Задание №3. Самопроверка знаний




ФИЛОСОФИЯ

Рабочая тетрадь

Для студентов всех специальностей

Дневной формы обучения

 

Составитель: Гайдаш Ольга Николаевна

 

ФИЛОСОФИЯ

 

 

Рабочая тетрадь

 

Студент _____________________________________________________________

 

Группа _____________________________________________________________

 

Преподаватель _____________________________________________________________

 

Тема. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ

 

Задание №1. Составьте план изученной темы.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 2. Сделайте краткий конспект по заданным вопросам.

1. Каковы основные черты философского мышления?

2. Философия как саморефлексия об «универсуме» и человеке в нем.

3. Философия и наука, философия и религия.

4. Функции философии.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание№3. Самопроверка знаний.

1. Тестовый контроль. Отметьте правильный ответ.

 

а) Структура философского знания:

1) онтология, гносеология, логика, аксиология и др.;

2) онтология, гностицизм, логика, история искусства, этнология и др.;

3) антропология, биоэтика, педагогика, психология, синергетика и др.;

4) все ответы неправильные.

 

б) Каково соотношение философии и мировоззрения:

1) философия и мировоззрение тождественны;

2) философия шире мировоззрения;

3) философия – это теоретическая основа мировоззрения;

4) философия и мировоззрение – разноплановые понятия.

 

в) Материализмом называется:

1) признание внешней по отношению к человеку действительности, не зависящей от него в своем существовании;

2) признание первичности материи по отношению к сознанию;

3) принцип взаимосвязи бытия и мышления, на основе которого создаются системы представлений о мире;

4) признание того, что все тела состоят из «элементарных кирпичиков» (электронов, протонов и т.п.).

 

г) Идеализм как взгляд на мир представляет собой:

1) систему знаний, обосновывающую значение идеалов в жизни общества и человека;

2) учение, согласно которому идеи более реальны, чем материальные вещи;

3) признание определяющего значения для человека духовных сторон общественного бытия;

4) учение, согласно которому первичным и определяющим является либо сознание человека, либо некая духовная сила, обусловливающая развитие природы, общества и самого человека;

 

д) Какая из предложенных функций помогает ориентации человека в мире?

1) гносеологическая;

2) методологическая;

3) гуманистическая;

4) эвристическая.

 

2. Дополните определения.

Онтология_____________________________________________________________________________________________________________________________

Гносеология___________________________________________________________________________________________________________________________

Аксиология____________________________________________________________________________________________________________________________

Материализм__________________________________________________________________________________________________________________________

Идеализм_____________________________________________________________________________________________________________________________

Дуализм_____________________________________________________________________________________________________________________________

Агностицизм_________________________________________________________________________________________________________________________

Принцип философского монизма______________________________________

__________________________________________________________________

 

3. Заполните таблицу. Основные типы мировоззрений и их специфика.

Типы мировоззрений Специфика
1. Жизненно-практическое     2. Мифологическое     3. Религиозное     4. Философское     5. Научное    

При анализе типов мировоззрения воспользуйтесь определением философа В. Дильтея (1833-1911). Он считал, что мировоззрение – это стройная система взглядов, которая на основе построения картины мира решает вопрос о смысле мира, а затем выводит отсюда идеал и основные принципы жизни.

 

4. Составьте схему. Как соотносятся философия и другие гуманитарные науки?

 

 

5. Прокомментируйте текст.

«Философия содержит притязание: обрести смысл жизни поверх всех целей в мире – явить смысл, охватывающий эти цели, осуществить, как бы пересекая жизнь, этот смысл в настоящем – служить посредством настоящего будущему – никогда не низводить какого-либо человека или человека вообще до средства» (К. Ясперс).

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________

Задание №4. Творческие вопросы и задания.

1. Специфика философии. Философия как наука (Аристотель) и философия как «любовь к мудрости» (Платон).

2. Философия и культура мысли. «Вечный» характер философских проблем.

3. Философия и мифология: два зеркала бытия.

4. Человек и мир: прост мир или сложен, разрушен он или абсурден и другие вопросы.

5. От Мифа к Логосу: генезис философского знания.

6. Философия и религия: нелегкий путь взаимоотношений.

7. Мистический путь познания истины (теософия и др.).

8. Иван Карамазов, герой романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы», говорит, что он не отрицает Бога, но не принимает созданного Им мира. Попробуйте определить характер мировоззрения Ивана Карамазова. Развейте эту тему: принятие или отрицание мира как существенная характеристика философского мышления.

9. Имеет ли философия практический смысл?

10. Философия как «метаязык» всех наук (М.М. Бахтин).

11. Основные типы самоопределения современной философии.

12. Древнеримский мудрец Сенека писал: «Философия – не лицедейство, годное на показ толпе, философом надо быть не на словах, а на деле». Подумайте, что значит быть «философом на деле»?

 

Тема. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

 

Задание №1. Составьте план изученной темы.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №2. Сделайте краткий конспект по заданным вопросам.

1. Историко-культурный анализ предпосылок возникновения философии. Почему именно в Греции происходит рождение Логоса?

2. Основные периоды античной философии, критерии их выделения. Главные герои и их идеи.

3. Поиск чистой истины как главная человеческая ценность.

4. Почему античная философия так эмоционально привлекательна?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №3. Самопроверка знаний.

1. Тестовый контроль. Отметьте правильный ответ.

а) Основателем «линии материализма» считается древнегреческий философ:

1) Аристотель;

2) Демокрит;

3) Парменид;

4) Сократ.

 

б) Основателем «линии идеализма» считается древнегреческий философ:

1) Гераклит;

2) Платон;

3) Эпикур;

4) Фалес.

 

в) Эллино-римский период античной философии. Соотнесите идеи и направления:

1) эпикурейство а) выражение сомнения в возможности человеческого познания;

2) неоплатонизм б) достижение счастья через «апатию» - искоренение аффектов;

3) скептицизм в) учение о высшем бытии;

4) стоицизм г) философы-материалисты,

утверждающие принцип гедонизма.

 

г) Какие из перечисленных философов в основу мира положили число?

1) Платон;

2) Аристотель;

3) Пифагор;

4) Анаксимандр;

5) Анаксимен;

6) Зенон.

 

д) Древнегреческие философы славились своими образными фразами, которые вошли в повседневный обиход многих народов. Соотнесите высказывания и их автора.

1) Сократ а) «все течет, все изменяется; в одну и ту же реку нельзя войти дважды;

2) Гераклит б) «Я знаю, что ничего не знаю»;

3) Протагор в) «Мышление и бытие одно и то же»;

4) Парменид г) «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют».

2. Дополните определения.

Космоцентризм________________________________________________________________________________________________________________________

Гедонизм_____________________________________________________________________________________________________________________________

Субстанция____________________________________________________________________________________________________________________________

Атараксия_____________________________________________________________________________________________________________________________

Метафизика___________________________________________________________________________________________________________________________

Диалектика____________________________________________________________________________________________________________________________

Логос_________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Заполните таблицу.

Платон и Аристотель – величайшие представители античной философии. Но между ними существовали разногласия по различным философским аспектам. Отражением этого спора является знаменитая фраза, приписываемая Аристотелю: «Платон мне друг, но истина дороже». По каким философским проблемам расходились их точки зрения?

 

Суть спора   Позиция Платона Позиция Аристотеля Кто прав, по вашему мнению?
         

 

4. В этом задании перечислены основные школы античной философии. Назовите представителей и основные идеи.

 

· Милетская школа

Представители_________________________________________________________________________________________________________________________

Основные идеи______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

· Эфесская школа

Представители_________________________________________________________________________________________________________________________

Основные идеи______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

· Школа атомистов

Представители_________________________________________________________________________________________________________________________

Основные идеи______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

· Платоновская Академия

Представители_________________________________________________________________________________________________________________________

Основные идеи______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

· Аристотель и школа перипатетиков (ликей)

Представители_________________________________________________________________________________________________________________________

Основные идеи______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

· Школа скептиков

Представители_________________________________________________________________________________________________________________________

Основные идеи______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

· Школа стоиков

Представители_________________________________________________________________________________________________________________________

Основные идеи______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

· Школа Эпикура

Представители_________________________________________________________________________________________________________________________

Основные идеи______________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

· Школа киников

Представители_________________________________________________________________________________________________________________________

Основные идеи______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

· Школа неоплатоников

Представители_________________________________________________________________________________________________________________________

Основные идеи______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5. Подготовьте презентацию. На знаменитой картине Рафаэля Санти «Афинская школа» изображены знаменитые античные философы. Проанализируйте эту картину, описав её героев. Смог ли Рафаэль воспроизвести не только характер, но и учение изображенных философов?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

6. Прокомментируйте эти тексты. Древнегреческие философы считали, что начало философии лежит в удивлении (изумлении).

1) Платон: «… как раз философу свойственно испытывать изумление. Оно и есть начало философии».

2) Аристотель: «Благодаря изумлению люди и теперь (философствуют) и начали философствовать впервые». «Миф слагается из удивительного».

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Проставьте имена великих философов. Опишите кратко их жизнь и учение.

1) у какого греческого философа бегущий Ахиллес, вопреки здравому смыслу, никак не может догнать черепаху?

2) какой мыслитель предлагал выйти из пещеры, чтобы познать мир?

3) легендарный философ-киник, избравший местом своего жительства бочку.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

8. Софизмами называют уловки и завуалированные ошибки в рассуждениях, якобы доказывающих очевидные нелепости. Например, софизмом является следующее «умозаключение»: «То, что ты не терял, у тебя есть. Ты не терял рогов, следовательно, ты рогат». Ложность его легко установить логическим анализом. А вот рассуждение Зенона Элейского: «В каждый момент своего полета стрела находится в некотором месте. Находится в некотором месте – значит покоится в нем. Следовательно, движение стрелы состоит из суммы состояний покоя, что абсурдно. Значит, движение невозможно помыслить, не приходя к абсурду». Правы ли те, кто называл это рассуждение софизмом?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №4. Творческие вопросы и задания.

1.Человек и Космос: как древние преодолевали «ужас космического одиночества» (Б. Рассел).

2. Человек и его Судьба. Преодоление неизбежности.

3. Проблема Архэ: открытие бытия.

4. Сократ: открытие человека.

5. Эллинизм: открытие Индивида.

6. Открытие противоречий познания: чувственный мир (мир мнений) и разумный мир (мир знания).

7. Мечты об идеальном государстве. Платон как первый философ-утопист.

8. Открытие Свободы.

 

Тема. ДРЕВНЕВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

 

Задание № 1. Составьте план изученной темы.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №2. Сделайте краткий конспект по заданным вопросам.

1. Древнекитайская философия: Конфуций и его «открытия» в социальной сфере.

2. Лао-цзы - учение о мире.

3. Древнеиндийское учение: Будда и философское ядро буддизма – учение о четырех благородных истинах.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание №3. Самопроверка знаний.

1. Тестовый контроль. Отметьте правильный ответ.

а) Основателем даосизма является:

1) Конфуций;

2) Мо-цзы;

3) Чжуан-цзы;

4)Лао-цзы.

 

б) Назовите исходное понятие философии буддизма:

1) Надежда;

2) Любовь;

3) Дружба;

4) Страдание.

 

в) В каком веке возникает древневосточная философия?

1) I в.н.э.;

2) V в. до н.э.;

3) IV в.н.э.;

4) VI в. до н.э.

 

г) Недеяние в даосизме – это:

1) полная бездеятельность;

2) необходимое вмешательство в происходящее;

3) планирование своих действий;

4) внутреннее освобождение от всякой целенаправленной деятельности.

д) Управление обществом в конфуцианстве сравнивается с социальными отношениями:

1) друзья-враги;

2) начальник-сотрудники;

3) родитель-дети;

4) производитель-потребитель.

2. Дополните определения.

Дао__________________________________________________________________________________________________________________________________

Ян, инь____________________________________________________________

___________________________________________________________________

Вэнь__________________________________________________________________________________________________________________________________

Ли___________________________________________________________________________________________________________________________________

Ци___________________________________________________________________________________________________________________________________

Жэнь_________________________________________________________________________________________________________________________________

Карма________________________________________________________________________________________________________________________________

Сансара_______________________________________________________________________________________________________________________________

Атман________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Заполните таблицу.

Сравнительный анализ древнегреческой и древневосточной философий (проблема Запад – Восток).

Направления и Представители   Основные идеи Древневосточного учения Направления и представители Основные идеи Древнегреческого учения
           

4. Ответьте на вопросы.

а) Основные школы и периоды древнекитайской философии:

Конфуцианство________________________________________________________________________________________________________________________

Натурфилософы________________________________________________________________________________________________________________________

Моисты_______________________________________________________________________________________________________________________________

Номиналисты__________________________________________________________________________________________________________________________

Легисты______________________________________________________________________________________________________________________________

Даосы_______________________________________________________________________________________________________________________________

 

б) Перечислите основные школы древнеиндийской философии:

Ортодоксальные школы_____________________________________________

__________________________________________________________________

Неортодосальные школы_____________________________________________

__________________________________________________________________

 

5. Прокомментируйте текст.

«Цзы-гун спросил Конфуция: «Есть ли такое слово, которому можно следовать всю жизнь?» Учитель ответил: «Это – взаимоуважение! Не делай другим того, чего не желаешь себе» (Из книги «Лунь юй»).

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №4. Творческие вопросы и задания.

1. Учение о трансмиграции в Древней Индии. Было ли оно в Древней Греции?

2. Учение о Нирване.

3. Аскетический подвиг: Будда.

4. Упанишады: главный философский корпус Вед.

5. Золотое правило нравственности: Кун Фу-цзы.

6. Традиция и порядок на страже общества: социальные идеи Конфуция.

7. Мир в представлении даосов: «благородное недеяние» (у вэй).

8. Лао-цзы: легенда или реальный человек?

9. Философские основы фэн-шуй.

10. В чем схожи и чем различаются древнегреческая и древневосточная философии?

Тема. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ

 

Задание № 1. Составьте план изученной темы.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание №2. Сделайте краткий конспект по заданным вопросам.

1) Особенность культурной ситуации средних веков. Христианство как основа новой картины мира;

2) Периоды средневековья, их специфика и выдающиеся представители;

3) Основные проблемы: соотношение веры и разума, теория универсалий;

4) Оцените вклад средневековой философии в копилку общечеловеческой культуры: достоинства и недостатки.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №3. Самопроверка знаний

1. Тестовый контроль.

Отметьте правильный ответ.

а) Важнейшие принципы средневековой философии:

1) гуманизм;

2) рационализм;

3) теоцентризм;

4) антропоцентризм.

 

б) Какая средневековая модель мира имела место в средние века?

1) космоцентрическая;

2) гелиоцентрическая;

3) геоцентрическая.

 

в) Какой знаменитый философ пытался доказать существование Бога с помощью пяти доказательств?

1) И.-С. Эриугена;

2) Д. Скотт;

3) Ф.Аквинский;

4) Ориген.

г) Отметьте правильное соответствие. Назовите имена философов, которые трудились в указанные периоды.

а) апологетика; 1) Фома Аквинский, Д. Скотт, И.-С.Эриугена;

б) патристика; 2) Тертуллиан, Ориген, Филон Александрийский;

в) схоластика. 3) Августин Аврелий, Боэций, Григорий Нисский.

 

2. Заполните таблицу. Для уяснения специфики средневековой философии важно уяснить суть спора по проблемам универсалий и позиции спорящих сторон.

 

Проблема универсалий Реализм Концептуализм Номинализм
       

Какая из позиций кажется вам наиболее убедительной? Почему?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание №4. Дополните определения.

1. Главными принципами средневековой философии являются:

Теоцентризм_________________________________________________________________________________________________________________________

Креационизм_________________________________________________________________________________________________________________________

Провиденциализм_____________________________________________________________________________________________________________________

Ревеляционизм_______________________________________________________________________________________________________________________

 

2. Рассмотрите данные выражения. Какой актуальный средневековый спор в них отражён?

«Без веры нет знания» (Августин);

«Верю, чтобы знать» (Ансельм Кентерберийский);

«Вера и разум находятся в гармоническом согласии друг с другом» (Фома Аквинский);

«Не только верить, но и знать» (Росцелин);

«Никакой веры, прежде разума» (П.Абеляр).

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Прокомментируйте текст.

Какие черты средневекового знания отражаются в приведённом отрывке:

«Известно…заявление перипатетика, который на приглашение Галилея посмотреть в телескоп и воочию убедиться в наличии пятен на Солнце отвечал: «Напрасно, сын мой. Я дважды прочёл Аристотеля и ничего не нашёл у него о пятнах на Солнце. Пятен нет. Они происходят либо от несовершенства твоих стёкол, либо от недостатка твоих глаз» («Философия науки, 2006. стр. 75»).

 

Задание № 5. Творческие вопросы и задания.

1)Тартуллиан «верую, ибо исповедую».

2) Августин: открытие Личности.

3)«Последний римлянин Боэций»: открытие Универсалий.

4)Фома Аквинский: гений Метафизики.

5) Абеляр: французский Сократ.

6) Лезвие бритвы: Уильям Оккам.

7)Математика - «Врата и ключ к прочим наукам» - Ф. Бэкон.

8)Первые европейские университеты.

9)Проблема соотношения веры и разума: от драматического противопоставления к идее дополнительности и единства.

10) Как представлял Вселенную средневековый человек?

11) «Философия средневековья» - служанка богословия? (К.Маркс)

12) Византийская традиция в христианской философии: отцы-каппадокийцы (IV в.).

13) История возникновения и развития первых католических орденов.

Тема. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

 

Задание №1. Составьте план изученной темы.

План:

1)Изучение основных понятий и определений терминов «Эпохи возрождения»

2)

Периоды эпохи возраждения.

-проторенессанс

-Ранее Возрождение

-Высокое возрождение

-Позднее возрождение

 

3)Человек эпохи возрождения

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание №2. Сделайте краткий конспект по заданным вопросам.

1. Условия формирования Ренессанской философии и почему некоторые мыслители (например, Г. Гегель и В. Виндельбанд) отказывают ей в самостоятельности и оригинальности?

2. Специфические черты философии Возрождения.

3. Главные представители эпохи.

4. Ваша оценка достижений эпохи Ренессанса.

Конспект:

1) Эпоха Возрождения (XIV – XVI вв.) в культурном отноше­нии является временем переходным: это уже не Средневековье, но еще и не Новое время. Трансформационные процессы, проис­ходившие в социально-экономической сфере, войны и эпидемии, казалось бы, мало способствовали возникновению искусства Возрождения и оптимистической ренессансной философии. Тем не менее, сложившийся слой интеллигенции, относительное сво­бодомыслие в городах – республиках Италии и некоторое сниже­ние диктата церкви в духовной сфере (появление самостоятель­ных светских образовательных учреждений) сделало возможным феномен культуры Ренессанса. ___________________________________________________________________ 2)Четры философии возрождения:

1.Антифеодальное направление.

2.Гуманистическое мировоззрение.

3.Светский характер(против церкви).

4. Обращение к культурному наследию античности.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: