Философы эпохи Возрождения




ñНиколай Кузанский

ñЛеонардо Бруни

ñМарсилио Фичино

ñНиколай Коперник

ñПико делла Мирандола

ñЛоренцо Валла

ñМанетти

ñПьетро Помпонацци

ñЖан Боден

ñМишель Монтень

ñТомас Мор

ñЭразм Роттердамский

ñМартин Лютер

ñТоммазо Кампанелла

ñДжордано Бруно

ñНикколо Макиавелли

___________________________________________________________________4) Я считаю,что эпоха возрождения пошла на пользу. Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой, и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.

В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений. Изобретение в середине XV века книгопечатаниясыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание №3. Самопроверка знаний.

 

1. Тестовый контроль. Отметьте правильный ответ.

 

а) Гуманизм эпохи Возрождения – это:

1) религиозно-психологическое правозащитное движение эпохи Ренессанса, идеологами которого были протестантские лидеры;

2) совокупность взглядов, выражающих уважение достоинства и прав человека и стремление к созданию благоприятных для личности условий социального существования;

3) потребность доброго отношения к окружающим, свойственное последователям христианского учения;

4) все ответы правильные.

 

Ответ: 1

б) Автор утопии «Города Солнца»:

1) Т. Кампанелла;

2) Н. Макиавелли;

3) Т. Мор;

4) Д. Бруно;

 

Ответ: 1

 

в) Кто считается теоретиком «доктрины человеческого достоинства»?

1) Б. Телезио;

2) Д. Пико дела Мирандола;

3) Д. Вико;

4) Ф. Петрарка;

 

Ответ: 2

 

г) Найдите ошибку. Характерными чертами эпохи Возрождения являются:

1) преклонение перед Грецией и Римом;

2) атеизм;

3) антропоцентризм;

4) пантеизм;

5) натурфилософия;

6) гуманизм;

 

Ответ:2

 

д) Отметьте правильное соответствие:

1) учен е о неисчерпаемости а)Г.Галилей; истины и ее познании, о предположительном

характере знания;

2) учение о бесконечности мироздания и б)Дж.Бруно; множественности миров;

3) теория гелиоцентризма; в)Н.Коперник;

4) создание научной методологии: г)Н.Кузанский. ориентация на эксперимент и

математическое моделирование.

 

Ответ: 1-Г

Б

В

А

2. Дополнительные определения.

Натурфилософия -философия природы

,понимаемую как целостную систему самых общих законов естествознания.

Антропоцентризм -Возрение, согласно которому человек центр Вселеной и цель всех совершающихся в мире событий.

Утопия -жанр художественной литературы,близкий к научной фантастике, описывающий модель идеального, с точки зрения автора, общества. В отличие от антиутопии характеризуется верой в безупречность модели.

Пантеизм -религиозное и филосовское учение, объединяющее, и иноргда отождествляющее Бога и мир.__________________________________

Гуманизм -мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности; возникло как философское течение в эпоху Возрождения.

Геоцентризм- учение о о центр. Положении земли в Солнечной системе и Вселенной.

Гелиоцентризм -Учение в философии, согласно которому, Солнце находится в центре вселенной, а вокруг него вращаются все тела.

3. Заполните таблицу. Назовите имя мыслителя, занимающего выраженную в данных высказываниях позицию?

Философско-научные утверждения Автор
Абсолютный максимум (Бог) связывает в абсолютное единство все вещи. Через посредство Вселенной Бог присутствуют во всех вещах, а вещи – в Боге. Природа, таким образом, свернутое единство всего, что возникает через движение. Николай Кузанский
Опыт – основа достоверного знания. «Наука – это капитан, практика – матросы». Джованни Реале; Дарио Антисери  
Необходимо ориентироваться на эксперимент и математическое моделирование. «Книга природы написана на языке математики». Галилео Галилей
Цель политики – стремиться к благу людей, учитывая их склонность к злу. Власть – это средство укрощения природного зла и дурно направленного разума. Н. Макиавелли
Человек поставлен Богом выше всего живого: «Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни соответствующего образа, ни особой обязанности… Я, Бог, ставлю тебя в центре мира… Чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который предпочтешь». Дж.Пико делла Мирандола.

 

4. Составление тестов. На основании изученного материала составьте тесты по теме (не менее 5 тестов).

 

5. Прокомментируйте текст. Какое философское представление периода Ренессанса отражено в этом отрывке? Как автор представляет себе вселенную?

«Я говорю, что вселенная, безусловно бесконечна, ибо она не имеет края, поверхности; я говорю, что вселенная не совершенно бесконечна, потому что каждая часть ее конечна и каждый из бесчисленных миров, входящих в неё, бесконечен. Я говорю, Бог безусловно бесконечен, ибо он сам исключает всякий конец, и всякий атрибут один и их бесконечно много; и я говорю, что Бог полностью бесконечен, ибо он весь во всем мире и в каждой его части бесконечно и полностью – в противоположность бесконечности вселенной, которая полностью во всем, но не во всех частях» (Джордано Бруно).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание № 4. Творческие вопросы и задания.

 

1. Ренессанс: гимн красоте человеческого в человеке.

2. Леонардо да Винчи: живопись как наука.

3. Последний поэт средневековья и первый поэт Возрождения – «великий Дант» (Пушкин).

4. «Героический энтузиазм» - Дж. Бруно.

5. Концепция «ученого незнания» Н. Кузанского.

6. Н.Макиавелли: политика как наука.

7. Несбыточные мечты о справедливом общение: утопии Т. Мора и Т. Кампанеллы.

8. Культ наслаждения и пользы: М. Монтель.

9. Д. Пико делла Мирандола: гимн достоинству человека.

10. Б. Телезио: исследования природы согласно её собственным принципам.

11. Итальянский гуманист Дж. Манетти (XVI в.) писал «Мир и его красоты, первоначально созданные Богом и предназначенные для пользования людей, были сделаны людьми гораздо более прекрасными и превосходными». Какие представления о человеке лежат в основе этого суждения? Как в этом отрывке выражен «дух времени»?

12. «Дух протестантизма» (М. Вебер) и формирование нового сознания – роль Реформации.

 

Тема. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Задание № 1. Составьте план изученной темы.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание №2. Сделайте краткий конспект по заданным вопросам.

1. Глобальная смена мировоззренческих позиций. Почему эпоха называется Новым временем?

2. Познание мира как важнейшая задача человека. Дискуссии Нового времени.

3. Учение о государстве (Дж. Локк, Т. Гоббс).

4. Итоги Эпохи.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 3. Самопроверка знаний.

1. Тестовый контроль. Отметьте правильный ответ:

а) Что такое эмпиризм?

1) форма познания от простого к сложному;

2) рациональное познание;

3) расчленение сложного объекта на составляющие, и через их определение, познание сложного объекта;

4) чувственное познание через наблюдение, сравнение, эксперимент.

 

б) Какой метод разрабатывал Ф. Бэкон?

1) индукции;

2) дедукции;

3) диалектики;

4) анализа.

 

в) Определяющий фактор формирования философии Нового времени:

1) развитие протестантизма как нового направления христианства;

2) формирование наук;

3) становление абсолютной монархии;

4) развитие новых социальных отношений.

 

г) Выявить правильное соответствие:

1) Р. Декарт; а) рационализм;

2) Дж. Беркли; б) сенсуализм;

3) Я. Беме; в) мистицизм;

4) Д. Локк. г) агностицизм.

 

д) Определите авторов следующих афоризмов:

1) мыслю, следовательно существую;

2) человек человеку волк;

3) знание – сила;

4) не плакать, не смеяться, не отворачиваться, но понимать.

______________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. Дополните определения.

Эмпиризм_____________________________________________________________________________________________________________________________

Индукция_____________________________________________________________________________________________________________________________

Дедукция_____________________________________________________________________________________________________________________________

Дуализм______________________________________________________________________________________________________________________________

Метод________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Заполните таблицу.

Для становления новоевропейской науки большую роль сыграл спор о способах познания мира. Необходимо уяснить суть спора и в таблице указать позиции оппонентов.

Рационализм Сенсуализм Представители
     

4. Проверьте своё умение рассуждать.

Р. Декарт считал, что признаками истины являются ясность и отчётливость. Но ведь люди различны, и то, что одному кажется ясным и отчётливым, другому покажется тёмным и непонятным. Не указывает ли это на то, что истин столько, сколько человеческих умов? Станьте на позицию Р. Декарта. Как бы Вы справились с этим затруднением?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Прокомментируйте текст.

«Как можно отрицать то, что в нашем духе имеется много врождённого, мы, так сказать, даны самим себе и что в нас имеется бытие, единство, субстанция, изменение, действие, восприятие, продолжительность, удовольствия и тысяча других предметов наших идей? Возьмём глыбу мрамора с прожилками (он предпочтительнее, чем чистые дощечки, называемые философами tabula rasa). Итак, если бы душа имела сходство с чистой доской, то истины, находящиеся в нас, уподобились бы фигуре Геркулеса, которую надо высечь из глыбы мрамора, когда она абсолютно безразлична к тому, какую из неё высекут статую. Однако если бы на мраморе имелись прожилки, повторяющие очертания скорее фигуры геркулеса, чем кого-то другого, мрамор можно было бы считать предрасположенным, а статую Геркулеса – в каком то смысле врождённой, несмотря на то, что пришлось бы изрядно потрудиться, чтобы обнаружить прожилки, а затем тщательно отколоть и убрать всё мешающее. Именно в таком смысле идеи врожденны нам подобно наклонностям, предрасположениям, привычкам или естественным потенциям, а не подобно действиям». (Г. Лейбниц)

 

Задание № 4. Творческие вопросы и задания.

1. Что такое «коперниканский переворот»?

2. Идолы Бэкона.

3. Декарт: принцип радикального сомнения.

4. Философия Геометрии: Спиноза.

5. Философия Предустановленной Гармонии: Лейбниц.

6. Оппозиция рационализму: “человек познает не только умом, но и сердцем”- Паскаль.

7. Беркли и его “комплексы ощущений”.

8. Скептический Разум: Юм.

9. Гоббс: «Общество – это война всех против всех».

10. Ньютон: механическая картина мира.

11. Локк: tabula rasa.

 

 

Тема. ФИЛОСОФИЯ ФРАНЦУЗСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ XVIII В.

Задание №1. Составьте план изученной темы.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №2. Составьте краткий конспект по заданным вопросам.

1. Специфика Просвещения – разум как движущая сила, порождающая духовное богатство.

2. Основные идеи эпохи, главные представители.

3. Дискуссии о роли Просвещения в истории человечества (от И. Канта до М. Харкхаймера и Т. Адорно).

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание № 3. Самопроверка знаний.

1. Тестовый контроль. Отметьте правильный ответ.

 

а) Какой девиз, по мнению И. Канта, наиболее соответствует эпохе Просвещения?

1) Сомневайся во всем;

2) Следуй своему чувству;

3) Дерзай быть мудрым;

4) Уважай окружающих тебя людей.

 

б) Кто из перечисленных философов является автором теории «географического детерминизма»?

1) Ш. Монтескье;

2) Д. Дидро;

3) П. Гольбах;

4) К. Гельвеций.

 

в) Какое центральное представление эпохи Просвещения Ж. Ж. Руссо положил в основу теории «общественного договора»?

1) Естественное право;

2) Равенство всех перед богом;

3) Равенство людей перед законом;

4) представление о государстве как гаранте прав и свобод граждан.

 

г) Выявить правильные соответствия. Кто является автором статьи?

1) Вольтер; а) «Человек рожден свободным, а между тем везде он в оковах»;

2) Руссо; б) «Человек – это машина, и во всей вселенной существует только единственная субстанция в разных формах»;

3) Ламетри; в) «Раздавить гадину»;

4) Монтескье. г) «… только в редчайших случаях законы одной страны могут подойти для другой… Они должны принимать во внимание физическую географию страны, климат…, размеры территории, расположение страны, качество её земли; образ жизни народов…».

 

д) Найдите ошибку в следующем умозаключении: «Первый том «Энциклопедии», редактором которого был д` Аламбер, увидел свет в конце июня 1752 года».

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. Дополните определения.

Антиклерикализм___________________________________________________

__________________________________________________________________

Деизм ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

Прогрессизм _______________________________________________________

__________________________________________________________________

Просветительство __________________________________________________

__________________________________________________________________

Историзм _________________________________________________________

__________________________________________________________________

Социальность ______________________________________________________

__________________________________________________________________

Радикализм ________________________________________________________

__________________________________________________________________

Эволюционизм _____________________________________________________

__________________________________________________________________

 

3. Заполните таблицу. Для понимания специфики Просвещения необходимо понять основные философские теории, популярные в это время.

 

Основные философские учения эпохи Просвещения

 

Философское учение Содержание Представители
       

 

4. Проверьте свое умение размышлять. Ж. Ж. Руссо полагал, что наилучшим общественным порядком является тот, при котором законы выражают «общую волю» людей и поэтому всегда справедливы по отношению к отдельным людям. Но каким образом может быть установлена эта «общая воля», если у людей могут быть самые разные, даже противоположные интересы? Всегда ли справедлива «общая воля»? правы ли те, кто называл Руссо «теоретиком революционного террора»?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5. Прокомментируйте текст.

«Деист не знает, как Бог наказывает, покровительствует и прощает, потому что он не настолько безрассуден, чтобы обольщаться иллюзией, будто познал способ действий Бога». Деист «воздерживается… от присоединения к каким-либо сектам, ведь они глубоко противоречивы. Его религия – самая древняя и самая распространенная, ибо простое преклонение перед Богом существовало раньше всех систем этого мира. Он говорит на языке, понятном для всех народов, даже если в остальном они друг друга не понимают. Его братья рассеяны по миру, все ученые и мудрые люди – его братья. Он считает, что религия не в метафизических теориях и не в суетной пышности, а в поклонении Богу как справедливости. Его культ – творить добро, его теория – быть послушным Богу. <…> Он защищает угнетенных и помогает нуждающимся» (Вольтер «Философский словарь»).

С какой программой выступает Вольтер? Можно ли его назвать «атеистом»?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание №4. Творческие вопросы и задания.

1. Почему эпоха называется «Просвещением»?

2. Борьба за Терпимость: Вольтер.

3. Исследователь Духа Законов: Монтескье.

4. Человек – машина: Ламетри.

5. Весь мир – сложно устроенный механизм: П. Гольбах.

6. Теория утилитаризма: Гельвеций.

7. Философы – энциклопедисты.

8. Права человека и права государства: Руссо.

9. Последовательный атеист XVIII в. П. Гольбах считал, что «люди не отдавали себе ни малейшего отчета в том, что природа, чуждая и добру и злу, лишь подчиняется необходимым и неизменным законам». А последовательный деист Вольтер утверждал, что если бы не было религии, ее надо было бы придумать. Сопоставьте эти две точки зрения. К какой компромиссной позиции пришло человечество в результате этих споров?

10. Влияние французских просветителей на русскую интеллигенцию.

 

Тема. НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX В.

 

Задание № 1. Составьте план изученной темы.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание № 2. Сделайте краткий конспект по заданным вопросам.

1. Историческая ситуация в Германии XIX в. Роль и значение университетской революции.

2. Немецкая классическая философия, кратко об её представителях.

3. Марксизм и его значение.

4. Волюнтаризм – Ф.Ницше, А.Шопенгауэр.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание №3. Самопроверка знаний.

 

1. Тестовый контроль. Отметьте правильный ответ.

 

а) «Категорический императив» И.Канта предписывает человеку:

1) поступать только согласно максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом;

2) поступать по отношению к другим согласно библейскому принципу «око за око, зуб за зуб»;

3) не думай о нравственных законах, ибо все во власти Бога;

4) поступать по отношению к другим, руководствуясь принципом красоты.

 

б) Какой немецкий философ ставил искусство выше философии?

1) И. Фихте;

2) Ф. Шеллинг;

3) И. Кант;

4) Л. Фейербах.

 

в) Закончите предложение.

1) Основополагающим принципом философии Л.Фейербаха является ________ ______________.

2) Гегель утверждал, что «все действительное разумно, все разумное ______________».

3) в известном выражении И.Кант восхищался двумя вещами: звездным небом и _____________.

4)»Мысли самого себя», «Будь самим собой», Будь тождественным себе» - это основополагающие положения учения _______________.

 

г) Выявите правильное соответствие:

1) О.Конт а) иррационализм

2) А.Шопенгауэр б) марксизм

3) К.Маркс в) позитивизм

4) Г.Гегель г) немецкая классическая философия

д) Отметьте правильный ответ. Кому из перечисленных философов принадлежит следующая мировоззренческая установка, являющаяся осью его философии: «Не сознание определяет бытие, а социальное бытие определяет сознание»?

1) И.Фихте;

2) Л.Фейербах;

3) К.Маркс;

4) Ф.Ницше.

 

2. Дополните определения.

Материализм__________________________________________________________________________________________________________________________

Объективный идеализм_______________________________________________

___________________________________________________________________

Трансцендентный______________________________________________________________________________________________________________________

Трансцендентальный____________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Составьте таблицу. Творчество И.Канта.

Периоды жизни и основные труды Главные идеи
     

Такие же таблицы могут быть составлены по творчеству других философов XIX в.

 

4. Проверьте свое умение размышлять.

а) К. Маркс писал: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его». О каком способе изменения человеческого мира мечтал немецкий мыслитель?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

б) «Желание по свое природе – страдание, удовлетворение скоро насыщает, цель оказывается призрачной, обладание лишает прелести, в новой форме появляются опять желание и потребность, а если нет – наступает пустота и скука, борьба с которыми так же мучительна, как и с нуждой». Мировоззрение автора этих строк, А.Шопенгауэра, глубоко пессимистично. Попробуйте обнаружить причину этого пессимизма.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

в) К.Маркс утверждал, что «религия есть опиум народа», а позднее В. Ленин, критикуя религию, будет утверждать, что она есть «род духовной сивухи». Какие мировоззренческие установки положены в основу этих представлений? К чему они привели в истории?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5. Прокомментируйте текст.

В.Г.Белинский, споря с гегелевской философией истории, писал: «Я имею особенно важные причины злиться на Гегеля, ибо чувствую, что был верен ему, мирясь с российской действительностью… Судьба субъекта, индивидуума, личности, важнее судеб всего мира».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание № 3. Творческие вопросы и задания.

1. Этика долженствования: И. Кант.

2. Генезис Абсолюта: Гегель.

3. Фихте: высшее благо – свобода, худшее из зол – пассивность и бездействие.

4. Шеллинг и Новалис: Романтизм и Идеализм.

5. «Фауст» Гёте.

6. Л.Фейербах: антропологический материализм.

7. Критика Философии и Философия Критики: Маркс

8. Философия как «социальная физика»: Конт.

9. Философия преступления: Ламброзо.

10. Великие ниспровергатели Системы: А.Шопенгауэр, Ф.Ницше.

11. Труд создал человека: Ф.Энгельс.

Тема. ФИЛОСОФИЯ XX-XXI ВВ.

 

Задание № 1. Составьте план изученной темы.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание № 2. Сделайте краткий конспект по заданным вопросам.

1. Коренные отличия ситуации ХХ века от всех предшествующих эпох (социально-практические и духовные аспекты)

2. Проанализируйте любую концепцию («философия жизни», позитивизм и его разновидности, структурализм, экзистенциализм, фрейдизм, феноменология и др.)

3. Постмодернизм как отказ от классических типов мировоззрения – является ли этот путь будущим философии?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание № 3. Самопроверка знаний.

1. Тестовые задания. Отметьте правильный ответ.

 

а) Какой критерий истинности знания выдвинул К.Поппер?

1) верификации;

2) объективности;

3) фальсификации;

4) абсолютности.

 

б) Основателем теории психоанализа является:

1) К. Юнг;

2) Э. Фромм;

3) З. Фрейд;

4) А. Адлер.

 

в) Представители экзистенциальной философии:

1) А.Н.Уайтхед, К.Леви-Стросс, Б.Рассел;

2) Ж.П.Сартр, Г.Марсель, К.Ясперс;

3) К.Берталанфи, Э.Кассирер, Ж..Маритен;

4) О.Нейрат, Р.Карнап, И.П. Фейерабенд;

 

г) В каком направлении философии ХХ в. центральным является понятие «симулякра»? 1) неопозитивизм;

2) постмодернизм;

3) герменевтика;

4) философская антропология.

 

д) Выявите правильное соответствие. Главные философские направления ХХ века:

1. герменевтика а) основной вид познания – не разум, а чувства, интуиция, инстинкт;

2. позитивизм б) анализ языка науки;

3. феноменология в) усмотрение сущности вещи в процессе

переживания этой вещи;

4. иррационализм г) искусство трактовки текстов.

 

2. Дополните определения. Приводим важнейшие понятия в различных направлениях ХХ века.

Герменевтический круг______________________________________________

__________________________________________________________________

Пограничная ситуация______________________________________________

__________________________________________________________________

Философский дискурс_______________________________________________

__________________________________________________________________

Экзистенция_________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Заполните таблицу. Соотнесите названия работы или высказывание с автором и направлением, к которому он принадлежит.

№ п/п Цитата, название работы Философ Направление
1.   Жизнь – это поток «культурно-исторических переживаний человека».    
2. Жизнь – «это непрерывный процесс творческой эволюции».    
3. «Язык есть дом бытия».      
4. «Тотем и табу», «Массовая психология и анализ Я» и др.    
  «Миф о Сизифе», «Посторонний» и др.      
6. «Структурная антропология».      
7. «Структура научных революций».      
8. «Нищета историцизма», «Открытое общество и его враги» и др.    

 

4. Что такое неосхоластика? Какие документы Римско-католической церкви (энциклики) Вы можете назвать? посвященные вопросам взаимоотношения схоластической и современной философий?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5. Прокомментируйте текст. Кто является автором высказывания? К какому направлению он принадлежит? Как называется произведение?

«Имеется только один истинно серьёзный философский вопрос-вопрос о самоубийстве. Судить о том, что жизнь стоит или не стоит того, чтобы быть живым, означает отвечать на основной вопрос философии. Остальное, например, имеет ли мир три измерения, девять или двенадцать категорий мышления, приходит потом. Всё остальное - шутки, так как раньше всего надо ответить на основной вопрос».

_________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

Задание №4. Творческие вопросы и задания

1. Философия и ценности историка: Дильтей, Риккер и Зиммель.

2. Наука и «заколдованный Мир»: Вебер.

3. Идеи как инструменты: Дьюи.

4. Философский диагноз западной культуры: Ортега-и-Гассет и А. Зиновьев.

5. Время и Бытие: Хайдеггер.

6. Метафизика Свободы: Сартр.

7. Открытие Бессознательного: Фрейд.

8. Критика Метафизики: Поппер.

9. Философия Солидарности: Рорти.

10. Слова и Вещи: Фуко.

11. Философия симулякра: Бодрийяр.

12. Децентрация и деконструктивизм Деррида.

13. Ревизия прошлого: постмодерн

Тема. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ

 

Задание № 1. Составьте план изученной темы.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 2. Сделайте краткий конспект по заданным вопросам.

1. Периоды русской философии. Когда в истории русской философии появляются первые самостоятельные системы и почему так поздно?

2. Русская идея.

3. Марксизм в России и его представители.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание №3. Самопроверка знаний.

1. Тестовый контроль. Отметьте правильный ответ.

 

а) Какой русский философ первого периода русской философии писал о соотношении закона и благодати, склоняясь в сторону последней?

1) Владимир Мономах;

2) Иларион;

3) Нестор;

4) Кирилл Туровский.

Как называется это произведение?

__________________________________________________________________

 

б) Какой русский философ употребляет понятия «всеединство», «софийность», «богочеловечество»?

1) Бердяев;

2) Франк;

3) Соловьёв;

4) Флоренский.

 

в) Как называется сборник, посвящённый судьбам русской интеллигенции, вышедший в 1909 году?

1) «Вехи»;

2) «Колокол»;

3) «Русский вестник»;

4) «Современник».

Как звучит подзаголовок этой книги?

_________________________________________________________________

 

г) Отметьте неправильный ответ. Своеобразие русской философии выразилось в следующих чертах:

1) пристальное внимание к проблеме человека;

2) историософский характер;

3) развитая гносеология;

4) панморализм;

5) связь с религиозной основой.

 

д) Среди предложенных имен русских философов найдите авторов нижеприведенных высказываний:

2. Дополните определения.

Антропоцентризм_____________________________________________________________________________________________________________________

Теодицея____________________________________________________________________________________________________________________________

Русский космизм___________________________________________________

__________________________________________________________________

Микрокосм__________________________________________________________________________________________________________________________

Макрокосм__________________________________________________________________________________________________________________________

Евразийство__________________________________________________________________________________________________________________________

Почвенничество______________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Заполните таблицу. Для понимания отечественной философии важно понять спор о перспективах развития русской нации. Кто, по-вашему, прав в этом споре?

Славянофилы Западники
   

4. Проявите глубокое знание русской философии, ответив на следующие вопросы:

а) какой философ единогласно был признан «рыцарем духа»?

__________________________________________________________________

б) Какое понятие развивали и ввели в научный обиход русский учёный Вернадский и католический священник Тейяр де Шарден?

__________________________________________________________________

в) Кого отвёз «философский пароход»? Что это - «фигура речи» или реальное событие? __________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

г) К какому философу Вы обратитесь, чтобы узнать сакральную тайну своего имени? Его фамилия и название произведения?__________________________

__________________________________________________________________

 

5. Прокомментируйте текст.

«Анархизм столь же характерное порождение русского духа, как и нигилизм, как и народничество. Это один из полюсов в душевной структуре русского народа. Русский народ – народ государственный, он покорно согласен быть материалом для создания великого мирового государства, и он же склонен к бунту, к вольнице, к анархии…Разин и Пугачев – характерно русские фигуры, и память о них сохранилась в народе» (Н.А. Бердяев «Истоки и смысл русского коммунизма»). Назовите фамилии анархистов, о которых говорит Бердяев. Согласны ли Вы с его мнением?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание № 4. Творческие вопросы и задания.

1. У истоков русской мысли: Иларион и Нестор

2. Два полюса ценностей: Нил Сорский и Иосиф Волоцкий.

3. Первая самостоятельная система: Гр. Скоровода.

4. Самопознание: Бердяев.

5. Философия естествознания в России.

6. Картезианские размышления: Мамардашвили.

7. Новое понимания Марксизма: Ильенков.

8. Особый путь русской философии: прошлое и будущее.

9. «Вопросы философии»: главный философский журнал в России.

 

Задание № 5. Проанализируйте картину Нестерова «Философы». Кто на ней изображён? О чём беседуют русские мыслители? Напишите свой собственный «сценарий» будущего России, основываясь на идеях отечественных мыслителей.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Tема. МИР В ФОКУСЕ БЫТИЯ

 

Задание №1. Составьте план по теме «Проблема бытия и материи»

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________

 

Задание № 2. Составьте план по теме «Движение, пространство, время как атрибуты материи».

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 3. Составьте план по теме

«Диалектика как теория развития»

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание № 4. Сделайте краткий конспект по заданным вопросам.

1. Философская картина мира.

2. Диалектика как теория развития.

3. Понятие прогресс и регресс. Развивается ли мир в целом?

Задание № 5. Самопроверка знаний.

1. Тестовый контроль. Отметьте правильный ответ.

 

а) Бытие – это:

1) вселенная;

2) материя;



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: