ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ




Таблица 1

Классификация трансформаторов по различным признакам
I. По функциональному назначению.
1. Силовые служат для питания звеньев САУ переменным током. Выделяют: ТПП – для питания полупроводниковых схем; ТАН – анодно-накальных схем. 2. Согласующие, служат для согласования входных и выходных сопротивлений элементов САУ. По положению в схеме выделяют: входные, выходные, промежуточные. 3. Специальные, служат для передачи в цепях САУ сигналов различной формы и длительности. Выделяют: импульсные, выпрямительные, автотрансформаторы, измерительные.  
II. По схемно-электрическим признакам.
1. По числу обмоток: а) однообмоточные; б) двухобмоточные; в) многообмоточные. 2. По рабочей частоте: а) пониженная (f <50Гц); б) промышленная (f=50Гц) в) повышенная (f >50Гц). 3. По величине напряжения: а) низковольтные U≤103В б) высоковольтные U>103В.
III. По конструктивным признакам.
1. По конструкции магнитопровода:
а) броневые, Ш-образные     б) стержневые  
П-образные   Т-образные  

 

в) тороидальные, O-образные.  
2. По виду сердечника:
а) шихтованные в стык или в нахлестку (см. п. 1 а, б) б) ленточные
П-образный Ш-образный  
Т-образный О-образный

 

в) прессованные из ферромагнитных порошковых материалов.  
3. По виду обмоток:
а) простая концентрическая обмотка ВН -высокого напряжения, НН –низкого напряжения; б) дисковые или чередующиеся  
                   
Функциональное назначение Схемно-электрические признаки Конструктивные признаки Способ управления
Конструкция ротора Тип магнитопровода
Силовые или исполнительные двигатели Трехфазные асинхронные а) с ротором «беличья клетка» б) с фазным ротором а) Короткозамкнутый ротор с обмоткой «беличья клетка» б) фазный ротор Неявнополюсные с внешним статором       Неуправляемые силовые или исполнительные управляемые по частоте и амплитуде напряжения питания
Двухфазные исполнительные асинхронные Полый немагнитный или ферромагнитный ротор Неявнополюсные с внешним и внутренним статором   а) Амплитудное: Uy=var, β=90˚ б) Фазовое: β=var, Uy=const в) Амплитудно-фазовое: Uy=var, β=var
Силовые или исполнительные двигатели а) Синхронные трехфазные двигатели с электромагнитным возбуждением б) Синхронные трехфазные двигатели с магнитоэлектрическим возбуждением а) Ротор с постоянными магнитами б) Ротор с обмоткой возбуждения, соединенной с контактными кольцами Явнополюсные (с полюсами на якоре) Неуправляемые силовые или исполнительные управляемые по частоте и амплитуде напряжения питания
Исполнительные шаговые двигатели m – фазные многополюсные синхронные дискретного действия Зубчатые: а) активный ротор (возбуждение от постоянных магнитов); б) пассивный ротор (невозбужденный) Явнополюсные: с активным ротором; индукторного типа с пассивным ротором Полюсное управление импульсами напряжения необходимой величины и частоты
Информационные машины, преобразующие механические величины в электрические сигналы Тахогенераторы. Преобразуют частоту вращения в напряжение, по конструкции аналогичны двухфазным асинхронным двигателям с полым ротором
Сельсины. Служат для дистанционной передачи угла поворота или вращения вала ротора, по конструкции аналогичны асинхронным двигателям с фазным ротором (статорные обмотки однофазные или трехфазные, обмотки ротора трехфазные, соединены с контактными кольцами)
Вращающиеся трансформаторы (ВТ). Служат для получения напряжений, пропорциональных углу поворота ротора, синусу или косинусу угла поворота ротора, по конструкции аналогичны асинхронным двигателям. Статор с двухфазной обмоткой, ротор фазный с двумя обмотками, соединенными с контактными кольцами. ВТ могут быть бесконтактными.

Классификация, конструктивные и электрические принципиальные схемы машин постоянного тока приведены в таблице 2

Таблица 2

 

Функциональное назначение Схемно-электрические признаки Конструктивные признаки Способ управления
Конструкция ротора Тип магнитопровода
Силовые или исполнительные двигатели Коллекторные с электромагнитным возбуждением Ротор барабанного типа Явнополюсные (с полюсами на статоре) а) Якорное управление Uя=var; б) Полюсное управление Uв=var;
Исполнительные двигатели Коллекторные с магнитоэлектрическим возбуждением Полый немагнитный ротор с коллекторной обмоткой Неявнополюсные с внутренним статором   Якорное управление Uя=var
Силовые или исполнительные двигатели   Бесконтактные Ротор - постоянный магнит   Явнополюсные   Управление за счет изменения частоты и длительности импульса сигнала, подаваемого на коммутатор
Информационные машины Тахогенераторы. Преобразуют частоту вращения в напряжение, по конструкции аналогичны коллекторным двигателям.

 


ОБЪЕКТЫИ ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ

 

План работы с объектом исследования:

1. Конструктивная схема

2. Электрическая принципиальная схема

3. Классификация:

а) по функциональным признакам

б) по схемно-электрическим признакам

в) по конструктивным признакам

4. Принцип действия на основе физических законов.

 

Объекты исследования:

1. Однофазный трансформатор.

2. Асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором «беличья клетка».

3. Асинхронный двигатель с фазным ротором.

4. Асинхронный двигатель с полым ротором.

5. Синхронный двигатель.

6. Двигатель постоянного тока с электромагнитным возбуждением.

7. Двигатель постоянного тока с магнитоэлектрическим возбуждением.

 

СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА

 

Для каждого объекта исследования согласно плану работы составить, используя таблицы 1-2:

1. Конструктивную схему

2. Электрическую принципиальную схему

3. провести классификацию по

a. функциональным признакам

b. схемно-электрическим признакам

c. конструктивным признакам

4. Описать принцип действия на основе физических законов.

Теоретический материал для оформления отчета дополнительно изложен в лабораторных работах №12-16

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 12

ИССЛЕДОВАНИЕ ОДНОФАЗНОГО СИЛОВОГО

ТРАНСФОРМАТОРА

ЦЕЛЬ РАБОТЫ

1. Изучить устройство и принцип действия силового трансформатора.

2. Освоить методику опытного определения коэффициента трансформации и потерь в стали магнитопровода.

3. Исследовать влияние тока нагрузки на величины вторичного напряжения и коэффициентов полезного действия.

 

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Трансформатором называется статический электромагнитный аппарат, предназначенный для преобразования электрической энергии переменного тока одного напряжения в электрическую энергию переменного тока другого напряжения при неизменной частоте посредством электромагнитной индукции.

Трансформатор состоит из замкнутого ферромагнитного магнитопровода и уложенных на его стержнях двух или нескольких обмоток. Магнитопровод трансформатора для снижения потерь на вихревые токи собирают из тонких, изолированных друг от друга листов электротехнической стали. Двухобмоточный трансформатор имеет обмотку высшего напряжения (ВН с большим числом витков и обмотку низшего напряжения (НН) с меньшим числом витков. Обмотка, к которой подводится электрическая энергия, называется первичной, а обмотка, от которой отводится электрическая энергия к приемнику, называется вторичной.

 
 

Конструктивная схема двухобмоточного трансформатора показана на рис.1. При подключении первичной обмотки кисточнику синусоидального тока с напряжением по ней пойдет электрический ток i,(I),который создаст в магнитопроводе основной магнитный поток F(t). Переменный магнитный поток F(t), замыкаясь по магнитопроводу, пронизывает обе обмотки и в соответствии с законом электромагнитной индукции наводит в них ЭДС. Их мгновенные значения определяются выражениями:

и

где W1, W2- числа витков первичной и вторичной обмоток.

ЭДС е1(t) уравновешивает приложенное напряжение U1(t), а действие

ЭДС е2(t) приводит к появлению на зажимах вторичной обмотки напряжения U2(t)и при подключении нагрузки к протеканию в ней тока i 2 ,(t). Таким образом, посредством магнитного поля осуществляется передача электрической энергии от первичной цепи ко вторичной.

Режим работы трансформатора без нагрузки, т.е. при разомкнутой вторичной обмотке ( ) называется холостым ходом трансформатора.

Действующие значения ЭДС в первичной и вторичной обмотках определяются выражениями:

где - амплитудное значение магнитного потока, Вб;

f – частота переменного тока, Гц.

Одним из основных параметров трансформатора является коэффициент трансформации П, определяемый как отношение напряжения на обмотке ВН к напряжению на обмотке НН при холостом ходе трансформатора

.

В данной лабораторной работе исследуется понижающий трансформатор, у которого обмоткой ВН является первичная обмотка, поэтому, учитывая, что в режиме холостого хода U1=E1 и UZX=EZ для него справедливо выражение

Ток, проходящий по первичной обмотке трансформатора в режиме холостого хода, называется током холостого хода I1X. Его часто выражают в процентах от номинального тока I1НОМ:

Для силовых трансформаторов величина составляет обычно 1...10 %.

Процесс преобразования энергии в трансформаторе сопровождается электрическими и магнитными потерями.

Магнитные потери - это потери энергии на перемагничивание магнитопровода и нагревание его вихревыми токами. Величина магнитных потерь при фиксированной частоте зависит только от значения магнитной индукции в магнитопроводе, которая в свою очередь определяется направлением, приложенным к первичной обмотке, и, следовательно, не зависит от нагрузки. Мощность магнитных потерь Δ?M примерна равна активной мощности, потребляемой трансформатором из сети в режиме холостого хода, т.е. Δ?M = РX.

Для уменьшения потерь от вихревых токов магнитопровод трансформаторов избирают из тонких изолированных друг от друга листов электротехнической стали, что повышает сопротивление для вихревых токов. Снижение потерь на перемагничивание требует применения для магнитопровода материала с узкой петлей гистерезиса.

Электрические потери – это потери энергии ив нагревание обмоток трансформатора, проходящими по ним таком. Мощность электрических потерь ΔР, может быть определена по экспериментальным данным специального опыта, называемого опытом короткого замыкания

где – коэффициент нагрузки;

Рк активная мощность, потребляемая трансформатором при опыте короткого замыкания.

Она может быть найдена также аналитически:

Таким образом, мощность суммарных потерь можно найти по формуле

 

(3)

 

Полезная мощность Р2, передаваемая нагрузке, отличается от потребляемой из сети мощности Р1 на величину суммарных потерь, т.е.

Важным экономическим показателем является коэффициент полезного действия (КПД) трансформатора

(4)

У силовых трансформаторов КПД достаточно высок и достигаетвеличин порядка 0,95...0,99.

При изменении нагрузки КПД незначительно меняется ()

График зависимости КПД от тока нагрузки представлен на рис.2.

Изменение нагрузки влечет за собой, также изменение вторичного напряжения UZ. Это связано с тем, что рост токов в обмотках трансформатора вызывает увеличение падений напряжения на активных и индуктивных сопротивлениях обмоток. Зависимость напряжения на вторичной обмотке от тока нагрузки U2(I2) называется внешней характеристикой трансформатора. При активном и активно-индуктивном характере нагрузки напряжение U2 с ростом тока нагрузки будет уменьшаться.

График внешней характеристики U2(I2)имеет вид, представленный на рис.3. Изменение вторичного напряжения?U2 при данном I2 можно выразить в процентах от напряжения U,

где?U2= U2x- U2

При номинальной нагрузке величина?U2% составляет обычно несколько процентов.

 

ОБЪЕКТ И СРЕДСТВА ИССЛЕДОВАНИЯ

В лаборатории №224 объектом исследования является однофазный трансформатор, нагрузкой для которого служит ламповый реостат, в лаборатории №251 исследуют одну фазу трехфазного трансформатора, а в качестве нагрузки используется жидкостный реостат. Трансформаторы крепятся в нижней части стенда. Начала и концы обмоток трансформаторов подключены к зажимам, расположенным на щитке.

Маркировка замков для однофазного трансформатора: начало обмотки ВН – А, конец -обмотки ВН - Х, начало обмотки НН – а, конец обмотки НН - х.

Маркировка замков для трехфазного трансформатора:

начало обмоток фаз ВН – А,В,С; концы обмоток фаз ВН – Х,У, Z; начала обмоток фаp НН - а,b,с; концы обмоток фаз НН – х, у, z.Электроизмерительные приборы размещены на лицевой панели стенда

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА

 

1. Внимательно ознакомиться с конструкцией; трансформатора. Найти на клеммном щитке зажимы начал и концов обмоток ВН и НН.

2. Записать в табл.1 (прил.) паспортные данные трансформатора

3. Собрать электрическую цепь, схема которой представлена на рис.5 (прил.). В качестве нагрузки Rнв лаборатории №224 используется ламповый реостат, а в лаборатории №251 – жидкостный реостат. Переключатели пределов ваттметра установить: для тока 5А для напряжений 300 В.

4. Для исследования режима холостого хода трансформатора в ламповом реостате отключить вселампы, а в жидкостном реостате вынуть пластины из воды, Амперметр А1 должен обеспечивать измерение тока холостого хода.

4.1. После проверки преподавателем правильности сборки электрической цепи подать напряжение на стенд, нажав кнопку "Пуск" на торцевой панели стенда, и с помощью регулятора напряжения установить номинальное значение напряжения U1ном.

4.2. Подключить к сетипервичную обмотку трансформатора, нажав кнопку "Пуск" на передней панели стенда. В режиме холостого хода замерить ток I1x, активнуюмощность Р xи напряжение на вторичной обмотке Ux. Р езультаты записать в твбл.2 (прил.)

5. Для исследования трансформатора в режиме нагрузки отключить трансформатор отсети, нажав кнопку "Стоп" на передней панели стенда. Заменить амперметр А1 на прибор, позволяющий измерить номинальное значение первичного тока I1НОМ Амперметр А2

должен быть рассчитан на измерение I 2НОМ.

5.1. Исследовать работу трансформатора в режиме нагрузки для чего, отключив трансформатор из сети, увеличивать нагрузку, включая лампы, в ламповом реостате или погружая пластинки в воду в жидкостном реостате. По мере увеличения нагрузки

до номинального режима снимать показания амперметров А1 и А2, ваттметров W и вольтметра V2 и записывать их в табл.З.

5.2. Выключить все лампы или вытащить пластины из воды и снять напряжение со стенда, нажав кнопку "Стоп" на торцевой панели.

6. Согласовать с преподавателем полученные результаты и разобрать электрическую цепь.

 

 

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА

 

1.По данным режима холостого хода рассчитать коэффициент трансформации трансформатора П по формуле (1) и относительную величину (в процентах) тока холостого хода I1X% по формуле (2). Записать полученные результаты в табл.4 (прил.).

2. Для каждого из опытов режима нагрузки вычислить мощность суммарных потерь?ΡΖ по формуле (3) и КПД – трансформатора h по формуле (4). Результаты записать в табл.5 (прил.).

3. На рис .6 построить внешнюю характеристику трансформатора U2=f(I2); а на рис. 7.зависимость КПД от тока нагрузки

p=f(I2) по данным табл.3 и 5.

4. Для номинальной нагрузки вычислить процентное изменение вторичного напряжения U1ном по формуле (5). Результат занести в табл.4 (прил.)

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Как устроен однофазный трансформатор?

2. В чем заключается принцип работы трансформатора?

3. Что называется коэффициентом трансформации трансформатора

4. От чего зависят ЭДС, индуктируемые в обмотках трансформатора?

5. Что такое ток холостого хода и какова его величина?

6. Какие потери энергии имеют место в трансформаторе и как их определить?

7. Каким образом можно добиться снижения потерь энергии в магнитопроводе трансформатора

8.Что такое КПД трансформатора и как он зависит от нагрузки?

9. Как зависит напряжение на вторичной обмотке трансформатора оттока нагрузки и почему?

10. С какой целью проводят опыты холостого хода и нагрузки

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Копылов И.Л. – Проектирование электрических машин. Учеб. М. Высшая школа 2005. – 767 с

2. Вольдек А.И. - Электрические машины переменного тока. учебник, 2008. – 350 с

3. Беспалов В.Я. – Электрические машины. Учебное пособие. Москва Академия 2006. – 320 с.

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 12

«ИССЛЕДОВАНИЕ ОДНОФАЗНОГО СИЛОВОГО

ТРАНСФОРМАТОРА»

ЦЕЛЬ РАБОТЫ

1. Изучить устройство и принцип действия силового трансформатора.

2. Освоить методику опытного определения коэффициента трансформации и потерь в стали магнитопровода.

3. Исследовать влияние тока нагрузки на величины вторичного напряжения и коэффициентов полезного действия.

 

Конструктивная схема трансформатора     Основные соотношения, поясняющие принцип действия трансформатора.

 

e1(t)= e2(t)=

E1= E2=

n=

 

рис. 4

Паспортные данные трансформатора

таблица 1

Sном,кВ×А U1ном I1ном I2ном R1,Oм R2,Oм
           

 


Режим холостого хода

таблица2

I1X PX,Bт U2X,B
     

 

 

таблица 3 Режим нагрузки

№ опыта I1,A I2,A P1,Bт U2,B
         
         
         
         
         

 

РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ


таблица 4

 

n I1X%,% ∆U2,%
     

 

 

таблица 5

 

№ опыта ∆P,Bт h
     
     
     
     
     

Внешняя характеристика U2(I2)

 

             
             
             
             
             
             
           

 

Зависимость h(I2)

 

             
             
             
             
             
             
           

рис. 6 рис. 7

 

Краткие выводы по работе

 

 

Группа___________Студент________________________________Дата_______

Преподаватель_______________________________________________________

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА№13

 

ИССЛЕДОВАНИЕ РИЖИМОВ ПУСКА, РЕВЕРСА И ХОЛОСТОГО ХОДА ТРЕХФАЗНОГО АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ С КОРОТКОЗАМКНУТЫМ РОТОРОМ

 

ЦЕЛЬ РАБОТЫ

 

1. Изучить устройство и принцип работы трехфазного асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором.

2. Исследовать пусковые свойства двигателя при прямом пуске и при пуске с пониженным напряжением.

3. Освоить методику реверсов асинхронного двигателя.

4. Провестианализ эксплуатационных параметров двигателя в режиме холостого хода.

 

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

 
 

В народном хозяйстве в настоящее время около 60% всей электроэнергии потребляется асинхронными двигателями (АД), получившими большое распространение в качестве приводных двигателей различных производственных механизмов.

Трехфазный АД состоит из двух основных частей: неподвижного статора и вращающегося внутри него ротора (рис.1). Магнитопровод статора (1) представляет собой полый ферромагнитный цилиндр с продольными

пазами на внутренней поверхности, набранный из отдельных тонких листов электротехнической стали. В пазах статора уложена трехфазная обмотка, состоящая из 3Р одинаковых катушек. Каждая группа из последовательно или параллельно соединенных катушек принадлежит одной фазе обмотки статора, а магнитные оси двух соседних фаз смещены в пространстве друг относительно

друга на 120 эл. град. или на 120о/p, где р – число пар полюсов машины. Начала и концы обмоток выведены на корпус машины и присоединены к зажимам, обозначенным: С1, С2, СЗ – началаобмоток; С4, С5, С6 - концы обмоток. Это

позволяет соединять обмотки статора как по схеме "звезда" ( рис.2), так и по схеме “треугольник” (рис. 3).

 

Магнитопровод статора крепится в корпусе машины, состоящем из станины и подшипниковых щитков. Ротор АД (2) выполнен в виде цилиндра из тонких листов электротехнической стали. На внешней поверхности короткозамкнутого ротора имеются продольные пазы, в которыхразмещена обмотка ротора, представляющая собой алюминиевые или медные стержни, замкнутые по торцам кольцами. Такая конструкция обмотки называется "беличьей клеткой". Ротор закреплен на валу машины, который вращается в шариковых или роликовых подшипниках.

Принцип работы АД, т.е. процесс преобразования электрической энергии, подводимой к санаторной обмотке, в механическую энергию вращения ротора состоит в следующем. При подключении статорной обмотки к трехфазной сети в каждой из фаз обмотки будет протекать синусоидальный ток, сдвинутый во времени на 1/3 периода относительно тока в предыдущей фазе. Это обстоятельства в совокупности с указанным ранее расположением обмоток (смещение в пространстве на 120о/р) приводит к образованию в магнитопроводе машины магнитного поля, вектор магнитной индукции которого, имея постоянную длину (B=const), вращается с некоторой постоянной скоростью. Такое магнитное поле называется вращающимся. Частота вращения магнитного поля n, называемая синхронной частотой вращения, зависит от частоты переменного тока в обмотке статора f1 и числа пар полюсов машины р

.

Для промышленной частоты 50 Гц в зависимости от числа пар полюсов синхронная частота вращения принимает значения: ЗООО,

1500, 1000, 750, 600, 50О оборотов в минуту.

Вращающееся магнитное поле с магнитным потоком Ф, пересекая силовыми линиями проводники обмоток статора и неподвижного ротора, в соответствии с законом электромагнитной индукции наводит в них ЭДC, действующие значения которых соответственно равны:

;

Поскольку обмотка ротора замкнута накоротко, под действием наведенной ЭДC E2 в ней возникнет электрическийток . Силы, действующие на проводники с токомв магнитном поле (закон Ампера), создают вращающий момент, под действием которого ротор начнет вращаться в том же направлении что и магнитное поле статора. При этом частота вращения ротора n будет всегда несколько меньше частоты вращения магнитного поля статора n1, поскольку в случае их равенства для обмотки ротора перестанет действовать закон электромагнитной индукции. Отставание ротора от магнитного поля характеризуется параметром S, называемым скольжением

0<S<1

Поскольку ротор незначительно отстает от магнитного поля, значение S при номинальной нагрузке составляет обычно несколькопроцентов, а в режиме холостого кода – доли процента.

При вращении ротора частота и действующее значение ЭДС в обмотке ротора изменятся и будут определяться выражениями:

В момент подачи напряжения на статорную обмотку n=0, s=1 и ЭДС Е2s будет максимальной. Этоприведет к появлению большого тока I2, в обмотке ротора, что в свою очередь вызовет увеличение тока обмотки статора I1 для компенсации размагничивающего действия тока I2. Величина пускового тока Inобычно в 5-7 раз превышает номинальное значение I1ном. Это обстоятельство вызывает кратковременную (на время разгона двигателя) перегрузку сети, что может неблагоприятно сказаться на работе других потребителей. уменьшение пускового тока может быть осуществлено временным снижением напряжения на статорной обмотке на время разгона двигателя. Этого можно добиться, например, с помощью регулируемого источника питания или путем изменения схемы подключения обмоток на время пуска (при пуске обмотки соединяются "звездой" с последующим переключением после разгона на "треугольник").

При отсутствии механической нагрузки на валу АД в статорной обмотке течет ток холостого хода I, который может достигать 25...50 % от I1ном, что значительно больше, чем ток холостого хода в трансформаторе. Это объясняется наличием воздушного зазора между статором и ротором, что существенно увеличиваетмагнитное сопротивление магнитопровода и, следовательно, требует большего значения намагничивающей силы IWдля создания магнитного потока Ф. В режиме холостого хода АД потребляет из сети активную мощность

которая расходуется на магнитные и механические потери, поскольку электрические потери будут пренебрежимо малыми.

Для изменения направления вращения ротора (реверса) достаточно изменить направление вращения магнитного поля. Это достигается изменением порядка следования фаз трехфазного напряжения, длячего необходимо поменять местами две любые фазы в схеме подключения двигателя к сети.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: