Студенты всех форм обучения могут направляться для прохождения практики в организации по представлению.
Студенты также имеют право самостоятельно найти место прохождения практики, проходить практику по месту.
В случае самостоятельного выбора организации для прохождения практики, студент обязан не позднее чем за 3 недели до её начала, предоставить на кафедру письменное заявление о месте прохождения практики по выбранному месту.
В случае направления студента на практику Университетом по договору с организацией ему выдается направление, подписанное заведующим кафедрой.
Студенты, имеющие практический стаж работы по специальности сроком не менее 12 месяцев, не позднее чем за 3 недели до начала практики должны представить на кафедру заверенную выписку из трудовой книжки или справку с места работы с указанием занимаемой должности. Такие студенты представляют отчет по итогам практики в форме отзыва-характеристики и анкету. Практика может быть зачтена данным студентам по решению кафедры на основе аттестации (зачета).
За 5 дней до начала практики кафедра совместно с деканатом организует проведение установочного организационного собрания, на котором перед студентами ставятся задачи по прохождению и формированию отчетности по практике.
Кафедра, не позднее, чем за 5 дней до начала практики, доводит до студентов информацию о закреплении за ними руководителей практики от кафедры, обеспечивает подготовку и выдачу студентам, договоров (направлений).
При организации практики на руководителя практики от кафедры возлагаются следующие задачи:
- оказывать методическую помощь студенту при выполнении им индивидуальных заданий, сборе материалов и составлении отчета по практике;
- представлять интересы студента перед руководством учреждения-места прохождения практики;
- обеспечивать прием от студента документов по практике;
- в течение 5 дней после окончания практики организовать прием зачетов на основе предоставленного студентом отчета о прохождении практики;
- через 5 дней после защиты отчетов представлять заведующему кафедрой отчет об итогах прохождения студентами практики. При подведении итогов практики учитывается содержание отзыва-характеристики организации, объём выполнения программы практики, правильность оформления отчетных документов.
В организациях непосредственное руководство практикой студентов возлагается на выделенных для этих целей высококвалифицированных специалистов. При организации практики на руководителя практики от организации возлагаются следующие задачи:
- совместно с руководителем практики от Университета организует и контролирует практику студентов в соответствии с календарным планом;
- осуществляет консультирование, оказывает помощь студентам в прохождении практики;
- составляет на практикантов отзывы-характеристики, обеспечивает их правильное оформление.
Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков состоит из следующих разделов:
Подготовительный этап
-ознакомительные лекции и встречи,
-управленческие тренинги,
-выбор темы исследования.
Исследовательский этап
-посещение предприятия,
-работа с информационными ресурсами,
-сбор, обработка и систематизация фактического материала,
-консультации руководителей и ведущих преподавателей кафедры,
Экспериментальный этап
-обработка и анализ полученного материала,
-подготовка и оформление отчета о прохождении практики,
-предоставление отчета и дневника на кафедру, защита работы с использованием презентации.
Во время практики студенты должны выбрать тему исследования; подобрать литературу по выбранной теме и изложить ее содержание в отчете по прохождению практики; собрать необходимый для полного раскрытия выбранной темы материал; написать отчет; сопровождать отчет презентацией.
До начала прохождения практики студент должен изучить в теоретическом аспекте проблему своего исследования. В процессе прохождения учебной практики студенты должны выполнить следующие виды работ:
1. Представить общую характеристику организации.
Студент должен получить информацию и изучить следующие сведения об организации:
- цели и задачи предприятия;
- объём деятельности предприятия;
- организационно-правовая форма и краткая историческая справка об организации и ее деятельности;
- сфера и масштаб деятельности организации, в том числе регионы присутствия;
- стадия жизненного цикла организации;
- система снабжения и сбыта, деловые партнеры и характер взаимоотношений с ними;
- основные риски в деятельности организации.
2. Изучить организационную структуру управления.
Студент должен изучить следующее:
- организационная структура управления, ее тип и соответствие стратегии и целям организации;
- характер организационных отношений между структурными подразделениями;
- функции основных звеньев системы управления организации;
- система мотивирования персонала.
3. Провести анализ экономико-финансовой деятельности предприятия.
По этому разделу студенту необходимо:
- изучить деятельность экономических служб;
- изучить механизм формирования, распределения и использования прибыли, а также резервы увеличения прибыли и рентабельности;
- на основе бухгалтерского баланса уметь рассчитывать и оценивать показатели финансового состояния предприятия;
- дать комплексную оценку финансового положения предприятия, определить основные финансовые проблемы.
5. Изучить маркетинговую деятельность объекта исследования
- изучить процесс разработки комплекса маркетинга и плана действий по реализации маркетинговых мероприятий по всем составляющим (товар, цена, сбыт, продвижение, услуги, персонал);
- изучить, как организована служба маркетинга в организации;
- изучить, каким образом организация проводит маркетинговые исследования;
- элементы маркетинговых коммуникаций, применяемых на предприятии;
- стратегию и тактику предприятия в области рекламы и её эффективность;
- реклама внутри предприятия, реклама внешняя;
6. Провести комплексное исследование рынка:
- определить основных конкурентов предприятия;
- определить конкурентные преимущества организации;
- определить сильные и слабые стороны конкурентов;
- определить стратегии, используемые конкурентами;
- определить долю рынка предприятий – конкурентов.
- определить сегмент потребителей;
-исследовать внешнюю среду предприятия, в том числе экономические, демографические, природные и социальные условий его работы;
7. Исследовать товарную политику предприятия:
- ассортиментная политика предприятия (по видам товаров и товарным группам, принцип специализации в организации торговли или производства);
- организация процесса формирования ассортимента на предприятии торговли(или планирования ассортимента на производстве), принципы формирования;
- жизненный цикл товара и работа с ним на предприятии;
- подготовка и внедрение нового товара;
- работа с товаром на стадии спада спроса на него.
9. Изучить сбытовую политику предприятия:
- изучение каналов сбыта товаров, структуру и уровень каналов распределения;
- методы реализации товаров в посреднических структурах;
- методы реализации товаров в предприятия розничной торговли;
- методы стимулирования сбыта.
10. Исследовать ценовую политику предприятия:
- изучение ценовой политики предприятия;
- порядок ценообразования на предприятии;
- изучение ценовой политики конкурентов;
Источники информации для выполнения указанных заданий:
- учредительные и организационно-распорядительные документы организации – базы практики;
- положения, инструкции, другие нормативные документы, разработанные организацией;
- другие виды отчетности организации.
Содержание отчета о прохождении практики (по направлениям практических исследований)
Отчет о практике составляется индивидуально каждым студентом и должен отражать его деятельность в период практики. Содержание отчета должно отражать все выполненные за время прохождения практики студентом работы и его участие в различных мероприятиях, проводимых учреждением. Отчет по согласованию с руководителем практики от кафедры также может быть составлен только по определенным направлениям деятельности учреждения, по которым студент осуществлял научно-исследовательскую работу в процессе прохождения практики. Тематика основных направлений научно-исследовательской работы студентов, которую они могут осуществлять в процессе прохождения практики, обычно составляется на основе изученных ими в ходе учебного плана вопросов. При этом обязательным разделами отчета являются «Общая характеристика учреждения» и «Структура управления учреждением» (см. ниже). Отчет должен выполняться только с использованием предоставленной учреждением практикантам для изучения и ознакомления достоверной информации и материалов, а также с использованием иной доступной для массового пользования информации (СМИ, официальные сайты учреждений, периодическая, справочная и иная литература). Использование иной информации (сведений конфиденциального характера, информации, содержащей государственную или служебную тайну), без письменного разрешения руководителя учреждения не допускается.
Примерная структура отчета:
1. Общая характеристика учреждения (органа власти или его подразделения).
2. Структура управления учреждением.
3. Организация работы учреждения.
4. Управление персоналом учреждения.
5. Информационное и документационное обеспечение процессов управления.
Приложения.
По согласованию с руководителем практики от кафедры студент может изменить структуру и содержание разделов отчета в соответствии со спецификой учреждения и с возможностью обеспечения студента необходимой информацией. Структуру и содержание отчета также может изменяться в соответствии с темой научно-исследовательской работы, выполняемой кафедрой или студентом.
Темы исследований определяется заранее, согласовывается с руководителем. В выбранных темах студент раскрывает основные вопросы и направления, которыми он занимался на практике, их актуальность. Основная часть включает в себя аналитическую записку по разделам примерной структуры отчета, приводятся конкретные выводы и аргументированные предложения по теме исследования, а также краткое описание проделанной работы.
Структуру и содержание отчета также может изменяться в соответствии с темой научно-исследовательской работы, выполняемой кафедрой или студентом.
Приложения к отчету должны содержать дополняющие текст отчета и актуальные (т. е. непосредственно относящиеся к теме исследования) материалы: графики, рисунки, схема, таблицы, как составленные студентом так и заимствованные из разных источников с обязательной ссылкой на них в тексте отчета. Например: структуру экспорта и импорта, товарооборота страны, схемы организационной структуры управления учреждением, отраслью, сферой деятельности, подведомственными организациями; иные внутренние и внешние документы (выдержки, извлечения из них) учреждения (устав, положение, регламент, штатное расписание, должностные инструкции и регламенты, отчеты, приказы, договора, письма и т. д.)