по дисциплине: «Опыт организационно-административной работы в системе социальных служб»




 

1. Понятие социальной организации

2. Механизм функционирования структур организационно-административной работы

3. Методы управления в ОАР

4. Организационно-административные методы управления.

5. Особенности администрирования в социальном управлении.

6. Понятие результативности деятельности организации

7. Факторы результативности организации.

8. Критерии организационной результативности и виды результатов.

9. Оценка результативности деятельности организации

10. Экономический подход в управлении персонала

11. Органический подход в управлении персонала

12. Гуманистический подход в управлении персонала

13. Организационные культуры как объект управленческой деятельности

14. Коммуникационный процесс в контексте администрирования

организации.

15. Понятие и классификация управленческих решений

16. Этапы принятия рационального управленческого решения

17. Организация труда в социальных службах: сущность, принципы.

18. Условия труда - как фактор рациональной организации труда.

19. Теоретические предпосылки администрирования: административная школа менеджмента.

20. Трудовая дисциплина как элемент организации труда.

21. Структура заработной платы работников организации

22. Обязанности администрации и права сотрудников. Отношения администрации с профсоюзами.

23. Роль и значение социального нормирования в реализации социальной политики государства

24. Классификация социальных норм и нормативов

25. Государственные минимальные социальные стандарты

26. Информационные системы и технологии в процессе управления социальной работой.

27. Подготовка и оформление управленческих документов

28. Организация работы с административными документами

29. Нормативно-методические формы администрирования в социальных службах и учреждениях: локальные нормативные документы (положения, должностные инструкции).

30. Потребности и мотивы трудовой деятельности.

31. Теоретические концепции мотивации трудового поведения человека.

32. Методы исследования мотивации

33. Видение человека, как объекта управления

34. Контроль за качеством деятельности учреждения – как вид управленческой деятельности

35. Методы контроля

36. Анализ и оценка деятельности социального учреждения.

37. Особенности контроля в социальном обслуживании

38. Понятие «Фандрайзинг» итерминологический аппарат.

39. Базовые направления файндрайзинга

40. Принципы и правила проведения файндрайзинга


 

 


 

1. Понятие социальной организации Одним из понятий организационно-административной работы является социальная организация, для которой характерны цель, иерархия, управление, синергия. Особенностью социальных систем является их сложность, обусловленное тем, что основной элемент системы – человек – обладает индивидуальностью и большим диапазоном выбора поведения. Для социальной системы характерны неопределенность функционирования и существование границ управляемости. Организация может создаваться для выполнения более или менее ясно очерченной и выступать как социальный институт с известным статусом и как автономный объект. Организация создается как инструмент решения общественных задач и средство достижения цели. Организация – высший уровень развития социальных систем. Организация выступает как: - искусственное объединение институционального характера, занимающее определенное место в обществе и предназначенное для выполнения определенной функции. Орг. в этом случае является автономным объектом и выступает как социальный институт, имеющий известный статус. Н-р, предприятие, орган власти и др-е. - деятельность. В этом случае орг. – процесс целенаправленного воздействия на объект. Здесь есть орг-р и контингент организуемых. Понятие организации в таком случае означает управление. -определенная структура строения, тип связей, представляющих способ соединения частей в целое. Способ соединения является специфическим для каждого рода объектов. В таком смысле орг объекта представляет собой свойство, атрибут последнего. Н-р, можно говорить об организованных и неорганизованных системах, политической организации общества и тд. В социологии выделяют 2 механизма образования организации как форм социальной общности: - Достижение общих целей через достижение индивидуальных целей; - Достижение индивидуальных целей через выдвижение и достижение общих целей. Для организации характерны следующие социальные свойства: целевая природа, степень внутренней упорядоченности, деперсонификация. Перечисленные признаки взаимосвязаны и взаимопереплетены. Кроме того для организационно-административной работы имеют важное значение следующие признаки организации: 1)индивид в организации – одновременно работник, личность и элемент системы. 2)ключевой элемент любой организации – цель. Именно ради достижения цели создаются организации.     4. Организационно-административные методы управления. Методы управления – совокупность приемов и способов целенаправленного воздействия на производственный коллектив или отдельного работника с целью побудить их совершить определенные действия в целях предприятия. Методы подразделяются на административные, экономические и социально-психологические. При помощи административных методов определяются: место коллективов и работников в систем производства и управления; их права, обязанности и мера ответственности. Административные методы имеют следующие особенности: - оказывают прямое воздействие на волю подчиненных, что проявляется в однозначности отдаваемых распоряжений и в обязанности выполнения любого административного акта; - носят безвозмездный характер, не предусматривающий стимулирования; - требуют не наилучшего решения проблем, а выполнения строго определенных действий; - требуют наличия и использования контроля исполнения. Админ. методы управления подразделяются на организационные, распорядительные и дисциплинарные методы. Организационные методы ориентированы на использования в типичных ситуациях. Сущность регламентирования заключается в установлении статуса и целей функционирования, полномочий, прав и ответственности, правил и критериев оценки деятельности объекта регламентирования. Нормирование как метод управления использует нормы, имеющие конкретное числовое выражение, и нормативы, которые носят общий, типовой характер и являются основой для разработки норм. Целью инструктирования является ознакомление работников с условием работы, принятыми решениями, стоящими перед ними задачами, последствиями невыполнения какого-либо задания. Распорядительные методы применяются при необходимости вмешаться в процесс производства и управления для устранения существующих отклонений или для реализации представившихся возможностей (приказ, постановление, распоряжение, указание). Дисциплинарное воздействие регламентируется ТК и принимается в случае невыполнения работником своих функциональных обязанностей. Право на его осуществление имеет только руководитель, выступающий в роли работодателя. Социально-психологические методы предполагают побуждение работников к эффективной деятельности через психологическое, моральное и социальное воздействие. Основная цель этой группы методов – самореализация всех членов коллектива предприятия.   7) Факторы результативности организации. Можно выделить 3 группы взаимообусловленных факторов результативности: - общесистемные факторы - внешние факторы - факторы управления развитием организации. По значимости и силе влияния отдельных факторов в их числе можно выделить такие, которые оказывают наиболее существенное воздействие на эффективность системы организации. Эти факторы можно назвать критическими. К основным критическим факторам относятся: Принципы деятельности организации – являются основой построения практической работы предприятия. Организационная культура – является фактором, позволяющим организации опосредованно воздействовать на эффективность принимаемых решений. Существует тесная взаимозависимость между культурой организации и успехом деятельности. Наличие организационного механизма, осуществляющего координацию и обеспечивающего взаимосвязь частичных процессов. Требования внешней среды характеризуют общественные потребности, конкретизированные в свойствах и объемах производства продукции, сроках ее поставки, а также ограничения, связанные с воздействием на окружающую среду и возможностями материального производства. Ограничения инвестиционных ресурсовкак фактор эффективности деятельности организации определяют возможность достижения конечного результата, адекватного поставленным целям, с использованием имеющихся финансовых возможностей. Обеспеченность организационными ресурсами. Ресурсы организации дают представление о средствах организационной деятельности. Программа развития организации выполняет функции планирования, контроля и регулирования ее деятельности.     10) Экономический подход в управлении персонала Деятельность по управлению персоналом – целенаправленное воздействие на человеческую составляющую организации. Экономический подход к управлению дал начало концепции использования трудовых ресурсов. В рамках этого подхода ведущее место занимает техническая, а не управленческая подготовка людей на предприятии. В сущности организация – это набор механических отношений, и действовать она должна подобно механизму: алгоритмизированно, эффективно, надежно и предсказуемо. Среди основных принципов концепции использования трудовых ресурсов можно выделить следующие: - обеспечение единства руководства - соблюдение строгой управленческой вертикали - фиксирование необходимого и достаточного объема контроля - соблюдение четкого разделения штабной и линейной структур организации - достижение баланса между властью и ответственностью - обеспечение дисциплины - достижение подчинения частных интересов общему делу - обеспечение равенства на каждом уровне организации.     13) Организационные культуры как объект управленческой деятельности. Орг. культура – это совокупность убеждений, отношений, норм поведения и ценностей, общих для всех сотрудников данной организации. Орг. культура – совокупность основных убеждений, сформированных самостоятельно, усвоенных или разработанных определенной группой по мере того, как она учится разрешать проблемы адаптации к внешней среде и внутренней интеграции. Орг. культура выполняет 2 основные функции: - внутренняя интеграция - внешняя адаптация. Основные элементы орг. культуры: - поведенческие стереотипы, - групповые нормы, - провозглашаемы ценности, - философия организации, - правила игры, - организационный климат, - существующий практический опыт. Наиболее значимыми элементами культуры признаются: ценности, миссия, цели компании, кодексы и нормы поведения, традиции и ритуалы. Типы орг. культуры: - клиновая орг. культура - адхократическая орг. культура - иерархическая орг. культура - рыночная о. к.   16) Этапы принятия рационального управленческого решения. В основе рационального решения лежит изучение реальных и потенциальных проблем, стоящих перед организацией. Сначала путем анализа общей ситуации выявляется проблемное поле, в рамках которого выявляются и формулируются основные проблемы, подлежащие дальнейшему исследованию. Классификация управленческих проблем может быть осуществлена по ряду признаков: - по важности - по масштабности - по степени риска - по срочности - по степени структурирования и формализации - по возможности решения. Важным этапом в процессе поиска рационального решения являются определение критериев отбора окончательного варианта. Существует 2 вида таких критериев: - необходимые позволяют отделить приемлемые варианты решения от неприемлемых и имеют характер запретов, переступать которые недопустимо. - желательные критерии дают возможность сделать выбор лучшего варианта решения. С точки зрения вариантности выделяют несколько типов решений: безальтернативные, бинарные, многовариантные и инновационные. В заключение решение утверждается руководством организации, которое распоряжаться ресурсами, необходимыми для его реализации, и несет персональную ответственность за результаты. Заключительный этап – реализация решения. Принятие решений является связующим процессом функций управления, так как руководитель принимает решения, выполняя каждую функцию.   2.Механизм функционирования структур организационно-административной работы Механизм функционирования структур организационно-административной работы связан с принципами их построения, учитывает социальные связи и отношения, в которых индивиды находятся друг с другом в конкретных условиях места и времени. Объектами управления выступает индивид, группа, организация, социальные процессы. Для каждого уровня управления необходимо выбрать наиболее эффективные методы управления. Применительно к отдельному работнику методы социального управления могут быть следующие: - прямое управление в форме задания, приказа; - через мотивы и потребности (стимулирование); - через систему ценностей (воспитание, образование и тп.); - через окружающую социальную среду (н-р, изменение условий труда и др.) Для группы могут быть применены такие методы как: - формулирование свойства группы с учетом квалификационных, демографических, психологических и др-х признсаков; - сплочение группы путем совершенствования стиля руководства. На уровне социальной организации: - согласование формальной и неформальной структур; - демократизация управления; - совершенствование социальной структуры коллектива путем использования методов социального планирования. Организационная структура – это деление организаций социальной сферы на те или иные подразделения, организационная схема управления – это распределение обязанностей и ответственности сотрудников организаций социальной сферы. Организации социальной сферы могут осуществлять предпринимательскую деятельность, но не в ущерб основной деятельности, а для достижения целей организации с помощью средств от предпринимательской деятельности. Содержание входа и выхода для организации в социальной сфере задается внешней средой, прежде всего это финансирование. Жизнедеятельность организации социальной сферы состоит из трех взаимосвязанных процессов: - получение ресурсов из внешней среды, -использование ресурсов для достижения цели организации, - передача результата во внешнюю среду. Организации социальной сферы не всегда могут рассчитывать только на финансирование из бюджета, и задача менеджеров этих организаций – поиск дополнительных или альтернативных источников финансирования. Эта деятельность определяется термином – файндрайзинг. Основными разновидностями организационных структурных являются линейная, линейно-функциональная, матричная, дивизиональная. Линейное ОСУ – каждое нижестоящее звено имеет только одного руководителя; команды нижестоящим звеньям отдаются последовательно – от вышестоящих к нижестоящим. Функциональная ОСУ - отражает разделение и специализацию в системе управления. Наряду с линейными звеньями в ней имеются функциональные подразделения, звенья. ОСУ по отделениям или дивизиональная – отражает специализацию в обслуживании, предоставляемых услугах.     5. Особенности администрирования в социальном управлении. В теории управления администрирование понимается: - как деятельность по руководству порученным участком работы посредством административных методов управления. - метод управления, при котором главными рычагами воздействия являются письменные и устные приказы и распоряжения единоличных руководителей. Администрирование – это распорядительство, опирающееся на приказы, распоряжения, спускаемые сверху установки в целях обеспечения однозначного поведения и действия исполнителей в достижении соответствующего результата. Процесс социального администрирования можно разделить на 2 взаимосвязанные части: административную, областью которой является разработка и определение политики и собственно управленческую, направленную преимущественно на технологическую и техническую организацию объекта управления. Административное управление основано на авторитете власти, властных полномочиях, праве руководителя, субъекта управления отдавать распоряжения; на принципе обязательного и точного их выполнения подчиненными, исполнителями. В социальном управлении администрирование – это процесс реализации законодательных, исполнительных, судебных и других властных полномочий государства в целях выполнения его регламентационно-регулирующих функций, направленных на общий интерес, общее благо. Административные решения в социальной политике используется органами государственного управления различных уровней, прежде всего, для повышения уровня социальной поддержки населения. Социальное администрирование используется государственной властью как инструмент установления и сохранения общественного порядка и прогресса. Механизм администрирования образуется последовательно предопределяемыми социальными элементами, выстроенными в следующем порядке: потребности – интересы, решения. Эту часть механизма админ-ния можно назвать блоком формирования государственных решений. Другая часть – блок реализации решений. Административное регулирование, в отличие от политического, правового, морального и др., носит направляющий практический характер, при котором социальная норма не только признается, но и реально действует, опредмечивается в общественных отношениях. Система администрирования выполняет распорядительные функции, проводит мониторинг результатов деятельности дочерних структур, оказывает содействие в достижении плановых показателей результативности. Путем контрольных мероприятий система администрирования выявляет отклонения общественной жизни от заданных параметров и принимает меры для приведения ее в соответствие с ними. Правовые формы административного воздействия осуществляются прямыми и косвенными методами.   8) Критерии организационной результативности и виды результатов. Критерием результативности деятельности организации выступает наиболее существенный признак, служащий мерилом для оценки степени совершенства системы. Можно выделить несколько критериев оптимальности: - глобальный – локальный - внешний – внутренний - максимизирующий результат – минимизирующий затраты. Результат организации проявляется в 3х формах: экономической, социальной, организационной. Экономическая форма результата наиболее изучена, для нее разработаны соответствующие количественные методы оценки, общие для определения экономической эффективности любых затрат. Социальная форма результата от деятельности организации имеет свою специфическую оценку, хотя и не может быть выражена таким единым синтетическим показателем, как экономическая результативность. Организационный результат организации выражается в усилении взаимосвязи и взаимодействия элементов производственной системы и появлении у системы качественно новых свойств, отсутствующих у ее элементов и не характерных для них. Выделяют следующие группы критериев: Экономичность – характеризует степень использования экономических ресурсов и дает возможность оценить результативность системы в отношении затрат. Действенность – характеризует степень достижения организацией поставленных целей. Упорядоченность организационной деятельности – понимается как степень регламентации и регулируемости процессов, протекающих в организации. Оперативность характеризует способность подразделений организаций быстро обнаруживать возникающие отклонения в ходе производства и вовремя ликвидировать их. При оценке эффективности системы организации производства важно оценить все стороны и аспекты эффективности. Это возможно при условии использования отмеченных критериев и соответствующих показателей.   11) Органический подход в управлении персонала. В рамках органической парадигмы последовательно сложились концепции управления персоналом и концепция управления человеческими ресурсами. Акцентирование внимание на человеческом ресурсе способствовало рождению нового представления об организации. Она стала восприниматься как живая система, существующая в окружающей среде. В этой связи использовались 2 аналогии. Первая исходила из отождествления организации с человеческой личностью. Вторая, приняв в качестве образа для описания организационной реальности функционирование человеческого мозга. Это позволило взглянуть на организацию как на собрание частей, соединенных линиями управления, коммуникации и контроля. Аналогия с мозгом, в отличие от аналогии с механизмом, позволило совершенно иначе представить как организационную реальность в целом, так и управление персоналом в частности.   14) Коммуникационный процесс в контексте администрирования организации. Основными критериями рациональной организации управления являются порядок в записях и использование персоналом необходимой информации. Менеджер получает информацию из разговоров с сотрудниками, из газет, обсуждения различных вопросов со служащими из других организаций. Наиболее же важно использование систематизированной информации, циркулирующей в сфере действия управленческих информационных систем и разработки социальных программ. Целью управления в сфере соц. обслуживания является успешная работа организации по обслуживанию клиента. Качественная систематизация и распространение информации придают необходимую энергию и мотивацию действиям, помогают сориентировать персонал на такие виды деятельности, которые увеличат эффективность труда и улучшат его организацию. Для улучшения работы организации необходимы 3 элемента: - способность персонала на всех уровнях аккуратно и своевременно собирать, хранить и предоставлять информацию о текущей работе; - возможность доступа к информации, способный повлиять на выбор управленческого решения; - способность информации побудить персонал изменить свое поведение, если это необходимо. Выделяют несколько видов коммуникаций в организации: - коммун. между организацией и ее средой; - коммун внутри организации (горизонтальные и вертикальные) - формальная коммун - неформальная коммун В процессе обмена инф выделяют след элементы: - отправитель, - сообщение, - информационный канал, - получатель. Причины искажения информации: - непреднамеренное искажение, - сознательное искажение, - вследствие фильтрации, - из-за несовпадения статусов организации.   3. Методы управления в ОАР. Важным понятием ОАР является понятие метод управления. Методы управления – способы, приемы практических действий, направленные на достижение целей, задач, основанные на анализе информации, выбранные из возможных вариантов. Методы управления классифицируются на организационные, экономические, социальные, социально-психологические и тд. В современной практике управления используются разнообразные оргметоды, которые можно объединить в определенные группы: - оргметоды, с помощью которых создается та или иная система – типовые оргструктуры, методы проектирования структур. - оргметоды, используемые в процессе управления созданной системой – организационно-распорядительные или административные. - оргметоды, применяемые для улучшения, совершенствования системы – методы органализа, реорганизации, организационного развития. - оргметоды, направленные на дезорганизацию систем, их расформирование, ликвидацию – методы дезорганизации, расформирования. -оргметоды, рассматриваемые по основным элементам процесса управления. Таким образом,оргметоды управления представляют собой пособы, приемы, с помощью которых создаются разнообразные социальные системы, осуществляется воздействие на систему, ее части и элементы и обеспечивается определенный уровень их организованности. Однако недостаточно знать организационные методы, нужно также уметь х использовать. Соотношения между знаниями и умениями позволяют выделить следующие типы руководителей: - знающий-умеющий - знающий-неумеющий - умеющий-частично знающий - неумеющий-незнающий.     6)Понятие результативности деятельности организации. Можно выделить несколько основных подходов к определению результативности деятельности организаций: - как степени достижения целей организации - как способности организации использовать среду для приобретения редких ресурсов - как способности организации достигать максимальные результаты при фиксированных затратах или способности минимизировать затраты при достижении требуемых результатов - как способности к достижению целей на основе хороших внутренних характеристик - как степени удовлетворенности клиентов и заказчиков. Известный экономист Д. Синк под эффективностью организационной системы понимает результативность ее функционирования, которая складывается из следующих семи составляющих: - действенность, - экономичность, - качество, - прибыльность, - производительность, - качество трудовой жизни, - внедрение новшеств. Реализация целей составляет основное содержание результативности организации. Если цели данного периода не достигнуты, то деятельность организации не может быть признана эффективной. Деятельность организации может быть признана при выполнении следующих условий: - цели в каждый данный момент времени рассматриваются в качестве временных, подвижных, производных от требований, предъявляемых со стороны как общества, так и самой организации; - содержание целей отвечает сущностным характеристикам организации и отражает внешние и внутренние условия функционирования предприятий; - поставленные цели успешно достигнуты; - для достижения целей использованы принятые, одобренные обществом средства. Результативность деятельности организации – это ее свойство, связанное со способностью организации формулировать свои с учетом внешних и внутренних условий функционирования и достигать поставленных результатов путем использования социально одобренных средств при установленном соотношении затрат и результатов. Для того, чтобы целенаправленно воздействовать на повышение эффективности деятельности организации необходимо иметь четкое представление о факторах, определяющих ее уровень. 9) Оценка результативности деятельности организации Эффективность – соотношение между заложенной ценностью и полученной ценностью, между минимальными вложениями и полученной минимальной отдачей. В работах английских исследователей показатели эффективности подразделяются на финансовые и нефинансовые. По мнению отечественных исследователей, эффективность социальной работы прежде всего связана с оценкой соотношения достигнутых результатов и затрат, направленных на достижение этих результатов. Эффективность социальной работы – это система обобщенных интегративных показателей качества этого специфического вида социальной деятельности. Теоретико-методологический подход к определению эффективности социальной работы в России предполагает: - выделение уровней, основных направлений, видов, форм и методов с. Р. - изучение взаимосвязи всех компонентов ценностных предпочтений, теории, технологии и практики социальной работы - изучение актуальных практических проблем с.р. - конкретный учет уровня жизни людей - определение модели рациональной деятельности всех компонентов системы с.р. - систематический научный учет отечественного и зарубежного опыта теоретической и практической деятельности в области с.р. Показатели эффективности могут быть количественными и качественными. Эффективность с.р. в с/службах – это достаточно многоплановое явление, зависящее от множества факторов и предпосылок. Объективно оценить эффективность деятельности можно только при использовании системы критериев и показателей, служащих как для количественных, так и для качественных измерений.   12) Гуманистический подход. Развивающаяся в последнее время гуманистическая парадигма исходит из концепции управления человеком и из представлении об организации как культурном феномене. Организационная культура – целостное представление о целях и ценностях, присущих организации, специфических принципах поведения и способов реагирования. Становится одним из объяснительных принципов. Влияние культурного контекста на управление персоналом сегодня представляется вполне очевидным. Согласно гуманистическому подходу культура может рассматриваться как процесс создания реальности, которая позволяет людям видеть и понимать события, действия, ситуации определенным образом и придавать смысл и значение своему собственному поведению. Каждый аспект организации нагружен символическим смыслом и помогает создавать реальность. Особенно «объективны» организационные структуры, правила, политика, цели, должностные инструкции, стандартизированные процедуры деятельности. Так, еженедельные или ежегодные совещания могут быть как ритуал, служащий некоторым скрытым функциям.     15) Понятие и классификация управленческих решений. Последствия решения, которое принимает руководитель орг-ции, неизбежно сказываются на других людях. Поэтому руководитель всегда несет моральную и материальную ответственность за результаты принимаемых решений. Управленческое решение – это протекающий во времени мыслительный, эмоциональный и правовой акт по выбору одной из множества альтернатив, совершаемый руководителем в пределах своих полномочий. Управленческое решение – это обдуманный вывод о необходимости осуществить какие-то действия, связанные с достижением целей организации, либо, наоборот, воздержаться от них. Его принятие составляет ему суть управленческой деятельности. Цель упр. решения – обеспечение движения к поставленным перед организацией задачам. Требования к упр-м реш-м: - выполняемость - целевая направленность - оптимальность - законность - обоснованность - компромиссность - своевременность - соответствие полномочиям лица - справедливость - экономичность и эффективность - простота, краткость и ясность. Классификацию управленческих решений можно представить по следующим основаниям: - государственные решения чаще всего подразделяют на политические и административные; - по степени влияния на будущее организации – стратегические и тактические; - по масштабам – глобальные и локальные; - в соответствии с временным горизонтом – перспективные и текущие; - в зависимости от продолжительности периода реализации – долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные; - по направленности воздействия – внешние и внутренние; - по степени обязательности исполнения – директивные, рекомендательные и ориентирующие; - по функциональному назначению – регулирующие, координирующие и контролирующие; - по способу принятия – консультативные, совместные и парламентские; - по широте охвата – общие и специальные; - с точки зрения предопределенности – запрограммированные и незапрограммированные; - по сфере реализации; - по содержанию – технические, экономические и тд.; - по способам принятия – интуитивные, адаптационные и рациональные.  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: