Подвижные игры в работе с детьми с ОВЗ




Иванова Э.Б.

РМО инструкторов физической культуры

Подвижные игры в работе с детьми с ОВЗ

1 слайд

Наиболее активно познают мир дети дошкольного возраста. В это же время происходит интенсивное развитие всех психических процессов.

И как же нам, логопедам, усадить перед зеркалом на 15 минут ребенка, который не може усидеть и 5 минут, ребенка, у которого СДВГ, например. А ведь такой диагноз сейчас можно ставить каждому второму.

Да и к тому же нам надо построить занятие так, чтобы детям было интересно заниматься и коррекционный процесс шел для них незаметно.

Ни для кого не секрет, что основной вид деятельности дошкольника – это игра, и мы, логопеды тоже стремимся соблюдать этот принцип. Но сегодня я хотела бы сделать акцент на подвижных играх в работе логопеда, ведь они занимают в нашей работе не последнее место.

 

2 слайд

Учеными доказано, чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия.

Когда ребенок рождается, у него сформированы все отделы головного мозга, но они не развитиы. Развитие отделов головноого мозга происходит постепенно,от мозжечка к лобным долям и заканчивается к 22 годам жизна. И сейчас с развитием относительно новой науки – нейрофизиологии, все нейрофизиологи утверждают следующее. И если у ребенка нет координации в движениях, а это – мозжечок, или у него мы видим общую моторную неловкость – нет смысла работать только над речью, и развивать речевой отдел, начинать надо с более ранних отделов. (Это и есть развитие в онтогенезе).

Как говорит известный логопед, нейрофизиолог Е.Ф. Архипова: «Я сначала учу ребенка завязывать шнурки, а только потом начинаю ставить звуки»

Например, ребенок не умеет ползать. Мамы говорят: «Он сразу пошел». А ползание – это очень важный показатель развития координации движений. И если ребенок не ползает, проблемы с речью у него будут как следствие. Если ребенок не держит ложку, слабый пальчиковый захват – тоже будут речевые нарушения.

 

3слайд

Поэтому, когда к нам приходят дети с нарушенной координацией движений, общей моторной неловкостью, а их видно сразу, и при обследовании мы это диагностируем, - мы, логопеды, просто обязаны сделать акцент в своей работе на развитие общей моторики.

И тогда роль подвижных игр в коррекционной работе становится ещё более очевидной. Помимо того, что развивается двигательная активность ребенка и координация движений, подвижные игры создают положительный эмоциональный настрой.

Ну, и как любая дидактическая игра, подвижная игра направлена на достижение определенных коррекционных целей.

 

 

4 слайд

Подвижные игры в работе логопеда могут быть использованы как часть занятия или в качестве динамической паузы. Обычно в качестве динамической паузы и физкультминутки мы используем упражнения и игры на координацию речи с движениями. Таких у нас очень много, по ним созданы целые картотеки, и я думаю, вам они известны. И сейчас я покажу вам некоторые из них

 

5 слайд

Ежедневно перед началом занятий я использую массажный коврик. Известно, что массаж стоп положительно действует на все системы организма. За счет его неоднородной структуры происходит рефлекторная стимуляция участков на стопе. (видео на коврике) Помимо этой задачи, массажный коврик помогает развивать координацию движений. Одновременно мы проговариваем необходимый речевой материал.

 

6 слайд

«Пройди, не упади» Ходьба по скамейке, или (что безопасней) по веревочке, бег по веревочке (можно фото). Протягивается скакалка, ребенок без обуви проходит по протянутой веревке, одновременно мы проговариваем речевой материал. Как и с массажными ковриками – если ребенок босиком – происходит стимуляция рефлекторных зон, развивается координация движений. Одновременно решаем логопедические задачи.

Очень полезно для развития межполушарного взаимодействия ходить задом наперед. Во-первых, нужно резко перестроиться, а благодаря этому формируются новые нейронные связи, мозг начинает мыслить по-другому. Во-вторых, ходьба задом наперед требует ещё более четкой координации движений.

7слайд

Для развития фонематического слуха регулярно проводится игра «Цветы и пчелки»

Помимо развития двигательной активности, игра способствует формированию навыков звукового анализа, синтеза и подготовке к обучению грамоте. С помощью этих игр дети учатся дифференцировать на слух звуки по твердости/мягкости.

Проводя игру «Цветы и пчелки», логопед называет слова с твердыми и мягкими звуками, изучаемыми на занятии, дети, услышав слово с твердым звуком, подбегают к синему цветку, с мягким звуком -к зеленому цветку, которые разложены на полу. Здесь включается в работу сразу несколько органов чувств, ребенок слышит, выбирает цвет, бежит, прыгает. Соревновательный эффект добавляет нам ещё и развитие быстроты реакции.

 

8 слайд

Подвижная игра «Цветные облака» для автоматизации звуков

Это авторская игра, я придумала её сама, вырезав из фетра эти облачка и подобрала речевой материал. (Видеоролик)

В данной игре достигается одновременная работа двигательной и речевой зоны мозга, обеспечивается развитие координации и быстроты реакции, а также автоматизация звуков в словах и словосочетаниях.

 

9 слайд

Игры с мячом

Мяч – очень важный коррекционный инструмент. Игры с мячом развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве, регулируют силу и точность движений, активизируют непроизвольное внимание, ведь мяч может быть брошен любому ребенку. Игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции.

«Назови ласково», «Мяч бросай – животных называй», «Какой, какая» и др. Таких игр очень много, существует множество картотек на эту тему.

И я вам сейчас покажу одну из них.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: