Как осуществляется поиск, подбор и анализ материала для выступления?




Для успеха публичного выступления оратору необходимо, прежде всего, овладеть вниманием аудитории, заставить слушать себя. Однако управлять вниманием слушателей не просто, и успех зависит не только от самого оратора, но и от объективных факторов, на которые выступающий может воздействовать.

Речевое общение происходит в определенных условиях, с определенными участниками и с обозначенной целью.

Со слов Аристотеля:

Речь слагается из трех элементов. Из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается; он то и есть конечная цель всего.

Подготовка к выступлению – очень важное и ответственное дело в деятельности оратора. И прав Д. Карнеги, утверждавший, что «многие совершают роковую ошибку, не удосуживаясь подготовить свою речь».

Подготовка к конкретному выступлению определяется видом ораторской речи, зависит от темы выступления, целей и задач, стоящих перед выступающим, его индивидуальных особенностей, от состава аудитории, в которой предстоит выступать, и т.д. Основными моментами речевой подготовки является:

Определение целей речи;

Анализ аудитории и ситуации;

Сбор материала;

Создание плана речи;

Подбор слов для речи;

Практика произношения вслух.

В речах важно все: содержание, интонация, манера изложения, жесты, мимика. Одни и те же слова, сказанные по-разному, могут привести к противоположным результатам. Эмоциональность выступления должна соответствовать содержанию и учитывать ситуацию.

Максимальная эффективность достигается при гармонии мысли и слова, обеспечивающей логическую перспективу речи и ясность в сочетании с простотой изложения. Чем суше и абстрактнее изложение, тем слабее восприятие выступления.

Но эмоциональность не ограничивается внешними проявлениями, важны внутренняя сила и убежденность, которые могут быть подкреплены только внутренней потребностью высказываться. Недопустимы поучения и нравоучения, но и нельзя льстить аудитории.

Определение темы и цели выступления состав аудитории.

Подготовка к любому выступлению начинается с определения темы речи. При этом возможны различные ситуации. Иногда предлагают выступить на определенную тему, т.е. тема речи является заданной. В этом случае оратору необходимо ее конкретизировать, уточнить.

Однако нередко тему выступления приходится выбирать самим. Прежде всего, из своего личного опыта, а также знаний по выбранной теме. Кроме того, важно, чтобы тема представляла интерес для вас и ваших слушателей. Удачная формулировка темы выступления определенным образом настраивает аудиторию, готовит ее к восприятию будущей речи.

Выбрав тему, надо подумать о ее формулировке. Название речи должно быть ясным, четким, по возможности кратким. Оно должно отражать содержание выступления, но и привлекать внимание будущих слушателей, затрагивать их интересы. Заголовки могут быть призывными, рекламными, но многие темы получают индивидуальные названия, точно ориентирующие потенциальных слушателей.

Длинные формулировки, названия, включающие незнакомые слова, отталкивают слушателей, порой даже вызывают отрицательное отношение к предстоящему выступлению. Следует избегать и слишком общих названий, т.к. они требуют освещения многих вопросов. Для конкретизации общей формулировки темы можно прибегнуть к подзаголовкам.

Умение формулировать тему выступления необходимо не только лекторам, но и руководителям учреждений, управляющим фирмами, менеджерам, служащим.

Приступая к подготовке речи, необходимо определить цель выступления. Говорящий должен ясно представлять для чего и с какой целью он произносит речь, какой реакции слушателей добивается.

В.В. Маяковский, выступая на одном из собраний, говорил, что все споры и с врагами, и с друзьями о том, что важнее – «как делать» или «что делать», перекрываются теперь литературным лозунгом: «для чего делать», т.е. устанавливается примат цели и над содержанием, и над формой.

Так и оратор, готовясь к выступлению, должен четко определить для себя цель предстоящего выступления: он не только информирует слушателей, рассказывая о тех или иных событиях, фактах, но и старается сформировать у них определенные представления, убеждения, которые должны определить их дальнейшее поведение. Любое выступление должно преследовать воспитательные цели, и оратор обязан незаметно для слушателей приобщать их к своим нравственным идеалам.

Большое значение имеет предварительное знакомство с составом аудитории. Готовясь к выступлению лектору, следует узнать, кто придет его слушать (взрослые или дети, молодые или пожилые, образованные или нет, преимущественно мужской или женский состав аудитории, ее национальные и религиозные особенности). Это очень важно для определения не только содержательной стороны выступления, но и его стиля, степени популярности изложения, выбора лексико-фразеологических средств и ораторских приемов воздействия на слушателей.

Поиск и подбор материала.

После определения тематики выступления, его цели следует этап поиска и отбора материала.

В методической литературе определены основные источники, из которых можно черпать новые идеи, интересные сведения, факты, примеры, иллюстрации для своей речи. К ним относятся:

- официальные документы;

- научная, научно-популярная литература;

- справочная литература: энциклопедии, словари по различным отраслям знаний, лингвистические словари, статистические сборники, таблицы, библиографические указатели;

- художественная литература;

- статьи из газет и журналов;

- передачи радио и телевидения;

- результаты социологических опросов;

- личные контакты, беседы, интервью;

- размышления и наблюдения.

Чтобы выступление получилось содержательным, лучше использовать не один источник, а несколько

При подготовке к выступлению нельзя забывать и о так называемом местном материале, т.е. имеющем отношение к жизни слушателей или того коллектива, региона, о котором идет речь. Такой материал оживляет выступление, привлекает к нему внимание слушателей, вызывает у них интерес к выступлению.

Подбор материалов для ораторской речи требует определенного времени, поэтому подготовку к выступлению следует начинать по возможности заранее.

На этом этапе подготовки к выступлению формируется необходимый для оратора навык отбора литературы. Ученые определили, какие действия способствуют образованию этого навыка. Психолог Сахаров называет сведущие действия:

1. припоминание ранее читаемой литературе по теме выступления;

2. просмотр личной библиотеки или каталога;

3. просмотр каталогов в библиотеке;

4. просмотр в последних номерах журналов перечня опубликованных за истекший год статей;

5. просмотр библиографических изданий;

6. просмотр справочников.

Систематическое повторение этих действий при подготовке к различным выступлениям поможет выработать у оратора навык отбора литературы, что, в конечном счете, позволит ускорить сам процесс подготовки.

Важнейший этап подготовки – изучение отобранной литературы. Оратору необходимо выбрать из литературы то, что можно будет использовать в речи, т.е. прочитать соответствующие разделы, сделать нужные записи, систематизировать материал и т.д.

Работу над книгой советуют начинать с предварительного знакомства с ней. Читается титульный лист (название книги – дает представление о содержании, классификационная характеристика – определяет назначение). Год издания так же важен: если книга выпущена десять- двадцать лет назад, то приведенные в ней сведения могут устареть, поэтому следует ознакомиться с новой литературой по интересующему вопросу.

Следует посмотреть оглавление книги, дающее представление об основных вопросах, которые в ней затрагиваются. Если в книге есть предисловие и послесловие, рекомендуется прочитать их. В предисловии передается краткое содержание книги, характеризуются основные проблемы. В послесловии автор подводит итоги изложенного, кратко формулирует или повторяет главные положения работы.

Таким образом, первичный просмотр отобранных книг является важным моментом в подготовке выступления, позволяющем определить, какие из отобранных книг наиболее подходят для разрабатываемой темы. Утверждение английского философа Ф.Бэкона гласит:

Одни книги можно лишь попробовать, другие проглотить, и, наконец, немногие нужно разжевать и переварить.

Во время чтения важно уметь осмыслить содержание прочитанного, соединить его с теми знаниями, которые были получены ранее. Это помогает анализировать и систематизировать материал, делать необходимые выводы.

Первый признак понимания прочитанного – умение передать его своими словами. Этот навык особенно необходим для оратора, который постоянно делится своими знаниями с аудиторией, воспроизводит по памяти содержание статей, брошюр, книг. Пересказ прочитанного – своеобразная тренировка для оратора: обогащается его речь, совершенствуется лекторское мастерство.

При подготовке к лекции, докладу нужно обязательно делать соответствующие записи прочитанного. Д.И. Менделеев говорил, что «найденная, но не записанная мысль – это найденный и потерянный клад ».

Наиболее простой вид записи – это выписки. Выписывают то, что относится к изучаемому вопросу, а также материалы, которые могут быть использованы или окажутся нужными лишь в последствии.

Чтение – это не такое простое дело, как может показаться на первый взгляд. Психологи выработали методику работы с книгой, которая помогает лучше осмысливать и усваивать текст прочитанного.чтение научной, научно- популярной литературы требует настойчивости и упорства, поэтому работать с книгой

Нужно систематично и последовательно.

Невозможно предложить рекомендации, в равной степени приемлемые для всех. У каждого человека в процессе жизни вырабатываются свои навыки работы с книгой, главное, чтобы они были эффективными.

Чтение литературы по теме выступления, накопление записей с интересными высказываниями, примерами, цитатами, статистическими данными – трудоемкий этап подготовки публичного выступления, требующий много времени. Но именно этот этап во многом определяет успех будущего выступления: оратор получает и расширяет свои знания, связанные с предметом речи; критически осмысливает материал; выясняет основные проблемы, возникающие при освящении данной темы.

При чтении появляются сравнения, ассоциации, сопоставления с реальными процессами жизни, рождаются новые мысли.

Настоящая подготовка к выступлению заключается в том, чтобы выработать собственное отношение к предмету реи, сформулировать свои мысли по тому или иному вопросу, проанализировать свои идеи с позиции будущей аудитории.

Готовиться, - подчеркивает Д. Карнеги, - это значит думать, вспоминать отбирать те из них, которые привлекают, отшлифовывать их, располагать в определенном порядке.

Композиция публичного выступления.

Чтобы слушатели могли внимательно следить за выступлением оратора, его речь должна быть стройной, структура ее и цель должны быть ясны не только самому выступающему, но и аудитории. Композиция речи – то есть последовательное расположение всех ее частей в соответствии с содержанием и замыслом оратора – должна быть прозрачной.

Когда говорится о композиции ораторской речи, то обязательно учитывается, как соотносятся между собой части выступления, какое место занимает отдельная часть по отношению ко всему выступлению.

Организация материала в речи, расположение всех частей выступления определяется замыслом оратора, содержанием выступления.

Приступая к работе над композицией, необходимо, прежде всего, определить порядок, в котором будет излагаться материал, т.е. составить план.

Для успеха речи, - писал русский юрист и общественный деятель А.Ф.Кони,- важно течение мысли лектора. Если мысль скачет с предмета на предмет, перебрасывается, если главное постоянно прерывается, то такую речь почти не возможно слушать.

На различных этапах подготовки речи составляются различные по цели и назначению планы.

Предварительный план рекомендуется составить после выбора темы выступления. Он отражает собственное решение оратором темы выступления, его личный подход к данной проблеме.

Рабочий план составляется после того, как изучена литература, обдумана тема, собран практический материал. При его написании необходимо не только выделить вопросы выбранной темы, но и отобрать из них самые существенные и основные, определить, в какой последовательности они будут изложены. Этот план дает возможность судить о содержании выступления, его структуре.

Характерной особенностью рабочего плана, как и предварительного, является то, что он представляет ценность для самого оратора, поэтому его пунктами бывают не только законченные предложения, но и незаконченные, а также словосочетания и даже отдельные слова.

На основе рабочего плана составляется основной план, называющий вопросы, которые будут освящаться в выступлении. Он пишется не столько для оратора, сколько для слушателей, чтобы облегчить им процесс восприятия речи.

Однако план речи не всегда оглашается оратором. Это зависит от вида речи, от намерений оратора. Чаще всего план сообщается в лекциях, докладах и т.д.

После написания плана оратору необходимо поработать над построением отдельных частей речи. Как отмечают теоретики ораторского искусства, наиболее распространенной структурой устного выступления с античных времен считается трехчастная, включающая в себя следующие элементы: вступление, главную часть, заключение. Каждая часть имеет свои особенности, которые необходимо учитывать во время подготовке к ораторской речи.

От того, как оратор начал говорить, на сколько ему удалось заинтересовать аудиторию, во многом зависит успех выступления. Неудачное начало снижает интерес слушателей к теме, рассеивает их внимание.

Для привлечения внимания слушателей особое значение имеет вступление, оно должно заинтриговать слушателей, вызвать у них повышенный интерес к дальнейшему ходу мыслей оратора. А.Ф.Кони подчеркивал, что в начале выступления важно «зацепить внимание » аудитории. Способов к достижению этого немало: можно вспомнить какой- нибудь эпизод из жизни, который заинтересует каждого; можно задать неожиданный вопрос или удивить слушателей парадоксом, какой- нибудь странностью, как будто не имеющей отношения к теме, а на самом деле связанной со всей речью.

Чтобы найти интересное, оригинальное начало необходимо много работать, думать, искать. Писатель Ю.Трифонов в статье «Нескончаемое начало» рассказывает, как тяжело даются ему самые первые фразы его произведений:

Начало переделываю и переписываю множество раз. Никогда не удалось сразу найти необходимые фразы. Бродишь будто на ощупь, с завязанными глазами, тыкаешься в одно, в другое, пока вдруг не натолкнешься на то, что нужно. Мучительнейшее время. Начальные фразы должны дать жизнь вещи. Это как первый вздох ребенка.

Следует иметь в виду, что каждая тема требует свого, особого начала. Интригующее начало порождает интерес к основной части выступления. Содержание главной части не должно приглушить интерес аудитории. Оратор, в начале овладев вниманием аудитории и в дальнейшем должен следить за состоянием своих слушателей: по мере их утомления наращивать интерес, вводя живые примеры, факты.

В главной части излагается основной материал, последовательно разъясняются выдвинутые положения, доказывается их правильность, слушатели подводятся к необходимым выводам.

Писатель К. Федин, определяя сущность композиции художественного произведения, подчеркивал: «Композиция есть логика развития темы». Если в выступлении нет логики, последовательности развития мысли, трудно воспринимать содержание речи, следить за ходом рассуждений оратора, запомнить прослушанное. В главной части выступления важно соблюдать основное правило композиции – логическую последовательность и стройность изложения материала.

Все мысли в слове должны быть связаны между собой так, чтоб одна мысль содержала в себе, так сказать, семя другой, - утверждал М.М.Спиранский в «Правилах высшего красноречия ».

Другое правило в расположении мыслей, по его мнению, состоит в том, чтобы все они были подчинены одной главной:

Во всяком сочинении есть известная царствующая мысль, к сей-то мысли должно все относится. Каждое понятие, каждое слово, каждая буква должны идти к сему концу, иначе они будут введены без причины, они будут излишни, а все излишнее несносно…

Оратор может пользовать различные формы изложения, в числе которых важнейшие – анализ (позволяет путем расчленения понятия, явления глубже проникнуть в его сущность) и синтез (смысловое соединение в одно целое частей объекта, явления или их признаков, полученных в результате анализа).

Продумывая структуру главной части речи, выступающий должен определить, каким методом он будет излагать материал, какие доводы возьмет для доказательства выдвинутого положения, какие ораторские приемы использует с целью привлечения внимания слушателей.

Структура выступления зависит, прежде всего, от метода преподнесения материала, избранного оратором:

Индуктивный метод;

Дедуктивный метод;

Метод аналогии;

Концентрический метод;

Ступенчатый метод;

Исторический метод.

Использование различных методов в одном и том же выступлении позволяет сделать структуру главной части более оригинальной, нестандартной.

Каким бы методом не пользовался оратор в выступлении, его речь должна быть доказательной, суждения и положения убедительными.

Располагая определенным образом, доводы в своей речи, оратор не должен забывать о принципе усиления, суть которого заключается в том, что значимость, вес, убедительность аргументов постепенно нарастают, самые сильные доводы используются в конце рассуждения.

Публичное выступление имеет свои специфические особенности, которые необходимо учитывать, продумывая композицию основной части выступления. Каждая ораторская речь должна вызывать интерес у аудитории, стремление познать тему выступления. Только интересные, содержательные лекции, доклады, беседы слушаются с большим вниманием. «Никогда, никакими словами вы не заставите читателя познавать мир через скуку», - писал А.Н.Толстой, - «Писать всегда трудно, и чем труднее, тем лучше выходит…С уверенностью можно сказать только одно: из всех возможных решений художественной задачи нужно выбирать то, которое для вас самого интересно, которое вас наиболее увлекает.»

Важной композиционной частью любого выступления является заключение. Убедительное, яркое заключение запоминается слушателям, оставляет хорошее впечатление о речи.

Конец – разрешение всей речи; конец должен быть таким, чтобы слушатели почувствовали, что дальше нечего говорить, - писал А.Ф.Кони.

В заключении рекомендуется повторить основную мысль, ради которой произносилась речь, суммировать наиболее важные положения, подвести итоги сказанного, сделать выводы, поставить перед слушателями конкретные задачи, которые вытекают из содержания выступления. быть стройной, структура ее и цель должны быть ясны не только самому выступающему, но и аудитории.гать в определенном пор

Придумывая заключение, особенно тщательно следует поработать над последними словами выступления. Если первые слова оратора должны привлечь внимание слушателей, то последние призваны усилить эффект выступления. Нельзя речь оборвать на полуслове. Активизируя внимание аудитории можно обратиться к ней с призывом, лозунгом. Косвенный итог выступлению можно подвести, цитируя важное для понимания речи высказывание или рисуя художественный образ, отражающий главную идею речи. Можно предложить слушателям задать вопросы – это тоже будет способствовать всплеску нового интереса к выступлению.

Заключение обязательно должно мобилизировать слушателей, воодушевлять их, призывать к активной деятельности. Быть оптимистичным и жизнеутверждающим.

Практика произношения вслух.

В процессе подготовки к выступлению рекомендуется прорепетировать его, посмотреть на себя в зеркало, обратив внимание на привычные, непроизвольные движения, сопровождающие речь (манеризмы: покачивание, движение плечами, жестикуляция). Насколько серьезно следует оратору относится к мимике и жестам, можно судить по тому, что еще Петр I в «Духовном регламенте» подчеркивал: «Не надобно проповеднику шататься вельми, будто в судне веслом гребет. Не надобно руками всплескивать, в боки упираться, подскакивать, смеяться, да не надобе и рыдать».

Владение «языком движений» - это действенный способ удерживать внимание аудитории. Полная неподвижность оратора во время речи не допустима, но и чрезмерная жестикуляция, гримасы пагубно влияют на выступление, отвлекая слушателей.

Поза, жесты, выражение лица оратора должны усиливать эмоциональность его речи и иметь собственный смысл. Жесты и мимика оратора должны быть естественными и разнообразными, а главное – они должны быть мотивированы содержанием речи.

Действенным способом подготовки речи является запись одной – двух репетиций на видеокассету, а затем объективный анализ выступления. Для самопроверки при просмотре репетиций следует ответить на вопросы:

· был ли создан хороший визуальный контакт?;

· звучал ли голос живо и заинтересовано?;

· показался ли я естественным и серьезным?;

· выражались ли мысли спокойно и логично?;

· можно ли было выделить основную часть?;

· была ли достигнута цель речи?;

· были жесты свободными и уместными?;

· в каком темпе произносилась речь (излишне быстром или медленнее чем требовалось)?;

· была ли речь понятной для слушателей? И т.д.

На заключительном этапе подготовки к выступлению нужно еще и еще раз проанализировать его, учесть сильные и слабые стороны речи и уже в аудитории опираться на позитивное

вывод

Речь должна нести людям истину, действительно обогащать людей – слушателей, вести их к достижению благородных целей. Оратор должен уметь выбирать достойные темы, накапливать интересный и полезный материал, всегда иметь избыток материала, выбирать актуальную информацию, находить и выделять главное, доступно и ярко подавать его слушателям.

Великий оратор древности Цицерон характеризовал обязанности оратора следующим образом:

1. Найти, что сказать.

2.Расположить найденное по порядку.

2. Придать ему словесную форму.

3. Утвердить все в памяти.

4. Правильно произнести.

5. Расположить к себе слушателей.

6. Изложить сущность дела.

7. Установить спорный предмет.

8. Подкрепить свое положение.

9. Опровергнуть мнение противника.

10.Сделать заключение, придать блеск своим выражениям и снизить положения противника.

Опытные ораторы иногда произносят блестящие речи без подготовки, но это, как правило, короткие выступления. Лекция, доклад, парламентская речь, то есть выступления больших, серьезных жанров, требуют тщательной подготовки.

В начале оратор формулирует тему и название своей речи, определяет цель предстоящего выступления, а так же знакомится с составом аудитории. Затем проделывается огромная работа по поиску и подбору материала, его изучения.

При подготовке автор должен тщательно обдумать начало своей речи, последовательность частей в главной части, структуру концовки.

Античные теоретики ораторского искусства призывали составлять письменный текст речи т.к. считали писание единственно верным способом подготовки речей. Цицерон утверждал:

Ибо как внезапная речь на удачу не выдерживает сравнения с подготовленной и обдуманной, так и эта последняя заведомо будет уступать прилежной и тщательной работе. Сверх того, кто вступает на ораторское поприще с привычкой к письменным работам, тот приносит с собой способность даже без подготовки говорить, как по написанному. Как движущийся корабль даже по прекращении гребли продолжает плыть прежним ходом, так и речь в своем течении, получив толчок от письменных заметок, продолжает идти тем же ходом, даже когда заметки уже иссякли.

Конечно, не существует универсальной методики подготовки к выступлению. Она определяется видом ораторской речи, зависит от темы выступления, целей и задач, стоящих перед выступающим, его индивидуальных особенностей, от состава аудитории, в которой предстоит выступать и т.д.

Следует помнить, что интересные, захватывающие речи – это, прежде всего результат тщательно продуманного плана, удачного построения речи.

Работа над планом, композицией – творческий процесс. Каждое выступление, если оно хорошо продумано, если оно результат большой предварительной работы, отражает особенности, интересы, склонности самого выступающего.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: