Для начала, при организации учета поступления и расходования на любом предприятии важно соблюдать определенные задачи учета материально-производственных запасов, которые могут быть изложены в следующем порядке:
1) правильное и своевременное документальное оформление операций, и обеспечение достоверных данных
2) контроль за сохранностью запасов в местах их хранения (эксплуатации)
3) своевременное выявление ненужных и излишних запасов с целью их возможной продажи или выявления иных возможностей вовлечения их в оборот;
4) проведение анализа эффективности использования запасов.
Основные требования, предъявляемые к бухгалтерскому учету материально-производственных запасов:
1) сплошное, непрерывное и полное отражение движения (прихода, расхода, перемещения) и наличия запасов;
2) учет количества и оценка запасов;
3) оперативность (своевременность) учета запасов;
4) достоверность;
Новое! В настоящее время в учете применяются современные программные продукты, применение которых должно обеспечить получение необходимой информации на бумажных носителях, включая показатели, содержащиеся в регистрах бухгалтерского учета, внутренней отчетности организации и других документах.
Первичные учетные документы должны быть надлежащим образом оформлены, с заполнением всех необходимых реквизитов, и иметь соответствующие подписи. Документы должны быть заранее пронумерованы
Материалы могут поступать в организацию от поставщиков, других юридических и физических лиц, за наличный и безналичный расчет, могут быть изготовлены непосредственно на предприятии.
Учет поступивших материалов от поставщиков можно вести по фактической стоимости их приобретения или по учетной стоимости.
|
Фактическая стоимость поступивших материалов включает в себя покупную стоимость и транспортно-заготовительных расходов.
Таблица 1 – Основные операции по учету поступления материалов
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Поступили материалы на склад: | ||
От поставщиков | ||
От подотчетного лица | ||
От учредителей | ||
Выявленные при инвентаризации как излишки | ||
От ликвидации основных средств | ||
Сэкономленные в основном производстве | ||
Изготовленные во вспомогательном производстве | ||
Безвозмездно от юридических лиц |
Таблица 2 – Основные операции по учету списания материалов
Содержание операции | Д-т | К-т |
Списаны материалы со склада: | ||
В основное производство | ||
Во вспомогательное производство | ||
На общепроизводственные нужды | ||
На общехозяйственные нужны | ||
На исправление брака | ||
На строительно-монтажные работы | ||
На продажу |
Учет поступления материалов по учетной стоимости ведут с использованием трех счетов: 10 «Материалы», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей». Этот вариант учета применяют на промышленных предприятиях, где потребляют большие объемы материалов, а также в случаях, когда однородные материалы поступают от разных поставщиков.
Учетная цена – это условная цена, которую предприятия устанавливают самостоятельно. Она привязана к некоторой ценовой базе, например, к средней покупной или нормативной плановой стоимости материалов.
|
В связи с большими запасами материальных ценностей в организациях важным является постановка складского и бухгалтерского учета материалов.
Материалы поступают на склад организации от поставщиков на основании заключенных договоров поставки. Поставщики материалов одновременно с отгрузкой продукции предоставляют покупателю расчетные и сопроводительные документы (счета-фактуры, товарные накладные). Полученные материалы сдает на склад представитель поставщика под расписку заведующего складом на сопроводительных документах.
При поступлении материалов от поставщиков материально-ответственное лицо (заведующий складом или кладовщик) проверяет соответствие фактического количества материалов данным сопроводительных документов поставщика. Если нет расхождений между фактическим количеством материалов и количеством, указанным в сопроводительных документах поставщика, то заведующий складом выписывает приходные ордера, а на документе поставщика ставят штамп о приемке материалов. Если установлено расхождение с данными сопроводительных документов (порча, недостача, излишки), материально-ответственное лицо вместе с представителем поставщика составляет в двух экземплярах акт о приемке материалов, который является основанием для предъявления претензий к поставщику.
При поступлении материалов без сопроводительных документов (неотфактурованные поставки) стоимость материалов определяют исходя из цены, указанной в договоре с поставщиком, или средних цен на аналогичные материалы, а при поступлении сопроводительных документов корректируют стоимость приобретенных материалов.
|
Материалы могут поступать и от подотчетных лиц. В этом случае подотчетное лицо сдает на склад материалы, приобретенные за наличные деньги в магазинах, на рынках и так далее. При составлении подотчетным лицом авансового отчета о суммах, израсходовано на приобретение материалов, к нему прикладывают оправдательные документы
При поступлении каждому наименованию, сорту и марки материалов присваивают специальное обозначение – номенклатурный номер. На каждый номенклатурный номер открывают отдельную карточку учета материалов. Таким образом, номенклатура-ценник представляет собой систематизированный перечень всех используемых в организации материалов с указанием их стоимости и единицы измерения.
В процессе хозяйственной деятельности может возникнуть необходимость реализации, например, излишков или неиспользуемых материальных запасов.
Таблица 3 – Отражение учета реализации материалов на счете 91 «Прочие доходы и расходы»
Дебет | Кредит | ||
Д-т 91-2, К-т 10 Д-т 91-2, К-т 68 Д-т 91-2, К-т 60,76 | Стоимость реализованных материалов НДС в составе выручки | Выручка от реализации материалов с учетом НДС | Д-т 62, К-т 91-1 |
Д-т 91-9, К-т 99 | Полученная прибыль | Полученный убыток | Д-т 99, К-т 91-9 |
Новый! Для учета движения материалов используют разные формы первичных документов.
Приходный ордер (форма № М-4) применяют для учета материальных запасов, поступающих от поставщиков или из переработки. Материально-ответственное лицо составляет ордер в день поступления материалов на склад.
Акт о приемке материалов (форма № М-7) применяют для оформления приемки материальных ценностей, имеющих количественное и качественное расхождение, а также расхождение по ассортименту с данными сопроводительных документов поставщика. Акт является юридическим основанием для предъявления претензии поставщику или отправителю. Лимитно-заборную карту (форма № М-8) применяют при наличии лимитов отпуска материалов для оформления отпуска материалов, систематически потребляемых при изготовлении продукции, а также для текущего контроля за соблюдением установленных лимитов отпуска материалов на производственные нужды. Эта форма является оправдательным документом для списания материалов со склада.
Карточку учета материалов (форма № М-17) применяют для учета движения материалов на складе по каждому сорту, виду и размеру. Требование-накладную (форма № М-11) применяют для учета движения материалов внутри организации между структурными подразделениями или материально-ответственными лицами.
Новый! Накладную на отпуск материалов на сторону (форма № М-15) используют для учета отпуска материалов подразделениям организации, расположенным за пределами ее территории, или сторонним организациям на основании договоров и других документов.
Доверенность (формы № М-2) применяют для оформления права работника выступать в качестве доверенного лица организациями при получении материальных ценностей, отпускаемых поставщиком по наряду, счету, договору или заказу.
Форму доверенности № М-2а применяют организации, у которых получение материальных ценностей по доверенности носит массовый характер. Выдачу доверенностей регистрируют в заранее пронумерованном и прошнурованном журнале учета выдан-пых доверенностей. Срок действия доверенности, как правило, составляет 15 дней.
Таким образом, для учета поступления и расходования материально-производственных запасов в организации применяется множество различных документов.