Источники права – некие способы выражения права во вне.
Юристы спорят о понятиях источников права и форм права.
Под формой права понимают способ выражения права.
Данный спор можно встретить и в дореволюционной России.
Под источником права также понимают исторические памятники права.
Таким образом, форма права – то, как право закреплено, его внутренняя организация, а источник права – некий фактор правообразования.
Мы будем говорить об источниках права, т.к. это более устоявшийся на данный момент термин.
Выделяют несколько видов источников права: общепризнанные нормы международного права и международные договоры, правовая доктрина, судебный прецедент, традиции.
Совокупность источников права в каждой стране варьируется по-своему.
В РФ источником права является закон.
В последнее время в России всё большая роль придаётся судебному прецеденту, но основным источником права является НПА.
Говоря об источниках права, регулирующих деятельность правоохранительных органов, согласно Конституции эти вопросы находятся в ведении Российской Федерации. Закон субъекта РФ не может устанавливаться какие-либо процессуальные нормы, не закрепленные основными федеральными законами. Данный вопрос находится в исключительно федеральной власти.
По сфере действия источники права делятся на международные и национальные. Национальные действуют на территории национальных государств и регулируют местные отношения.
С точки зрения юридический силы также существует классификация. В российской правовой системе, исходя из ст. 15 Конституции РФ, согласно которому основным источником права является сама Конституция.
В системе источников права главенствует Конституция РФ, в том числе тогда, когда мы говорим о деятельности правоохранительных органов. В ней закреплены основы функционирования, основные принципы существования правоохранительных органов и права и свободны человека, охрану которых правоохранительные органы и должны осуществлять (см. главы 2 и 7 Конституции РФ).
|
Организационно и функционально Прокуратура частью судебной системы и власти не является. Вопрос об отраслевом положении Прокуратуры не решён до сих пор (существует 4 теории отношения Прокуратуры к ветвям власти).
7 глава Конституции РФ закрепляет независимость судебной власти, самостоятельность судей.
Доказательство – сведение о фактах.
Конституция РФ и США имеет прямое действие, т.е. судья может опираться на конституцию при принятии решения.
Таким качеством обладают конституции не всех государств.
Постановление Пленума «о вопросах применения Конституции» говорится о возможности прямого применения Конституции:
1) Когда закреплённые нормой Конституции положения не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность её применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина.
2) Когда Конституционным судом выявлен пробел в правовом регулировании либо когда пробел образовался в результате признания несоответствующего Конституции нормативного правового акта.
В современных решениях очень редко встречается упоминание Конституции, т.к. по вопросам, требующим правового регулирования, принято достаточно законов (местами даже избыточно).
|
Сейчас не требуется прямое применение Конституции для разрешения того или иного спора. Она требуется при пробеле в законе, что случается редко.
В РФ регулируется законами практически всё.
Суд обращается к Конституции только при отсутствии регулирования требуемого вопроса законами.
Соотношение Конституции и норм международного права
Конституция закрепляет положения международного права перед законом. Вопрос: имеет ли международное право такую же юридическую силу, которой обладает Конституция?
В вопросе соотношения Конституции и международного права с точки зрения Конституционного суда, Конституция имеет приоритет. Пример: Конституционный Суд РФ признал за собой право отмены постановлений Европейского Суда по правам человека антиконституционными и отменять их.
Статья 46 Конституции предусматривает возможность обращения гражданином в международные органы для получения защиты в случае, если государственные органы выносят незаконное решение по отношению к гражданину (именно к ЕСПЧ).
По постановлению Пленума Верховного суда в случае, если нормы российского законодательства предусматривают больший фактор гарантии, чем международные, применяются именно российские НПА.
Стоит различать общепризнанные нормы и принципы международного права и международные договоры (это не одно и то же).
Общепризнанные принципы международного права – императивные (общеобязательные) нормы, признающиеся всем международным сообществом.
Международный договор – (по закону 101 от 15 июля 1995 года) международное соглашение с иностранным государством или государствами либо с международной организацией и т.д.
|
Международные договоры могут заключаться как от имени Российской Федерации, так и от имени отдельных органов государственной власти (межведомственные (например, между Прокуратурой, СК, ФСБ и т.п.).
Нормы международного договора применяются напрямую или опосредованно через нормативный акт.
С точки зрения деятельности правоохранительных органов, международное право имеет большое значение.
Помимо международных договоров в международном праве существуют различного рода рекомендательные положения, которые не содержат общеобязательных норм или принципов, но задают некий вектор развития в нужном положении (Soft Law).
Одним из важнейших международных актов для правоохранительных органов является международная Конвенция 1950 года о защите прав человека, которая предусматривает создание наднационального европейского органа, деятельность которого направлена на соблюдение договора.
Россия признала юрисдикцию ЕСПЧ и правоохранительные органы должны учитывать решения ЕСПЧ.
Если ЕСПЧ рассматривает дело в отношении РФ, то для РФ решение имеет вышестоящую силу, кроме тех случаев, когда Конституционный Суд признает решения ЕСПЧ антиконституционными.
Российские граждане часто обращаются в ЕСПЧ.
ЕСПЧ рассматривает дела о нарушении прав человека, закрепленных Женевской Конвенцией. Обжаловать решение российского суда в ЕСПЧ нельзя. Прежде чем обратиться в ЕСПЧ, гражданин должен исчерпать все внутригосударственные способы защиты права и только после этого обратиться в ЕСПЧ. На какой стадии можно считать, что все методы исчерпаны? – не решенный и не регулируемый законом вопрос. ЕСПЧ должен оценить использованные методы как эффективные. Эффективными считаются инстанции, по обращению в которые гражданин может решить проблему. Т.е. Кассационная инстанция не приводит к пересмотру дела и её эффективной считать нельзя. Иногда ЕСПЧ может прийти к выводу о том, что эффективные способы внутринациональной защиты права исчерпаны уже после первой инстанции или второй.
Постановления ЕСПЧ являются обязательными для РФ, кроме случаев, подходящих под постановление Конституционного Суда от 14 июля 2015 года «о применимости решений ЕСПЧ на территории Российской Федерации» (данное постановление описано выше).
Касательно нормативных актов или законодательства в целом, мы может выделить иерархию:
1) Конституция РФ.
2) Международные законы.
3) Федеральные конституционные законы.
4) Федеральные законы (кодифицированные законы имеют преимущество над остальными).
5) Подзаконные нормативные акты (указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства).
6) Ведомственные правовые акты (приказы министерств, федеральных служб и агентств).
Можно обратиться в суд с заявлением об оспаривании положений какого-либо нормативного акта.
Юридическая сила судебных актов.
Судебные акты формально источниками права не являются.
Однако де-факто, наоборот.
Верховный суд часто издает постановления Пленума, разъясняющие положения те или иных вопросов и дающий инструкции нижестоящим судам по решению данных вопросов. Такого рода решения не являются судебным прецедентом (правовой позицией, выдвинутой при решении дела тем или иным судом, которая впоследствии может быть использована другими судами для решения другого дела). Однако постановления Пленума по факту дают руководящие разъяснения, обязательные для исполнения. Суды низшей инстанции фактически следуют инструкции, иначе их решение может быть отменено. Де-юре, Верховный суд так делать не может, но де-факто это происходит.
Конституционный Суд осуществляет конституционный контроль. Его традиционно называют негативным законодателем, т.к. новые законы он не создает, а положения старых признать антиконституционными может. Определенно существует правотворческая роль Конституционного суда в правовой системе.
Толкования Конституционного Суда тех или иных норм являются общеобязательными для правоприменителей по закону.
Хоть мы формально и не считаем судебные решения источником права, но не признать правотворческую роль судебной системы нельзя. Суды имеют возможность вторгаться в правотворческий процесс.
Инстанции:
1) 1-ая Инстанция
2) 2-ая Инстанция
3) Апелляция
4) Кассация
5) 2-ая Кассация
6) Надзор
Судебная власть
Власть – отношения господства и подчинения.
Государственная власть – отношения господства и подчинения между государством и обществом.
Американская система разделения властей – идеальный пример разделения власти. В США любая ветвь власти может воздействовать и сдерживать другую.
Судебная власть – независимая, самостоятельная ветвь государственной власти, которая на основе права разрешает социальные конфликты, следит за соответствием нормативных и правоприменительных актов Конституции РФ закону, а также устанавливает юридически значимые факты.
Некоторые выделяют Прокуратуру, СМИ, избирательную власть как отдельные ветви, что рушит концепцию трёх ветвей власти.
Судебная власть призвана не только разрешать отдельные споры между гражданами, но и осуществлять судебный контроль за исполнительной властью (возможность гражданина обжаловать действия исполнительной власти в суде) и конституционный контроль.
Судебная власть – некий набор полномочий, а судебная система – система, в которых эти полномочия реализуются. Реализуются они только судом.
Правосудие отправляется только судом и никакими другими органами (ст. 118 Конституции РФ).
Важнейшая характеристика судебной власти – её независимость, гарантируемая Конституцией (ст. 10, 119, 120 Конституции РФ).
Судебная власть неподконтрольная другим ветвям власти или кому-либо. Единственное, чему подконтрольная судебная власть – положение законов.
Законодательная власть не может давать судебной указания, но может принимать законы, от которых судебная власть отталкивается.
В тесной взаимосвязи с независимостью находится понятие самостоятельности судебной власти. Самостоятельность предполагает реализовывать возложенные на судебную власть данные ей полномочия. Самостоятельность и независимость – близкие понятия, но не являются одним и тем же в отношении судебной власти.
Таким образом, само по себе наличие судебной власти ещё не говорит о наличии независимости и самостоятельности, но настоящая судебная власть требует этих условий. Ей требуется возможность отправления правосудия без стороннего вмешательства.
Содержание судебной власти раскрывается через полномочия. Правосудие – основное полномочие судебной власти, но не единственное. Она им не ограничена. На судебную власть РФ также возложена функция конституционного контроля и контроля за законностью действий и решений органов государственной власти, местного самоуправления и должностных лиц (судебный контроль).
Суд осуществляет контроль за ходом досудебного расследования.
Ещё одной функцией судебной власти является обеспечение исполнения судебных приговор и решений.
Также суд имеет функцию разъяснения того или иного судебного решения.
Также выделяют функцию участия формирования судейского корпуса (сообщества, которое реализует судебную власть).
Говоря о полномочиях судебной власти, следует упомянуть, что существуют два подхода рассмотрения полномочий: континентальный, который гласит, что суд занимается применением права при разрешении дел и традиционный подход стран общего права, который гласит, что суд осуществляет функцию правотворчества. В РФ применяется первый вариант.
Важной характеристикой судебной власти является то, то существует специальная процедура реализации всех данных ей полномочий – процедура судопроизводства. По сути, это форма реализации судебной власти.
Судебная власть в РФ реализуется посредством конституционного судопроизводства, гражданского судопроизводства, административного судопроизводства и уголовного судопроизводства (согласно ст. 118 Конституции РФ).
Осуществление полномочий по конституционному контролю называется конституционной юстицией. Конституционная юстиция не является правосудием. Она реализуется в форме судопроизводства, но влияет на сферу законотворчества.
Арбитражное судопроизводство предназначено для разрешения споров в сфере экономики между юридическими лицами или частными предпринимателями, а Гражданский Суд рассматривает дела физических лиц.
Административное судопроизводство не следует путать с судопроизводством по делам правонарушений. Это форма судопроизводства, позволяющая суду воздействовать на нарушения исполнительной власти. Административная юстиция – сфера судопроизводства, в которой гражданин может получить защиту от исполнительной власти. А судопроизводство в сфере административных правонарушений рассматривает нарушения самих граждан.
Уголовное судопроизводство – процессуальная форма для рассмотрения и разрешения уголовных дел. Оно включает в себя не только сам судебный процесс, но и процесс досудебного расследования. Судебное разбирательство невозможно без предварительного расследования, поэтому уголовное судопроизводство включает в себя и досудебное расследование.
Один и тот же суд может осуществлять судопроизводство в разных формах, один и тот же судья может рассматривать дела как в уголовной сфере, так и в гражданской.
22.09.2018
Судебная система
Судебная система – структура судов и их взаимосвязь. Это не только то, как выглядят и как расположены суды, но и то, как они между собой взаимодействуют, какая у них компетенция.
Говоря о судебной системе, мы в первую очередь имеет в виду сами суды.
Нормативные акты, устанавливающие основы судебной системы РФ:
1) Конституция Российской Федерации: часть 3 статьи 118: Судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.
2) Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе РФ».
3) Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»
4) Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 г. № 3-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ»
5) Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ»
6) Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ»
7) Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах РФ»
8) Федеральный закон от 17.12.1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в РФ»
Единство судебной системы:
1) Единая нормативная основа: судебная система установлена Конституцией и Законом о судебной системе
2) Единые правила судопроизводства
3) Принцип законности: применение федерального и регионального законодательства при отправлении правосудия
4) Признание обязательности исполнения на всей территории РФ судебных постановлений, вступивших в законную силу.
5) Единство статуса судьи
6) Финансирование судей из федерального бюджета.
Судебная система США характеризуется высокой степенью децентрализации. У каждого штата имеется высокая степень самостоятельности в судебной системе.
В РФ судебная система находится в юрисдикции РФ.
Говоря о судебной системе, требуется ввести несколько базовых понятий:
Звено судебной системы – суды, которые занимают одинаковое положение в судебной системе. Обычно выделяют высшее, среднее и основное звенья судебной системы.
С понятием звена судебной системы не стоит путать понятие судебной инстанции. Судебная инстанция – суд или его подразделение, которое(-ый) выполняет конкретную судебную функцию. Как правило, это функция разрешения дела по существу (исполнение функции суда первой инстанции) или проверка законности, обоснованности и справедливости вынесенных судебных решений. Здесь инстанция будет зависеть от того, проверяет ли суд ВСТУПИВШЕЕ или НЕ ВСТУПИВШЕЕ в силу решение.
Выделяют суды первой инстанции (тот судебный орган, который рассматривает дело по существу), второй инстанции (осуществляет проверку законности, обоснованности и справедливости решений, не вступивших в силу), апелляция первой инстанции (пересмотр дела по существу до вступления решения суда или приговора в законную силу).
После вступления приговора в силу пересматривать судебное решение нельзя, но можно проверять его законность (проверять на предмет соблюдения норм права). Этим занимается суд кассационной инстанции. Он не занимается полным пересмотром дела, а проверяет лишь соблюдение норм права.
Также существует суд надзорной инстанции. Он занимается проверкой законности вступивших в силу судебных решений. В чём отличие надзорной инстанции от кассационной? – в нашей правовой системе судом надзорной инстанции является только один суд – Президиум Верховного Суда РФ. Ни один суд более не обладает надзорными функциями.
Также имеет место быть суд по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Новые обстоятельства: вынесен приговор, через 2 года Конституционный суд отменяет тот или иной закон, применённый в приговоре, и производится пересмотр дела. Вновь открывшиеся обстоятельства – обстоятельства, о которых не было известно во время вынесения приговора (появился новый свидетель).
Судебная система РФ:
1) Конституционная юстиция
2) Суды общей юрисдикции
3) Арбитражные суды
Закон о судебной системе допускает создание специализированных судов.
СУДЕБНА СИСТЕМА:
Федеральные | Суды | РФ | |||
Конституционный Суд РФ | Верховный Суд РФ | ||||
Кассационный военный суд | Кассационные суды ОЮ | Федеральные арбитражные суды округов | СИП | ||
Апелляционный военный суд | Апелляционные Суды ОЮ | Арбитражные | |||
Окружные (флотские) суды | Суды объектов РФ | апелляционные суды | |||
Гарнизонные военные суды | Районные суды | Арбитражные суды субъектов РФ | |||
Региональные | Суды | РФ | |||
Конституционные (уставные) суды субъектов РФ | Мировые судьи |
Мировые судьи имеет компетенцию суда первой инстанции
Суды субъектов РФ являются судами первой, второй и третьей инстанции одновременно.
Подсудность:
1) Предметная
2) Персональная
3) Территориальная
29.09.2018
Правосудие и его демократические принципы
Правосудие – одно из важнейших направлений правоохранительной деятельности. Это основная функция судебной власти.
Особенности правосудия выражаются через его свойства:
1) Общеобязательность актов правосудия (судебных решений)
2) Осуществление правосудия через предусмотренные законами способы (гражданское, уголовное, административное, арбитражное судопроизводство)
3) Осуществление правосудия через специально предусмотренную процедуру
4) Осуществление правосудия только судом
Принципы правосудия создают некую основу правосудия.
Принципы всегда закрепляются через нормы права.
В УПК есть отдельная глава, посвящённая принципам судопроизводства.
Важной характеристикой принципов является вариативность (если есть принцип презумпции невиновности, то ему противопоставлен принцип презумпции виновности. Для любого принципа есть антоним).
Многие принципы, характерные для принципов права сегодня, не было характерны для советского права.
Классификация принципов права:
1) Конституционные (закреплённые в Конституции РФ)
2) Принципы, закреплённые в других НПА (как правило – в федеральных законах)
Классификация по критерию предмета регулирования:
1) Общеправовые (принцип законности и т.д.)
2) Принципы судоустройства (принципы организации деятельности суда и вспомогательных органов суда. Примеры: принцип осуществления правосудия только судом и т.д.)
3) Судопроизводственные принципы (принцип презумпции невиновности, принцип национального языка судопроизводства)
Классификация по способу закрепления принципов права:
1) Прямо выраженные в норме права (прямо обозначенные в законе. Их большинство)
2) Принципы, которые выводятся на основе толкования совокупности норм (прямо в законе не обозначаются. Их меньшинство. Пример: принцип публичности в уголовном судопроизводстве)
Основные принципы судоустройства:
1) Принцип законности
2) Принцип целесообразности
3) Принцип обеспечения прав и свобод гражданина при осуществлении правосудия
4) Принцип осуществления правосудия только судом
5) Принцип обеспечения законности, беспристрастности и компетентности суда
6) Принцип независимости судей и подчинение их только закону.
7) Принцип осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом
8) Принцип обеспечения гражданина правом на судебную защиту
9) Принцип состязательности и равноправия сторон
10) Принцип обеспечения подозреваемому/обвиняемому права на защиту
11) Принцип презумпции невиновности
12) Принцип властности
13) Принцип права на использование родного языка и получения помощи переводчика во время судебного разбирательства
14) Принцип участия граждан в отправлении правосудия
15) Принцип разумного срока судопроизводства
Законность – точное и неуклонное соблюдение всеми субъектами права Конституции и законов, действующих на территории РФ.
Принцип законности означает, что не может быть произвола, что должностные лица, которые наделены властными полномочиями, не могут действовать незаконно.
Принцип законности с точки зрения правосудия означает, что у судебной власти нет правотворческой функции. Она не творит закон, она его применяет.
Российский уголовный процесс построен на началах принципа законности. У государственных органов нет выбора о том, проводить ли проверку или возбуждать ли уголовное дело.
В Великобритании всё обстоит по-другому. Там вопрос о том, возбуждать ли уголовное дело или нет остаётся на усмотрение тех лиц, в компетенцию которых включено принятие таких решений. Например, прокурор может не возбуждать уголовное дело, если не видит смысла это делать
Права и свобода человека являются высшей ценностью, поэтому при отправлении правосудия гарантируются определённые гарантии их защиты: некие юридические свойства, гарантирующие неприкосновенность личности (право на жизнь, важнейшей гарантией которого является ограничение применения смертной казни).
В 2009 году Конституционный Суд вынес определение, в котором указал, что учитывая определённые обязательства, взятые на себя Российской Федерацией, отмена моратория о применении смертной казни не является целесообразной. Фактически, КС запретил смертную казнь.
Также конституционно запрещены пытки, насилие и т.д. со стороны государства, т.к. это «умаление личности». Если какие-либо доказательства были получены с помощью пыток, то они автоматически признаются незаконными и теряют свою силу.
Если по истечении 48 часов с момента заключения под стражу гражданину не предъявлено обвинение, то это является грубейшим нарушением процессуальных норм.
Также Конституцией закреплено право на неприкосновенность частной жизни.
Третейские суды не осуществляют правосудия. Это закреплено статьёй 118 Конституции РФ.
Принцип законности суда нельзя путать с принципом законности права. Он означает, что суд должен быть создан на основе закона.
Также правосудным считается только такое решение суда, которое было вынесено только законно сформированным составом суда. Также решения суда должны выноситься судами, под компетенцию которых попадает то или иное дело.
Компетентность суда нельзя путать с понятием профессионализма судей. Компетенция суда – наличие прав и полномочий для рассмотрения дел. Он не означает профессионализм или знания. Компетенция зависит от правил подведомственности и подсудности.
Беспристрастность – непредвзятое, справедливое и объективное отношение суда ко всем обстоятельствам дела. Беспристрастность – важнейшее требование вынесения судебных решений.
По мнению ЕСПЧ существует 2 аспекта беспристрастности судьи:
1) Отсутствуют какие-либо обстоятельства, порождающие какие-либо сомнения в беспристрастности (судья – родственник одно из участника дела.
2) Субъективное отношение судьи к участникам дела. Субъективную беспристрастность мы резюмируем до тех пор, пока не доказано обратное.
Важной гарантией беспристрастности суда является институт отвода. Он позволяет отстранить судью от участия в том или ином деле. Основанием для отвода может быть участие в первой инстанции или свидетельство по делу. Также судья подлежит отводу в случае, если он был потерпевшим в деле или рассматривал данное дело хоть 1 раз в любой инстанции.
Провозгласить независимость легко, а добиться её на практике – сложно.
Сама процедура осуществления правосудия является гарантом независимости. Если процесс идёт строго в рамках той процедуры, которая предусмотрена законом, то он гарантирует вынесение законного решения.
Также законом предусмотрена гарантия независимости судьи и прекращения полномочий.
Прекращение и лишение статуса судьи строго регламентировано законом. Произвольно уволить судью нельзя.
Также гарантией независимости является неприкосновенность судьи. Судью нельзя досматривать и т.д.
Также важнейшим принципом независимости является несменяемость. Судья не боится лишения работы из-за того или иного принятого решения.
Важной гарантией является материальное и социальное обеспечение, соответствующее высокому статусу судьи. У судьи должен быть высокий оклад, длительный отпуск, премии, повышенная пенсия, надбавки за выслугу лет и т.д.
Также важным фактором являются меры, направленные на обеспечение безопасности судьей, членов их семей и их имущества.
По ст. 19 Конституции все равны перед судом, закрепляется равноправие мужчины и женщины, запрещается дискриминация по половому/расовому или любому другому признаку. Говоря о принципе равноправия стоит упомянуть, что существуют исключения. Они носят не персональный характер, а связаны с определённой категорией граждан (например, с теми же судьями). Речь идёт не о персональных привилегиях, а об отклонениях от принципа равноправия в целях достижениях высших целей.
Каждому гражданину гарантируется обеспечение его прав и свобод. Суд выступает гарантом обеспечения прав личности. Если исполнительная власть нарушает права личности, то гражданину некуда больше обратиться – только в суд. Право на судебную защиту означает, что решение суда может быть пересмотрено как минимум один раз вышестоящим судом. Также, в случае исчерпания всех национальных способов защиты права, у гражданина есть право обратиться в международный суд.
Принцип состязательности закреплён в ст. 123 Конституции РФ. Он распространяется только на обвинителя и обвиняемого/истца и ответчика. На свидетелей он не распространяется. Он гарантирует каждой из сторон возможность высказаться перед судом.
Также состязательность означает, что происходит распределение процессуальных функций. Ни одна из сторон процесса не может перенимать на себя функций другой стороны: суд не может перенять на себя ни функцию защиты, ни обвинения, сторона защиты не перенимает функцию обвинения, и сторона обвинения не перенимает функцию защиты.
Подозреваемому и обвиняемому предоставляется возможность защищать себя самостоятельно. Следователь должен ознакомить лицо с рядом информации: в чём лицо подозревается или обвиняется и т.д.
Также подозреваемый или обвиняемый имеет право на использование помощи защитника. Любой обвиняемый может пригласить себе защитника (адвоката) самостоятельно, но если у подозреваемого или обвиняемого по каким-то причинам нет возможности заключить соглашение с защитником, то государство обязано предоставить обвиняемому защитника бесплатно. Есть случаи, когда участие защитника является обязательным. Например, если речь идёт об особо тяжком преступлении, если обвиняемый является несовершеннолетним, если процесс идёт с участием суда присяжных.
Защитниками могут выступать только лица, имеющие адвокатский статус, т.к. Конституцией гарантировано обеспечение квалифицированной помощи.
Должностные лица, ведущие расследование по делу, обязаны разъяснять обвиняемому права. Если перед допросом или иными следственными действиями права не были разъяснены, то результаты допроса являются недействительными.
Принцип презумпции невиновности – принцип доказательного права. Презумпция – предположение. Презумпция – некое предположение, которое мы считаем верным до тех пор, пока оно не опровергнуто. В рамках уголовного судопроизводства мы считаем обвиняемого невиновным до тех пор, пока не будет доказано обратное – его вина. Презумпция невиновности закреплена статьёй 49 Конституции РФ. Важные аспекты принципа презумпции невиновности:
1) Каждый обвиняемый считается невиновным до вынесения обвинительного приговора.
2) Ст. 49 Конституции говорит, что обвиняемый считается невиновным до тех пор, пока его вина была доказана в законном порядке. Если сомнений в виновности нет, но она доказывается в не предусмотренном законом порядке, то презумпцию невиновности она не ломает. Доказательство вины должно производиться исключительно в законном порядке.
3) Вина должна быть установлена вступившим в законную силу приговором суда. Именно с момента вступления в законную силу презумпция невиновности перестаёт считаться невиновным.
Если суд выносит оправдательный договор, то обвиняемый должен быть незамедлительно освобождён из-под стражи.
Принцип презумпции невиновности предусмотрен всеми базовыми международными актами, регулирующими права человека. Это некий международный стандарт в уголовном судопроизводстве, который основывается на принципе «добропорядочности».
Благодаря этому принципу мы выстраиваем определённые условия доказывания вины. Время доказывания в уголовном судопроизводстве всегда лежит на стороне обвинения. Помимо этого, важной составляющей этого принципа является то, что если есть какие-то неустранимые сомнения (обстоятельства, удостовериться в которых ни следователь, ни суд не могут), то эти обстоятельства должны толковаться в пользу невиновности обвиняемого.
Если единственным доказательством виновности является признание обвиняемого своей вины, то оно не может быть положено в основу обвинительного приговора. Может иметь место самооговор и т.д.
Использование пыток или каких-то насильственных методов для получения показаний обвиняемого запрещено.
Также важным правилом уголовного процесса является то, что доказанная невиновность = доказанная виновность. Чтобы признать человека виновным, надо доказать его вину. Если вину доказать не удалось, то это автоматически означает, что лицо невиновно.
Принцип властности носит конституционный характер и гласит, что разбирательство в суде является открытым. Общество имеет право доступа к процессу осуществления правосудия. Это выражается в том, что любое лицо старше определённого возраста имеет право присутствовать в ходе судебного заседания в зале судебного заседания. Иногда это называет транспарентностью правосудия (прозрачностью). Мы, как общество, должны знать о том, что происходит в суде. Мы должны иметь доступ к статистике, судебным решениям и т.д. Мы должны иметь доступ к информации о деятельности судов.
Процессуальное законодательство предусматривает принцип открытого рассмотрения дел судами. Конечно, есть исключения (в ходе судебного разбирательство будет оглашаться государственная или коммерческая тайна и т.д.).
Оглашение резолютивной части обязано проходить в публичном режиме, даже если само разбирательство проходило в закрытом режиме. Суд может скрывать мотивировочную часть приговора, но резолютивная должна быть оглашена.
Во избежание повторения слушателями совершённого обвиняемым преступления, суд может скрыть некоторые детали дела от оглашения. Это актуально в делах по экономическим преступлениям.
Принцип участия граждан в отправлении правосудия прямо предусмотрен Конституцией РФ. Он может проявляться в привлечении граждан в качестве присяжных заседателей при рассмотрении уголовных дел или в форме привлечения в качестве арбитражных заседателей.
Мировые судьи
Деятельность мировых судей направлена не столько на разрешение споров, сколько на примирение сторон.
Мировая юстиция выросла из Англии 14 века. В каждом графстве назначались мировые судьи, которые выбирались из числа наиболее уважаемых граждан для поддержания мира на определённой территории.
Как правило, необходимо, чтобы мировой судья имел тесный контакт с населением территории, на которой он вершит правосудие.
Если посмотреть на все модели многообразия мировой юстиции, то можно выделить несколько моделей:
1) Английская (классическая модель). В рамках этой модели не все мировые судьи обязаны быть профессионалами, и они частично выполняют административные полномочия.
2) Во Французской системе судьи не выполняют административные полномочия, и они являются профессионалами.
3) В смешанной системе США судьи являются профессионалами и могут совмещать административные и судейские полномочия.
Судебная реформа России 1864 года сделала так, что судебная система была представлена двумя уровнями.
Статус судьи предавал единоличную власть и называл их носителями судебной власти.
Законодательство предусматривало 2 типа судей: профессиональных (почётные) и непрофессиональных (участковые).
Судьёй мог стать человек не моложе 25 лет с образованием высших или средних учебных заведениях или со стажем службы на такой должности, которая предусматривала работу в судебной системе.
Также существовал имущественный ценз. Надо было иметь определённое количество земли.
Участковые мировые судьи осуществляли свою деятельность на определённой местности и в случае, если участковый судья отказывался от своей должности, он мог получить звание почётного участкового мирового судьи.