Средства выразительности, используемые при создании афоризма (на примере мультипликационного фильма «Маша и Медведь»)




Кроме краткости и завершённости – основных средств выразительности афоризма, при его создании используются и некоторые тропы и фигуры речи.

Интонация – средство выразительности звучащей речи, с помощью которой выражаются различные чувства: торжественность, насмешка, гнев, грусть и т.д. Образуется с помощью пауз, расстановке ударений, темпа речи, степени громкости, тембра. Оригинальная интонация свойственна всем мультипликационным изречениям, но есть такие, которые стали популярны именно интонацией:

"Вкусновато, но маловато!", "Еще, еще, еще!", "Мифка! Ты спифь?"

"Это был дед мороз! да-да!",

(Интонации в мультфильме не перечесть: гнев, угроза, страх, снисхождение, ирония…)

Каламбур – игра слов, которая создаётся благодаря таким способам:

1) использование разных значений многозначного слова. Этот способ мы наблюдаем в следующих изречениях:

МИШКА, А ЭТО КТО ХОДИЛ? ЧТО КРОКОДИЛ?

А ЭТО СЛЕД ОТ КРОКОМОДА?

2) использование омонимии или звукового сходства слов с целью достижения комического эффекта. К таким изречениям можно отнести выражения:

Тут у нас столпотворенье - это я столпотворю

Это варится варенье, то есть я его варю

Что на грядке уродится, что на дереве растёт

Всё для дела пригодится и в варенье попадё

Ирония – («насмешка, притворство» - греч.) сопровождает большинство устойчивых выражений:

НИЧЕГО ТЫТУТ МИШКА НЕ ЗНАЕШЬ, ДА, ДА!

ЭТО НЕ МЕДВЕДЬ, ЭТО ЛОСЬ КАКОЙ -ТО

Сниженные формы – просторечия, жаргоны. Встречаются в мультфильмах редко:

УХ, ЕТАНАЯ ОНА СКОРАЯ ПОМОЩЬ

Тавтология – повтор слов, близких по смыслу и звуковому составу:

БЕЗ ПАНИКИ, НАБИРАЕМ НОМЕРОК, НАБИРАЕМ НОМЕРОК, НАБИРАЕМ НОМЕРОК, А ТЕПЕРЬ БЕЖИМ!

Комизм может создаваться при помощи дефекта речи:

"Мифка! Ты спифь?"

Эта работа позволила нам подробно ознакомиться с историей отечественной мультипликации, афористикой как видом искусства, пересмотреть и проанализировать любимый мультфильм с точки зрения юного ученого-лингвиста. Выполнив поставленные задачи, мы пришли к таким результатам:

- в­ современной афористике некоторые учёные, например филолог Корявцев А., считают затруднительным вопросом выделение четких жанров. «Афоризмом можно считать любое более или менее содержательное высказывание», - считает ученый и выделяет особый вид афоризма – юмористический афоризм. Думаем, что к ним можно отнести и мультипликационные афоризмы;

- иногда изречения популярны не столько потому, что в них сказано, сколько потому, кем они сказаны. Тогда как настоящий афоризм ценен сам по себе, своей точностью и неожиданной формой и для него характерен обобщающий смысл, поэтому большинство мультипликационных изречений можно отнести к крылатым выражениям и лишь немногие можно классифицировать как афоризм;

- проведя анкетирование сверстников, мы выяснили, что загадка популярности мультипликационных изречений часто кроется в популярности мультфильмов и их героев;

- в образовании мультипликационных выражений используются различные языковые средства: например интонация, ирония, пародии, дефект речи и другие.

Анализ крылатых выражений из мультфильма «Маша и Медведь» как языкового явления позволил сделать следующие выводы: употребление известных выражений в речи вовлекает собеседника в своеобразную интеллектуальную игру, помогает опознавать знакомые ситуации окружающей действительности, снимает напряжённость ситуации в общении, поднимает настроение, помогает задержать внимание собеседника.

Мультипликационный кинематограф и образы его героев являются показателями определённых моральных норм и ценностей своего времени: добра и семейного счастья, дружбы и взаимопонимания, свободы и независимости. Они играют не последнюю роль в формировании мировоззрения целого поколения наших соотечественников.

Мультипликационные афоризмы являются не только интересным средством общения, но и богатством русского языка.

Список литературы

 

1.Антология афоризмов. М,1993.

2.Гофман А.Б. Дилеммы подлинные и мнимые, или о культуре массовой и немассовой.

Этюды по истории и теории социологии. М., 2003.

3.Елецкая М. Хороший и плохой. Журнал «Человек», 2008, №2.

4. Захарова М. Языковая игра как факт. Журнал «Знамя», 2006, №5.

5. Корявцев А. Афоризм как литературный жанр. Журнал «Урал», 2003, №3.

6. Литературный энциклопедический словарь. М, 1987.

 

 

1. https://www.myltik.ru

2.https://ru.wikipedia.org

3.https://mults. Spb.ru

 

 


[1]



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: