Методика, метод — означает способ, порядок выполнения какой-либо работы, выбор тех или иных действий. При выполнении корректуры выбор способа обработки текста и последовательность действий зависят от характера читаемого текста, корректурного этапа процесса издания и времени, отведенного на чтение.
Работу корректора над текстом упрощенно можно представить как считывание и запоминание читаемого, сравнение последнего с оригиналом или имеющимися в памяти эталонами, исправление замеченной ошибки в тексте рукописи или корректуры. Именно поэтому корректор в своей работе широко применяет фиксирующее чтение - чтение с установкой на побуквенную проверку, при котором в поле отчетливого видения попадает большинство букв и знаков текста.
Существует несколько типов чтения про себя.
Чтение ознакомительное обычно имеет установкой просмотр и общее знакомство с содержанием и элементами литературного произведения. Глаз при таком чтении останавливается только на опорных местах страницы — абзацах, обычно на их концах или началах, на некоторых акцентированных местах текстовой страницы: заголовках, выделениях, именах, названиях и т. п. Обычно при таком чтении отчетливо воспринимается лишь смысл всего контекста материала.
Чтение смысловое применяется для того, чтобы лучше запомнить или усвоить содержание читаемого или выявить в нем смысловые ошибки. Скорость его невелика.
Чтение с установкой на побуквенную (познаковую) проверку текста. Оно нуждается в таком количестве фиксаций и их частоте, при которых в поле отчетливого видения по возможности попадали бы все знаки текста. Его можно назвать также и фиксирующим чтением. Корректорское фиксирующее чтение требует возврата к слоговому чтению. Слово при таком чтении раскладывается не на слоги, а на такие составные элементы, которые корректор может сравнить с эталоном формы слова, хранящимся в долговременной памяти читающего.
При работе над текстами применяется несколько способов корректорского чтения: чтение-сличение, сверка, сквозное смысловое чтение и вертикальный просмотр.
Чтение-сличение корректурного оттиска с источником — основной вид корректорского чтения. В практике используются два способа сличения: в одиночку и вподчитку.
При работе в одиночку корректор вначале читает в источнике некоторую определенную по смыслу часть текста (словосочетание, формулу, ряд цифр), которую он способен на короткое время запомнить, а затем ту же часть проверяет по оттиску. При этом источник корректуры кладут под нерабочую руку, а рабочей исправляют ошибки в тексте оттиска. Данный способ чтения широко применяется при работе со сложными текстами, содержащими иностранные слова, формулы, таблицы, большое количество выделений — там, где важно видеть точное очертание слов, цифр, их взаимное расположение, сопутствующую разметку.
Недостатками чтения в одиночку являются возрастание объема работы вдвое; повышение интенсивности внимания; активное использование кратковременной памяти; физическая утомляемость.
При работе над простыми («чистыми») текстами применяется чтение вподчитку. Этот способ позволяет сократить время, затрачиваемое на корректуру.
Вподчитку работают два человека: того, который правит оттиск, принято называть корректором, а того, который читает вслух источник, — подчитчиком. Читать текст следует размеренно, внятно, отчетливо произнося трудные слова, окончания слов, предлоги, отрицания, аббревиатуры и сложные иностранные имена. Расстановка общеупотребительных знаков препинания показывается интонацией. Вслух произносятся восклицательный, вопросительный знаки, знак сноски, новый абзац, двоеточие, тире, многоточие, дефис, скобки, кавычки.
При чтении вподчитку затрудняется визуальный контроль корректора за формой текста в оригинале, поэтому подчитчику лучше располагаться рядом с корректором, чтобы последний мог заглянуть в сложных случаях в источник.
Чтение-сверка применяется при повторных корректурах. Этот метод заключается в том, что текст оттиска читается не подряд, сплошь, а выборочно: прочитываются только те строки, в которых при предыдущей корректуре были выявлены ошибки.
Чтение-сверка не может быть самостоятельным и законченным видом корректурного процесса; оно дополняется, как правило, сквозной читкой без оригинала, которую часто называют смысловой корректурой.
Сквозное смысловое чтение — чтение без источника корректуры. Оно достаточно беглое, однако при работе корректор контролирует смысловое и стилистическое единство текста, элементы, форму которых нужно унифицировать, выявляет буквенные ошибки. При обнаружении неточностей и ошибок корректор обязан сначала обращаться к источнику корректуры, а потом уже вносить исправление. Для обеспечения эффективной корректуры рекомендуется, чтобы смысловое чтение проводил корректор, еще не работавший с данным конкретным изданием.
Сквозное чтение может быть самостоятельным, например при работе с сигнальным экземпляром; повторным (дублирующим) — после сверки с предыдущей корректурой; контрольным чтением (ревизионной корректурой).
Вертикальный просмотр является специальным методом корректорского контроля. Здесь нет чтения в собственном смысле этого слова, а есть именно просмотр, при котором из всей корректуры выбирают какой-нибудь отдельный ее элемент (или несколько элементов) и проверяют графическую их форму или текстуальное совпадение по сравнению с первым употреблением этого элемента или с указанием в оригинале. Объектами вертикального просмотра может быть проверка правильной последовательности колонцифр или проверка однотипности набора рубрик, заголовков таблиц или подписей под иллюстрациями по всей книге и т. п. Такой дополнительный метод контроля широко применяется при любых корректурах и вычитке издательских оригиналов.