Рассмотрим некоторые особенности несостоятельности (банкротства), сельскохозяйственных организаций как особой категории субъектов конкурсного права.




Выделяя такую особую категорию должников, как сельскохозяйственные организации, Закон о банкротстве 2002 г. дает только определение сельскохозяйственных организаций, не устанавливая каких-либо особых критериев и признаков их несостоятельности (банкротства). Данное обстоятельство может расцениваться как серьезное упущение со стороны законодателя. Банкротство сельскохозяйственных товаропроизводителей в большинстве случаев нежелательно, поэтому система признаков банкротства для этого субъекта должна быть такой, чтобы и принятие арбитражным судом заявлений о признании сельскохозяйственного должника банкротом, и признание его банкротом были возможны только в крайних случаях.

Под сельскохозяйственными организациями Закон о банкротстве понимает юридические лица, основными видами деятельности которых являются производство или производство и переработка сельскохозяйственной продукции, выручка от реализации которой составляет не менее 50% общей суммы выручки.

Особенности банкротства сельскохозяйственных организаций применяются также к рыболовецким артелям (колхозам), выручка которых от реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции и уловов водных биологических ресурсов составляет не менее чем семьдесят процентов общей суммы выручки.

Исходя из данного определения, организации, которые занимаются исключительно переработкой, но не производством сельскохозяйственной продукции (мясокомбинаты, молокозаводы, ликероводочные предприятия, сахарные заводы и т.п.) сельскохозяйственными организациями не являются.

К сельскохозяйственным организациям в соответствии с действующим законодательством следует отнести сельскохозяйственные производственные кооперативы.

Среди особенностей проведения процедуры банкротства сельскохозяйственных организаций нужно отметить зависимость внешнего управления и финансового оздоровления от сезонности сельскохозяйственного производства, природно-климатических условий в данной местности.

Так, финансовое оздоровление вводится на срок до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации произведенной или произведенной и переработанной продукции.

Кроме того, предусмотрена возможность продления на один год срока процедуры финансового оздоровления, введенной в отношении сельскохозяйственной организации, в том числе и за пределами максимального двухлетнего срока. Основанием для такого продления срока финансового оздоровления признаются стихийные бедствия, эпизоотии или другие обстоятельства, которые носят чрезвычайный характер и повлекли за собой спад в производстве и ухудшение финансового состояния сельскохозяйственной организации.

Особенность внешнего управления, состоит в том, что указанная процедура может быть изначально введена на срок, превышающий два года (но не более чем на три месяца).

Спад производства и ухудшение финансового состояния должника, имевшие место в период внешнего управления по причине стихийных бедствий, эпизоотий и других обстоятельств, носящих чрезвычайный характер, могут служить основанием для продления срока проведения указанной процедуры на один год.

Таким образом, при наличии указанных обстоятельств максимальный срок внешнего управления должником может составить три года и три месяца.

Следует отметить, что законодатель закрепляет положения, устанавливающие особенности продажи имущества и имущественных прав должника - сельскохозяйственных организаций.

Во-первых, арбитражный управляющий должен выставить на продажу на первых торгах предприятие должника как единый имущественных комплекс.

Во-вторых, при продаже преимущественное право приобретения имущества должника имеют лица, занимающиеся производством или производством и переработкой сельскохозяйственной продукции и владеющие земельным участком, непосредственно прилегающим к земельному участку должника.

Прежде чем приступить к реализации имущества должника - сельскохозяйственной организации, у конкурсного управляющего возникает немало проблем с его реализацией.

Как правило, это отсутствие правоустанавливающих документов на имущество, проектно-сметной документации, разрешения на строительства, акта ввода в эксплуатацию и т.п. В этой связи конкурсный управляющий зачастую в порядке ст. 219 АПК РФ вынужден обращаться в арбитражный суд с заявлением об установлении юридического факта владения и пользования тем или иным недвижимым имуществом должника. Только после осуществления этих процедур конкурсный управляющий может осуществить оценку имущества и приступить к продаже имущества на открытых торгах. Однако реализация имущества должника может произойти без проведения торгов, поскольку п. 3 ст. 179 Закона о банкротстве 2002 г. обязывает конкурсного управляющего предложить лицам, указанным в п. 2 ст. 179 Закона о банкротстве 2002 г., приобрести имущество и имущественные права по оценочной стоимости должника - сельскохозяйственной организации. Если указанные лица в течение месяца не заявили о своем желании приобрести имущество и имущественные права должника, арбитражный управляющий реализует имущество должника - сельскохозяйственной организации в общем порядке.

Необходимо отметить, что к неплатежеспособным сельскохозяйственным организациям могут также применяться определенные досудебные процедуры, направленные на восстановление их платежеспособности. Федеральным законом "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" определены правовые основания и условия реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях улучшения их финансового состояния до применения процедур банкротства.

Особый порядок реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей также относится к указанным мерам государственной поддержки, которые должны помочь тем должникам, которые оказались в наиболее сложных условиях из-за накопившихся долгов, избежать процедуры банкротства, восстановить платежеспособность и наладить нормальную деятельность.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: