Задание 5. Стратегии запоминания.




В данном задании базисным психическим процессом, подлежащим изучению, является характер и уровень процессов опосредования и их роль в особенностях памяти испытуемого.

Необходимые понятия (из курса общей психологии): непосредственное и опосредованное запоминание, внешние и внутренние средства, кратковременная и долговременнная память, образная и словесно-логическая память, мнемотехники.

Требования к испытуемому: взрослый или подросток от 10 лет. Для лиц старшего возраста с трудностями запоминания длина списка запоминаемых слов уменьшается до 10-15 слов.

Процедура. Испытуемый последовательно выполняет 4 или 5 заданий; помимо экспериментальных заданий, на разных этапах работы проводится беседа с испытуемым и свободное (неструктурированное) наблюдение.

Предварительная беседа: примерный круг вопросов.

- Как испытуемый оценивает свою память (хорошая, плохая и пр.)

- Какие стратегии и приемы запоминания использует испытуемый.

Предварительная беседа носит также мотивационный характер:объяснение испытуемому о том, что предстоит изучить индивидуальные особенности его памяти и познакомить со способами увеличения эффективности запоминания.

1.Фоновое запоминание. Инструкция: "Сейчас я буду читать вам слова, а вам необходимо их как можно лучше запомнить и потом мне назвать". Слова зачитываются с интервалом 10 сек.; этот же интервал сохраняется и для последующих заданий. Сразу же после окончания чтения списка дается команда воспроизводить слова.

Материал для анализа:

- Эффективность запоминания (сколько слов удалось воспроизвести)

- Стратегии и приемы запоминания (по данным беседы с испытуемым)

- Наличие или отсутствие эффекта края (лучшее запоминание начала и конца списка)

1а. Дополнительное задание по выбору студента (необязательно). В качестве дополнительного задания может быть выбрано непроизвольное запоминание, запоминание по классическому варианту методики пиктограммы, задание с дополнительной инструкцией, меняющей мотивацию испытуемого, запоминание более короткого или более длинного списка слов, запоминание слов, более эмоционально насыщенных, длинных, редко встречающихся в русском языке и др (любые варианты, предложенные студентом). В работе должны быть обоснована цель исполдьзования дополнительной методики (например, влияние длины списка слов на эффективность запоминания). Дополнительное задание может быть дано испытуемому на любом этапе работы с ним; предложенный для него в данной методической разработке список слов не является обязательным.

2. Опосредованное запоминание. Модифицированная методика пиктограммы. Инструкция: "Сейчас я буду читать вам слова, а вы должны будете для каждого слова нарисовать небольшую картинку, которая поможет вам запомнить вам это слово. Качество рисунка значения не имеет, важно только, чтобы он вам помог. Нельзя писать буквы, цифры и символы, типа нот или математических знаков. Потом вы должны будуте вспомнить слова, не пользуясь своими картинками" По окончании чтения слов картинка отбирается и испытуемого просят вспомнить слова из списка. После того, как испытуемый больше не может вспомнить ни одного слова, ему возвращается картинка и дается возможность вспомить дополнительные слова с использованием нарисованных пиктограмм.

После завершения задания следует для нескольких картинок спросить у испытуемого, в чем заключается связь между словом и картинкой.

Материал для анализа:

- Характер опосредования: адекватность связей между словом и картинкой, наличие-отсутствие индивидуальных ассоциаций и личностных переживаний в пиктограммах

- Эффективность опосредования - влияние на эффективность запоминания

- Сравнительная эффективность пиктограмм на этапах запоминания и воспроизведения: количество дополнительно воспроизведенных слов после возможности использовать свои пиктограммы

- Особенности ошибок (неправильно воспроизведенные слова), с чем они могут быть связаны: недостаточная эффективность опосредования (неточно подобран опосредующий образ-пиктограмма), замена слова из списка синонимом, другие возможные причины.

- Личностные особенности, отразившиеся на выполнении задания: особенности личностно значимых пиктограмм, характер ошибок, комментарии испытуемого.

3.Запоминание с использованием мысленных образов. Примерная инструкция. "Сейчас я попрошу вас не просто запоминать слова, но как можно ярче представлять себе каждое из них и связать образы этих слов в последовательность, как будто вы придумываете кинофильм. Ваши образы могут быть причудливыми, а кинофильм - сказочным. Вы можете сами стать участников кинофильма. Все это помогает запомнить слова. Например, даны слова: книга, цыпленок, занавеска, картон, сирень, гном, свисток, сквозняк, комната. Вот что можно представить.

Я открываю КНИГУ, а она оказывается волшебная, и из нее выскакивает маленький желтый ЦЫПЛЕНОК. Я бегу за ним, а он прячется за ЗАНАВЕСКОЙ. Я хочу ее отодвинуть, дотрагиваюсь рукой и чувствую, что она твердая - да это же КАРТОН, занавеска картонная! А вместо цыпленка на подоконнике СИРЕНЬ. Как хорошо пахнет! Я наклоняюсь, чтобы лучше понюхать и вижу, что среди веток сидит крошечный ГНОМ. Он подмигивает мне, достает из кармана СВИСТОК и пронзительно свистит. От этого свистка поднимается СКВОЗНЯК. Я невольно зажмуриваюсь, а когда открываю глаза, никого уже нет - я стою в пустой КОМНАТЕ. А теперь давайте потренируемся".

Дается несколько слов, для которой испытуемый старается создать последовательность образов. После этого дается список для запоминания.

Примерная инструкция для воспроизведения: "А теперь просмотрите фильм еще раз, стараясь представить его так ясно, как будто все происходит на самом деле (можно закрыть глаза) и назовите слова".

По окончании воспроизведения списка испытуемого просят рассказать кинофильм. Если при этом вопроизводятся дополнительные слова из списка, их учитывают отдельно.

Материал для анализа

- Эффективность данного способа запоминания

- Соблюдения порядка воспроизведения слов

- Особенности опосредование: предпочтение создания ярких образов (использование ресурсов образной памяти) или связи слов в целостный рассказ без формирования ярких образов (использование словесно-логической и ассоциативной памяти).

- Личностные особенности, отразившиеся в особенностях созданного рассказа и (или) в характере ошибок)

4.Повторение задания 1 (без дополнительных инструкций).

Материал для анализа:

- Сравнительная эффективность первого и четвертого задания, влияние различных факторов на нее: утомление, использование новых стратегий и др.

Завершающая беседа: примерный круг вопросов

- Стратегии запоминания, используемые испытуемым на разных этапах исследования, как испытуемый оценивает их эффективность.

- Собирается ли испытуемый использовать в жизни новые приемы запоминания, с которыми он ознакомился; почему.

- Желательно, чтобы студент предложил испытуемому способы улучшения его памяти в его жизни.

При итоговом обсуждении результатов обобщаются результаты обсуждения по отдельным методикам и рассматриваются следующие вопросы.

- Особенности опосредования в различных заданиях и их сравнительная эффективность.

- Виды памяти, используемые испытуемым в различных заданиях и их сравнительная эффективность.

- Личностные особенности испытуемого, проявившиеся при выполнении задания.

- Способы увеличения эффективности работы памяти испытуемого.

При оформлении задания допускается пропуск п.4.

 

СПИСКИ СЛОВ.

1.школа 1а.дверь 2.время 3.город 4.человек

комната машина слово мальчик вопрос

жизнь письмо совет книга дорога

улица картина вечер сердце голос

конец дерево разговор праздник газета

земля молоко квартира берег страна

песня солнце музыка плечо камень

месяц здание чувство ветер характер

стена деньги правда цветок случай

движение самолет внимание стройка номер

бумага театр воздух хозяин рассказ

птица хвост задача станция доска

решение учитель встреча волос доктор

карман кухня природа вагон знание

спина платок победа дождь огонь

беседа стекло пример журнал ворота

поезд голубь старик лошадь палец

наука пальто весна цифра сосед

деревня портрет подарок костер история

волна страница секунда лодка корабль



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: