Декоративно-прикладное искусство. Письменность




Доклад

По дисцеплине: Эволюция физических воззрений

На тему: Развитие науки в Киевской Руси (6-14 века)

 

 

Выполнил студент 612 группы 1 курса

Инженерно Технологического факультета

Вологодский Дмитрий

Проверила: Соболева Ольга Владимировна

 

Караваево 2018

Политическое и экономическое развитие Киевской Руси стал основой культурного подъема древнерусского общества.

Культура Киевского государства была составляющей европейского культурного пространства. В то же время чрезвычайное влияние на культуру Киевской Руси в результате пересечения торговых путей имела культура Востока. Кроме того, становление и развитие культуры Киевского государства происходили в условиях ее тесного взаемопереплетення с культурой Византии.

Так, древнерусский средневековая культура формировалась как составная часть восточно культурного мира, основой которого была христианская религия. Огромное влияние на нее Византии объясняется тесными религиозными, экономическими и династическими связями с Константинополем. Влияние южного соседа длительное время сказывался на всех культурных достижениях Киевской Руси. Даже стиль в искусстве называется византийско-киевский или византийско-русский учитывая это влияние. Однако киевские мастера смогли создать собственное направление в искусстве и оставить нам памятники архитектуры и искусства, которые соперничают в красоте и изысканности с тогдашними зарубежными образцами. Они создали собственную систему стилей, жанров и методов, которые существенно отличались от византийских.

Очень важным для Киевской Руси было развитие письменности. На этапе завершения формирования государственности Руси благодаря созданию Кириллом и Мефодием алфавита – кириллицы – среди славян распространилась письменность. Мощным толчком к этому стало принятие христианства при Владимире Великом. Именно кириллицей написаны все древнейшие памятники литературы, датируемые второй половиной XI в. Самыми известными произведениями этого периода являются «Остромирово Евангелие», (1056), «Слово о законе и благодати» (1037) митрополита Илариона, «Изборники Святослава» (1073, 1076), «Слово о полку Игореве» (1187).

Литература в период Киевской Руси создавалась в трех ячейках: 1) книжниками Ярослава Мудрого, к которым принадлежали сам Ярослав Мудрый, Иларион, Григорий, Даниил Заточник, Лука Жидята, Яков Мных, Иоанн и др. Эта школа считается полусвета. Ее задача состояла в возвеличивании деятельности Владимира Великого и его сына Ярослава Мудрого; 2) монахами Киево-Печерского монастыря – Феодосием Печерским, Нестором, Кирилла Туровского; 3) монахами Михайловского Выдубицкого монастыря – игуменом Моисеем, Сильвестром и самим Владимиром Мономахом. Эти авторы имели свой стиль написания и поэтики, но их объединяла общность идеологии. Все три школы взаимодействовали между собой и поддерживали творческие отношения, заимствуя друг у друга лучшие традиции и совершенствуя их.

До наших времен дошло два вида памятников древнерусской литературы – переводные и оригинальные. Выдающимся оригинальным произведением является «Слово о законе и благодати» Илариона. Как уже упоминалось, автор обосновывает права украинского церкви на независимое от Константинополя существования и подносил роль князя Владимира в деле крещения Киевской Руси. Основная цель произведения – возразить права Византии на дальнейшее развитие Русского государства.

К этой группе относится «Киево-Печерский патерик», содержащий сказания о чудесах и чудесах, которые творились монахами в стенах Киево-Печерского монастыря. Нельзя обойти вниманием «Поучение Владимира Мономаха детям». Этот оригинальное произведение создано примерно 1097 p., Его авторство принадлежит самому Великому князю киевскому. Произведение условно делится на две части. В первой автор учит своих детей премудрости княжеской власти, объясняет нормы поведения правителя великой державы Киевская Русь. Владимир предостерегает своих потомков от опрометчивых поступков и лености, призывает укреплять княжескую власть, самостоятельно приобщиться к управлению государством, а не полагаться на советы окружающих, следовать обычаям и установок православной церкви и уважать ее традиции.

Во второй части произведения Владимир Мономах рассказывает о своей жизни. Описывает свою борьбу с половцами, причины восстания 1113 p., В результате которого он был приглашен на Киевский стол. Много внимания автор уделил и причинам феодальной раздробленности Руси, которая привела к распаду мощной европейской державы.

К оригинальной литературы также принадлежит знаменитый произведение «Слово о полку Игореве». Это поэтический рассказ неизвестного автора XII в., Скорее всего, участника описываемых событий. Исторической основой для написания «Слова …» стал поход новгород-северского князя Игоря Святославича на половцев в 1185 году. Как известно, он закончился для русских князей победой половецких ханов и заключением князя Игоря. Настроение в поэме очень религиозный, подобный рыцарских произведений XII в., И пропитан национально-религиозными чувствами.

Интересным и очень важным источником культуры периода Киевской Руси являются летописи. Это историко-литературные произведения, в которых записи ведутся по годам и фиксируют значительные события истории Руси. К ним относятся летописный свод под названием «Древний», «Повесть временных лет» (1113) Нестора Летописца, «Киевская летопись», «Ипатьевской летописи», «Галицко-Волынская летопись» и др. Язык большинства летописей была книжная.

Летописи преимущественно писались при княжеском дворе. Поэтому их авторы были выразителями интересов князя и его ближайшего окружения. Материалом для летописи служили и народные предания, и дружинный эпос, песни о. В летописях осуждались представители боярской знати, подрывали авторитет княжеской власти, а также отстаивалась идея сохранения единства Киевской Руси.

Поскольку каждый из создателей этого жанра были свои политические предпочтения и должен был считаться с мнением князя киевского, объективность летописных произведений преимущественно сомнительна. В то же время историческая ценность этих памятников огромная учитывая информацию, которую передают их авторы как соучастники событий, а также на сведения, взятые из предыдущих летописей, не сохранились до наших дней.

Выдающейся достопримечательностью летописания считают «Повесть временных лет». Ее автор – Нестор – монах Киево-Печерского монастыря. Первая редакция этого произведения 1113 до нас не дошло. Произведение был переписан в начале XV в. и сохранился в нескольких списках. Это первая в Киевской Руси литературный памятник, в которой история нашего государства освещается в единстве с мировым историческим процессом. Много внимания автор уделяет происхождению и расселению славян и их соседей, а также военным, династическим событиям и писаному Русском законодательству.

Продолжением литературной традиции Киевской Руси в период феодальной раздробленности стал «Галицко-Волынская летопись». Первая часть произведения (галицкая) посвящена князю Даниилу Романовичу. В ней описывается борьба с внутренними и внешними противниками. Во второй части (волынской) уделяется внимание деятельности племянника Даниила Романовича – Владимиру Васильевичу в обустройстве внутренних дел Волынского княжества.

Произведение писалось как единое целое пятью переписчиками, которые объединили две части, созданные в разные периоды, в одно произведение. В летописи преобладают светские мотивы, религиозные же мотивы занимают второстепенное место. Основное внимание уделяется борьбе за престол, военным походам и защиты родной земли от захватчиков.

К произведениям религиозного содержания принадлежат «Изборники». Наиболее известными являются «Изборники Святослава» 1073, 1076 Это красиво украшенные рукописные переводы Священного Писания, выполненные для киевского князя Святослава Ярославича (сына Ярослава Мудрого). Кроме религиозных, в «Изборнике» помещены и энциклопедические сведения о чудодейственной силе драгоценных камней, а также справки научного содержания и разъяснения философского характера. В «Изборнике Святослава» является миниатюрный портрет семьи Святослава Ярославича.

Благодаря письменности развивалась и образование, которое с распространением христианства приобрела особенно важное значение. Было введено школьное обучение. Образовательные функции выполняли преимущественно церкви и монастыри, которые, кроме образования, способствовали распространению христианства среди населения. Первые школы были основаны в княжение Владимира Великого. В них учились дети представителей ближайшего окружения князя. Получив образование, они могли занять высокие должности в свите князя или посвятить себя религиозной деятельности. Школа для подготовки образованного духовенства была основана при Ярославе Мудром в Новгороде.

