Изготовление РПМ и нанесение РПП




Для нанесения покрытий используются совершенно разные технологии. Большая часть поверхности самолета покрывается методом лакокрасочных технологий. Несмотря на кажущуюся простоту, эта технология наиболее ответственная, т.к. нарушение адгезии покрытия, например в воздухозаборнике, может привести к аварии самолета. Многослойные РПП напыляют с помощью как роботизированных систем в серийном производстве самолетов, так и ручным способом при создании экспериментальных образцов. Сложнейшей задачей является изготовление ферромагнитных мелкодисперсных наполнителей с заданными значениями магнитной проницаемости. В настоящее время, применяя специальную технологию, можно в достаточно широких пределах изменять спектры ферромагнитных наполнителей в СВЧ-области. Комбинируя ферромагнитные включения с включениями других типов, создают желаемый набор широкополосных радиопоглощающих покрытий. Чтобы обеспечить малую радиолокационную заметность самолета, широко применяются плазменные технологии, прежде всего плазменно-вакуумная, с помощью которой создается рассеивающее покрытие на фонаре кабины пилота. Одно из решений задачи малой радиолокационной заметности самолета достаточно очевидно: металлизировать остекление кабины. Однако металлизация не должна ухудшить оптические свойства фонаря кабины. Коэффициент отражения остекления фонаря кабины в СВЧ-диапазоне должен быть близок к единице, а в оптическом - к нулю. Но на этом требования, предъявляемые к покрытию, не исчерпываются. Существует проблема перегрева пилота в кабине самолетов, эксплуатируемых в тропических странах. Мощности кондиционеров в кабинах многих самолетов не хватает для комфортного состояния пилота, поэтому необходимы определенные шаги для селекции части инфракрасного спектра. Помимо этого, откидная часть фонаря всех самолетов делается не из стекла, а из полимера, и, кроме того, его поверхность имеет двойную кривизну. Полимерная основа фонаря кабины пилота периодически подвергается деформации. Для материаловедов, занимающихся процессом напыления покрытий, технологическая задача, по существу, сводилась к напылению системы тонких жестких покрытий толщиной в доли микрометров... на футбольный мяч с требованием долговечности этого тонкого покрытия. Понятно, что в ходе игры тонкие пленки на поверхности мяча покроются бесчисленным числом трещин. Тем не менее, эту задачу удалось решить путем магнетронного распыления в вакууме металлов с целью получения островковых металлических пленок. Эти пленки чередуются с полимерными слоями, создаваемыми плазмохимическим методом. Вакуумная камера объемом 22 м3 с давлением 4 х 10-5 мм рт.ст. снабжена управляемым ЭВМ роботом, который перемещает магнетрон, и контролирует напуск газов и мощность разряда. В этой камере и наносятся покрытия на различные оптически прозрачные детали самолета. Изменяя режим горения разряда и состав углеводородных и фторсодержащих газов, в которых горит разряд, можно получить широкий спектр свойств осаждаемой пленки - от алмазоподобной поликристаллической до полимерной. Качество многослойных покрытий может быть заметно улучшено, если будут до конца изучены многочисленные плазмохимические реакции, возникающие в процессе осаждения полимерных пленок в низкотемпературной плазме разряда. Эта задача возникает также и при создании селективных стекол в энергосберегающей строительной индустрии. В Институте теоретической и прикладной электродинамики РАН предложены и запатентованы так называемые энергосберегающие стекла. Наилучшие оптические и защитные характеристики получили РПП, состоящие из чередующихся пленок различных металлов и их окислов, толщиной ≈100 Å. За рубежом создана мощная индустрия производства таких стекол. Кроме специальных конструктивных мер, которые должны быть предусмотрены при создании новых двигателей ЛА, эффективным признано нанесение радиопоглощающих покрытий на элементы выхлопного сопла. Единственным материалом, способным выдержать одновременно температурные (до 1200°С) и механические нагрузки, характерные для этой части двигателя, является керамика. Разработаны многослойные керамические покрытия, напыляемые на выходные элементы двигателя путем нанесения расплавленных микрочастиц диэлектрика и металла или же полупроводника в плазме дугового разряда, горящего при атмосферном давлении. Основная трудность, которую пришлось преодолеть разработчикам технологии РПП, - создание высокой адгезии между керамикой и металлом, т.к. они обладают существенно разными коэффициентами температурного расширения. Кроме того, температура, при которой покрытие должно сохранять свои радиофизические свойства, меняется в очень широких пределах - от 600 до 1200°С. Таким образом, было необходимо разработать материалы, диэлектрическая и магнитная проницаемости которых не менялись бы в широком температурном диапазоне. Эта задача частично решена: двигатели с керамическими радиопоглощающими покрытиями стоят на борту самолета и испытаны в разнообразных режимах полетов.

На одном из заседаний Президиума РАН обсуждалась сложная с технической точки зрения и важная с точки зрения достижения военного преимущества в воздухе проблема уменьшения радиолокационной заметности самолетов - ударной силы современных армий. Поиски ее решения совместно ведут представители фундаментальной и прикладной науки. Результатом их работы стало радикальное снижение уровня радиолокационной заметности серийного самолета четвертого поколения типа Су-27. Как этого удалось добиться, рассказывает статья «ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
СТЕЛС-ТЕХНОЛОГИЙ»
, в основу которой положено научное сообщение на Президиуме РАН (одним из присутствующих на Президиуме был чл.-корр. РАН, директор ГУП авиационно-промышленного комплекса "Сухой" Погосян Михаил Асланович, см. лекции по ЛА).

Радиопоглощающий материал (РПМ) "Крона": предназначен для оборудования безэховых камер для настройки радиоэлектронной аппаратуры различного назначения, обеспечения медико-биологической безопасности персонала и населения, находящегося в условиях воздействия электромагнитных полей. Конструкционное исполнение РПМ «Крона» обеспечивает возможность создания различных маскировочных устройств, чехлов, покрытий и перекрытий различной площади и конфигурации, а также простоту монтажа на любых поверхностях.

 

РПМ Осока-2: трудногорючий электропроводящий окрашенный картон.

РПМ мох: электропроводящий полиуретан.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: