В этом задании предлагается придумать и описать план воображаемого исследования для проверки житейской психологической закономерности, сформулированной в строчках из песни. Само исследование может быть технически и организационно сколь угодно сложным, его реализация силами студентов не предполагается (хотя не исключается).
План оформления задания
1.Исходный материал: привести строчки, содержащие закономерность, название песни, имеющуюся информацию о песне (если известна): автор, группа и пр. Если песня на иностранном языке, дать перевод.
2.Гипотеза: изложение строчек из песни научным языком в терминах психологических закономерностей.
3.Теоретический обзор (если есть материал): известные сведения по психологии, имеющие отношение к гипотезе; предположения о ее подтверждении или неподтверждении на основе этих сведений.
4.Тип метода.
5.Испытуемые: примерное количество, поло-возрастные и иные особенности контингента.
6.Методика: подробное описание.
7.Результаты и обработка: какие показатели будут измеряться, какими методами будет производиться обработка.
8.Обсуждение. Какие результаты будут свидетельствовать о подтверждении, какие - о неподтверждении гипотезы; предположения о том, подтвердится ли гипотеза (если имеются): возможные проблемы и трудности при выполнении задания; прочие имеющиеся соображения.
Анализ единичного случая. "Функциональные пробы"
Метод функциональных проб как вариант анализа единичного случая находится на пересечении экспериментальной психологии и психологической диагностики. Он позволяет проводить соспоставление индивидуальных показателей по так называемым функциональным пробам с показателями мысленных контрольных групп. То есть, в данном методе имплицитно представлено сравнение изучаемого случая (человека, ситуации) с классом других подобных случаев, отличающихся от данного по каким-то своим свойства, особенностям своей истории или жизни. Чтобы иметь возможность объяснения данного случая, исследователь рассматривает его как отдельное проявление типа явлений или процессов, закономерности организации, функционирования и динамики которых известны. В качестве нормативного показателя может выступать не только групповая норма, но и индивидуальные данные типичного ("нормального") испытуемого, по отношению к которым идет анализ обследуемого единичного случая.
|
Исследовательская гипотеза о специфике психологических свойств человека при методе функциональных проб является одновременно и диагностической гипотезой. Она предполагает предварительное знание об изучаемой закономерности и возможность подтвердить или не подтвердить ее для изучаемого (обследуемого) человека.
Особенностями данного типа исследования являются: сочетание качественного и количественного анализа, комплексный подход к исследованию индивидуально-психологических особенностей испытуемого, а также к оценке и обобщению результатов. Исследователь подбирает конкретные методики как для получения данных с целью формирования "рабочих гипотез", так и для их проверки; анализ единичного случая как правило предполагает разностороннюю оценку одного и того же базисного психического процесса.
Подобный тип исследования можно назвать экспериментально-клиническим. "Экспериментальным" - потому, что испытуемомму даются задания, имеющие структуру функциональных проб, причем условия их предъявления могут меняться. "Клиническим" - потому, что целью исследователя является максимально полное раскрытие качественных признаков психической деятельности. Программа методик изменяется в ходе обследования в направлениях, которые задаются уже выявленными особенностями испытуемого. Данные различных методик должны взаимно подтверждать, взаимодополнять друг друга, чтобы свидетельствовать о неслучайном характере выявленных характеристик.
|
Последовательность функциональных проб соответствует исследовательской цели и изменяется в зависимости от отклонения или подтверждения возникающих до и в ходе исследования гипотез об особенностях психики обследуемого, о специфике данного единичного случая. То есть, анализ результатов не является отдельным этапом исследования, но фактически включен в ситуацию общения с сипытуемым и используется им для управления ситуацией исследования. Выбор конкретных методик определяется общей целью: раскрытие внутренних механизмов регуляции психической деятельности и описание на этой основе индивидуального случая.
"Естественный" характер функциональных проб связан с тем, что в нем реализуется идея рассмотрения экспериментальной ситуации как "пласта жизни", в которой наблюдение за испытуемым и показатели выполнения задания дают экспериментатору представление о целостной саморегуляции поведения испытуемого: как он приступает к заданию, как воспринимает инструкцию, как реагирует на замечания психолога и пр. - эти данные необходимо соспоставлять с результатами, полученными в собственно экспериментальных методиках.
На результаты анализа единичного случая влияют квалификация и опыт экспериментатора, а также характер используемых для анализа деятельности испытуемого им теоретических конструктов.