Характеристика финансового кризиса
Финансовый кризис на территории РФ
Общеизвестно, что экономика развивается циклически - экономический рост сменяет спад или рецессия. Сама по себе рецессия экономики явление абсолютно нормальное и закономерное. Однако иногда рецессия выходит из под контроля и незаметно переходит в кризис. Что же такое финансовый кризис? Финансовый кризис это целый комплекс экономических явлений, синдром, основными симптомами которого являются - инфляция, нарастающий кризис ликвидности, а также курсовое падение или даже девальвация рубля (или другой местной валюты).
Обычно финансовый кризис неизбежно перерастает в экономический кризис, а это уже принципиально другой круг явлений. Дефолт, банковский кризис, а затем и банкротство банков, девальвация рубля и коллапс всей финансовой системы в целом - это еще только начало. Кризис экономики это сокращение производства, безработица, падение уровня жизни, рост преступности, дефолт по социальным гарантиям государства, стагфляция и пр.
Каковы же причины финансового кризиса? Что делать в данной ситуации? Есть ли выход? Причина экономического кризиса России лежит не только в плоскости политических и экономических проблем РФ, но также и в мировом масштабе. Мировой кризис - это всего лишь определенная ситуация, имеющая свое начало и свой конец. На страницах данного ресурса будет рассмотрено, что делать в условиях мирового экономического кризиса и как его преодолеть.
Экономический кризис России это испытание, сложно точно определить последствия кризиса или тем более дать однозначный прогноз кризиса. Особенно сейчас, в условиях глобальной нестабильности, когда мировой кризис прочно укоренился во всех сферах хозяйствования. Экономический кризис 2009 безусловно закончится, сложно точно определить когда, в 2009, 2010 или быть может даже в 2011 году, можно с уверенностью сказать лишь одно, все станут сильнее и мудрее, когда закончится кризис.
|
Страховой рынок в условиях финансового кризиса
Страховщики уверены, что темпы роста страхового рынка в 2009 году замедлятся. По прогнозам экспертов, в следующем году роста выше 10% ожидать не стоит. Причин для этого несколько. Так, международные кредиты, за счет которых в последнее время развивались многие российские предприятия, станут менее доступными, что, в свою очередь, замедлит темпы роста экономики и приведет к небольшому снижению объемов страховой премии. Некоторые эксперты полагают, что в связи со спадом предоставляемых кредитов из-за рубежа многие предприятия «урежут» бюджеты, которые могли бы пойти, в том числе и на страхование, сократят штаты сотрудников. Тем не менее, это не означает, что необходимо сидеть, сложа руки, и ничего не делать для предотвращения неприятных событий. Свое видение и конкретные действия представили эксперты на пресс-конференции за круглым столом «Страховой рынок в условиях финансового кризиса», организованного 10 ноября Агентством по связям по СМИ и PR в области страхования Shadursky promotion.
В условиях финансового кризиса желающих приобрести страховку на все случаи жизни поубавилось. Прежде всего, речь идет об автостраховании, которое завязано на банковском кредитовании. Это связано с резким повышением банками процентных ставок по кредитам с 5 до 20%. Естественно, мало кто захочет приобрести машину под 18-20% годовых. Автосалоны и дилеры нашли, казалось бы, позитивное решение для сбыта автомобилей и облегчения жизни заемщиков: стали предлагать машины со скидкой в 20-30%. Тем не менее, желающих оказалось не так много. Страховые компании дабы не остаться в накладе и не иметь в портфелях еще более убыточное ОСАГО и КАСКО (известно, что спад продаж автомобилей повлечет и снижение объемов страхования по тому или иному виду) уже давно начали лоббировать на федеральном уровне повышение тарифов как минимум на ОСАГО. Заместитель генерального директора Кредитно-страхового партнера «Нибелунг» Антон Барихновский подчеркивает, что речь идет не столько о повышении тарифов, сколько об их корректировке, например: водители-пенсионеры показывают очень низкий уровень убыточности, соответственно здесь тарифы могут быть снижены, а для других категорий пропорционально увеличены. Статистики за 5 лет накоплено более чем достаточно. Снижение убыточности по этому виду уже будет хорошим подспорьем.
|
Что касается КАСКО, то здесь также необходимо искать пути поддержания существующего уровня по данному виду страхования. Раз сокращается объем выдаваемых кредитов на автомобили, нет соответствующего притока новых машин, то, вариантом могли бы стать новые программы для подержанных авто с грамотным сокращением рисков, таким образом, здесь стоит серьёзно задуматься от убыточности. Выход - использование франшизы, в результате чего снизятся расходы на ведение дела, ведь большинство страховых случаев - это сравнительно небольшие убытки, но требующие тех же кадровых мощностей, что и при крупных выплатах.
|
Страховые компании начнут, а многие уже начали работать более активно и бороться не за количество клиентов, а за качество обслуживания: Они станут более основательно реагировать на нужды потребителя.
Грамотная разработка новых страховых стратегий с учетом снижения платежеспособности населения позволит выдержать кризис.
Страховщики также начинают ощущать на себе последствия кризиса. Уже сейчас некоторые недосчитывают ожидаемую в 2009 году прибыль. Из-за снижения покупательской способности, высокого уровня инфляции, низких темпов строительства пострадают почти все виды страхования: КАСКО, строительно-монтажные риски, ипотека, ДМС и страхование имущества. Часть компаний в следующем году будут вынуждены уйти с рынка из-за высоких убытков, отсутствия инвестирования, общего состояния экономики.
При этом финансовый кризис существенно не отразится на развитии крупных компаний, предпочитающих работать открыто и прозрачно. Хотя по оценкам экспертов от 10 до 100 компаний страхового рынка в следующем году покинут рынок как раз из-за последствий кризиса. Пострадают и те компании, которые не смогли предложить клиенту качественно оказываемые услуги. 9]
Сильным же компаниям пока бояться нечего. В любом случае, им необходимо вести грамотную финансовую политику и рассчитывать исключительно на свои силы. В числе практических действий страховщиков управление расходами, пересмотр инвестиционной политики, анализ принимаемых на страхование рисков, недопущение демпинга. Что касается рекомендаций к действию страховым компаниям, то в условиях кризиса метаться и совершать резкие движения не стоит. Любая крупная компания с отлаженной внутренней структурой и стратегией развития готовится к кризису заранее путем построения бизнес-процессов, при которых увеличение убыточности не страшно. Статистика наступивших страховых случаев в том числе исходя из мирового опыта, показывает: в условиях тяжелых финансовых периодов количество страховых случаев существенно увеличивается. Причин этому несколько: и стрессовые ситуации за рулем, экономия предприятий на собственной безопасности, активизируется человеческий фактор. В условиях тяжелого финансового состояния степень защиты резко снижается. В связи с этим страхователь при выборе компании должен быть особенно внимателен. [6]