ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКИ
Что такое литературная критика
Критика, сама по себе – понятие очень обширное. Она охватывает все отрасли человеческой деятельности. От ежедневных возмущённых вздохов в сторону работников ЖКХ, собирающих мусор у дома, до скрупулезной оценки философских дискуссий, шедевров кинематографа, литературы и даже еды. В Библии говорится: «Сначала было слово», после чего, спустя шесть дней, появился человек и совершил своё первое действие – сорвал запрещенный плод, за что был осужден богом и выгнан из рая. Это само суждение со стороны, направленное на какой бы то ни было объект или субъект, – является критикой.
Критика – необязательно позитивное или негативное проявление человеческой мысли, критика – это сама мысль, возможность принять и передать информацию в её исконном виде, в первую очередь самому себе, а потом, при желании, и окружающему миру. Что же касается предмета моего исследования – литературной критики – это один из видов литературного творчества, оценка и истолкование художественного произведения, а также явлений жизни, в нем отраженных.
В отличие от истории литературы, литературная критика освещает обычно процессы, происходящие в современном литературном движении, рассматривает текущую журнальную и книжную продукцию. Однако не столько материал, сколько сам подход, продиктованный современными общественными задачами и живым восприятием читателя, отличает литературную критику от истории литературы, когда речь идет о классическом наследии прошлого, входящем в культурный обиход современности.
Литературная критика тесно связана с эстетикой.
Зарождение и развитие литературной критики
|
Слово критика происходит от греческого κριτικός — судящий.
Критические суждения о литературе возникли одновременно с самим ее рождением, первоначально как мнение наиболее уважаемых, умудренных читателей. Первый читатель был по существу и первым критиком.
Выделившись уже в эпоху античности как особое профессиональное занятие, литературная критика еще долгое время сохраняла в ряду иных видов творчества скромное «прикладное» значение — общей оценки произведения, поощрения или осуждения автора, рекомендации книги другим читателям. С ходом времени, в результате развития и дифференциации литературных жанров, прогресса художественного и научного мышления, цели и характер литературной критики становятся сложнее, а сами требования к ней разнообразнее и ответственнее. Иными словами, само теоретическое определение литературной критики должно быть осознано исторически.
Так, русская критика допушкинской поры — в согласии с французской классицистской эстетикой — требовала лишь беспристрастной и основанной на здравом вкусе оценки произведения с указанием на отдельные «погрешности» и «красоты».
Во времена В. Г. Белинского оценка произведения строится уже на истолковании его как художественного целого, в единстве его идей и образов, а сама деятельность писателя рассматривается в его отношении к эпохе, обществу, литературной современности.
Не удовлетворяясь лишь оценкой и истолкованием произведения в свете идейного замысла автора, Н. А. Добролюбов выдвинул в качестве главной задачи литературной критики — суждение о самой жизни, ее процессах, социальных типах, составленное на основе правдивых свидетельств художника, изображенных им картин. «Реальная критика» Добролюбова впервые приобретала столь откровенно публицистический характер. При этом Добролюбов не навязывал произведению смысла, какого в нем объективно не содержалось. Принципиальная новизна его подхода, расширившего само понятие о критике, заключалась в таком истолковании реалистичности произведения, какое позволяло обнаружить подлинную глубину его жизненного содержания.
|
Лучшие стороны революционно-демократической критики поры ее расцвета унаследованы и продолжены русской марксистской критикой, вооруженной пониманием основных законов социально-исторического развития. В статьях и суждениях В. И. Ленина о литературе принципы «реальной критики» получили марксистское обоснование и развитие.
В ходе идейно-литературной борьбы в разное время выдвигались также концепции «биографической критики» (Сент-Бёв и его последователи), «эстетической критики» (А. В. Дружинин и др.), «органической критики» (А. А. Григорьев) и т. п. Эти теории, если рассматривать их методологический смысл, отражали внимание критиков к тем или иным реально существующим свойствам художественного произведения и творческого процесса, но взятым односторонне — без учета социальной функции искусства.
С течением времени от литературной критики обособились в отдельные отрасли знания теория и история литературы. Но и критика в узком смысле слова удержала те свойства, какие сопутствовали возникновению различных сторон литературной науки — историзм, теоретическая основательность, общеэстетические критерии.
Современная марксистская критика стремится рассматривать художественные произведения в единстве всех его определений и качеств — с точки зрения социологической, эстетической, этической и т. д.