Введение
«Сгореть» на работе очень актуально для человека современного общества, особенно для того, кто по роду своей деятельности осуществляет многочисленные и интенсивные контакты с другими людьми.
На языке психологии труда данное явление называют синдромом профессионального выгорания. Он выражается в психическом, эмоциональном и физическом изнеможении и имеет разнообразные симптомы: чувство хронической усталости, напряженность, раздражительность, тревожность, нарушение аппетита, сна, рост заболеваемости, негативное отношение к реципиентам, потеря интереса к работе и к жизни.
Современные ученые отмечают, что наиболее подвержены синдрому профессионального выгорания педагоги. По степени напряженности нагрузка педагога сегодня в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций.
По мере увеличения стажа работы и возраста педагогов, увеличения профессиональной нагрузки неизбежно происходит накопление усталости, нарастание тревожных переживаний, снижение настроения, вегето-сосудистые расстройства и поведенческие срывы. В результате психологическое, физическое и социальное здоровье педагога подвергается серьезной опасности. Что, в свою очередь, отрицательно влияет на всех участников образовательного процесса.
Таким образом, проблема сохранения и укрепления здоровья педагогов является одной из приоритетных и актуальных задач образовательного пространства.
Цикл занятий по коррекции синдрома профессионального выгорания педагогов «Путь к гармонии» - важное и необходимое средство психологической помощи и поддержки педагогов и ориентирована на оказание помощи педагогу в решении вопросов личностного благополучия, на обучение навыкам восстановления своих сил через овладение способами психической саморегуляции и на активизацию внутренних ресурсов личности.
|
Цель тренинга: формирование умений и навыков по сохранению и укреплению психического здоровья педагогов через овладение ими способами психической саморегуляции и активизацию личностных ресурсов.
Задачи тренинга:
познакомить педагогов с понятием «синдрома профессионального выгорания», его причинами, стадиями, способами профилактики;
обучить способам психической саморегуляции;
снизить уровень психического выгорания и эмоционального напряжения;
содействовать активизации личностных ресурсных состояний;
сформировать установку на сохранение и укрепление психического здоровья.
Ожидаемые результаты.
овладение умениями и навыками психической саморегуляции (анкеты-отзывы; наблюдение; групповое интервью).
снижение уровня психического выгорания (Опросник психического выгорания педагогов и воспитателей до и после тренинговых занятий; модифицированная методика САН в форме протокола «Успешность занятия» до и после каждого тренинга; анкеты-отзывы).
активизация личностных ресурсов (анкеты-отзывы);
улучшение настроения и самочувствия (анкеты-отзывы модифицированная методика САН в форме протокола «Успешность занятия» до и после каждого тренинга, наблюдение).
Способы и средства проверки ожидаемых результатов
диагностика уровня психического выгорания (методика К. Маслак модифицированная Н.Е. Водопьяновой «Опросник психического выгорания педагогов и воспитателей» на первом и на последнем занятии);
|
диагностика уровня эмоционального напряжения (модифицированная методика САН в форме протокола «Успешность занятия» до и после каждого тренинга);
анкеты-отзывы;
групповое интервью.
Структура тренинга.
Тренинг включает в себя следующие блоки:
1. Диагностический:
- знакомство;
- лекция;
- групповая диагностика.
2. Основной - тренинговый:
- тренинги саморегуляции с элементами социально-психологического тренинга.
3. Итоговый:
- завершающий тренинг;
- групповая диагностика
- рефлексия;
- заповеди здорового педагога.
Структура и краткое содержание.
Тренинг рассчитан на 5 занятий по 2- 2,5 часа.
№ п/п | Форма занятия | Время прове-дения | Количество участников | Оборудование | Перечень заданий и упражнений |
Лекция | 2 часа | 10-25 человек | ДОУ | 1. Упр. Поза Наполеона». 2. «Мозговой штурм» - создание банка способов естественной саморегуляции. 3. Опросник «Психическое выгорание» (К Маслак,). 4. Тест «Состояние вашей нервной системы (К. Либельт). 5. Упр. «Мнение». 6. Упр. «Итоги». | |
Тренинг саморе-гуляции | 2 часа | 5-8 человек | Диски с релаксационной и инструментальной музыкой, ручки, простые карандаши, бумага формата А4, протоколы занятий. | 1. Упр. «Давайте познакомимся». 2. Упр. «Принятие правил групповой работы». 3. Упр. «Самооценка физического и психологического состояния» (заполнение протокола) - начало и конец занятия (модифицированная методика САН). 4. Упр. «Расскажи о своем состоянии» - начало и конец занятия. 5. Упр. «Ловец блага». 6. Упр. «Мышечная релаксация». 7. Упр. «Диафрагмальное дыхание». 8. Упр. «Релаксационное дыхание». 9. Упр. «Аутогенная тренировка». 10. Упр. «Итоги занятия». 11. Упр. Аплодисменты». | |
Тренинг саморе-гуляции | 2 часа | 5-8 человек | 1. Упр. «Самооценка физического и психологического состояния» (заполнение протокола) - начало и конец занятия. 2. Упр. «Расскажи о своем состоянии» - начало и конец занятия. 3. Упр. «Здравствуй, я хочу тебе сказать». 4. Упр. «Портрет». 5. Упр. «Мышечная релаксация». 6. Упр. «Диафрагмальное дыхание». 7. Упр. «Релаксационное дыхание». 8. Упр. «Аутогенная тренировка». 9. Упр. «Роза» (медитация на образе). 10. Упр. «Итоги занятия». 11. Упр. «Спасибо за приятное занятие». | ||
Тренинг саморе-гуляции | 2 часа | 5-8 человек | 1. Упр. «Самооценка физического и психологического состояния» (заполнение протокола) - начало и конец занятия. 2. Упр. «Расскажи о своем состоянии» - начало и конец занятия. 3. Упр. «Подарок». 4. Упр. «Я обладаю, знаю, умею». 5. Упр. «Мышечная релаксация». 6. Упр. «Диафрагмальное дыхание». 7. Упр. «Релаксационное дыхание». 8. Упр. «Аутогенная тренировка». 9. Упр. «На берегу моря» (медитация на образе). 10. Упр. «Итоги занятия». 11. Упр. «Аплодисменты». | ||
Тренинг саморе-гуляции | 2 -2,5 часа | 5-8 человек | 1. Упр. «Самооценка физического и психологического состояния» - начало и конец занятия. 2. Упр. «Расскажи о своем состоянии» - начало и конец занятия. 3. Упр. «Письмо другу». 4. Упр. Визуализация «Приятные воспоминания». 5. Упр. «Мышечная релаксация» 6. Упр. «Диафрагмальное дыхание». 7. Упр. «Релаксационное дыхание». 8. Упр. «Аутогенная тренировка». 9. Упр. «Советы психолога на каждый день». 10. Упр. «Анкета» 11. Упр. «Итоги» 12. Чаепитие. |
|
Схема проведения лекции
- Знакомство.
- Разминка (упражнение на разогрев участников, снятие напряжения, настрой на работу).
- Лекция (информирование участников о понятии, структуре, симптомах, факторах профессионального выгорания, способах профилактики).
- «Мозговой штурм» по созданию банка естественных способах профилактики.
- Диагностика уровней профессионального выгорания по методике «Опросник «Психическое выгорание» для педагогов и воспитателей.
- Обратная связь.
- Подведение итогов.
Схема проведения тренинговых занятий
- Приветствие.
- Упражнение «Самооценка физического и психологического состояния» (модифицированная методика САН в виде протокола, который заполняется в начале и в конце занятия см. приложение 3).
- Упражнение «Расскажи о своём состоянии».
- Разминка.
- Упражнение (психотехнические, или арт-терапевтические)
- Релаксация (мышечная, медитативная, аутотренинг).
- Рефлексия, упражнение «Расскажи о своём состоянии».
- Упражнение «Самооценка физического и психологического состояния» (заполнение протокола).
- Подведение итогов.
10. Ритуал прощания.
В конце последнего занятия проводится диагностика по «Опроснику психического выгорания педагогов и воспитателей, предлагается анкета-отзыв для отслеживания результатов тренинга (см. приложение 1, 4).
Содержание тренинга.
Занятие 1.