1. Независимая оценка качества подготовки обучающихся проводится по инициативе участников отношений в сфере образования в целях подготовки информации об уровне освоения обучающимися образовательных программ или их частей, предоставления участникам отношений в сфере образования информации о качестве подготовки обучающихся, в том числе:
определение соответствия качества подготовки обучающихся требованиям реализуемых программ;
выявление факторов, влияющих на качество подготовки обучающихся (в том числе применяемых образовательных технологий, методик, приемов обучения, учебно-методических комплексов);
выявление уровня образовательных достижений различных групп обучающихся;
выявление динамики изменения качества подготовки обучающихся;
определение степени эффективности принимаемых управленческих решений (например, при проведении конкурсного отбора лучших образовательных организаций, при распределении грантов, кадровых перестановках, разработке программы по развитию системы образования и др.) на различных уровнях системы образования (включая уровень образовательной организации);
создание необходимой базы информационно-аналитических материалов для принятия управленческих решений на различных уровнях системы образования (включая уровень образовательной организации), направленных на повышение качества подготовки обучающихся.
2. Участниками отношений в сфере образования могут выступать:
обучающиеся;
родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся;
педагогические работники и их представители;
организации, осуществляющие образовательную деятельность;
работодатели и их объединения;
|
федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
3. Организации, осуществляющие независимую оценку качества подготовки обучающихся, устанавливают виды образования, группы обучающихся и/или образовательных программ или их частей, в отношении которых проводится независимая оценка качества подготовки обучающихся, а также условия, формы и методы проведения независимой оценки качества подготовки обучающихся.
В качестве оператора, ответственного за проведение НОК ПО, могут привлекаться различные организации, такие как:
организации, подведомственные органу управления образованием и осуществляющие функции по оценке качества образования в субъекте Российской Федерации (муниципалитете). Например, центры оценки качества образования и/или подведомственные региональным органам управления образованием организации дополнительного профессионального образования, осуществляющие, кроме прочего, функции по проведению процедур независимой оценки качества образования (далее - организации ОКО, организации-операторы);
некоммерческие организации, деятельность которых имеет социальную направленность и обеспечивается специалистами, имеющими соответствующий уровень квалификации;
коммерческие организации, имеющие опыт в проведении процедур НОК ПО;
иные организации, обладающие необходимым кадровым потенциалом и опытом работы в сфере оценки качества образования.
При проведении ведомственной независимой оценки качества образования привлечение организаций на роль организации-оператора может быть осуществлено на конкурсной основе или в форме государственного (муниципального) задания.
|
Финансовое обеспечение деятельности организаций-операторов осуществляется со стороны заказчика.
Виды работ, услуг, которые могут входить в техническое задание для организаций-операторов:
разработка методики и инструментария проведения НОК ПО;
разработка инструктивных и методических материалов;
сбор и обобщение данных, полученных в ходе НОК ПО, формирование баз данных;
разработка программного обеспечения для сбора и/или анализа указанных данных;
обработка и анализ информации, получаемой в ходе НОК ПО;
проведение апробации разработанного инструментария для оценки качества подготовки обучающихся;
подготовка отчетов с рекомендациями для различных заинтересованных групп пользователей (органы исполнительной власти, руководители образовательных организаций, педагогический коллектив, обучающиеся, родители (законные представители) и другие заинтересованные группы пользователей);
иные виды работ, услуг, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
НОК ПО осуществляется также в рамках международных сопоставительных исследований в сфере образования в соответствии с критериями и требованиями российских, иностранных и международных организаций.
4. В целях осуществления НОК ПО органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, органы местного самоуправления:
создают условия для развития организаций ОКО;
|
создают условия для формирования и развития кадрового потенциала для осуществления НОК ПО на региональном уровне;
координируют работу субъектов НОК ПО на региональном уровне;
организуют разработку рекомендаций по проведению НОК ПО на муниципальном уровне и уровне образовательных организаций;
организуют разработку методических рекомендаций по преподаванию отдельных предметов и дисциплин на основе результатов независимой оценки качества подготовки обучающихся.
5. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, обеспечивают:
сбор необходимой информации и ее представление организации, осуществляющей НОК ПО, в соответствии с требованиями оценочной процедуры;
необходимые условия для проведения оценочной процедуры в соответствии с инструктивными методическими материалами, которые разрабатывает организация ОКО;
по результатам участия в процедурах независимой оценки разрабатывает план мероприятий по улучшению качества подготовки обучающихся;
использует результаты НОК ПО для решения задач, отраженных в образовательной программе (программах) организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также с целью повышения эффективности деятельности, достижения результатов освоения образовательных программ, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов;
обеспечивает открытость и доступ к информации об осуществлении НОК ПО на всех ее этапах.
6. Организации-операторы.
Функционал организаций-операторов определяется рамками соответствующего технического задания, заказа. Для обеспечения условий и качества проведения НОК ПО организациям-операторам могут быть переданы следующие функции:
установление видов образования, групп обучающихся и (или) образовательных программ или их частей, в отношении которых проводится НОК ПО;
определение условий, форм и методов проведения НОК ПО;
определение размеров выборки и периодичность проведения НОК ПО;
разработка методики и инструментария проведения НОК ПО, в том числе анкет для сбора контекстной информации;
разработка инструктивных методических материалов;
сбор и обобщение данных, полученных в ходе НОК ПО, формирование баз данных;
разработка (при необходимости) соответствующего программного обеспечения для сбора и/или анализа указанных данных;
обработка, анализ и интерпретация результатов процедур НОК ПО;
подготовка отчетов с рекомендациями для различных заинтересованных групп пользователей (органы исполнительной власти, руководители образовательных организаций, педагогический коллектив, обучающиеся, родители (законные представители) и другие заинтересованные группы пользователей).
7. Процедуры НОК ПО осуществляются в целях:
повышения эффективности управления образованием;
повышения качества подготовки обучающихся;
корректировки подходов к подготовке и повышению квалификации педагогических и руководящих работников;
популяризации подтвердивших свою результативность моделей организации образовательного процесса;
развития разнообразия образовательных программ при сохранении единого образовательного пространства.
8. При подготовке управленческих решений на уровне региона, муниципального образования на основе результатов НОК ПО органы исполнительной власти, осуществляющие управление в сфере образования, обеспечивают:
информационное сопровождение процедур НОК ПО, открытость методик, на основе которых они проводятся;
условия для предоставления образовательными организациями в открытом доступе в сети "Интернет" достоверных данных, полученных в ходе НОК ПО.
Значительному повышению качества принимаемых решений на основании НОК ПО способствует всестороннее обсуждение не только результатов, но и основных характеристик процедуры оценки с экспертным и профессиональным сообществами, работодателями и их объединениями, общественными советами, а также самими участниками образовательных отношений и заинтересованными гражданами.
Результаты НОК ПО могут быть использованы при формировании рейтингов и других форм представления результатов оценочных процедур.