Задание 1. Экспериментальное исследование телепатии




ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

Общий план и основные требования

К оформлению заданий

План адаптируется для конкретного задания. Не все пункты плана обязательны для каждого задания.

1.Название работы.

2.Теоретический обзор. Как правило, этот раздел присутствует, если теоретическая часть является плодом самостоятельных поисков или размышлений студента. Переписывание учебников или методических пособий можно свести к минимуму.

3.Цель работы: основной ожидаемый результат. Например: Выявление взаимосвязи между.... Изучение индивидуальных особенностей.... Изучение динамики....

4.Гипотеза. Гипотеза представляет собой предположение о характере и направленности тех зависимостей, взаимосвязей и пр., выявление которых является целью задания.

5.Тип метода (развернуто), например, нестандартизованное включенное скрытое наблюдение, естественный констатирующий эксперимент. Обратите внимание, что конкретное задание может быть сочетанием нескольких типов метода.

6.Испытуемый (испытуемые). Для задания, выполяемого на одном или двух-трех испытуемых обязательно сообщаются имя или инициалы, пол, возраст, род деятельности (для студента - с указанием курса и будущей специальности). Другие сведения приводятся в зависимости от содержания задания и того, насколько они существенны при анализе и обсуждении результатов. При характеристике группы испытуемых приводится общее количество испытуемых, их состав по полу и возрасту (Х мужчин и У женщин от хх до уу лет); если группа однородна (например, студенты одного института), то указывается объединяющий их признак.

7.Материал и методика. Если она стандартна (то есть, дается преподавателем и одинакова для всех), то можно ограничиться названием или кратким описанием в 1-2 фразах (например, "были заполнены опросники Х и У; испытуемый выполнил методику Z"). Любые введенные студентом варианты выполнения, изменения и дополнения методики описываются с максимально возможной полнотой.

8.Результаты. Приводятся протоколы, оригиналы опросников, заполненных испытуемым, расшифровки магнитофонных записей и т.п (можно полностью или частично вынести их в приложение, а с тексте работы указать это). Также в этом разделе приводится описание поведения испытуемого и взаимодействия с ним.

9.Обработка. Обработка в соответствии с планом задания, количественные результаты.

10.Обсуждение. Интерпретация результатов. Рассмотрение результатов в их соотношении с целью исследования, соответствия или несоответствия гипотезе. Рассмотрение возможных альтернативных гипотез, объясняющих результаты. Анализ тех аспектов полученных результатов, индивидуальных особенностей поведения испытуемого, которые представляются студенту важными или интересными (возможно, тех из них, которые соотносятся с поставленной целью косвенно или не связаны с ней). Ответы на вопросы из методической разработки.

11.Вывод(ы). Основные полученные результаты, подтверждение или неподтверждение гипотезы.

12. (необязательно). Проблемы и трудности при выполнении задания. Мысли и чувства при выполнении задания. Полученный опыт. Пожелания по усовершенствованию задания.

Пожелания к оформлению.

Листки с заданием должны быть вложены один в другой, вложены в файл или жестко скреплены.

Не забывайте вложить протоколы, оригиналы листков или бланков, на которых работал испытуемый. Работа, сданная без них (если она подразумевает ведение протокола или письменную работу испытуемого), не засчитывается.

Если есть такая возможность, оформляйте работу на компьютере.

Оставляйте поля или свободное место для комментариев преподавателя.

 

Тема: Методы психологического исследования

Эксперимент

Эксперимент - ведущий метод психологического исследования; характеризуется созданием оптимальных условий для изучения интересующих психолога явлений, а также целенаправленным и контролируемым изменением этих условий. Эксперимент подразумевает управление исследуемой ситуацией со стороны психолога, планомерное вмешательство в нее. Как правило эксперимент направлен на выявление причинно-следственных зависимостей.

Переменная - любое условие экспериментальной ситуации, которое может быть изменено.

Независимая переменная - та, которую целенаправленно изменяет экспериментатор.

Зависимая переменная - изменяется в ответ на изменение независимой переменной.

Промежуточная переменная - может опосредовать влияние друг на друга зависимой и независимой переменной; она не может жестко контролироваться экспериментаторов, однако ее влияние должно обязательно учитываться, потому что оно может изменить поведение испытуемого и результаты эксперимента.

Контролируемые переменные - не должны меняться в ходе эксперимента; экспериментатор должен следить за их постоянством.

Экспериментальная группа - та, в работу которой вводится независимая переменная.

Контрольная группа - в ее работу независимая переменная не вводится.

Виды экспериментов.

1.В зависимости от условий деятельности

Лабораторный эксперимент - проводится в специально организованных условиях, отличающихся от реальных; испытуемые знают, что они являются объектами исследования; их действия определяются инструкциями; обычно (но необязательно) используются технические средства и специальная аппаратура. Лабораторный эксперимент позволяет эффективно контролировать переменные, повторять исследование необходимое количество раз.

Естественные эксперимент - проводится в реальных условиях при целенаправленном варьировании некоторых из них исследователем.

2.В зависимости от характера действий исследователя

 

Констатирующий эксперимент предусматривает выявление существующих психических особенностей, констатацию имеющихся зависимостей.

Формирующий эксперимент предполагает активное целенаправленное воздействие исследователя на испытуемого с целью выработки определенных свойств или качеств.

 

Задание 1. Экспериментальное исследование телепатии

Предупреждение! Введение данного задания в программу практикума не является свидетельством научной обоснованности концепции телепатии.

Телепатия (экстрасенсоорное восприятие) - передача информации от человека к человеку, минуя традиционные системы восприятия, например, угадывание, на какую из нескольких карточек смотрит человек, "чтение" мыслей и пр.

Для того, чтобы спланировать и провести корректный эксперимент по изучению телепатии, необходимо выполнить несколько условий. Должны быть исключены подсказки по обычным каналом восприятия, например, мельчайшие различия "рубашек" карт, которые можно запомнить и определять карту, или тихий шепот. Выбор объектов должен быть совершенной случайным, по типу выпадения орла или решки или карты из хорошо перетасованной колоды. Результаты должны быть зафиксированы точно и непредвзято.

Наконец, необходимо иметь возможность сравнивать полученные результаты с неким неизменным показателем. Таким показателем может служить математическая вероятность. Если некое событие происходит случайно, то можно математически вычислить его вероятность. И если подобное событие происходит чаще, чем ему положено быть по вычисленной вероятности, то, значит, оно не случайно. Если вероятностоь какого-то события (определяемая по законам математической статистики) составляет 1 к 20 (5%) или еще меньше, а оно произошло, то следует сделать заключение: здесь может иметь место некое явление, отличное от случайного; в данном случае, феномен экстрасенсорного восприятия.

Например, если 20 раз подряд угадывать результат бросания монеты, при котором возможно всего лишь два исхода (орел или решка), то при случайном угадывании вероятность правильного ответа составит 1/2 и в среднем будет получено 10 правильных ответов. Из статистической таблицы, можно увидеть, что для того, чтобы предположить наличие экстрасенсорного восприятия даже с вероятностью случайного угадывания менее 1/20 или 0,05, нужно угадать не менее 15 результатов. Для вероятности случайного угадывания менее 0,01 необходимо угадать 17 результатов, а для вероятности менее 0,001 - 18 или более.

В выполнении задания участсвуют два человека: отправитель (он же выполняет функцию протоколиста) и реципиент (испытуемый). Студент может выполнять любую из этих ролей по своему выбору. Желательно, чтобы реципиентом был человек, хотя бы немного верящий в телепатию или даже в собственные телепатические способности.

Отправитель и реципиент садятся спиной друг к другу. Отправитель бросает монетку, смотрит, выпал орел или решка и пытается телепатически передать эту информацию испытуемому, после чего подает заранее оговоренный сигнал (например, говорит "готов"). Испытуемый пытается угадать, что выпало, и дает свой ответ. Эта процедура повторяется не менее 50 раз. Результаты заносятся в таблицу с графами "номер пробы", "выпало", "ответ испытуемого". Затем подсчитывается количество правильных ответов, сопоставляется с таблицей и делается вывод о наличии или отсутствии телепатии. Желательно вести подсчет угадываний после каждых 10 ответов.

Допускаются модификации эксперимента по выбору студента, использование различных техник, которые могут увеличить вероятность экстрасенсорной передачи информации, при условии, что они не допускают передачи информации по обычным каналам. Подобные модификации должны быть описаны в разделе "Методика" отчета.

Если в задании получен результат, свидетельствующий о наличии телепатических феноменов, следует подумать об альтернативных объяснениях. Так, следует учесть, что информация от отправителя к реципиенту поступает не только по экстрасенсорным каналам, но и через слух и другие органы чувств (даже если передача зрительной информации исключается путем рассаживания участников спиной друг к другу); причем она может передаваться и приниматься на неосознаваемом уровне. Так, отправитель неосознанно может произносить "Готов" с разной интонацией, в зависимости от того, выпал орел или решка, по-разному вздыхать, делать паузы различной длины и пр. Некоторые испытуемые могут оказаться очень чувствительны к подобным невербальным сигналам, что безусловно свидетельствует об их выдающихся способностях, которые однако отнюдь не являются экстрасенсорными.

При оформлении задания в разделе "Методика" укажите независимую и зависимую переменные, укажите, какие переменные контролировались в ходе эксперимента и какие промежуточные переменные могли оказать влияние на его результаты. В разделе "Обсуждение" следует объяснить возможное влияние промежуточных переменных на результаты, желательно предложить альтернативные варианты объяснения полученных результатов (как в случае подтверждения, так и неподтверждения гипотезы) и схемы эксперимента, позволяющие проверить альтернативные гипотезы и уменьшить влияние промежуточных переменных.

 

Таблица. Минимальное число правильных угадываний

необходимое для вывода о наличии телепатии при

вероятности случайного угадывания 1/2

 

Число проб вероятность случайного угадывания

0,05 0,01 0,001

10 9 10 -

20 15 17 18

30 21 23 25

40 27 29 31

50 33 35 38

100 61 64 68

200 115 119 124

500 273 279 288

1000 532 542 553

 

Наблюдение

Наблюдение - метод изучения психических особенностей человека на основе фиксации проявлений их поведения. Особенности наблюдения в отличие от других методов - невмешательство психолога в изучаемые процессы для сохранения их естественности. К недостаткам и трудностям наблюдения как научного метода относится субъективность (зависит от опыта, квалификации, интересов психолога), значительные затраты времени. Особенности научного наблюдения (в отличие от житейского): целенаправленность, систематичность, планомерность, регистрация результатов, оперирование системой терминов, способствующих четкому обозначению наблюдаемого материала; все эти особенности способствуют увеличению объективности наблюдения как метода.

Существует несколько оснований классификации наблюдения.

1.В зависимости от степени вовлеченности исследователя в изучаемую среду:

- Влюченное (наблюдатель лично участвует в наблюдаемой деятельности, другие люди считают его участником событий)

- Стороннее (без непосредственного участия наблюдателя).

2.По характеру взаимодействия с объектом:

- Скрытое (люди не знают, что являются объектами наблюдения)

- Открытое

3.По объекту наблюдения:

- Внешнее (за другими людьми)

- Интроспекция (самонаблюдение)

4.По времени исследования:

- Однократное

- Периодическое (осуществляется в течение определенного промежутка времени)

- Лонгитюдное (осуществляемое в течение длительного времени, обычно несколько лет)

5.По характеру восприятия:

- Сплошное (исследователь обращает внимание на все доступные для наблюдения особенности поведения)

- Выборочное (исследователя интересуют определенные параметры поведения или типы поведенческих реакций)

6.По характеру регистрации данных

- Констатирующее (исследователь фиксирует наличие или особенности поведения)

- Оценивающее (особенности поведения оцениваются с помощью рейтинговых шкал)

7.По степени стандартизованности процедуры:

- Свободное, или нестандартизованное (нет четких правил и ограничений по тому, на что обращать внимание, как фиксировать результаты)

- Структурированное или стандартизованное (поведение фиксируется строго в соответствии с заранее разработанной программой, имеется четкая схема регистрации данных)

- Полустандартизованное (промежуточный вариант между свободным и стандартизованнным)

Варианты регистрации результатов.

1.Система признаков - при подготовке наблюдения выписываются конкретные формы поведения, которые можно ожидать. При наблюдении фиксируются, как часто они проявляются. Совокупность признаков не считается исчерпывающей, в нее можно вносить дополнение уже после начала наблюдения.

2.Система категорий - составляется на научной основе, охватывает все теоретически возможные проявления изучаемого процесса; добавлять в нее что-то новое в процессе наблюдения нельзя.

3.Шкала рейтинга - оценка наблюдателем (как правило после окончания наблюдения) степени выраженности признака по порядковой шкале (например, 5-балльной).

Задание 2. Характеристика невербального общения.

В качестве материала для наблюдения следует выбрать две пары родителей (можно бабушек или других взрослых, которые предположительно являются близкими родственниками ребенка) с детьми (на вид до 14 лет): одна – общение которой вы можете охарактризовать как эффективное и одна - с “проблемным” общением (равнодушие, ссора, конфликт и пр.). Возможные места для наблюдений: транспорт, кафе и ресторанные дворики, детские площадки во дворах и пр. Время наблюдения - от 1 минуты. Внимание! Помните об этике исследования. Выберите ситуацию в которой наблюдение будет естественным и неназойливым. Оно не должно превращаться во вмешательство в личную жизнь незнакомых людей.

По результатам наблюдения каждой пары составляется два отчета; их желательно записать в черновой форме как можно раньше после окончания наблюдения; ведение записей в процессе наблюдения как правило оказывается затрудненным: нет физической возможности (напр., транспорт) или вызывает нежелательную реакцию окружающих.

1.Свободный отчет описывает общую ситуацию взаимодействия. Он включает описание наблюдаемых (пол, примерный возраст, особенности внешнего вида, показавшиеся существенными), ситуацию, в которой велось наблюдение, примерную продолжительность наблюдения, происходившие за период наблюдения события и изменения, другие особенности взаимодействия. Отчет не должен содержать интерпретаций поведения (напр., "мама неправильно воспитывает сына") и личного отношения студента к происходящему.

2.Полустандартизованный отчет включает наблюдение в соответствии с заранее (до начала наблюдения) подготовленной схемой, которая составляется студентом самостоятельно на основе нижеприведенного перечня фиксируемых признаков поведения. Перечень может быть дополнен как до начала наблюдения, так и по его результатам. Некоторые разделы заполняются раздельно для двух участников взаимодействия. При оформлении задания результаты полуформализованного наблюдения по двум парам желательно свести в единую таблицу.

Основные фиксируемые признаки поведения (при отстутствии информации часть признаков может быть пропущена).

1.Визуальный контакт: примерная продолжительность, частота смены взгляда, наличие и частота ситуаций, когда один из партнеров "ищет" взгляда другого..

2.Прикосновения: наличие-отсутствие, характер, частота.

3.Поза: стоя, сидя, корпус расслаблен, напряжен, согнут и пр.

4.Ориентация тела (к партнеру, от партнера, в сторону), ее смена в процессе наблюдения

5.Положение головы: наклонена вперед, к объекту, вбок, опущена, облокачивается на руки, прямое положение, втянута в плечи и пр.

6.Мимика, выражение лица. В зависимости от особенностей наблюдения фиксируется преобладающая эмоция (напр., гнев, страх, радость, грусть, отвращение, удивление, презрение, интерес, внимание, сосредоточенность, досада, разочарование, спокойствие, озабоченность, смущение, безразличие) и (или) отдельные особенности мимики:

- брови: положение горизонтальное, сдвинуты, приподняты, симметричны или нет и пр.

- складки на лбу: отсутствуют, вертикальные, горизонтальные и пр.

- нос:наморщен, раздувание ноздрей.

- глаза: обычного размера, сужены, расширены, веки опущены или нет, глаза закрыты или прикрыты, зрачок расширен, сужен и пр.

- взгляд: прямой, "бегающий", уклоняющийся, сверху вниз, снизу вверх, направлен в глаза, на лицо, на тело собеседника, продолжительность взгляда.

- рот: открыт, широко открыт, углы приподняты или опущены, растянут, плотно сомкнут, облизывание губ и пр.

7.Положение рук: руки скрещены на груди, прижаты к груди, в карманах, руки опущены вдоль тела, заложены за спину, опираются на что-то, руки сжаты в кулак,

8.Жесты: взмах руки, руки прикасаются к различным частям лица или потирают их, руки закрывают часть лица и др.

9.Примерное расстояние между общающимися.

10.Движения и изменения позиции

11.Словесное взаимодействие: количество реплик, их соотношение у участников разговора, громкость, темп речи, особенности интонации, внесловесные звуки (смех, возгласы, покашливание и пр.)

При длительном наблюдении, когда поза, мимика и др. многократно меняются, разделы 3-7 можно заполнять для относительно небольшого фрагмента общения.

При оформлении работы допускается пропуск разделов 2, 9. Два отчета приводятся в разделе "Результаты". В разделе "Обсуждение" можно привести собственные инетрпретации и гипотезы относительно отношений между наблюдаемыми, их переживаний, содержания разговора и пр. Также обсуждение должно содержать ответы на следующие вопросы:

- Какой вариант отчета о результатах наблюдения показался вам более точным? более информативным? Почему?

- Предположите, какие особенности невербальной коммуникации характерны для эффективного и “проблемного” общения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: