Принято считать, что символизм, как литературное течение, возник в России в 1893 году, когда вышла статья Д. С. Мережковского «О причинах упадка и о новых течения русской литературы».
Ранний Русский Символизм существовал в 2х видах: Петербургский кружок и Московский кружок.
Петербургский кружок – ориентирован на мистику и религиозность. И значит символ они брали из Священного писания. Все символы в религиозном значении. Представителем данного кружка являлся Александр Блок.
Блок в своем творчестве создал новую систему поэтики русского символизма, завершённую, своеобразную, одновременно и цельную, и дробную. Он дематериализует слова, их значение расплывается в чистых эмоциях, неясных сочетаниях, тонет в потоках звуков. Для его поэтической системы решающее значение имел контекст его творчества в целом (он сам об этом говорил). От фразы, от непосредственно данной ритмико-синтаксической единицы Блок восходит к произведению, циклу, книге, тому. Поэтому, рассматривая творчество поэта, мы можем говорить о циклизации. Его стихотворения сплавляются воедино в 3 тома, они составляют целостную трилогию, которую Блок называл «Трилогией вочеловечивания». Циклизация поэта многопланова и противоречива. Отдельные циклы перекрещиваются, образуя сложную структуру «романа в стихах». Эта циклизация динамична, она нарастает, движется во времени, в своем движении образуя судьбу поэта.
В первый том входят стихотворения, написанные в период с 1898 по 1904 гг., в него входят 3 цикла: "Ante Lucem" ("До рассвета"), "Стихи о Прекрасной Даме", "Распутья".
Стихотворение «Мне страшно с Тобою встречаться» входит в первый том трилогии, во второй цикл «Стихи о Прекрасной Даме». В «Стихах о Прекрасной даме» русская, романтическая по своим истокам лирика с преобладанием Фета. Но лирический материал уже преображен. В «Стихах о Прекрасной даме» Фет прошел уже через Владимира Соловьева; это Фет в соловьевской редакции. Фет лишенный психологической и предметной конкретности, подробностей, оттенков. Вместо живой прелести увиденных Фетом чувств и вещей — холодные оболочки иносказаний.
|
В основе философии Вл. Соловьева лежала платоновская идея «двоемирия»: земная жизнь – это всего лишь отображение, бледное и искаженное подобие «потустороннего», «незримого очами» и постигаемого только верой сверхчувственного мира «высшей» и «подменной реальности». Вместе с тем в мистике Соловьева значительную роль играли характерные вообще для религиозного сознания надежды на духовное возрождение человечества к новой, лучшей жизни. В ином, высшем, неземном мире существует прекрасный образ любви — Вечная Женственность. Она должна сойти на землю, чтобы сделать жизнь счастливой, идеальной, гармоничной. Стремление к этому идеалу, его ожидание и есть любовь, но любовь не обычная, а возвышенная, идеальная, преобразующая мир.
Центральный образ мистической философии Соловьева – Мировая душа (некое одухотворенное начало Вселенной, «единая внутренняя природа мира») – призвана спасти земной мир и обновить человечество. В творчестве А. Блока появляется Прекрасная Дама, Она, воплощение Мировой Души. Весь цикл посвящён следующему: есть Она - Вечная Женственность, Прекрасная Дама, София (Мудрость), Душа, Вечно Юная, Жена, Дева. Через Неё открыта любовь к Миру Там. Есть Он - инок, рыцарь, раб Небесной Царицы, но Он живёт в Мире Здесь, в страшном мире. Всё остальное - вариации их приобщения к божественному и бессмертному миру (Она оттуда спасает Его отсюда).
|
В цикле «Стихи о Прекрасной Даме» запечатлена любовь к конкретной девушке (к Л.Д. Менделеевой). Отношения между Блоком и Менделеевой были сложными. Они познакомились летом 1895 года. Для Блока Любовь Дмитриевна принимает неземной облик Прекрасной Дамы, которая полюбила именно его. Так земная любовь слилась с мистической страстью, и невозможно было найти более подходящую форму для необычных отношений между влюбленными, потому что таких форм не существует и существовать не может. Он был убежден, что Любовь Дмитриевна — земное воплощение божественного начала. Припадая к Ней, как источнику чистоты и святости, он черпает жизненную силу и обретает душевную гармонию. Однако шло время, а желаемого настоящего «воплощения» не происходило. Не наступало и никаких преображений — ни мира, ни человечества, ни Блока, ни Любови Дмитриевны. Блок осознает, что его возлюбленная не Мировая Душа, Вечная Женственность, к которой он так стремился, поэтому он заканчивает цикл «Стихи о Прекрасной Даме» и создает цикл «Распутья», в котором пытается проститься с философией Соловьёва. Появляется тема современного страшного города.
Мне страшно с Тобой встречаться.
Страшнее Тебя не встречать.
Я стал всему удивляться,
На всем уловил печать.
По улице ходят тени,
Не пойму – живут, или спят.
|
Прильнув к церковной ступени,
Боюсь оглянуться назад.
Кладут мне на плечи руки,
Но я не помню имен.
В ушах раздаются звуки
Недавних больших похорон.
А хмурое небо низко –
Покрыло и самый храм.
Я знаю: Ты здесь. Ты близко.
Тебя здесь нет. Ты – там.
Стихотворение написано 5 ноября 1902 г. Оно является предпоследним в цикле «Стихи о Прекрасной Даме»
Первые две строки текста – антитеза. С одной стороны – лирическому герою страшно встретить предмет своего обожания, однако, еще страшнее, если Прекрасная Дама, Она останется в запредельном мире, не посетив земной. В этих колебаниях — страшно встретить и страшно не встретить — мечется душа Блока, наполненная неразрешимыми противоречиями, которые ее оживляют и обогащают:
Мне страшно с Тобой встречаться.
Страшнее Тебя не встречать.
В произведении нет конкретных примет, касающихся главного женского персонажа. Ни внешность ее, ни характер поэт не описывает. При этом все местоимения «Ты» и его производные написаны с большой буквы, что характерно для «Стихов о Прекрасной Даме» и части ранней любовной лирики Блока.
С начальных строк текста ключевой становится тема страха. Герой боится встречи с Прекрасной Дамой, так как это может повлечь за собой изменение ее духовной сущности.
Местом встречи Его и Её является церковь, но лирический герой видит, что наступила мгла и покрыла храм:
А хмурое небо низко —
Покрыло и самый храм.
Я знаю: Ты здесь. Ты близко.
Тебя здесь нет. Ты — там.
Прекрасная Дама постоянно дает знать о своем присутствии. Она всюду расставляет видимые, но тайные знаки. Она является в сновидениях, она напоминает о себе звуками: (в предыдущем стих-и)
Разгораются тайные знаки
На глухой, непробудной стене.
Золотые и красные маки
Надо мной тяготеют во сне.
В финале к нему приходит понимание, что увидеть возлюбленную в земной реальности ему не суждено. Она находится в другом измерении, хотя и кажется невероятно близкой:
Я знаю: Ты здесь. Ты близко.
Тебя здесь нет. Ты – там.
В стихотворении «Мне страшно с Тобой встречаться…» отсутствуют яркие краски: по улице ходят тени, низко расположено хмурое небо. Поэт рисует довольно мрачную действительность, свет в которую не приносит даже упоминание храма. Его образ в произведении символизирует священное место, наделенное особой силой. Вот только в храме этом недавно прошли большие похороны:
В ушах раздаются звуки
Недавних больших похорон.
Следующее стихотворение, которое завершает цикл стихов о Прекрасной Даме также было написано 5 ноября 1902. И они перекликаются друг с другом:
По улице ходят тени, Не пойму — живут, или спят… Прильнув к церковной ступени, Боюсь оглянуться назад. | …взгляни внезапно назад: Там, где было белое зданье, Увидишь ты черный смрад. |
В ушах раздаются звуки Недавних больших похорон | Ты, Орфей, потерял невесту, — Кто шепнул тебе — «Оглянись…»? |
Лирический герой уверен в существовании идеала, хотя и осознает в финале произведения невозможность земного воплощения Вечной Женственности.
В стихотворении звучит мотив «смерти» Прекрасной Дамы и ее похорон. «Хмурое небо» покрыло «храм», тень Прекрасной Дамы «здесь», «близко», тогда как самой Ее «Здесь нет. Ты — там». Именно это стихотворение среди других привело в ужас О.М. Соловьеву, которой привиделось в нем «опять что-то жуткое». А. Белый также «был напуган» этими блоковскими строками. Соловьевы и А. Белый пришли к страшному для них заключению, «что у Блока “Она” — “без Христа”».
Слова-острия, встречающиеся в соседних стихотворениях: тени, церковные ступени, звуки, похороны, небо, храм.
Стихотворение состоит из 4х четверостиший.
Рифма во всех строфах перекрестная, женская открытая (встречаться-удивляться) чередуется с мужской открытой (встречать-печать)
Мне стрАшно с ТобОю встречАться.
′ / ′ / ′ /
СтрашнЕе ТебЯ не встречАть.
′ / ′ / ′ /
Я стАл всемУ удивлЯться,
′ / ′ / ′ __
На всЁм уловИл печАть.
′ / ′ / ′
Размер – трехстопный амфибрахий (дольник)
Это и следующее (последнее стихотворение цикла) имеют точную дату – 5 ноября 1902. 7 ноября 1902 сделал предложение Любови Менделеевой. В своей исповеди «И быль, и небылицы о Блоке и о себе» Менделеева пишет об этом дне: «Я была на вечере с моими курсовыми подругами Шурой Никитиной и Верой Макоцковой. На мне было мое парижское суконное голубое платье. Мы сидели на хорах в последних рядах, на уже сбитых в беспорядке стульях, недалеко от винтовой лестницы, ведущей вниз влево от входа, если стоять лицом к эстраде. Я повернулась к этой лестнице, смотрела неотступно и знала - сейчас покажется на ней Блок. … Блок подымался, ища меня глазами, и прямо подошел к нашей группе. Потом он говорил, что, придя в Дворянское собрание, сразу же направился сюда, хотя прежде на хорах я и мои подруги никогда не бывали. Дальше я уже не сопротивлялась судьбе: по лицу Блока я видела, что сегодня все решится, и затуманило меня какое-то странное чувство - что меня уже больше не спрашивают ни о чем, пойдет все само, вне моей воли, помимо моей воли. …когда мы подходили к Фонтанке, к Семеновскому мосту, он говорил, что любит, что его судьба в моем ответе. Помню, я отвечала, что теперь уже поздно об этом говорить, что я уже не люблю, что долго ждала его слов и что если и прощу его молчание, вряд ли это чему-нибудь поможет. Блок продолжал говорить как-то мимо моего ответа, и я его слушала. Я отдавалась привычному вниманию, привычной вере в его слова. Он говорил, что для него вопрос жизни в том, как я приму его слова и еще долго, долго. … В каких словах я приняла его любовь, что сказала не помню, но только Блок вынул из кармана сложенный листок (это была предсмертная записка), отдал мне, говоря, что если бы не мой ответ, утром его уже не было бы в живых. Этот листок я скомкала, и он хранится весь пожелтевший со следами снега… »
Вернувшись домой, Блок записал в своем дневнике: «Сегодня 7 ноября 1902 года свершилось то, чего никогда еще не было, чего я ждал четыре года».
Услышав согласие Менделеевой на предложение Блока, поэт простился с Прекрасной Дамой, но, если бы он услышал отказ, то он бы, совершив самоубийство, отправился в мир к Ней, к Вечной Женственности. Таким образом, в последних стихотворениях цикла «Стихи о Прекрасной Даме» раскрывается тема противостояния реальности и мира прекрасных иллюзий. Блок ставит лирического героя (и себя) перед сложным выбором – отдаться полностью земным страстям или продолжить существование в идеальном пространстве мечты.
Литература:
1. Блок, Л.Д. И быль и небылицы о Блоке и о себе / Л.Д. Блок. – Москва, Берлин: Директ-Медиа, 2019. – 86 с.
2. Гинзбург, Л.Я О лирике / Л.Я. Гинзбург. - Л.: Советский писатель. 1974. 407 с.
3. История русской литературы Серебряного века (1890-е – начало 1920-х годов) в 3 ч. Часть 2. Символизм: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. В. Михайлова [и др.]; ответственный редактор М. В. Михайлова, Н. М. Солнцева. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. 227 с.
4. Коровин, В. И. История русской литературы XX - начала XXI века: в 3-х частях: Часть I: 1890-1925 годы: учебник для вузов / Сост. и науч. ред. проф. В. И. Коровин. - Москва: ВЛАДОС, 2014. - 496 с.
5. Минц, З.Г. Блок и русский символизм / З.Г. Минц. - Л.: Советский писатель. 1980. 478 с.