Подзаконные нормативно-правовые акты как источники экологического права




Среди источников экологического права важную роль играют подзаконные нормативные акты, которые образуют сложную ие­рархическую систему и занимают соответствующее место во всей системе нормативного регулирования.

К подзаконным нормативно-правовым актам — источникам экологического права — относятся указы Президента Украины, нормативно-правовые акты министерств и других центральных органов исполнительной власти, а также нормативные акты мест­ных органов исполнительной власти и органов местного самоуправ­ления.

Группу подзаконных нормативных актов разделяют на виды по различным критериям: по внешней форме выражения (например, постановления, приказы, решения, правила и др.); по субъектам (например, нормативные акты правительства, центральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и т.п.); по времени действия — постоянные и временные и пр.


Особое место среди источников экологического права занимают нормативные правовые акты (указы и распоряжения) Президента Украины. В соответствии со ст. 106 Конституции Украины он, в частности, принимает в случае необходимости решение о введении в Украине либо в отдельных ее местностях чрезвычайного положе­ния, а также объявляет в случае необходимости местности Украины зонами чрезвычайной экологической ситуации — с последующим утверждением решений Верховной Радой Украины.

Значительный удельный вес среди источников экологического права составляют постановления и распоряжения Кабинета Мини­стров Украины
Среди предусмотренных Конституцией Украины полномочий Кабинета Министров Украины необходимо выделить такие, которые относятся к регулированию и реализации экологических отношений: обеспечение политики в сфере охраны природы, экологической безопасности и природопользования; обеспечение равных условий развития всех форм собственности; принятие мер по обеспечению прав и свобод человека и гражданина и некоторые др. Путем приня­тия постановлений и распоряжений Правительство реализует свою исполнительно-распорядительную функцию в сфере экологии. При этом следует иметь в виду, что в одних случаях Кабинет Министров Украины принимает соответствующие постановления экологическо­го содержания по собственной инициативе, детализируя и конкре­тизируя конкретный вопрос, в других — он реализует прямое указа­ние соответствующих законов или указов Президента Украины. Так, в соответствии со ст. 31 Закона Украины «О растительном мире» Кабинет Министров Украины постановлением от 29 августа 2002 года утвердил «Положение о Зеленой книге Украины»3.

Разновидностью источников экологического права являются нормативные правовые акты министерств и других центральных органов исполнительной власти. К подзаконным актам относятся приказы, инструкции, правила, принятые центральными органами исполнительной власти.
В систему центральных органов исполнительной власти Украи­ны входят министерства, государственные комитеты (государствен­ные службы) и центральные органы исполнительной власти со специальным статусом.

Министерства и государственные комитеты являются главны­ми ведущими органами в системе центральных органов исполни­тельной власти в обеспечении реализации государственной поли­тики в определенной сфере деятельности. Наиболее широкими полномочиями в сфере регулирования экологических отношений путем издания приказов, инструкций и других подзаконных ве­домственных нормативных актов наделены Министерство охраны окружающей природной среды Украины, Министерство охраны здоровья Украины, Государственный комитет Украины по земель­ным ресурсам, Государственный комитет Украины по водному хозяйству, Государственный комитет лесного хозяйства и некото­рые другие.

Нормативные акты указанных органов с учетом их правовой природы подразделяют на две группы: обязательные только для подчиненных этим органам субъектам (ведомственные); обязатель­ные для всех субъектов экологических отношений (межведомст­венные).

Значительной компетенцией по изданию эколого-правовых актов наделено Министерство охраны окружающей природной среды Украины (Минприроды Украины). Данное Министерство является специально уполномоченным центральным органом исполни­тельной власти по вопросам охраны окружающей природной среды, рационального использования природных ресурсов, эколо­гической безопасности, заповедного дела, «обращения» с отходами, геологического изучения недр, а также топографо-геодезической и картографической деятельности.

Одной из основных задач Минприроды Украины является обеспе­чение реализации государственной политики в сфере охраны окру­жающей природной среды, рационального использования воспроиз­водства и охраны природных ресурсов, обращения с отходами и пр.

Минприроды Украины в пределах своих полномочий на основе и во исполнение актов законодательства издает приказы, организует и контролирует их исполнение. В качестве примера, нужно привес­ти Приказ Министерства охраны окружающей природной среды Украины от 18 декабря 2003 года «Об утверждении Положения о порядке предоставления экологической информации»1.

В случаях, предусмотренных законодательством, эколого-пра-вовые акты Минприроды являются обязательными для исполнения центральными органами государственной исполнительной власти, Советом министров Автономной Республики Крым, местными госу­дарственными администрациями, органами местного самоуправле-

ния, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от формы собственности и гражданами. При необходимости Мини­стерство принимает вместе с другими центральными органами го­сударственной исполнительной власти общие нормативно-правовые акты, которые носят межведомственный характер.

Государственный комитет (государственная служба) является центральным органом исполнительной власти, который вносит предложения по поводу формирования государственной политики Кабинету Министров Украины и обеспечивает ее реализацию в определенной сфере деятельности, осуществляет управление в обо­значенной сфере, а также межотраслевую координацию и функцио­нальное регулирование по вопросам, отнесенным к его ведению.

Так, Государственный комитет Украины по водному хозяйству вносит в установленном порядке предложения, касающиеся фор­мирования государственной политики в сфере развития водного хозяйства, мелиорации земель, обеспечения нужд населения и на­циональной экономики в водных ресурсах, а также обеспечивает ее реализацию, осуществляет управление в данной сфере. Кроме того, названный комитет осуществляет межотраслевую координацию и функциональное регулирование отношений по вопросам, отнесен­ным к его ведению.

Приказами министерств и других центральных органов государ­ственной исполнительной власти утверждаются в том числе и эко-лого-правовые акты: инструкции, положения и др. Например, Инструкция о порядке осуществления проверок субъектов, исполь­зующих водные ресурсы или осуществляющих хозяйственную деятельность в пределах водоохранных зон, утверждена Приказом Государственного комитета Украины по водному хозяйству от 29 января 2001 года.

Источниками экологического права выступают также норматив­ные правовые акты органов местного самоуправления (постановле­ния, решения, нормативные приказы) и местных органов государ­ственной исполнительной власти (постановления, решения).
Так, Закон Украины «Об охране окру­жающей природной среды» определяют полномочия органов мест­ного самоуправления, которые в пределах своей компетенции: ор­ганизовывают разработку экологических программ; сбор, перера­ботку, утилизацию и погребение отходов на своей территории; ре­гулирование планирования и застройки и пр. Перечисленные на­правления деятельности указанных органов реализуются с помощью принятия ими нормативных правовых актов.

Нормативно-правовые акты министерства и других центральных органов государственной исполнительной власти подлежат государ-ственной регистрации в порядке, установленном законом. Регист­рация возложена на Министерство юстиции Украины и имеет своей целью упорядочение ведомственного нормотворчества, установле­ния законности и устранения дублирования.
Государственную регистрацию нормативно-правовых актов об­ластных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций, их управлений, отделов и других подразделений, а также местных органов хозяйственного управления и контроля осуществляют областные, Киевское и Севастопольское городские управления юстиции. Районные, районные в городах Киеве и Сева­стополе управления юстиции осуществляют регистрацию норматив­но-правовых актов районных в городах Киеве и Севастополе госу­дарственных администраций, их управлений, отделов, других подразделений.
Итак, подзаконные нормативно-правовые акты как источники экологического права образуют сложную систему, в которой раз­личают следующие уровни:

  • Указы Президента Украины;
  • нормативно-правовые акты Кабинета Министров Украины;
  • нормативно-правовые акты министерств и других централь­ных органов государственной исполнительной власти;
  • нормативно-правовые акты органов местного самоуправления и местных органов государственной исполнительной власти.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: