Законы как источники экологического права




Основными и доминирующими источниками экологического права выступают законы.

Закон — это нормативный акт, принятый высшим представи­тельным органом государственной власти или непосредственно народом (Всеукраинским референдумом), который устанавливает исходные юридические нормы, обладает высшей юридической силой и принимается с соблюдением особой законодательной процедуры. Закон как источник экологического права, выступая средством закрепления государственной экологической политики, выражает волю народа в определении политики государства в сфере взаимо­действия общества и природы. Его особое место в системе источни­ков экологического права обусловлено тем, что все другие норматив­но-правовые акты носят подзаконный характер.

Среди законов, которые регулируют экологические отношения, главное место принадлежит Конституции Украины, принятой 28 июня 1996 года. Исходя из принципа верховенства права, Консти­туция Украины имеет высшую юридическую силу. Ее нормы явля­ются нормами прямого действия. Все законы и нормативно-правовые акты, регулирующие экологические отношения, должны прини­маться на основе Конституции Украины и ей соответствовать.

Конституционные основы регулирования экологических отно­шений закреплены, в частности, ст.ст. 13,14,16,41, 50, 66, 85, 92, 116, 119, 137, 138. Данными нормами урегулированы важнейшие общественные экологические отношения. В частности, в ст. 13 оп­ределено, что земля, ее недра, атмосферный воздух, водные и другие
природные ресурсы, находящиеся в пределах территории Украины, природные ресурсы ее континентального шельфа, исключительной (морской) экономической зоны являются объектами права собст­венности Украинского народа.

Обеспечение экологической безопасности и поддержание эколо­гического равновесия на территории Украины, преодоление послед­ствий Чернобыльской катастрофы — катастрофы планетарного масштаба, сохранение генофонда Украинского народа является, согласно ст. 16 Конституции Украины, обязанностью государства.

В Основном Законе государства закреплены принципиальные основы взаимоотношений «гражданин-государство-природа». Так, согласно ч. 1 ст. 50 Конституции Украины каждый имеет право на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду и на возме­щение причиненного нарушением этого права вреда. Ч. 2 ст. 50 Конституции Украины устанавливает, что каждому гарантируется право свободного доступа к информации о состоянии окружающей среды, о качестве пищевых продуктов и предметов быта, а также право на ее распространение. Такая информация никем не может быть засекречена.

Подчеркивая юридическую силу Основного Закона государства, ст. 92 предусматривает, что наиболее важные экологические от­ношения, в частности, основы использования природных ресурсов, исключительной (морской) экономической зоны, континентально­го шельфа, освоения космического пространства, а также отношения экологической безопасности, должны регулироваться исключитель­но законами. Указанные конституционные нормы являются исход­ными положениями для принятия соответствующего экологическо­го законодательства по любым конкретным вопросам.

Ряд норм Конституции закрепляют основы и принципы деятель­ности, а также компетенцию государственных органов в экологи­ческой сфере (Верховной Рады Украины, Президента Украины, Кабинета Министров Украины и др.), в том числе и путем принятия ими соответствующих нормативно-правовых актов, регулирующих отношения охраны окружающей природной среды. Так, согласно Конституции Украины Кабинет Министров Украины, осуществляя государственное управление на основе Конституции и законов Укра­ины, актов Президента Украины, обеспечивает проведение поли­тики в сфере охраны природы, экологической безопасности и при­родопользования (ст. 116 п. 3).

В соответствии с Конституцией Украины исполнительную власть в областях и районах, городах Киеве и Севастополе осуществляют местные государственные администрации. В частности, они обе­спечивают на соответствующей территории соблюдение прав и свобод граждан, в том числе и экологических, а также выполнение государственных и региональных программ охраны окружающей среды (ст. 119 п. 3).

Заглавным и системообразующим актом самостоятельной отрасли экологического законодательства является Закон Ук­раины «Об охране окружающей природной среды» от 25 июня 1991 г.1, который определяет правовые, экономические и социаль­ные основы организации охраны окружающей природной среды в интересах нынешнего и будущих поколений. В соответствии с дан­ным законом задачи законодательства об охране окружающей природной среды состоят в регламентации отношений в среде охра­ны, использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспе­чения экологической безопасности, предупреждения и ликвидации отрицательного влияния хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду, сохранения природных ресурсов, генетического фонда живой природы, ландшафтов и иных природ­ных комплексов, уникальных территорий и природных объектов, связанных с историко-культурным наследием.

Место этого специализированного закона в системе экологиче­ского законодательства определено его статьей 2, согласно которой отношения в сфере охраны окружающей природной среды в Украи­не регулируются данным законом, а также разрабатываемыми в соответствии с ним земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, об охране атмосферного воздуха, об охране и использовании растительного и животного мира и другим специальным законодательством.

В составе кодифицированных поресурсовых актов самостоятель­ное место занимают Земельный кодекс Украины, принятый 25 ок­тября 2001 года2, Водный кодекс Украины, принятый 6 июня 1995 года3, Лесной кодекс Украины в редакции от 8 февраля 2006 года4, Кодекс Украины «О недрах», принятый 27 июля 1994 года5. Как ранее отмечалось, отдельную группу среди законов как источников экологического права составляют поресурсовые кодексы. К поре-сурсовым актам относятся также законы Украины «О животном мире» от 13 декабря 2001 года6, «Об охране атмосферного воздуха» в редакции Закона от 21 июня 2001 года, «О растительном мире» от 9 апреля 1999 года7, «О природно-заповедном фонде Украины» от 16 июня 1992 года8.

Структура и содержание поресурсовых кодексов характеризует­ся, прежде всего, общими чертами, присущими предмету и объекту правового регулирования, принципам и подходам к регламентации однородных общественных отношений и пр.

В это же время для поресурсовых кодексов и законов присущи и некоторые отличия, обусловленные спецификой конкретного при­родного ресурса и экологических отношений, которые возникают по поводу его использования и охраны, а также разной полнотой регламентации однотипных экологических отношений.

К законам, регулирующим общественные экологические отно­шения, интегрированным, общим объектом которых является природа, относятся законы Украины «Об охране окружающей при­родной среды», «Об экологической сети Украины» от 24 июня 2004 года1, «О зоне чрезвычайной экологической ситуации» от 13 июля 2000 года2 и др.

Кроме законов специального экологического назначения источ­никами экологического права выступают также законы общего ха­рактера, содержащие соответствующие эколого-правовые нормы. К ним относятся, например, законы Украины «О туризме» в редакции от 18 ноября 2003 года3, «Об обеспечении санитарного и эпидемиче­ского благополучия населения» от 24 февраля 1994 года4 и др.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: