ХОРОШЕЕ ОТНОШЕНИЕ К ЛОШАДЯМ




Били копыта,

Пели будто:

- Гриб.

Грабь.

Гроб.

Груб.-

Ветром опита,

льдом обута

улица скользила.

Лошадь на круп

грохнулась,

и сразу

за зевакой зевака,

штаны пришедшие Кузнецким клёшить,

сгрудились,

смех зазвенел и зазвякал:

- Лошадь упала!

- Упала лошадь! -

Смеялся Кузнецкий.

Лишь один я

голос свой не вмешивал в вой ему.

Подошел

и вижу

глаза лошадиные...

 

Улица опрокинулась,

течет по-своему...

Подошел и вижу -

За каплищей каплища

по морде катится,

прячется в шерсти...

 

И какая-то общая

звериная тоска

плеща вылилась из меня

и расплылась в шелесте.

"Лошадь, не надо.

Лошадь, слушайте -

чего вы думаете, что вы сих плоше?

Деточка,

все мы немножко лошади,

каждый из нас по-своему лошадь".

Может быть,

- старая -

и не нуждалась в няньке,

может быть, и мысль ей моя казалась пошла,

только

лошадь

рванулась,

встала на ноги,

ржанула

и пошла.

Хвостом помахивала.

Рыжий ребенок.

Пришла веселая,

стала в стойло.

И всё ей казалось -

она жеребенок,

и стоило жить,

и работать стоило. (1918г).

 

1.Как называется прием нанизывания сходных согласных звуков, который использован в первой строфе для звукоподражания?

Аллитерация

2. Назовите тип рифмы, благодаря которой связываются слова «шерсти» и «шелесте». Неравносложная рифма

3. «Ветром опита, льдом обута» - такой видит поэт улицу. Какой тип иносказания (тропа) использован в заключительных двух стихах?

Метафора

4. Какой прием поэтического синтаксиса использован в заключительных двух стихах («и стоило жить/ и работать стоило»)?

Параллелизм

 

«Все мы немножко лошади», - заявляет лирический герой стихотворения. В чем он чувствует сходство между собой и лошадью? Главная идея стихотворения.

История, случившаяся с лошадью, даёт поэту повод рассказать о себе, о своей «звериной тоске» и об умении преодолевать её. Лошадь – двойник поэта. Вероятно, в стихотворении обыгрывается фразеологизм «работать как лошадь». Лирический герой – это труженик, не дающий себе ни минуты покоя. Вытекает главная идея – стоит жить и работать, потому что все трудности преодолимы, если есть хоть одно существо, которое тебя понимает.

Стихотворения для чтения наизусть: «А вы могли бы?», «Нате!», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно…», «Юбилейное», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Прозаседавшиеся».

Сергей Александрович Есенин

(1895 — 1925)

Основные этапы творчества:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ:


Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

 

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник -

Пройдет, зайдет и вновь покинет дом.

О всех ушедших грезит конопляник

С широким месяцем над голубым прудом.

 

Стою один среди равнины голой,

А журавлей относит ветром в даль,

Я полон дум о юности веселой,

Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.

В саду горит костер рябины красной,

Но никого не может он согреть.

 

Не обгорят рябиновые кисти,

От желтизны не пропадет трава,

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

 

 

И если время, ветром разметая,

Сгребет их все в один ненужный ком...

Скажите так... что роща золотая

Отговорила милым языком (1924 г).


1.Какой троп, основанный на переносе свойств одного явления на другое по их сходству, использует автор в строчке: «В саду горит костер рябины красной»?

_____________________________________________________________________________

2. Как называется вид рифмовки, который использован автором в стихотворении?

_____________________________________________________________________________

3. Как называется стилистический прием, состоящий в нарушении привычного ряда слов, например постановке определяемого слова перед определением («рябины красной», «роща золотая»)?

_____________________________________________________________________________

4. Назовите номер строфы, в которой в состав метафоры, передающей внутреннее состояние лирического героя, входит диалектное слово.

_____________________________________________________________________________

 

В чем, на ваш взгляд, смысл уподобления падающих с дерева листьев «грустным словам»? Стоит ли безоговорочно принимать на веру утверждение лирического героя о том, что ему «не жаль» «ничего в прошедшем»?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Стихотворения для чтения наизусть: «Гой ты, Русь моя родная!», «Русь», «Письмо матери», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная, жидкая лунность…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Мы теперь уходим понемногу…»,«Шаганэ, ты моя, Шаганэ…». (одно стихотворение на выбор)

Мари́на Ива́новна Цвета́ева

(1892 — 1941)

Основные этапы творчества:

Марина Цветаева родилась 26 сентября 1894 г. в Москве. В 1910 г. тайком от родителей Марина Цветаева выпустила свой первый поэтический сборник «Вечерний альбом». Он стал для Марины историей ее законченного детства.

5 мая 1911 г. в Коктебеле решилась судьба поэтессы. Здесь она встретилась с Сергеем Эфроном. В январе 1912 г. они поженились. В октябре того же года у них родилась дочь, ее назвали Ариадна. В период с сентября по декабрь семья Цветаевой живет в Крыму. Всю зиму Марина работала над поэмой «Чародей», которая вошла в «Юношеские стихи».

11 февраля 1915 г. Цветаевой было написано первое стихотворение, обращенное к Анне Ахматовой («Узкий, нерусский стан...»). В конце января — начало февраля 1916 в Москву приезжает Осип Мандельштам и Марина Цветаева пишет стихи, которые посвящает ему, а также стихи о Москве.

В марте в ее творчестве нашло отражение знакомство с Александром Блоком. Блок в жизни Цветаевой был единственным поэтом, которого она чтила не как собрата по «старинному ремеслу», а как божество от поэзии, и которому, как божеству, поклонялась. Летом 1916 г. была предпринята поездка М. Цветаевой в г. Александров, где был написан цикл стихов к А. Ахматовой. Во второй половине года М. Цветаева пишет много романтических стихотворений; многие стихи 1916 г. составят впоследствии книгу «Версты». В январе – марте 1917 г. было написано несколько лирических стихотворений, в том числе — на Февральскую революцию. В 1918 г. было написано множество лирических, а также гражданских стихотворений, которые войдут впоследствии в книгу «Лебединый Стан». В ноябре 1918 - недолгая «служба» М. Цветаевой в Наркомнаце, в этот период ею написаны романтические пьесы: «Червонный Валет», «Метель» и почти окончено «Приключение». Январь 1921 г. она работала над поэмой «На Красном Коне», а в феврале уже закончила работу над поэмой «Егорушка». В феврале — март познакомилась с князем С. М. Волконским, кому был посвящен целый цикл стихов «Ученик», обращенных к нему. В то же время было написано много лирических стихотворений: циклы «Марина», «Разлука», «Георгий». В январе-мае 1922 г. М. Цветаева продолжает писать прощальные стихи. Написала поэму «Переулочки» — прощание с Москвой.10 мая М. Цветаева получила необходимые документы для выезда с дочерью за границу и 11 мая отъезжает. В мае 1927 года М. Цветаева завершила работу над книгой стихов «После России». В 1939 г. Цветаева вернулась на Родину.Начинается Великая Отечественная война.31 августа 1941 года Марина Цветаева уходит из жизни, считая этот выбор единственно правильным.

 

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ:

Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я - поэт,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет,

 

Ворвавшимся, как маленькие черти,

В святилище, где сон и фимиам,

Моим стихам о юности и смерти,

- Нечитанным стихам! -

 

Разбросанным в пыли по магазинам

(Где их никто не брал и не берет!),

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед. (1913 г).

 

1.Каким стихотворным размером написано стихотворение?

Ямб

2. В каждой из трех строф стихотворения одна из строчек начинается словосочетанием «моим стихам». Как называется такой синтаксический прием?

Анафора

3. В третьем и четвертом стихах первой строфы четырежды повторяется согласный «р». Как называется этот прием звукописи?

Аллитерация

4. Все стихотворение представляет собой развернутое высказывание лирической героини. Каким термином обозначается этот тип речи?

Монолог



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: