ІІІ. Условия формирования предпринимательства в переходной экономике Казахстана.




"Казахстанский бизнес – это тот сектор экономики, который в буквальном смысле порожден реформами. До этого мало кто всерьез задумывался о том, какую мощную силу таит в себе огромный пласт невостребованного в то время человеческого энтузиазма, деловой энергии. На первую половину 90-х минувшего века пришелся мощный рывок людей в частное предпринимательство, универсальным штрихом которого была стихийная уличная торговля, а главным девизом – "купить подешевле - продать подороже".

Периодом зарождения в стране цивилизованного бизнеса можно смело назвать 1997 г., когда был принят Указ Президента страны о мерах по усилению государственной поддержки и активизации развития малого предпринимательства. С тех пор приоритетное развитие его является неотъемлемой частью государственной политики и с ним же связано большинство кардинальных изменений в обществе".[10]

Историю возрождения отечественного предпринимательства условно можно разделить на четыре этапа[11]. Первый формировался на основе появления и функционирования центров научно-технического творчества молодежи при комсомольских организациях. Их деятельность носила посреднический характер и была направлена на решение научно-технических проблем. Конечно, так называемое "комсомольское" предпринимательства не носило массового характера, однако многие коммерческие структуры получили первоначальное накопление капитала. Принятие закона "Об индивидуальной трудовой деятельности граждан в СССР" (1987) частично легализовало индивидуальное предпринимательство.

Второй этап формирования предпринимательстваможно связать с принятием в июне 1988г. союзного закона о кооперации. На данном этапе предпринимательство приобрело массовость.

Третий этап связан с принятием законодательных актов об аренде, совместных предприятиях, банковской деятельности, о малых предприятиях, развитии малого бизнеса, что позволило значительно разнообразить организационно- правовые предпринимательства, расширить сферы деловой активности. И, наконец, четвертый этап начинается с появлением новых суверенных государств после распада СССР и принятием собственных законов о предпринимательстве. Наиболее притягательными для предпринимательства оказались те области рынка, в которых возможно быстрое получение доходов, основанное на перепродаже, где не требуется крупных капиталовложений. В основном предприниматели занимаются торгово- посредническими операциями, скупкой и перепродажей различных товаров как за рубежом, так и в странах СНГ.

Один из первых законов, действовавших в Республике Казахстан и регулирующих предпринимательскую деятельность, назывался "О свободе хозяйственной деятельности и развитии предпринимательства в Казахской ССР" (1990).

В законе определялось само понятие предпринимательства – "это инициативная в рамках действующего законодательства хозяйственная или иная деятельность за счет собственных, заемных и других имуществ и средств с целью получения для всех участников этой деятельности взаимовыгодных результатов и дохода".

Обратим внимание на основные черты, характеризующие предпринимательство.

Во-первых, это хозяйственная деятельность, т.е. производство товаров, работ и услуг, предназначенных для продажи в рыночных условиях. Во-вторых, это инициативная деятельность, т.е, она осуществляется по желанию, воле, свободному выбору самого предпринимателя. Он сам открывает дело, сам решает, чем ему заниматься, сам определяет своих хозяйственных партнеров и определяет условия делового сотрудничества с ними. В-третьих, предпринимательская деятельность должна осуществляться в рамках действующего законодательства.

Предпринимательство предполагает совершение всех хозяйственных действий за счет средств самого предпринимателя. Из этого вытекает важное правило о предпринимательском риске: только на предпринимателя возлагаются все неблагоприятные последствия (убытки), вызванные изменением рыночной конъюнктуры либо случайными обстоятельствами.

И, наконец, закон прямо говорит о том, что целью предпринимательской деятельности является получение доходов. Поэтому формы хозяйствования, направленные не на получение доходов (удовлетворение потребности семьи, хозяйственная взаимопомощь, благотворительная работы) не считаются предпринимательством.

Закон допускает различные формы участия в предпринимательстве: единолично, в составе семьи, путем привлечения других лиц и т.д.

Регистрация – начальный и необходимый этап предпринимательства. Только после регистрации предприниматель вправе открывать расчетный счет в банке, нанимать работников, заказывать на свое имя печати, бланки и другие фирменные обозначения, заключать хозяйственные договоры и выходить на рынок. Об этом говорится в Положений о порядке регистрации хозяйствующих субъектов в РК, утвержденном Президентом Республики Казахстан 24 января 1992г.

Предприниматели, как уже отмечалось, вправе заниматься всеми видами хозяйственной деятельности: производственной и посреднической, внутриэкономической и внешнеэкономической. Предприниматели могут сочетать различные виды деятельности, изменять их соотношение, прекращать одни виды и начинать другие, не запрашивая на это никаких разрешений. Общее разрешение заниматься всякими не запрещенными видами работ и услуг, выпускать любую, не запрещенную законом продукцию содержится непосредственно в статье 3 Закона "О свободе хозяйственной деятельности и развитии предпринимательства".

Специальные государственные разрешения на выпуск определенной продукции, на выполнение тех или иных работ – лицензии – выдаются министерствами и ведомствами. Например, без лицензии запрещается осуществлять геологоразведочные работы, эксплуатацию месторождений полезных ископаемых, лесных и водных ресурсов, выращивание и реализацию культур, содержащих наркотические и ядовитые вещества (об этом говорится в статье 2.4 Закона о предприятии).

Частное предпринимательство нуждается в правовой защите. В статье 20 Закона о свободе хозяйственной деятельности и развитии предпринимательства говорится, что государство гарантирует предпринимателям равные права независимо от избранной организационной формы предпринимательской деятельности и форм собственности. Статьей 30 Закона о предприятии гарантирована защита имущества от незаконного изъятия. Важной формой правовой защиты предпринимательства признается соблюдение коммерческой тайны, к которой статья 27 Закона о предприятии относит сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением, финансовой и другой деятельностью хозяйствующего субъекта, разглашение которых может нанести ущерб его интересам.

Но в государственных и общественных интересах некоторые информационные материалы нельзя делать закрытыми и включать в состав коммерческой тайны. Статья 27 Закона о предприятиях устанавливает недопустимость сокрытия загрязнения окружающей среды и другой негативной деятельности, способной нанести ущерб обществу. Более точный перечень видов деятельности, сведения о которых могут составлять коммерческую тайну, должен утверждаться Кабинетом министров Республики Казахстан. Предприниматели обязаны ежегодно публиковать краткие балансовые данные, уставный фонд, сальдо счетов прибылей и убытков, дебиторской и кредиторской задолженности.

21 июня 1991г. принимается закон "О хозяйственных товариществах" (в настоящее время его наследником является Указ президента РК, имеющий силу закона "О хозяйственных товариществах" от 2 мая 1995г.), а 4 июля 1992г. – закон "О защите и поддержке частного предпринимательства". Эти два закона и стали долговременной правовой основой деятельности частных предпринимателей.

Они определяют основные формы и способы защиты частного предпринимательства и его поддержки, закрепляют политику отказа от прямого вмешательства государства в частную предпринимательскую деятельность, максимальную свободу частных предпринимателей и ответственность государственных органов и должностных лиц за нарушение прав частных предпринимателей.

В 1993 г. среди кооперативов преобладали: строительные – 32,5% от общего числа, по производству товаров народного потребления – 11,1, бытового обслуживания – 7,2%.

Малые предприятия специализировались в основном на торговле и общественном питании – 26,7%, строительстве – 14,1% и промышленности – 12,9%.

Теми же видами деятельности занимались и частные предприятия: торговлей и общественным питанием – 37,8%, строительством – 13,3% и промышленностью– 9,9%[12].

Размещались предприятия стихийно, без учета потребностей. Наибольшее их число находилось в промышленно развитых районах.

Предпринимательство не стало, как предполагалось, движущей силой экономического возрождения Казахстана.

Другими словами, постоянный поиск то проявляющих, то исчезающих общественных потребностей и непрерывное приспособление к ним обусловливают определенные трудности в системе предпринимательства. Некоторые казахстанские специалисты, выявив такие трудности и барьеры, предлагают способы их преодоления, которые обобщены нами в нами в таблице 1.

1. Трудности и барьеры: рекомендуемые шаги по преодолению

Трудности, барьеры Предлагаемые способы преодоления
1.Финансовые: отсутствие основного капитала (служебных и производственных помещений, машин и оборудования, земли и др.), отсутствие или недостаток оборотных средств v Участие в завершающей стадии приватизации государственной собственности, в денежной приватизации v Продажа (возможно в рассрочку) неиспользуемых приватизированных помещений, объектов незавершенного строительства, земельных участков, выявленных по результатам инвентаризации недвижимости и земли, субъектам малого предпринимательства на тендерной основе v Передача в аренду с последующим выкупом неиспользуемых объектов, выявленных по информации предпринимателя (предусмотреть меры по совершенствованию законодательства) v Разработка институциональных основ для развития лизинга в Казахстане и
  его реализация, присоединение к международной Оттавской конвенции по лизингу v Подготовка предложений по стимулированию целевого использования приватизированного имущества, полученного на льготных условиях. В случае если имущество, полученное на льготных условиях, не используется, то применение меры лишения предоставленных ранее льгот предложением выкупить объект за деньги, в случае отказа – переход к процедуре изъятия (разработка соответствующих законодательных механизмов) v Привлечение займов международных финансовых, экономических, частных фондов и грантов общественных и благотворительных организаций (Всемирного банка, Международного валютного фонда, Международной финансовой корпорации, Европейского банка реконструкций и развития, Азиатского банка развития и др.) для финансирования проектов малого бизнеса v Выработка мер по стимулированию банков второго уровня в кредитовании субъектов малого предпринимательства v Целевое кредитование из Фонда развития малого предпринимательства по приоритетным направлениям v Развитие микрокредитования малого предпринимательства v Внедрение механизмов страхования рисков при финансировании проектов малого бизнеса    
2.Институциональные: недостаточное развитие института предпринимательства, неразвитая рыночная инфраструктура v Внедрение института предпринимательства в Казахстане v Разработка Кодекса предпринимателя Казахстана v Разработка Кадастра недвижимости Казахстана v Создание условий для расширения сети юридических, консультационных и аудиторских фирм v Поддержка развития коммерческих банков, специализирующихся на предоставлении кредитов и займов для малого бизнеса v Поддержка и развитие системы бирж и торговых домов v Развитие и поддержка сети гостиничных хозяйств, коммуникационных служб v Поддержка и организация сети бизнес- центров, бизнес- инкубаторов, информационно- аналитических, информационно- выставочных, научно- исследовательских и консультационных центров
3.Образовательные: недостаток знаний, навыков и опыта управления бизнесом v Разработка и внедрение новых программ обучения основам бизнеса; углубленные курсы подготовки, адаптация существующих программ начального и среднего, высшего образования к новым требованиям; совершенствование программ ежегодной переподготовки специалистов v Повышение эффективности использования технической помощи стран-доноров; введение для обучающихся в рамках технической помощи контрактной системы и обязательств по распространению полученных знаний v Развитие центров инкубаций знаний и опыта организаций и управления бизнесом, инновационных кластеров v Открытие в каждом областном и городском акимате дежурных консультационных пунктов для предпринимателей  

 

*Примечание: Материал обобщен на основе источника заимствования: Кантарбаева А.К. Предпринимательство: институционально – эволюционный подход. – Алматы: Раритет, 2000.- 200с.

Таким образом, нельзя не заметить, что беды часто исходят из элементарной неразвитости рыночных отношений. Задумывая, в общем-то, полезное предприятие, предприниматель не всегда учитывает его реальную целесообразность для данной местности, не обладает достоверной информацией о наличии минерально-сырьевых ресурсов, квалификационных кадров и т.д.

В результате в проигрыше остается само же государство. Роль предпринимательских структур в стабилизации экономики, преодолении спада производства, инфляции незначительна. Создаваемые предприятия обходят производственную деятельность и стремятся в такие сферы, как посредническая, банковская, сфера услуг, торгово-закупочная, где обеспечивается быстрый оборот капитала. Источником товаров для торговли стали импортные закупки, челночные рейсы в развивающиеся страны, а также товары из госторговли, включая продукты питания.

Полученная прибыль не используется на производственные инвестиции, а вновь идет в сферу обращения или вкладывается в недвижимость и валюту. Массовый характер приобрело укрывательство реальных объёмовдеятельности и доходов. Поэтому и не изживается в сознании представление о предпринимательстве как о чем то плохом, неприязненном, а о предпринимателе – как о спекулянте.

И так, видимо, будет продолжаться до тех пор, пока не будет преодолена кустарщина в организации частного предпринимательства.Малые и средние предприятия, как и крупная индустрия, одинаково нуждаются в логически обоснованной, стройной системе законодательных актов, регламентирующих их право и ответственность перед государством в научных методах управления их деятельностью. Их надежным союзником и гарантом должно стать государство.

Принимаемые же в республике меры не приобрели еще характера целостной системы, элементы которой были бы объединены генеральной идеей и взаимосвязаны между собой. Нет и единого программного документа республиканского масштаба, направленного на комплексное решение проблем предпринимательства. Выработанная Государственная программа поддержки и развития предпринимательства на 1992-1994гг. предусматривала проведение целенаправленной работы по развитию предпринимательства, конкуренции, защиты интересов потребителей.

Антикризисная программа предполагала создание Республиканского фонда поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции, уставный капитал которого формировался как за счет государственных ресурсов, так и путем привлечения отечественных и иностранных инвесторов.

Фонд был призван выдавать кредиты только под проекты, эффективность которых подтверждена соответствующей экспертизой, с одновременным обязательным применением залогового права либо поручительства.

В связи с возникшими потребностями в республике была создана целая сеть объектов, обслуживающих предпринимательские структуры и обеспечивающих нормальное функционирование рыночных механизмов. Областные отделения Фонда поддержки предпринимательства выполняли роль методологических, организационных, консультационных центров. Такие центры созданы в 1997-1999гг. в Карагандинской, Восточно-Казахстанской, Западно-Казахстанской, Кустанайской, Северо-Казахстанской и других областях, которые предоставляют начинающим предпринимателям широкий круг услуг: в выборе направления предприятия, составлении бизнес-планов, налаживании деловых контактов, содействии в аренде помещений и т.д.

Эти региональные центры стали также и центрами подготовки кадров предпринимателей. В создании этих центров помогают, в соответствии с соглашением, подписанным между Министерством экономики и Корпусом мира США, американские специалисты.

10 марта 1993 г. принимается постановление Кабинета Министров РК №207 "О республиканском фонде молодежного предпринимательства", а 15 сентября 1993 г. - №884 "О порядке создания центров малого бизнеса".

За минувшие годы произошли значительные изменения и в экономике, и в законодательстве. Появились и окрепли предприниматели малого и среднего бизнеса, число которых сегодня исчисляется уже десятками тысяч.

Только за январь-октябрь доходы от предпринимательской деятельности Республиканскому бюджету составили 29953 млн. тенге, что говорит о бесспорном развитии данного сектора экономики в нашей стране.[13]

Вступил в действие Гражданский кодекс РК, который в концентрированном виде отразил в статье 10 предпринятые за несколько лет усилия государства по развитию и защите предпринимательства. В Конституции РК, принятой 30 августа 1995 г., занял прочные позиции пункт 4 статьи 25, провозгласивший право каждого гражданина на свободу предпринимательской деятельности.

Завершился этот интенсивный законотворческий процесс подписанием 19 июня 1997 г. Закона "Об индивидуальном предприятии" и 7 июля 1997 г. – Указа Президента РК "О приоритетных и региональных программах поддержки и развития малого предпринимательства в РК".

Прогрессивные предприниматели пытаются выйти на политическую арену, формировать свои партии. Ярким примером может служить деятельность Конгресса предпринимателей Казахстана. С одной стороны, Конгресс представляет и защищает интересы предпринимательских структур в органах государственной власти, управления и судебных инстанциях республики через разработку альтернативных законопроектов; а с другой – содействует реализации через предпринимательские структуры экономических и социальных программ. Кроме того, к основным задачам деятельности Конгресса предпринимателей Казахстана относятся содействие в реализации программ оказания помощи наименее социально защищенным слоям населения; финансовая и другая поддержка различных благотворительных фондов республики; участие в привлечении иностранных инвестиций; создание и развитие на территории Республики Казахстан зон свободного предпринимательства. В 1993 г. Европейской комиссией было объявлено об открытии проекта "Центр деловых связей" в Алматы. Его осуществлением занялись консорциум Датского технологического института, торгово-промышленная палата Кельна, группы консультантов из Греции и Конгресса предпринимателей Казахстана. Основное направление деятельности ЦДС – поддержка малых предприятий в развитии связей с партнерами в Европейском Сообществе. Помощь касается проведения экспортно-импортных операций, поиска рынков сбыта, получения свежей и достоверной информации о состоянии мировых цен и пр. Центром установлены тесные контакты со многими торгово-промышленными палатами и коммерческими структурами Европы.

Образование предпринимательского класса необходимо для стабильности любого общества, ориентированного на рыночную экономику. Без развитого частного предпринимательства нет надежд на ликвидацию напряженного социального противостояния в обществе, на его переход от спада к подъему в экономике, что требует предоставления предпринимательского шанса каждому, создания равных для всех стартовых возможностей.

Эффективное региональное хозяйствование требует, чтобы собственность набрала силу, достигла определенной "критической массы". Величина последней неодинакова в разных странах; обычно ее определяют на уровне 30-35%. Именно тогда, когда доля частной собственности достигнет трети, процесс приватизации позитивно влияет на ход и результаты производства.

Если до 1991 г. государственная собственная составляла более 90%, то к настоящему времени в стране преобладает частный сектор экономики: удельный вес частных предприятий составляет по республике около 80%, больш9иство из которых функционирует в сельском хозяйстве, промышленности и строительстве. В ВВП Казахстана частный сектор составляет 50% по данным Национального статистического агентства.

В регулярно проводимых опросах в среде малых бизнесменов США главными причинами неудач их деятельности чаще всего называют:

vнекомпетентность;

vнесбалансированный опыт (например, опытный менеджер, но не опытный коммерсант);

vнехватка опыта в коммерции, финансах, поставках, производстве, управлении в единоличных формах владения и товариществах, неумение заводить и поддерживать деловые связи контакты.

Другими причинами банкротств малых фирм являются запущенность бизнеса; плохое здоровье или вредные привычки; катастрофы пожары, воровство, мошенничество и др.

Шансы малой фирмы на успех повышаются по мере ее взросления. Фирмы, долго существующие при одном владельце, приносят более высокий и стабильный доход, чем фирмы, которые часто меняют владельцев. Американская статистика показывает, что женщины-владельцы малых фирм более удачливы в бизнесе, чем мужчины. В ходе исследований отмечаются, что преуспевают те малые предприниматели, которые много работают, но в то же время не переходят рамки здравого смысла.

На неудачах малого и среднего бизнеса сказывается невысокая квалификация предпринимателей. Предприниматели, уже накопившие опыт ведения дел в маленьких фирмах, как правило, более удачливы. Если в управлении фирмы участвует не один человек, а предпринимательская команда, которая состоит из двух, трех или четырех лиц, шансы на выживание выше, поскольку коллективное принятие решения более профессионально. На живучести малых фирм сказываются и размеры финансирования на первом этапе. Чем больше первоначальный капитал, вложенный в малую фирму, тем больше у нее возможностей сохранения деятельности в кризисные периоды.

Постоянный поиск то проявляющих, то исчезающих общественных потребностей и непрерывное приспособление к ним составляют основу стратегии малого бизнеса. Некоторые западные специалисты склонны рассматривать малое предпринимательство как школу новых личностных взаимоотношений, полигон испытания методов и принципов предпринимательства будущего.

Подводя итоги вышесказанного, можно кратко изложить условия активизации предпринимательской деятельности в Казахстане. Ими являются:

1. невмешательство государства в деятельность предприятия;

2. оказание материальной помощи со стороны государства;

3. предоставление хозяйственным субъектам гарантии в сохранности их собственности;

4. предоставление экономической свободы и создание для всех участников рыночных отношений равных прав;

5. формирование инфраструктуры рынка;

6. свободный доступ к ресурсам, кредитам и информации;

7. рыночно-конкурентный режим хозяйствования, антимонопольная деятельность государства;

При этом для предпринимателя важно следующее:

vОтчетливый план.

vОрганизация, способная по своей форме достигать поставленных целей и закреплять достигнутое путем применения определенных принципов.

vНаличие людей, материалов, машин, денежных средств и методов, позволяющих организации применять принципы, при помощи которых достигаются цели и закрепляется достигнутое. Исполнительская дисциплина.

vКомпетентные и знающие менеджеры, которые сумели бы заставить организацию и оборудование достигать целей. Быстрый, качественный, постоянный учет.

vДиспетчирование, нормирование, графики, стандартизация.

Заключение

Предпринимательство существует везде, где люди по собственной воле (а не по централизованно разработанному плану) производят товары и оказывают услуги. Но людям свойственно ошибаться. Удача в предпринимательстве не падает с неба. Как её добиваться, как уберечь себя, свой бизнес от ошибок? Чаще всего истоки неудач закладываются на стадии организации предпринимательства. Такие ошибки наиболее трудно исправимы. По этой причине знание теоретических основ предпринимательства является необходимым условием долгой и успешной жизни в бизнесе.

Знание видов и организационно-правовых форм предпринимательства дает возможность предпринимателям успешно открывать и расширять собственное дело, принимать грамотные экономические и юридические решения. Без этих знаний в Казахстане невозможно построение цивилизованной системы предпринимательских отношений, которые, в свою очередь, являются основой экономического развития и процветания страны. Поэтому сейчас осуществляются постоянные преобразования и корректировки в этой области с целью создания упорядоченной системы функционирования и взаимоотношения различных фирм и предприятий.

Периодом зарождения в стране цивилизованного бизнеса можно смело назвать 1997г., когда был принят Указ Президента страны о мерах по усилению государственной поддержки и активизации развития малого предпринимательства. С тех пор приоритетное его развитие является неотъемлемой частью государственной политики и с ним же связано большинство кардинальных изменений в обществе.

Становление рыночной экономики в Казахстане ведет к увеличению числа граждан, занимающихся предпринимательством. К предпринимательской деятельности готовят в университетах, академиях, институтах, колледжах.

Наметившийся в экономической структуре рост представителей предпринимательской деятельности отвечает актуальнейшей задаче ускоренного создания целой армии новых товаропроизводителей. Процесс образования высокорентабельных, динамичных предприятий можно связывать с надеждой на установление подлинных рыночных отношений в нашей экономике.

 

приложение 1.

 

 

Приложение 2

Список используемой литературы

1. Государство и бизнес: государство, предпринимательство и общество. Сахнова Н. Г. Мамыров Н. К.- А.-2002.

2. Экономическая теория /Под ред. Камаева В.Д. –М.:ИМПЭ- 1999.

3. Череданова Л. Н. Основы экономики и предпринимательства. - М: ПрофОбрИздат.-2002.

4. Кошанов А.К., Мухамеджанов Б.Г., Бектемисова С.Т. Формирование частного предпринимательства в условиях перехода к рынку.- Алматы, 1995.

5. Предпринимательство. Учебник под ред. Горфинкеля и др.- М: ЮНИТИ.- 2001.

6.Кантарбаева А.К. Предпринимательство: институционально – эволюционный подход. – Алматы: Раритет, 2000.

7. Предпринимательство в Республике Казахстан. Окаев К.О., Смагулова Н.Т. и др.- Алматы: Экономика, 1999.

8. //Статистический бюллетень: "Казахстан и его регионы". -2002. №10.-с.9.

9.//Стат. бюллетень. Мин. финансов РК. – 10 (58).-Октябрь 2003.-С.12.

10. Храпунов В. Малый и средний бизнес – залог успеха.//Мысль.- 2003. - №8.- С.52.

 

 


[1] Кантильон Р. Опыт о природе торговли вообще. (Впервые опубликована в 1755г.).

[2] Сэй Ж.Б Трактат политической экономии.- М., 1896.

[3] Кларк Дж.Б. Распределение богатства. – М., 1934.-С.40.

[4] См.:Хайек Ф.Конкуренция как процедура открытия.//МЭиМО – 1989.-№12/.

[5] Мескон М.Х., Альберт М., Хедуори Ф. Основы менеджмента. –

ОМ., 1992.- С.46.

[6] Хизрич. Р., Питерс М. Предпринимательство, или как завести собственное дело и добиться успеха: Вып.1.Предприниматель и предпринимательство: Пер.с англ.- М.:Прогресс, 1990.

[7] Энциклопедический словарь предпринимателя. /Сост. С.М. Синельников, Т.Г. Соломоник, Р.В. Янборисова. – Спб.: Алга – фонд, АЯКС, 1992. – С.137-138.

[8] Препринимательство в Республике Казахстан. Окаев К.О., Смагулова Н.Т. и др.- Алматы: Экономика, 1999.-102.с.

[9] Статистический бюллетень: "Казахстан и его регионы". -2002г. №10.-с.9.

[10] Храпунов В. Малый и средний бизнес – залог успеха.//Мысль.- 2003. -№8.- С.52.

[11] Кошанов А.К., Мухамеджанов Б.Г., Бектемисова С.Т. Формирование частного предпринимательства в условиях перехода к рынку.- Алматы, 1995.- С.26.

[12] Казахстан: экономика и жизнь.1994.№3.С.33.

[13] //Стат.бюллетень. Мин. финансов РК. – 10 (58).-октябрь 2003г.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: