Экологическое право занимает самостоятельное место в общей системе права, так как оно направлено на регулирование конкретного вида общественных отношений — экологических отношений. Оно имеет свою систему.
Под системой экологического права понимается размещение в определенной логической последовательности его структурных подразделений, обусловленное содержанием экологических отношений, которые выступают предметом экологического права.
Система экологического права может рассматриваться в трех качествах: как отрасль права, учебная дисциплина, наука.
Как отрасль права экологическое право состоит из Общей и Особенной части и складывается из подотраслей права; сложных и простых институтов; субинститутов и норм права.
Общая часть экологического права содержит правовые нормы, относящиеся ко всей отрасли в целом. Она включает в себя такие положения: а) общую характеристику экологических отношений и экологического права; б) источники (формы) экологического права; в) право собственности на природные объекты; г) управление в облас
ти использования, воспроизводства и охраны окружающей природ
ной среды; д) общие положения природопользования; е) общая ха
рактеристика экологических прав и обязанностей граждан; ж) пра
вовое обеспечение экологической безопасности; з) правовое обеспе
чение экономического механизма в сфере экологии; и) общие вопро
сы охраны природной среды; к) юридическая ответственность за
нарушение экологического законодательства.
В Особенную часть экологического права входят правовые нормы, регулирующие отдельные виды экологических отношений с учетом их специфики: право пользования землей, водами, недрами, растительным миром, животным миром, а также охрана атмосферноговоздуха; общая характеристика сохранения, рационального использования экосистемы. В Особенную часть входят нормы, посвященные регулированию: обращения с отходами; отношениям, возникающих при чрезвычайных экологических ситуациях, нормы, касающиеся международных форм сотрудничества в области экологии.
|
При характеристике системы экологического права необходимо указать на наличие в ней соответствующих подотраслей. Они представляют собой совокупность правовых норм, которые регулируют однородную группу экологических отношений, с присущими для них специфическими чертами, которые являются неотъемлемой частью общих экологических отношений. Такими подотраслями следует назвать земельное, горное, фаунистическое, водное, флористическое, атмосферовоздушное, природно-заповедное право и др.
Подотраслевая структура экологического права обеспечивает дифференцированный подход к правовому регулированию соответствующих видов экологических отношений. Экологическое право, его подотрасли объединяют сложные, простые правовые институты и субинституты. Они могут входить в состав подотрасли или же занимать самостоятельное место в системе экологического права. Так, водное право, как подотрасль экологического права, содержит ряд сложных правовых институтов: право пользования водами, которые в свою очередь подразделяются на простые институты — право пользования для удовлетворения питьевых и хозяйственно-бытовых нужд населения; право пользования для нужд рыбного и охотничьего хозяйства и др.; правовая охрана вод, которая также включает ряд простых институтов. Правовые институты экологической безопасности, чрезвычайных экологических ситуаций занимают самостоятельное место в системе экологического права. По такому же принципу систематизируются и иные подотрасли экологического права.
|
Рассматривая систему экологического права как учебную дисциплину, в ней следует выделить две части: Общую и Особенную. Общая часть содержит вопросы: 1) о предмете, методе, принципах и системе экологического права; 2) о понятии, содержании, функциях управления природопользованием и охраной окружающей природной среды, системе и компетенции органов управления в этой сфере; 3) об экологических правах и обязанностях граждан; 4) права собственности на природные ресурсы; 5) права природопользования; 6) правового обеспечения экологической безопасности; 7) экономико-правового механизма природопользования и охраны окружающей природной среды; 8) юридической ответственности за экологические правонарушения.
Особенная часть включает характеристики: права пользования землями, водами, недрами, растительным миром, животным ми-Ром, природно-заповедным фондом, правовой охраны атмосферно-о воздуха, правового режима чрезвычайных экологических ситуаций и др.
Раздел II ИСТОЧНИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА
1. Общая характеристика источников экологического права.
2. Законы как источники экологического права.
3. Подзаконные нормативно-правовые акты как источники экологического права.
|
§ 1. Общая характеристика источников экологического права
Источниками права вообще принято считать акты компетентных государственных органов, которые устанавливают или санкционируют нормы права. Иначе говоря, это внешняя форма выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения всеми субъектами. Наиболее распространенным в Украине видом источников права выступают нормативно-правовые акты уполномоченных органов, которые содержат правовые нормы, рассчитанные на многократное применение, адресованы неопределенному числу субъектов, обязательные для исполнения всеми субъектами права.
Нормативно-правовыми актами считаются акты государственной (публичной) власти, посредством которых устанавливаются (санкционируются), вводятся в действие, изменяются или отменяются правила поведения субъектов правоотношения в обществе.
Под источниками экологического права следует понимать принятые уполномоченными государственными органами и органами местного самоуправления нормативно-правовые акты, содержащие правовые нормы, регулирующие общественные экологические отношения, которые формируются в сфере принадлежности, использования, воспроизводства природных ресурсов и охраны окружающей природной среды с целью удовлетворения экологических,
экономических и других интересов, как отдельных индивидуумов, так и общества в целом. Другими словами, источники экологического права — это нормативно-правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Это понятие источников экологического права в узком смысле. В широком смысле оно охватывает и другие совокупности правовых норм, регулирующих экологически значимое поведение людей.
В зависимости от специализации и назначения нормативно-правовых актов, которые регламентируют общественные экологические отношения, с учетом предмета регулирования, источники экологического права можно классифицировать на две группы: общие и специальные.
Характерная черта общих источников экологического права состоит в том, что предмет их регламентации достаточно обширен и охватывает не только экологические, но и иные общественные отношения. К таким актам относится, в частности, Конституция Украины. Специальные — Законы Украины «О животном мире», «О растительном мире», Лесной кодекс Украины, Водный кодекс Украины и др.
Если за основу классификации источников экологического права принимать юридическую силу, то их можно подразделять на законы и подзаконные акты.
Законами считаются правовые акты, принимаемые Верховной Радой Украины.
Законы в иерархической структуре экологического законодательства занимают центральное место, а иные эколого-правовые нормативные акты издаются на основе, в развитие и во исполнение требований законов, а потому и называются подзаконными актами.
Особенностью экологического права является высокий уровень кодифицированности его источников
В годы становления экологического законодательства в независимой Украине основным нормативно-правовым актом стал Закон Украины «Об охране окружающей природной среды», который аккумулировал в себе общественные отношения в сфере принадлежности, использования, воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности, охраны генетического фонда живой природы, ландшафтов и объектов, связанных с историко-культурным наследием государства.
Следует отметить, что экологические нормативно-правовые акты делятся также на акты законодательной и исполнительной власти, акты органов местного самоуправления, а также другие источники экологического права.
Верховная Рада Украины, как единственный орган законодательной власти, кроме принятия именно законов, имеет право принимать нормативно-правовые акты в форме постановлений, которые являются источниками экологического права. Например, постановлением Верховной Рады Украины от 5 марта 1998 утверждены «Основные направления государственной политики Украины в сфере охраны окружающей природной среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности».1
Президент Украины, в пределах своей компетенции на основе Конституции и законов Украины, как гарант законности, принимает указы и распоряжения, которые носят нормативно-правовой характер. Например, Указом Президента Украины от 27 декабря 2005 г. утверждено «Положение о Министерстве охраны окружающей природной среды Украины»2, которое является важнейшим эколого-правовым актом.
Кабинет Министров Украины на основе и во исполнение Конституции, законов, указов и распоряжений Президента Украины издает постановления и распоряжения, которые являются обязательными для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами. Так, Кабинет Министров Украины постановлением от 30 марта 1998 года утвердил «Положение о государственной системе мониторинга окружающей природной среды».3
Источниками экологического права выступают также акты соответствующих министерств, государственных комитетов, ведомств, органов хозяйственного управления и контроля, на которые действующим законодательством возложены функции организации рационального и эффективного природопользования, а также охраны окружающей природной среды. К таким органам относятся Министерство охраны окружающей природной среды Украины, Государственный комитет Украины по земельным ресурсам, Государствен-
ный комитет лесного хозяйства Украины и др. Так, например, Министерство аграрной политики Украины издало приказ от 26 февраля 2004 года № 51 «Об утверждении Положения о мониторинге почв на землях сельскохозяйственного назначения».1
Подзаконные акты министерств, комитетов и ведомств носят ведомственный, а иногда межведомственный характер. В последнем случае эти нормативно-правовые акты являются обязательными для исполнения всеми министерствами, комитетами, департаментами, ведомствами, юридическими и физическими лицами на территории Украины. В частности, Министерством экологии и природных ресурсов Украины приказом от 27 февраля 2002 г. утверждено «Положение об общественных инспекторах по охране окружающей природной среды».2 Этот документ носит межведомственный характер.
Органы местного самоуправления и местные органы исполнительной власти, согласно Закону Украины от 21 мая 1997 года «О местном самоуправлении в Украине »3, принимают решения и распоряжения, которые не должны противоречить Конституции Украины (ст. 144) и действующему экологическому законодательству. Они являются обязательными для исполнения всеми субъектами на подведомственной этим органам территории.
Большое значение для совершенствования практики применения законодательства об охране окружающей природной среды имеют документы, принимаемые высшими судебными органами (судами общей юрисдикции, хозяйственными и административными судами). Названные суды выполняют важную роль, обеспечивая в процессе применения экологического законодательства защиту экологических прав и законных интересов как физических, так и юридических лиц.