Система экологического права




Экологическое право занимает самостоятельное место в общей системе права, так как оно направлено на регулирование конкрет­ного вида общественных отношений — экологических отношений. Оно имеет свою систему.

Под системой экологического права понимается размещение в определенной логической последовательности его структурных подразделений, обусловленное содержанием экологических отно­шений, которые выступают предметом экологического права.

Система экологического права может рассматриваться в трех качествах: как отрасль права, учебная дисциплина, наука.

Как отрасль права экологическое право состоит из Общей и Осо­бенной части и складывается из подотраслей права; сложных и простых институтов; субинститутов и норм права.

Общая часть экологического права содержит правовые нормы, относящиеся ко всей отрасли в целом. Она включает в себя такие положения: а) общую характеристику экологических отношений и экологического права; б) источники (формы) экологического права; в) право собственности на природные объекты; г) управление в облас­
ти использования, воспроизводства и охраны окружающей природ­
ной среды; д) общие положения природопользования; е) общая ха­
рактеристика экологических прав и обязанностей граждан; ж) пра­
вовое обеспечение экологической безопасности; з) правовое обеспе­
чение экономического механизма в сфере экологии; и) общие вопро­
сы охраны природной среды; к) юридическая ответственность за
нарушение экологического законодательства.

В Особенную часть экологического права входят правовые нормы, регулирующие отдельные виды экологических отношений с учетом их специфики: право пользования землей, водами, недрами, расти­тельным миром, животным миром, а также охрана атмосферноговоздуха; общая характеристика сохранения, рационального исполь­зования экосистемы. В Особенную часть входят нормы, посвящен­ные регулированию: обращения с отходами; отношениям, возни­кающих при чрезвычайных экологических ситуациях, нормы, касающиеся международных форм сотрудничества в области эко­логии.

При характеристике системы экологического права необходимо указать на наличие в ней соответствующих подотраслей. Они пред­ставляют собой совокупность правовых норм, которые регулируют однородную группу экологических отношений, с присущими для них специфическими чертами, которые являются неотъемлемой частью общих экологических отношений. Такими подотраслями следует назвать земельное, горное, фаунистическое, водное, флори­стическое, атмосферовоздушное, природно-заповедное право и др.

Подотраслевая структура экологического права обеспечивает дифференцированный подход к правовому регулированию соот­ветствующих видов экологических отношений. Экологическое право, его подотрасли объединяют сложные, простые правовые институты и субинституты. Они могут входить в состав подотрасли или же занимать самостоятельное место в системе экологического права. Так, водное право, как подотрасль экологического права, содержит ряд сложных правовых институтов: право пользования водами, которые в свою очередь подразделяются на простые инсти­туты — право пользования для удовлетворения питьевых и хозяй­ственно-бытовых нужд населения; право пользования для нужд рыбного и охотничьего хозяйства и др.; правовая охрана вод, кото­рая также включает ряд простых институтов. Правовые институты экологической безопасности, чрезвычайных экологических ситуа­ций занимают самостоятельное место в системе экологического права. По такому же принципу систематизируются и иные подот­расли экологического права.

Рассматривая систему экологического права как учебную дис­циплину, в ней следует выделить две части: Общую и Особенную. Общая часть содержит вопросы: 1) о предмете, методе, принципах и системе экологического права; 2) о понятии, содержании, функ­циях управления природопользованием и охраной окружающей природной среды, системе и компетенции органов управления в этой сфере; 3) об экологических правах и обязанностях граждан; 4) права собственности на природные ресурсы; 5) права природо­пользования; 6) правового обеспечения экологической безопасности; 7) экономико-правового механизма природопользования и охраны окружающей природной среды; 8) юридической ответственности за экологические правонарушения.

Особенная часть включает характеристики: права пользования землями, водами, недрами, растительным миром, животным ми-Ром, природно-заповедным фондом, правовой охраны атмосферно-о воздуха, правового режима чрезвычайных экологических ситуа­ций и др.

Раздел II ИСТОЧНИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА

 

1. Общая характеристика источников экологического права.

2. Законы как источники экологического права.

3. Подзаконные нормативно-правовые акты как источники эко­логического права.


§ 1. Общая характеристика источников экологического права

Источниками права вообще принято считать акты компетент­ных государственных органов, которые устанавливают или санк­ционируют нормы права. Иначе говоря, это внешняя форма вы­ражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполне­ния всеми субъектами. Наиболее распространенным в Украине видом источников права выступают нормативно-правовые акты уполномоченных органов, которые содержат правовые нормы, рассчитанные на многократное применение, адресованы неопреде­ленному числу субъектов, обязательные для исполнения всеми субъектами права.

Нормативно-правовыми актами считаются акты государственной (публичной) власти, посредством которых устанавливаются (санк­ционируются), вводятся в действие, изменяются или отменяются правила поведения субъектов правоотношения в обществе.

Под источниками экологического права следует понимать при­нятые уполномоченными государственными органами и органами местного самоуправления нормативно-правовые акты, содержащие правовые нормы, регулирующие общественные экологические от­ношения, которые формируются в сфере принадлежности, исполь­зования, воспроизводства природных ресурсов и охраны окружаю­щей природной среды с целью удовлетворения экологических,

 

 


экономических и других интересов, как отдельных индивидуумов, так и общества в целом. Другими словами, источники экологиче­ского права — это нормативно-правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере взаимодействия общества и при­роды. Это понятие источников экологического права в узком смыс­ле. В широком смысле оно охватывает и другие совокупности правовых норм, регулирующих экологически значимое поведение людей.

В зависимости от специализации и назначения нормативно-пра­вовых актов, которые регламентируют общественные экологические отношения, с учетом предмета регулирования, источники экологи­ческого права можно классифицировать на две группы: общие и специальные.

Характерная черта общих источников экологического права со­стоит в том, что предмет их регламентации достаточно обширен и охватывает не только экологические, но и иные общественные от­ношения. К таким актам относится, в частности, Конституция Украины. Специальные — Законы Украины «О животном мире», «О растительном мире», Лесной кодекс Украины, Водный кодекс Украины и др.

Если за основу классификации источников экологического пра­ва принимать юридическую силу, то их можно подразделять на за­коны и подзаконные акты.

Законами считаются правовые акты, принимаемые Верховной Радой Украины.

Законы в иерархической структуре экологического законодатель­ства занимают центральное место, а иные эколого-правовые норма­тивные акты издаются на основе, в развитие и во исполнение требо­ваний законов, а потому и называются подзаконными актами.

Особенностью экологического права является высокий уровень кодифицированности его источников

В годы становления экологического законодательства в незави­симой Украине основным нормативно-правовым актом стал Закон Украины «Об охране окружающей природной среды», который аккумулировал в себе общественные отношения в сфере принадлеж­ности, использования, воспроизводства природных ресурсов, обе­спечения экологической безопасности, охраны генетического фон­да живой природы, ландшафтов и объектов, связанных с истори­ко-культурным наследием государства.

Следует отметить, что экологические нормативно-правовые акты делятся также на акты законодательной и исполнительной власти, акты органов местного самоуправления, а также другие источники экологического права.

Верховная Рада Украины, как единственный орган законода­тельной власти, кроме принятия именно законов, имеет право при­нимать нормативно-правовые акты в форме постановлений, которые являются источниками экологического права. Например, постанов­лением Верховной Рады Украины от 5 марта 1998 утверждены «Основные направления государственной политики Украины в сфе­ре охраны окружающей природной среды, использования природ­ных ресурсов и обеспечения экологической безопасности».1

Президент Украины, в пределах своей компетенции на основе Конституции и законов Украины, как гарант законности, прини­мает указы и распоряжения, которые носят нормативно-правовой характер. Например, Указом Президента Украины от 27 декабря 2005 г. утверждено «Положение о Министерстве охраны окружаю­щей природной среды Украины»2, которое является важнейшим эколого-правовым актом.

Кабинет Министров Украины на основе и во исполнение Консти­туции, законов, указов и распоряжений Президента Украины из­дает постановления и распоряжения, которые являются обязатель­ными для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, ор­ганизациями, должностными лицами и гражданами. Так, Кабинет Министров Украины постановлением от 30 марта 1998 года утвердил «Положение о государственной системе мониторинга окружающей природной среды».3

Источниками экологического права выступают также акты со­ответствующих министерств, государственных комитетов, ведомств, органов хозяйственного управления и контроля, на которые дейст­вующим законодательством возложены функции организации ра­ционального и эффективного природопользования, а также охраны окружающей природной среды. К таким органам относятся Мини­стерство охраны окружающей природной среды Украины, Государ­ственный комитет Украины по земельным ресурсам, Государствен-

ный комитет лесного хозяйства Украины и др. Так, например, Министерство аграрной политики Украины издало приказ от 26 февраля 2004 года № 51 «Об утверждении Положения о монито­ринге почв на землях сельскохозяйственного назначения».1

Подзаконные акты министерств, комитетов и ведомств носят ведомственный, а иногда межведомственный характер. В по­следнем случае эти нормативно-правовые акты являются обязатель­ными для исполнения всеми министерствами, комитетами, депар­таментами, ведомствами, юридическими и физическими лицами на территории Украины. В частности, Министерством экологии и природных ресурсов Украины приказом от 27 февраля 2002 г. ут­верждено «Положение об общественных инспекторах по охране окружающей природной среды».2 Этот документ носит межведом­ственный характер.

Органы местного самоуправления и местные органы исполнитель­ной власти, согласно Закону Украины от 21 мая 1997 года «О местном самоуправлении в Украине »3, принимают решения и распоряжения, которые не должны противоречить Конституции Украины (ст. 144) и действующему экологическому законодательству. Они являются обязательными для исполнения всеми субъектами на подведомст­венной этим органам территории.

Большое значение для совершенствования практики применения законодательства об охране окружающей природной среды имеют документы, принимаемые высшими судебными органами (судами общей юрисдикции, хозяйственными и административными суда­ми). Названные суды выполняют важную роль, обеспечивая в про­цессе применения экологического законодательства защиту эколо­гических прав и законных интересов как физических, так и юри­дических лиц.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: