Критерии оценивания мини-сочинения/ эссе (задание 29) на ЕГЭ по обществознанию в 2018 году
(составлены на основании Демонстрационного варианта КИМ ЕГЭ 2018 года по обществознанию)
№ | Критерии оценивания мини-сочинения | Баллы |
29.1 | Раскрытие смысла высказывания | 1 балл |
Смысл высказывания раскрыт: верно выделены одна или несколько основных идей, связанных с содержанием обществоведческого курса, и/или сформулированы один или несколько тезисов в контексте высказывания, который(-е) требует(-ют) обоснования. | 1 балл | |
Смысл высказывания не раскрыт: ни одна основная идея не выделена / ни один тезис не сформулирован. | 0 баллов | |
Указание по оцениванию: Если по критерию 29.1 (раскрытие смысла высказывания), выставляется 0 баллов, то по всем остальным критериям оценивания выставляется - 0 баллов | ||
29.2 | Теоретическое содержание мини-сочинения (объяснение ключевого (-ых) понятия (-ий), наличие теоретических положений, рассуждений, выводов) | 2 балла |
В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены связанные между собой объяснения ключевого (-ых) понятия (-ий), теоретические положения, рассуждения, выводы. | 2 балла | |
В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены отдельные, не связанные между собой рассуждениями понятия и/или положения. ИЛИ В ответе наряду с относящимися к одной или нескольким идеям/тезисам приведены понятия и/или положения, не относящиеся к ним. | 1 балл | |
Теоретическое содержание мини-сочинения отсутствует (смысл ключевых понятий не объяснен, теоретические положения, рассуждения, выводы отсутствуют или не связаны с идеей/тезисом). | 0 баллов | |
29.3 | Корректность использования понятий, теоретических положений, рассуждений и выводов | 1 балл |
Отсутствуют ошибочные с точки зрения научного обществознания положения. | 1 балл | |
В ответе имеются ошибочные с точки зрения научного обществознания положения. | 0 балов | |
Указания по оцениванию: Если по критерию 29.2 (теоретическое содержание мини-сочинения), выставляется 0 баллов, то по критерию 29.3 выставляется 0 баллов. | ||
29.4 | Качество приводимых фактов и примеров | 2 балла |
Приведено из различных источников не менее двух корректных, развернуто сформулированных фактов / примеров, явно связанных с иллюстрируемой (-ым) идеей/тезисом/положением/рассуждением/выводом. В качестве источников могут использоваться сообщения СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы, географии и др.), факты общественной жизни и личного социального опыта, собственные наблюдения. Примеры из разных учебных предметов рассматриваются в качестве примеров из различных источников. | 2 балла | |
Приведен только один корректный, развернуто сформулированный факт/пример, явно связанный с иллюстрируемой (-ым) идеей/ тезисом / положением / рассуждением / выводом. ИЛИ Приведены из источников одного типа корректные, развернуто сформулированные факты / примеры, явно связанные с иллюстрируемой (-ым) идеей / тезисом / положением / рассуждением / выводом. | 1 балл | |
Факты / примеры отсутствуют. ИЛИ Ни один из приведенных фактов/ примеров явно не связан с иллюстрируемым положением, рассуждением, выводом. ИЛИ Ни один из приведенных фактов/ примеров не сформулирован развернуто. | 0 баллов | |
Указание по оцениванию: Факты/примеры, содержащие фактические и смысловые ошибки, приведшие к существенному искажению сути выскаызвания и свидетельствующие о непонимании используемого исторического, литературного, географического и (или) другого материала, не засчитываются при оценивании. | 0 баллов | |
Максимальный балл - 6 |
Выделение проблемы
|
|
Итак, давайте заглянем на самые последние страницы того документа, что Вы загрузили и взглянем на пункты К1-К3, попытаясь выделить из этого формулу хорошего эссе, которое будет оценено экспертами
Во-первых, нужно непосредственно понять высказывание: выделить проблему, раскрыть ее смысл и выделить аспекты проблемы. Здесь Вам поможет ряд клише, ведь экзамен традиционно построен на шаблонах и это помогает при подготовке
Какие бывают проблемы на экзамене. По своему опыту я могу выделить 6 основных «флангов» на которые надо примерять свой афоризм:
· Проблема сущности…
· Проблема противоречивости…
· Проблема роли…
· Проблема отношений…
· Проблема взаимосвязи…
· Проблема единства…
Что значит раскрыть смысл? Вообще, своим ученикам я говорю, что эссе надо переводить «с русского на русский», фактически с языка литературного в научный, исходя из того блока, на который вы пишете свою работу. Завершить все можно «основанием для повышения балла»: посмотреть на проблему с различных сторон. Это и будет структурой
Теоретическая аргументация
Теперь переходим ко второму критерию, он включает в себя аргументацию на основе теории. Что это значит и какие части должно включать Ваше эссе?
Естественно, это термины. Отсюда, если Вы абитуриент, готовящийся самостоятельно, ВСЕГДА изучайте ту или иную тему в контексте каких-либо понятий из той сферы, что Вы проходите
|
Также Вы должны четко, ясно и последовательно формулировать свои утверждения и выводы из того, что Вы заявили в тезисе Вашего эссе – это очень важный элемент, обратите на него внимание. Кроме того, необходимо приводить в пример различные принципы и походы, доказывать свою позицию и раскрыть причины и следствия тех событий, о которых идет речь в формулировке задания