Место налога на доходы физических лиц в налоговой системе Украины




Лекция 18

Налог на доходы физических лиц

1. Место налога на доходы физических лиц в налоговой системе Украины,

2. Основные элементы правового механизма налога на доходы физических лиц.

3. Дополнительные элементы правового механизма налога на доходы физических лиц

Место налога на доходы физических лиц в налоговой системе Украины

В действующей налоговой системе Украины при налогообложении физических лиц центральное место занимает налог из доходов физических лиц.

Физические лица являются плательщиками нескольких налогов и сборов и при определенных условиях закрепляются как плательщики налогов, которые предусматривают смешанного плательщика.

Однако, если можно так сформулировать, «чистым» видом налогов в налоговой системе Украины, где плательщиками выступают исключительно физические лица, только один - налог из доходов физических лиц.

Этот налог характеризуется как определенным совершенством, четкостью, вразумительностью механизма уплаты, которые отрабатывались длительное время (налог на доходы физических лиц является одним из самых давних в налоговой системе Украины), так и размером поступлений в бюджетные доходы.

 

Налогообложение доходов граждан и прибыльное налогообложение в силу объективных причин возникли задолго до налогообложения юридических лиц.

 

Исторически зафиксированы первые формы прибыльного налогообложения, которые возникли еще до рождения Иисуса Христа.

Так, по законам Римской империи все граждане были обязаны платить налог в городе своего рождения. Поэтому не исключено, что Иосиф с Марией отправились в Вифлеем именно с этой целью.

 

В современной истории первый вариант прибыльного налогообложения был введен в Соединенных Штатах Америки в середине XVII ст.

Он вычислялся с применением прогрессивной шкалы ставок и начал применяться впервые в Новой Плимутский колонии.

В дальнейшем такая конструкция стала традиционной для Англии и существовала в течение многих веков.

Значительным усовершенствованием прибыльного налогообложения стал подоходный налог, введенный в 1798 г. Вильямом Петти. Он предусматривал развитую систему прогрессивных ставок и налоговых льгот, но в то же время фактически взыскивал налог на роскошь с применение ставки в 300 %.

Налог просуществовал несколько десятков лет и был реформирован в 1842 г.

Со временем такая конструкция распространилась на другие страны Европы, включая Пруссию, Францию и Россию.

Основной причиной введения прибыльного налогообложения в разных странах была потребность государства в дополнительных средствах, хотя существовали и другие, специфические причины, предопределенные как экономическим развитием стран, так и другими особенностями.

 

В Украине прибыльное налогообложение возникло в 1922 г. в связи с введением прибыльного имущественного налога. В качестве объекта выступал совокупный доход, который определялся на основании поданной плательщиком декларации. Характерно, что были установлены отдельные ставки налога на имущество и доход, при этом ставки на доход зависели от его размера, то есть имела место прогрессивная система налогообложения доходов физических лиц.

 

В процессе последующего развития национальной налоговой системы налогообложения имущества в 1924 г. было упразднено и проведено замену прибыльного имущественного налога на прибыль.

Особенностью этого перехода было применение смешанной системы ставок, налог был условно разделен на основной и дополнительный.

В процессе этих изменений был проведен переход от прогрессивной шкалы ставок к пропорциональному налогообложению доходов физических лиц по основной части налога.

Все плательщики были разделены на отдельные категории и группы, а основной налог взыскивался в твердых ставках, дифференцированных в зависимости от категории и группы плательщиков налога.

Дополнительный налог применялся к совокупному доходу, который превышал определенный размер, и устанавливался по прогрессивной ставкой к сумме такого дохода.

Следует обратить внимание на отношение законодателя именно к поступлениям от налога с доходов физических лиц, а также на характер закрепления этого механизма.

В Украине этот налог регламентировался Законом Украины «О налоге с доходов из физических лиц», который действовал с 2004 г. и которому предшествовал Декрет Кабинета Министров «О подоходном налоге из граждан».

 

В настоящий момент этот вопрос регулируется разделом IV «Налог на доходы физических лиц» Налогового кодекса Украины.

 

Невзирая на достаточно стабильный характер, отработанные ряды механизмов, вряд ли можно считать, что в настоящее время в Украине сложился идеальный вариант рационального и эффективного использования налога с доходов физических лиц. Полностью очевидно, что он нуждается в совершенствовании, глубоком анализе элементов правового механизма налога.

законопроект № 1578, закон № 71-VIII от 28.12.2014 г. вводит в действия следующие изменения:

Для состоятельных граждан предполагается ввести разовое ("нулевое") декларирование доходов, имущества и финансового состояния, в том числе полученных с нарушением законодательства Украины по вопросам налогообложения, валютного регулирования (формирования "входного" остатка для последующего контроля расходов).

В дальнейшем сравнению будут подлежать доходы и источники таких доходов (доходы, задекларированные лицом самостоятельно; доходы супругов, лиц, имеющих совместный быт; сбережения; уменьшение суммы невозвращенных (выданных) займов (кредитов) или других долговых обязательств по гражданско-правовым договорам и пр.):

- добровольное декларирование - обязательность не предусматривается;

- для граждан, которые не подадут декларацию, задекларированными будут считаться стоимость активов в размере 200 тыс. грн. и стоимость других активов, которые зарегистрированы в установленном законодательством порядке по состоянию на 1 января 2015 года;

- при декларировании наличных денежных средств в сумме свыше 200 тыс. грн. такие средства должны быть внесены на счета в банки до дня представления декларации и храниться на них не менее года со дня внесения на банковский счет.

В случае нарушения сроков пребывания таких средств на банковских счетах, физлицо должно в течение месяца со дня их снятия уплатить в бюджет 3 % от снятой суммы.

В случае декларирования наличных свыше 200 тыс. грн. без внесения на банковские счета, физлицо в течение месяца со дня завершения срока осуществления разового декларирования (31 октября 2015 года) должно уплатить в бюджет 3 % от задекларированной суммы.

Также предложено ввести прогрессивную шкалу налогообложения для высоких заработных плат (в расчете на месяц):

15% - для доходов до 10 минимальных заработных плат (МЗП);

20% - для доходов свыше 10 МЗП (с суммы превышения).

Кроме того, правительство считает целесообразным:

• повысить ставку НДФЛ для пассивных доходов (процентов, инвестиционной прибыли, роялти) с 15 % до 20%;

• сохранить на 2015 год действующее ограничение стандартной налоговой социальной льготы в размере 50% прожиточного минимума для трудоспособного лица;

• выровнять ставки налогообложения для заработной платы шахтеров;

• выровнять нагрузки в отношении доходов в виде наследства стоимостью свыше 1 млн. грн. для лиц первой степени родства (с суммы превышения);

• снизить действующий порог налогообложения пенсий с десяти тысяч гривен в месяц до трех размеров МЗП, и облагать сумму превышения по ставке 15%.

В частині податку на доходи фізичних осіб встановлюється єдина базова ставка у розмірі 18% замість двох діючих ставок 15% та 20% для дивідендів з джерела в Україні залишається ставка в розмірі 5%, для доходів із-за кордону – 18%, для оподаткування великих пенсій – 15%.

 





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!