Виды корректорского чтения




Методика, метод — означает способ, порядок выполнения какой-либо работы, выбор тех или иных действий. При выполнении корректуры выбор способа обработки текста и последовательность действий зависят от характера читаемого текста, корректурного этапа процесса издания и времени, отведенного на чтение.

Работу корректора над текстом упрощенно можно представить как считывание и запоминание читаемого, сравнение последнего с оригиналом или имеющимися в памяти эталонами, исправление замеченной ошибки в тексте рукописи или корректуры. Именно поэтому корректор в своей работе широко применяет фиксирующее чтение - чтение с установкой на побуквенную проверку, при котором в поле отчетливого видения попадает большинство букв и знаков текста.

Существует несколько типов чтения про себя.

Чтение ознакомительное обычно имеет установкой просмотр и общее знакомство с содержанием и элементами литературного произведения. Глаз при таком чтении останавливается только на опорных местах страницы — абзацах, обычно на их концах или началах, на некоторых акцентированных местах текстовой страницы: заголовках, выделениях, именах, названиях и т. п. Обычно при таком чтении отчетливо воспринимается лишь смысл всего контекста материала.

Чтение смысловое применяется для того, чтобы лучше запомнить или усвоить содержание читаемого или выявить в нем смысловые ошибки. Скорость его невелика.

Чтение с установкой на побуквенную (познаковую) проверку текста. Оно нуждается в таком количестве фиксаций и их частоте, при которых в поле отчетливого видения по возможности попадали бы все знаки текста. Его можно назвать также и фиксирующим чтением. Корректорское фиксирующее чтение требует возврата к слоговому чтению. Слово при таком чтении раскладывается не на слоги, а на такие составные элементы, которые корректор может сравнить с эталоном формы слова, хранящимся в долговременной памяти читающего.

При работе над текстами применяется несколько способов корректорского чтения: чтение-сличение, сверка, сквозное смысловое чтение и вертикальный просмотр.

Чтение-сличение корректурного оттиска с источником — основной вид корректорского чтения. В практике используются два способа сличения: в одиночку и вподчитку.

При работе в одиночку корректор вначале читает в источнике некоторую определенную по смыслу часть текста (словосочетание, формулу, ряд цифр), которую он способен на короткое время запомнить, а затем ту же часть проверяет по оттиску. При этом источник корректуры кладут под нерабочую руку, а рабочей исправляют ошибки в тексте оттиска. Данный способ чтения широко применяется при работе со сложными текстами, содержащими иностранные слова, формулы, таблицы, большое количество выделений — там, где важно видеть точное очертание слов, цифр, их взаимное распо­ложение, сопутствующую разметку.

Недостатками чтения в одиночку являются возрастание объема работы вдвое; повышение интенсивности внимания; активное использование кратковременной памяти; физическая утомляемость.

При работе над простыми («чистыми») текстами применяется чтение вподчитку. Этот способ позволяет сократить время, затрачиваемое на корректуру.

Вподчитку работают два человека: того, который правит оттиск, принято называть кор­ректором, а того, который читает вслух источник, — подчитчиком. Читать текст следует размеренно, внятно, отчетливо произнося трудные слова, окончания слов, предлоги, отрицания, аббревиатуры и сложные иностранные имена. Расстановка общеупотре­бительных знаков препинания показывается интонацией. Вслух произносятся воскли­цательный, вопросительный знаки, знак сноски, новый абзац, двоеточие, тире, многоточие, дефис, скобки, кавычки.

При чтении вподчитку затрудняется визуальный контроль кор­ректора за формой текста в оригинале, поэтому подчитчику лучше располагаться рядом с корректором, чтобы последний мог заглянуть в сложных случаях в источник.

Чтение-сверка применяется при повторных коррек­турах. Этот метод заключается в том, что текст оттиска читается не под­ряд, сплошь, а выборочно: прочитываются только те строки, в ко­торых при предыдущей корректуре были выявлены ошибки.

Чтение-сверка не может быть самостоятельным и законченным видом корректурного процесса; оно дополняется, как правило, сквозной читкой без оригинала, которую часто назы­вают смысловой корректурой.

Сквозное смысловое чтение — чтение без источника корректуры. Оно достаточно беглое, однако при работе корректор контролирует смысловое и стилистическое единство текста, элементы, форму которых нужно унифицировать, выявляет буквенные ошибки. При обнаружении неточностей и ошибок корректор обязан сначала обращаться к источнику корректуры, а потом уже вносить исправление. Для обеспечения эффективной корректуры рекомендуется, чтобы смысловое чтение проводил корректор, еще не работавший с данным конкретным изданием.

Сквозное чтение может быть самостоятельным, например при работе с сигнальным эк­земпляром; повторным (дублирующим) — после сверки с предыдущей корректурой; контрольным чтением (ревизионной корректурой).

Вер­тикальный просмотр является специальным методом корректорского контроля. Здесь нет чтения в собственном смысле этого слова, а есть именно просмотр, при котором из всей корректуры выбирают какой-нибудь отдельный ее элемент (или несколько элементов) и проверяют графическую их форму или текстуальное совпадение по сравнению с первым употреблением этого элемента или с указанием в оригинале. Объектами верти­кального просмотра может быть проверка правильной последовательности колонцифр или проверка однотипности набора рубрик, заголовков таблиц или подписей под иллюстрациями по всей книге и т. п. Такой дополнительный метод контроля широко применяется при любых корректурах и вычитке издательских оригиналов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: