Основные положения системы многолетней подготовки спортсменов
Наличие единой педагогической системы, обеспечивающей рациональную преемственность задач, средств, методов, организационных форм подготовки всех возрастных групп. Основным критерием эффективности многолетней подготовки является наивысший спортивный результат.
Неуклонный рост объема средств общей и специальной подготовки, соотношение между которыми постепенно изменяется. Удельный вес объема средств специальной подготовки возрастает по отношению к общему объему.
Поступательное повышение тренировочных и соревновательных нагрузок. Каждый период очередного годичного цикла на этапе подготовки следует начинать и завершать на более высоком уровне тренировочных нагрузок по сравнению с соответствующими периодами предыдущего годичного цикла.
Строгое соответствие тренировочных и соревновательных нагрузок биологическому возрасту и индивидуальным возможностям спортсмена на всех этапах многолетней системы подготовки
Одновременное развитие двигательных способностей спортсменов на всех этапах многолетней подготовки и преимущественное развитие отдельных способностей в возрастные периоды, наиболее благоприятные для этого.
В системе многолетней подготовки обычно принято выделять пять этапов:
1) начальной подготовки;
2) предварительной базовой подготовки;
3) специализированной базовой подготовки;
4) максимальной реализации индивидуальных возможностей;
5) сохранения достижений
В последнее время поднимается вопрос о необходимости включения в систему многолетней подготовки и еще одного этапа — ухода из спорта высших достижений. Задачи этого этапа уже не связаны с достижениями высоких спортивных результатов и участием в соревнованиях, а предусматривают создание условий для эффективной деадаптации организма спортсмена до уровня, обеспечивающего здоровье и полноценную в физическом отношении последующую жизнь. Продолжительность каждого из этапов диктуется спецификой вида спорта, половыми и индивидуальными особенностями спортсменов, а также системой подготовки.
Этап начальной подготовки
Цель этапа НП: разносторонняя физическая подготовка и овладение основами техники.
Задачами этого этапа являются:
- укрепление здоровья детей;
- разносторонняя физическая подготовка;
- устранение недостатков в уровне физического развития;
- обучение технике избранного вида спорта и технике различных вспомогательных и специально-подготовительных упражнений.
Преимущественная направленность этапа НП характеризуется:
разнообразием упражнений и способов их выполнения;
широким применением подвижных игр различной направленности;
незначительными физическими и психическими нагрузками, предполагающими применение однообразного, монотонного материала;
формирование разносторонней технической базы за счет использования двигательных действий различных видов спорта.
формирование основ техники ИВС
Такой подход – основа последующего технического совершенствования.
Подготовка юных спортсменов характеризуется разнообразием средств и методов, широким применением материала различных видов спорта и подвижных игр, использованием игрового метода. На этапе начальной подготовки не должны планироваться тренировочные занятия со значительными физическими и психическими нагрузками, предполагающие применение однообразного, монотонного материала.
В области технического совершенствования следует ориентироваться на необходимость освоения многообразных подготовительных упражнений. В процессе технического совершенствования ни в коем случае не следует пытаться стабилизировать технику движений, добиваться стойкого двигательного навыка, позволяющего достигнуть определенных спортивных результатов. В это время у юного спортсмена закладывается разносторонняя техническая база, предполагающая овладение широким комплексом разнообразных двигательных действий. Такой подход — основа для последующего технического совершенствования. Это положение распространяется и на последующие два этапа многолетней подготовки, однако особо должно учитываться в период начальной подготовки.
Тренировочные занятия на этом этапе, как правило, должны проводиться не чаще 2—3 раз в неделю, продолжительность каждого из них — до 60 мин. Эти занятия необходимо органически сочетать с занятиями физической культурой в школе и они должны носить преимущественно игровой характер.
Годовой объем работы у юных спортсменов на этапе начальной подготовки невелик и обычно колеблется в пределах 100—150 ч. Годовой объем работы в значительной мере зависит от продолжительности этапа начальной подготовки, которая, в свою очередь, связана со временем начала занятий спортом.
Если, например, ребенок начал заниматься спортом рано, в возрасте 6—7 лет, то продолжительность этапа может составить 3 года, с относительно небольшим объемом работы в течение каждого из них (например, первый год — 80 ч, второй — 100, третий — 120 ч). Если же будущий спортсмен приступил к занятиям позднее, например в 9—10 лет, то этап начальной подготовки часто сокращается до 1,5—2 лет, а объем работы, с учетом эффекта предыдущих занятий физической культурой в школе, может сразу достигнуть 200 — 250 ч в течение года.
Экспресс-опрос
Подготовка спортсмена – это педагогический процесс, направленный на использование всей совокупности факторов (средств, методов, условий), с помощью которых обеспечивается готовность спортсмена к спортивным соревнованиям.
Результатом физической подготовки является …
Основным критерием эффективности многолетней подготовки является…высокий спортивный результата
Цель этапа НП - разносторонняя физическая подготовка и овладение основами техники.