Став князем киевским, Ярослав Владимирович начал своеобразную научную академию при Софийском соборе, где также был центр переводов и переписывания книг. Школы существовали не только в столице государства, но и при епископских кафедрах, больших церквях и монастырях. Учили детей читать, писать и считать, давали начальные знания об окружающей среде. Учителями обычно были сами священники. Высшего образования в Киевской Руси не было, поэтому приходилось ее приобретать самостоятельно.

Об большое количество образованных людей в Киевской Руси свидетельствуют петрографити, найденные на стенах соборов, а также надписи, нацарапанные на керамических изделиях этого периода. Образование могли получить не только мальчики, но и девочки, первую школу для которых открыла в 1086 дочь Всеволода Ярославича Янка при Андреевском монастыре. Образование получили и женщины из семьи Рюриковичей – княгиня Ольга, АннаЯрославивна, Анна Всеволодовна.

С появлением книг стала развиваться и библиотечное дело. При больших храмах и церквях даже были учреждены специальные мастерские, в которых переписывались и переводились книги из других языков. Такой бурный расцвет образования не мог не сказаться на развитии науки в Киевской Руси. Тогдашние ученые уделяли большое внимание таким отраслям науки, как география, история, математика, медицина, физика, химия. Научными теоретиками, так называемыми «философами» науки, были Клим Смолятич и волынский князь Владимир Василькович. Очень ценились знания по математике. В Киевской Руси знали четыре математические действия, дроби и умели вычислять проценты. Знания по географии были несколько ограничены, но с развитием торговых отношений они значительно углубились.

Во времена Ярослава Мудрого широкое распространение получил и развитие медицинских знаний. Врачами на Руси были преимущественно монахи, самыми известными среди них были Антоний Печерский, Агапит, Алипий, Пимен, Козьма, Демьян пресвитер и др. В литературе этого периода содержится много информации о гигиене, лекарственные растения, течение заболеваний, строение человеческого тела. Известны случаи хирургических операций, проведенных в этот исторический период. О развитии медицинской науки свидетельствует то, что врачи были выделены в отдельную группу населения, о чем говорится в уставе церковных судов.

Особого внимания заслуживают архитектурные достояния времен Киевской Руси, хотя большинство памятников деревянного зодчества не сохранилась. Известно, что знать сводила большие деревянные дома, которые могли считаться шедеврами архитектуры. Строить из камня начали еще во времена княгини Ольги, но такую роскошь могли себе позволить лишь князья.

Первую каменную церковь была построена в Киеве во времена Владимира Великого. Это была Десятинная церковь, зодчими которого были византийцы. Именно от них русские мастера и перенимали все тонкости архитектуры, выкристаллизовывая собственный киевско-византийский стиль искусства. Своего расцвета архитектура достигла в первой половине XI в. именно во времена Ярослава Мудрого. Украшением этого периода стал храм Святой Софии, который и сегодня является свидетельством могущества Киевской Руси. Во второй половине XI в. культовое строительство получило распространение в крупнейших городах страны – Переяславе, Чернигове, Новгороде и др.

Наряду с архитектурой особого уровня развития на Руси достигли живопись и художественная резьба. Произведения этих видов искусства украшают Софию Киевскую и принадлежат к самым красивым образцов мирового искусства. Непревзойденными являются мозаики и фрески Софии Киевской. Они имеют как религиозный, так и светский смысл и поражают зрителей своей красотой и мастерством исполнения.

Кроме фресок и мозаик, украшением храмов были также иконы. Мастерами иконописи были монахи. Выдающимся иконописцем был Алимпий Печерский, произведения которого считали чудодейственными. Они обладали способностью исцелять людей. Традиции киевской школы иконописи продолжили в Галицко-Волынском княжестве. Самой известной является икона «Волынской Богоматери» (м. Луцьк).

Сохранились памятники устного народного творчества того времени. Это эпические песни, былины, предания о героическом прошлом древнерусского государства. Героями эпических произведений были и мифические фигуры, и реальные исторические личности – Илья Муромец, Добрыня Никитич и князь Владимир.

Среди ремесел большим художественным достоянием являются произведения ювелирного искусства. В технике зерне, филиграни, золочения, эмали, чеканки и гравировки были созданы непревзойденные произведения искусства.

Итак, культура Киевской Руси была свидетельством чрезвычайных достижений древнерусского общества как в материальной, так и духовной сферах. Древнерусское государство пополнила культурную сокровищницу Европы новыми достижениями, она стояла на одном уровне с наиболее развитыми странами мира, а по некоторым культурными и морально-этическими показателям – превзошла их. Это определяет и особое историческое значение Киевской Руси как государства, что, накопив бесценные политические, социальные, правовые, культурные достояния, стала неотъемлемым и больше – ведущим компонентом европейской цивилизации.

Культура Киевской Руси – совокупность всех материальных и духовных ценностей, накопленных в процессе развития русских княжеств с момента зарождения государства в 10 веке и до 13 века включительно.

Культура и быт Киевской Руси складываются из дохристианских традиций и язычества, преобразовавшихся после крещения Руси.

Письменность

Одним из главных показателей наличия собственной культуры является письменность. На Руси письменность в её современном понимании появилась в 10 веке, однако ещё в 9 веке монахами Кириллом и Мифодием был создал алфавит, который потом преобразовался в кириллицу (которая используется поныне). Активное развитие культуры Киевской Руси, в том числе письменности, началось после принятия христианства.

Первыми свидетельствами наличия письменности стали берестяные грамоты – кусочки бересты с выдавленными или начертанными записками о повседневной жизни. Первыми книгами стали летописи государства, а также Библия. До появления технологии книгопечатания книги переписывались вручную монахами, которые часто добавляли к тексту свои комментарии и замечания, в результате чего переписанные книги могли сильно отличаться от оригинала.

Развитие письменности привело к появлению первых учебных заведений, а также зарождению литературы. Важным этапом в становлении культуры Киевской Руси стало написание и приятие первого свода законом – «Русской правды».

Зодчество

Особенностью культуры Киевской Руси была её религиозная направленность. На смену деревянному зодчеству пришло каменное строительство. Активно начали возводиться каменные храмы взамен деревянным церквям. Архитектурные традиции каменного строительства на Руси сформировались под воздействием Византийской архитектуры, ведь именно на основе проектов византийских архитекторов строились первые каменные церкви.

989 г. – построена первая каменная церковь в Киеве.

1037 г. – основание Софийского собора в Киеве, одного из ярчайших представителей каменного зодчества Киевской Руси.

Живопись

На развитие живописи огромное влияние оказало Крещение Руси, которое дало толчок к развитию духовной и материальной культуры Киевской Руси. Появились такие виды изобразительного искусства как фреска и мозаика, которыми стали украшать церкви. Также на Руси появилась иконопись, которая стала занимать одно из самых заметных мест в культуре.

Стандарт иконописи пришёл из Византии и первыми мастерами-иконописцами на Руси были приезжие греки, от которых русские мастера переняли мастерство. Также греки привезли с собой искусство росписи, которой украшались стены храмов. Фрески, а зависимости от их расположения, изображали библейские сюжеты или сюжеты из обыденной жизни.

К концу 12 века живопись развилась настолько, что стали выделять несколько живописных центров на Руси, у каждого из которых были свои собственные традиции и особенности.

Декоративно-прикладное искусство

Помимо живописи на Руси было сильно развито декоративно-прикладное искусство – создавались уникальные вещи из эмали, игрушки из глины с особенной росписью, ювелирные украшения и многое другое. Многие из существовавших тогда стилей росписи и ремесленничества остались и по сей день. Основными сюжетами для росписи ДПИ были былины, сказания и сюжеты из фольклора.

Фольклор

Фольклор на Руси был очень развит и имел огромное значение для культуры Киевской Руси. С древних времён из уст в уста передавались различные сказания и легенды. Особое место занимала обрядовая поэзия – заговоры, песни, заклинания. Активно развивались частушки, присказки, пестушки и многое другое.

В середине девятого века появился новый жанр – эпос, который рассказывал о похождениях великих героев, о битвах и завоеваниях. Гораздо позже народный устный эпос и былины легли в основу первых литературных произведений, в том числе знаменитого «Слова о полку Игореве».

С развитием письменности и литературы фольклор не только не исчез, но продолжал активно развиваться.

В целом, на культуру Киевской Руси огромное влияние оказали следующие события:

· Появление письменности;

· Зарождение государственности;

· Становление христианства.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: