияние римского престола в странах Востока.

Для крестьян уход в далекие страны давал надежду обрести свободу, может быть, и разбогатеть. Эти надежды оказались тщетными, и последующие крестовые походы уже не вызывали среди бедноты прежнего энтузиазма. Они стали чисто завоевательными походами феодалов и королей отдельных государств. Потеряли свое прежнее значение и религиозные мотивы походов, превратившихся в обычные грабительские экспедиции.

Крестовые походы принесли много бедствий и разрушений. Однако, они оказали и некоторое положительное влияние на общественное развитие Западной Европы, ускорив те социально-экономические процессы, которые начались уже раньше. Они благоприятствовали росту торговли, ремесла и распространению товарно-денежных отношений на Западе. Ускорился процесс замены натуральной ренты денежной, что способствовало ослаблению крепостной зависимости крестьян. Но вместе с тем рост потребностей у феодалов вызывал усиление эксплуатации крестьян, что приводило к обострению классовой борьбы.

Длительное общение с населением, обладавшим более высокой материальной и духовной культурой, способствовало распространению в Западной Европе многих достижений Востока в области хозяйства и быта.

Крестоносные идеи вскоре утратили прямую связь с походами в Святую землю и стали использоваться в самых разных предприятиях католической церкви. Римская курия приспособила крестоносные призывы для защиты своих политических интересов внутри Западной Европы. Различные феодальные группировки прибегали к идеям крестовых походов в своих целях.

В итоге крестоносные принципы стали универсальными в католическом мире, и любое военное мероприятие, санкционированное апостольским престолом, возводилось в ранг Крестового похода.

А сами крестовые походы, наверное, всегда будут волновать воображение ученых.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ С ПИСОК

Источники

Опубликованные

1. Лемерль П. История Византии / пер. с фр. Т.Б. Пошерстник // На перекрестке цивилизаций. – М.: Весь мир, 2006.

2. Куглер Б. История крестовых походов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. – 512с.

3. Мишо Ж.-Ф. История крестовых походов / пер. с фр. – Од.: Студия Негоциант, 2004. – 232с.

4. Эпоха крестовых походов / под ред. Э. Лависса, А. Рамбо. – М.: АСТ; СПб.: Полигон, 2005.

5. Ахенский Альберт Движение первых пилигримов до начала похода. 1095-1097.

 

Литература

6. Алябьева И.А. Всемирная история: крестовые походы. – М., 1999.

7. Васильев А.А. История Византийской империи: От начала Крестовых походов до падения Константинополя. - СПб, 2000.

8. Виймар П. Крестовые Походы: Миф и реальность священной войны. СПб, 2006.

9. Доманин А.А. Крестовые походы. Под сенью креста. – М.: Центрполиграф, 2003 – 429с.

10. Грицак Е.Н. Краткая история крестовых походов. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002. – 480с.

11. Егер О. Всемирная история: в 4 т. Т.2. Средние века. – М.: АСТ, 2000. – 696с.

12. Заборов М. Крестовые походы. - М., 1956.

13. Заборов М. Историография крестовых походов (XV–XIX вв.). - М., 1971

14. Заборов М. Крестом и мечом. - М., 1979.

15. Заборов М. Крестоносцы на Востоке. - М., 1980.

16. История средних веков / сост. М.М. Стасюлевич. – СПб; М.:Полигон: Аст, 1999. – 1376с.

17. Кулидж Оливия Крестовые походы. – М.: Центрполиграф, 2002. – 221с.

18. Литаврин Г.Г. Византия, Болгария, Древняя Русь (IХ – нач. ХII в.). – СПб: Алетейя, 2000.

19. Лучицкая С.И. Образ другого: мусульмане в хрониках крестовых походов. – СПб.: Алетейя, 2001. – 412с.

20. Поляков А. В краю уцелевших тамплиеров / А.Поляков // Эхо планеты. – 2009. - №13. – С.38-42.

21. Райт Д.К. Географические представления в эпоху крестовых походов: исследование средневековой науки и традиции в Западной Европе. – М.: Наука, 1988. – 478с.

22. Успенский Ф.И. Очерки по истории византийской образованности. История крестовых походов. - М.: Мысль, 2001.

23. Шестаков А. Меченосцы: ливонские походы: хроника XIII в./ А.Шестаков // Исторический журнал. – 2007. - №1. – С.52-73.

 


[1] Заборов М. История крестовых походов в документах и материалах. - М., 1977. – С. 192.

[2] Мишо Ж.-Ф. История крестовых походов / пер. с фр. – Од.: Студия Негоциант, 2004. – С. 274.

[3] Мишо Ж.-Ф. История крестовых походов / пер. с фр. – Од.: Студия Негоциант, 2004. – С. 275.

[4] Эпоха крестовых походов. - М., 1914. – С. 165.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: