Главной целью в работе с семейными группами являются психолого-медико-педагогическая поддержка и сопровождение семьи, а также организация ранней коррекции развития ребенка – инвалида.
Задачи:
1) по отношению к ребенку: психолого-педагогическое сопровождение; помощь в преодолении трудностей в развитии: компенсирующее обучение умениям и навыкам поведения; максимально возможная адаптация ребенка к социальной и образовательной среде;
2) по отношению к родителям:
психосоциальная помощь (помощь родителям в принятии и понимании нарушения в развитии ребенка, в преодолении беспомощности по отношению к своему ребенку);
посредничество между семьей и другими службами;
помощь в дальнейшем устройстве жизни ребенка с целью выбора образования и условий существования;
стимулирование самостоятельности и развитие способности в общении.
Работа осуществляется по нескольким направлениям.
Диагностическое направление.После которого разрабатывается и уточняется дальнейший образовательный маршрут для каждого ребенка.
Коррекционное направление. Цель этого направления - оказание помощи детям с проблемами в развитии, а также психолого - педагогической помощи их родителям
Консультативное направление. Консультативная помощь осуществляется посредством системы индивидуальных консультаций.
Просветительское направление. В рамках этого направления проходят семинары, круглые столы, мастер-классы, проводятся лектории для родителей, публикуются сообщения в СМИ (статьи в местных газетах, передачи на местном телевидении), осуществляется выпуск буклетов и брошюр для родителей и педагогов - психологов.
Механизм и поэтапный план реализации проекта
|
Работа в семейных группах проводится поэтапно.
На подготовительном этапе происходит знакомство педагога - психолога с родителями ребенка, определение путей продуктивного взаимодействия.
Знакомство с родителями ребенка начинается с педагогического изучения особенностей семьи. Оно проводится в первые две недели посещения ребенком семейной группы.
Формы работы включают беседу и анкетирование, наблюдение за игрой матери и ребенка, диагностику уровня развития ребенка.
Данные формы работы позволяют выявить трудности, с которыми родители сталкиваются в процессе воспитания ребенка в семье; выработать правильное отношение к особенностям развитии своего ребенка; научиться делать самооценку своих педагогических умений; настроиться на сотрудничество со специалистами.
На этапе обсуждения индивидуального маршрута развития ребенка планируется изучение анамнестических сведений о развитии ребенка, результатов его диагностического обследования, анализируются беседы с родителями и данные анкет; ведется наблюдение за игрой родителей с ребенком. Для ребенка – инвалида составляется индивидуальная программа обучения и воспитания. Специалистами МОСИ разрабатываются индивидуальные коррекционно-развивающие программы, которые апробируются в семейных группах. Программа «Повышение профессиональной родительской компетентности в социальном воспитании детей с отклонениями в развитии» представляет собой комплекс коррекционно - развивающих упражнений, направленных на комплексное решение проблем семей с детьми-инвалидами, обеспечение их полноценной жизнедеятельности и интеграции с обществом.
|
Основная часть индивидуальной коррекционно-развивающей работы направлена на реализацию программ и включение родителей в образовательный процесс.
На этом этапе планируется сформировать у родителей установку на положительные формы общения и взаимодействия со своим ребенком, активную позицию к его воспитанию в семье; научить родителей приемам адекватного взаимодействия со своим ребенком; научить родителей приемам организации групповых игр с несколькими детьми (2-3 ребенка).
Применяются следующие формы работы:
1.Наблюдение за ребенком во время занятий.
Эта форма работы с родителями может использоваться в период всего пребывания ребенка в группе.
2. Кратковременное включение родителей в ход занятия.
На этом этапе происходит включение родителей в проведение игр. Педагог - психолог знакомит их с приемами игрового взаимодействия с ребенком, акцентирует внимание на значимости вербальной инструкции.
3. Партнерское участие родителя в проведении занятия с ребенком.
На заключительном этапе вновь планируется проведение беседы и анкетирования, наблюдение за взаимодействием родителей и ребенка, диагностика уровня развития ребенка.
В результате посещения коррекционно-развивающих занятий ребенок получает опыт общения с другими детьми, овладевает навыками сенсомоторной и игровой деятельности, обогащает пассивный и активный словарный запас.
Родители начинают больше внимания уделять вопросам воспитания, развития и обучения ребенка, повышается уровень их психолого-педагогической компетентности, возрастает интерес и желание общаться со специалистами, стремление получать индивидуальные консультации.
|
В перспективе мы планируем увеличение количества семейных групп для детей раннего возраста с ограниченными возможностями
здоровья, не посещающих ДОУ, и их родителей, разработку методических рекомендаций для заведующих ДОУ по открытию групп кратковременного пребывания, распространение наработанного опыта через СМИ, участие в научно-практических конференциях.
Механизм реализации проекта предполагает добавить рубрику «Повышение профессиональной родительской компетентности в социальном воспитании детей с отклонениями в развитии» на сайт «Дверь в мир». Проект был разработан в апреле 2011 г. творческой и инициативной группой преподавателей и сотрудников МОСИ.
Для реализации проекта МОСИ предоставляет:
- свои площади для обучения людей с ОВЗ (3000 кв.м.) (www.mosi.ru);
- существующие и работающие технологии дистанционного обучения. - профессорско-преподавательский состав (59 кандидатов наук, 10 докторов наук);
- купленный домен, открытый сайт (www.doorinworld.ru), оборудованное место для работы консультантов на сайте;
- финансовые ресурсы для оборудования специальных аудиторий, для создания пандуса и лифта.
Эффективность проекта оценивается положительной динамикой решения социальных проблем семей, имеющих детей – инвалидов в Республике Марий Эл и России, увеличением числа обучающихся родителей - слушателей, вовлечением студенческой молодежи в социальное партнерство и волонтерство, организацией массовых мероприятий с привлечением людей с ОВЗ.
Проект готовы поддержать:
1. Министерство социальной защиты населения и труда РМЭ;
2. Министерство образования РМЭ и науки;
3. Министерство здравоохранения;
4. Центр патологии речи и нейрореабилитации;
5. Государственное учреждение Республики Марий Эл «Республиканский центр социально-психологической помощи населению»;
6. Государственное учреждение Республики Марий Эл «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья «Журавушка»;
7. Государственное общеобразовательное учреждение Республики Марий Эл «Бауманский лицей»;
8. Общество с ограниченной ответственностью «Нолидж»;
9. Рекламно-информационные услуги (РЕН ТВ) – «Регион-12».
Продолжительность проекта: проект рассчитан на 20 месяцев. Начало проекта 1 апреля 2011 года. Окончание проекта 27 ноября 2012 года.
Реализация проекта проходит в 5 этапов:
I. Обзорно-аналитический этап. Анализ существующей проблемы психолого – педагогического сопровождения семей, имеющих детей – инвалидов Ознакомление профессорско-преподавательского состава и трудового коллектива Вуза, а также студентов и аспирантов с концепцией проекта (апрель 2011 г.).
II. Координационный этап, общая продолжительность 2 недели (1-16 июня 2011 г.). На этом этапе происходит отбор студентов и сотрудников МОСИ для работы по организации социального партнерства. Руководители проекта ставят целью привлечения социальных институтов г.Йошкар Олы и РМЭ, имеющих опыт работы по психолого – педагогическому и медико - социального сопровождению детей с ОВЗ.
Ответственной за отбор студентов, преподавателей и формирование групп является куратор проекта, зав. кафедрой психологии и педагогики О.В. Шишкина.
III. Методический этап, общая продолжительность 2 недели (25 сентября – 9 октября 2011 г.). На этом этапе проводится обсуждение проекта рабочей группой, утверждается календарный план мероприятий. На данном этапе создается материально-техническая база проекта, разрабатывается бизнес-план, проводится семинар для преподавателей по вопросу адаптирования лекционных материалов, практических работ для людей с ОВЗ.
IV. Организационный этап, общая продолжительность 1 месяц (октябрь 2011 года). Данный этап включает два основных события: совершенствование сайта и маркетинг проекта. На этом этапе создается макет базы данных, заполнение которой будет проходить на следующем этапе. Данный этап направлен на организацию социального партнерства и заключение соглашений по сотрудничеству.
V. Практическая реализация проекта, продолжительность 12 месяцев (ноябрь 2011 г. – ноябрь 2012 года). Основные мероприятия данного этапа – это:
1) реализация Программы «Повышение профессиональной родительской компетентности в социальном воспитании детей с отклонениями в развитии» направленная на комплексное решение проблем семей с детьми-инвалидами, обеспечение их полноценной жизнедеятельности и интеграции с обществом.
2) обслуживание сайта, разработка образовательных профессиональных программ для родителей – слушателей, имеющих детей с ОВЗ,
3) оснащение помещений специальным оборудованием, пандусами, лифтами.
4) оснащение родителей специальными техническими и др. устройствами для занятий по развитию детей (по экотерапии, сенсорному и двигательному развитию)
В результате выполнения работ по данному этапу будут решены следующие задачи:
1. Приобретена продукция «ИМАТОН», которая соответствует «Положению о стандартизации психологического инструментария». Использование методик в кабинетной комплектации повышает престиж и качество работы практического психолога.
2. Разработка Программы «Повышение профессиональной родительской компетентности в социальном воспитании детей с отклонениями в развитии»;
3. Разработка и проведение краткосрочных курсов для семей, имеющих детей – инвалидов по иппотерапии;
4. Набор и начало обучения семей, имеющих детей с ОВЗ (с 1 ноября 2011 г.)
5. Приобретено реабилитационное оборудование, специальная мебель и нейроортопедические костюмы для детей (для обучения родителей пользоваться ими)
VI. Заключительный этап, продолжительность 10 дней (28 ноябрря — 8 декабря 2012 года).В рамках этого этапа предполагается обобщение результатов всех предыдущих этапов, анализ реализации проекта, оценка эффективности проделанной работы. На этом этапе происходит формализация конкретных результатов проекта и написание отчетов. Руководитель проекта представляет отчет о работе социальных партнеров, используя количественные и качественные показатели. Координатор проекта представляет отчет о проведении совместных мероприятий с организациями-партнерами, государственными и муниципальными структурами, представляет результаты мониторинга круга проблем, характерных для семей, имеющих детей – инвалидов в Республике Марий Эл и России. Бухгалтер проекта представляет финансовую и бухгалтерскую отчетность по результатам проекта, готовит выпуск методического пособия. Руководитель проекта готовит итоговый отчет, обобщая работу по проекту в целом. Планируется проведение круглого стола с приглашением представителей всех ведомств и структур, работающих с инвалидами, для подведения итогов реализации проекта.
Подготовка итогового отчета по реализации Проекта «Защищенное детство» - модель психолого – педагогического сопровождения семей, имеющих детей – инвалидов» утверждение отчета на Ученом Совете АНО ВПО МОСИ