Происхождение и мотивы использования образа звезды в литературе.
Символика образа звезды
В произведениях русской литературы XIX-XX веков.
Выполнила:
Ученица 11 Г класса
Ангелёвская Виктория
Руководитель:
Учитель русского языка и литературы
Суркова
Анжелика
Николаевна
Пермь 2007
Оглавление.
Введение…………………………………………………………………………. 2
1. Образ Вифлеемской звезды как основополагающий образ звезды в русской литературе……………………………………………………………. 4
2. Образ звезды в русской литературе……………………………………… 11 Звезда Иннокентия Анненского ………………………………………… 11
Голубая звезда Бориса Зайцева ………………………………………… 12
Звезда Владимира Маяковского ………………………………………... 18
3. Звезда как образ свободы в русской литературе………………………. 21
Звезда Пушкина …………………………………………………………. 22
Звезда Максима Горького ………………………………………………. 23
Звезда Пшенина …………………………………………………………. 24
Заключение……………………………………………………………………. 27
Список использованной литературы……………………………………… 31
Введение.
Часто ли мы встречаемся с образом звезды в литературе? Ответ на этот вопрос, думаю, очевиден: да. Более того, возможно, с ним мы встречаемся даже чаще, чем с любым другим идейным образом. Мало найдётся таких прозаиков – и уж тем более мало найдётся поэтов, - которые не использовали образ звезды хотя бы в одном из своих произведений.
Заёзды над нами сияют одни и те же, но видим мы их все по-разному. Для каждого небесное светило обретает свой глубоко субъективный, сокровенный смысл. Образ этот, как правило, является одним из самых таинственных и неоднозначных: согласитесь, не сравнить звезду как символ, скажем, с жёлтой розой, ассоциируемой у нас зачастую только с изменой. Именно своей многозначностью образ звезды вызвал во мне интерес, ибо многозначность единого символа является, как правило, лишь разветвлением от основного, первичного, значения символа.
|
Исследуя звёзды в русской литературе, мы постараемся выявить у них так называемый «общий стержень», т.е. сходные черты в основе данных образов в произведениях разных авторов, а они есть несомненно. Звёзды – это общеизвестный символ, а у всего символического неизбежно есть первично-общее, т. к. истоки символики лежат в первобытном обществе. Появление словесного выражения абстрактных понятий в русском, к примеру, языке относится к эпохе II–VII в н. э (11, 435). До этого же все отвлечённые существительные изображались посредством визуальных символов. Из сознания людей античности в современность перекочевало огромное число так называемых «типичных, или типических, символов» (например, водоём как утроба (10, 147)). На их основе даже была построена теория толкования сновидений (10, 144) в рамках психоанализа (согласно которой, например, выход из воды или заход в неё – символ рождения).
Таким образом, цель работы – выявить мотивы обращения прозаиков и поэтов к образу звезды, обнаружить основное значение этого символа.
В связи с этим сформулируем следующие задачи:
ü обратиться к истокам образа звезды, понять, с какого времени и почему люди стали обращаться к изучаемому образу;
|
ü проследить его развитие в русской литературе на протяжении наиболее близкой нам эпохи – эпохи XIX и XX веков, расцвета русской литературы;
ü определить, чтó в каждом изучаемом авторском произведении символизирует образ звезды, постараться рассмотреть последний со всех сторон;
ü сопоставить изучаемые образы с самым первым образом звезды, взятом из Библии и ставшим одним из главных символов христианской церкви – Вифлеемской звездой;
ü выявить общее и различное (основное назначение всех звезд-символов и отдельные оттенки значения каждого данного образа) в изучаемых произведениях;
ü объяснить, почему и в какие моменты «служители русского слова» обращались к образу звезды.
В основном мы, конечно, будем обсуждать произведения поэтические просто потому, что именно для поэзии характерно образное, символическое изображение реалий мироздания. XIX-XX века я беру для рассмотрения потому, чтобы рассмотреть как «Золотой», так и «Серебряный века» русской литературы, определить, есть ли в этой связи принципиальные различия в изучаемом нами образе.
Образ Вифлеемской звезды как основополагающий образ звезды в русской литературе.
С древних времен люди пытались объяснить существование этих маленьких точек в темном необъятном небе; нет образа более таинственного и многозначного в литературе как древней, так и современной, чем образ звезды.
Наверняка каждый слышал такие выражения, как «под своей звездой» или «звезда его погасла»: появление их относится еще к древнему тексту Ветхого Завета. Согласно библейскому мифу, нет в мире человека, которому не сопутствует свет одного из небесных светил. В существование зависимости жизни людей от небесных тел верили греки, римляне, персы и другие народы.
|
Итак, разговор мы начнем с образа той звезды, чьим светом было озарено начало Новой эры, чьему появлению и по сей день пытаются найти объяснение как учёные-мифологи, так и некоторые астрономы, называя её то кометой, то ярчайшей вспышкой света в месте совпадения в одной точке относительно Земли света наиболее ярких планет: Юпитера, Сатурна и Марса. Имя ей – Вифлеемская звезда.
Я предполагаю, что Вифлеемская звезда является прообразом звезды в русской литературе и литературе вообще, поскольку именно в ней воплощены во всей полноте те символические значения, что мы по сей день придаём небесным светилам в своём сознании. Следует отметить, что неслучайно то, что истоки образа звезды относятся к теме христианства.
Миф о Вифлеемской звезде мы встречаем в начале Нового Завета, в главе «Поклонение волхвов» (8, 230-235).
До появления на свет Божьего сына по всему Востоку было распространено убеждение, что в ближайшее время, причем именно в Иудее, должен родиться Спаситель мира, Которому будут поклоняться все народы. Об этом напряженном ожидании Царя Иудейского свидетельствуют в своих произведениях историки Корнелий Тацит («Истории»), Светоний Транквилл («Жизнь Веспасиана») и Иосиф Флавий («Иудейская война»). Вергилий в своей поэме «Буколики» за 40 лет до Рождения Иисуса Христа писал: «грядет новое время, грядет событие, к которому давно стремится история – космического, вселенского масштаба, дающее времени новый отсчет». Именно за это пророчество Вергилия изобразили на стенах притвора Благовещенского храма в Московском Кремле (12).
Считается, что о грядущем Рождестве Спасителя и о предшествующей ему звезде говорится и в Книге чисел (глава 24, стих 17) Ветхого Завета: «Восходит звезда от Иакова и восстанет жезл от Иакова».
«Ещё Иосиф и Пресвятая Матерь Божия с Младенцем Иисусом оставалась в Вифлееме, как из далекой страны с востока (из Персии, или Вавилонии) пришли в Иерусалим волхвы.
Волхвами или мудрецами назывались ученые люди. Они занимались наблюдением и изучением звезд. В то время люди верили, что при рождении великого человека появляется на небе новая звезда. Многие язычники, наученные рассеявшимися иудеями, знали о грядущем в мир Мессии – Великом Царе Израильском, Который покорит весь мир. Поэтому ждали, что когда родится этот Царь, то на небе появится новая звезда. Волхвы же эти были люди благочестивые, и Господь, по милости Своей, дал им такое знамение – на небе появилась новая, необычайная звезда. Увидев эту звезду, волхвы сразу поняли, что ожидаемый Царь уже родился. Они собирались в путь и пошли в столицу иудейского царства, Иерусалим, чтобы узнать там, где этот Царь родился, и поклониться Ему.
В Иерусалиме волхвы стали спрашивать: «Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему».
Царь Ирод, услышав это, встревожился: он был человек весьма жестокий и очень подозрительный. По одному подозрению он предавал казни своих собственных детей. А теперь он особенно испугался, боясь, как бы у него не отняли власть и не передали царский престол новорожденному Царю. И все жители Иерусалима заволновались, узнав о такой вести.
Ирод собрал к себе всех священников и книжников - то есть людей, изучавших книги Священного Писания, и спросил их: «Где должно родиться Христу?»
Они ответили: «В Вифлееме иудейском, потому что так написано у пророка Михея».
Тогда Ирод тайно призвал к себе волхвов, выведал у них время появления звезды, послал их в Вифлеем и сказал: «Пойдите и там хорошенько все узнайте о Младенце, и когда найдете Его, придите и скажите мне, чтобы и я мог пойти поклониться Ему». На самом же деле Ирод задумал убить родившегося Царя.
Волхвы, выслушав царя Ирода, пошли в Вифлеем. И снова та самая звезда, которую они видели прежде на востоке, появилась на небе и, двигаясь по небу, шла пред ними, указывая им путь. В Вифлееме звезда остановилась над тем местом, где находился родившийся Младенец Иисус.
В это время святой старец Иосиф и Пресвятая Дева Мария с Младенцем жили в городе, в доме, куда они перешли из пещеры, так как народ после переписи стал расходиться.
Волхвы вошли в дом и увидели Младенца Иисуса с Матерью Его. Они поклонились Ему до земли и поднесли Ему дары свои: золото, ливан (ладан) и смирну (драгоценное, благовонное масло).
Своими дарами волхвы показали, что родившийся Младенец Иисус есть и Царь, и Бог, и человек. Золото они принесли Ему, как Царю (в виде дани или подати), ладан, как Богу (потому что ладан употребляется при богослужении), и смирну, как человеку, который должен умереть (потому что умерших помазывали и натирали тогда благовонными маслами).
После этого волхвы хотели возвратиться в Иерусалим к Ироду, но получили от Бога во сне повеление не возвращаться к Ироду. Тогда они пошли по другой дороге, прямо в свою землю.
Предание сохранило имена волхвов, которые потом стали христианами, это были: Мельхиор, Гаспар и Валтасар. Память их св. Церковью празднуется в день Рождества Христова». (Перевод Евангелия от Матфея, гл.2, 1-12)
Рассматривая Вифлеемскую звезду как идейный образ, мы видим три основных ее предназначения: звезда как символ отдельной человеческой жизни, отдельной человеческой судьбы, звезда как указатель пути, освещающий дорогу к наивысшей, святой, цели, и звезда как символ чистейшей всеобъятной любви.
Посредством звезды в этом коротком предании раскрывается идея пути мудреца. Несомненно то, что звезда, внезапно возникшая в небе, - это проявление божественной силы. Она не взялась ниоткуда; как и у любой другой звезды, у звезды Вифлеема было собственное исключительное предназначение. Она есть Божий путь. Мудрый же человек (коими и являются волхвы) всегда следует Божьей воле, он старается следовать Его пути.
Именно с появления Вифлеемской звезды, озарившей рождение Иисуса, начался свет Любви в человеческом мире. Любви бескорыстнейшей и бескрайней, Божественной любви. Именно в день рождения Христова Любовь пришла к людям, воплотившись в конкретный образ пророка Иисуса и его Звезды *.
Что же касается звезды как символа чьей-то жизни, то этот образ перекликается с образом нити мойр еще из древнегреческой мифологии (13). Мойры - это богини судьбы, три сестры, дочери Ночи. Их имена — Лахесис ("дающая жребий"), Клото ("прядущая") и Атропос ("неотвратимая"). Считалось, что Лахесис назначает жребий еще до рождения человека, Клото прядет нить его жизни, а Атропос неуклонно приближает будущее, ножницами отрезая нить жизни. В римской мифологии им соответствуют парки. Парки, римские богини судьбы, при рождении ребенка определяли его судьбу в виде нити, которую они пряли, отмеряли и отрезали. В отличие от греческих мойр, печальных, погруженных в работу дев, римские парки — злобные человеконенавистницы. Обычно они представлены в образе ужасных старух. Подобно нити, сотканной при рождении человека, звезда загорается в небе, сияет, пока он живет, и падает, когда он умирает, подобно отрезанной ножницами богини судьбы нити. И если нить судьбы принадлежит в древнегреческой и древнеримской мифологии трем печальным или злобным старухам, то звезда-покровительница является проявлением Божьей воли.
Кроме того, как символ существования восьмиконечная Вифлеемская звезда являет собой образ православного бытия: Бог сотворил весь мир за шесть дней, то есть периодов Творения. Сейчас мы живем в седьмой день, в седьмой период, который начался после создания первого человека — Адама, а закончится Страшным Судом и концом света. Но после него наступит восьмой день — Вечность, та самая Вечность, к которой стремится каждый верующий христианин. Этот-то восьмой день и символизирует восьмиконечная звезда. Она показывает нам, что, родившись телесно и придя первый раз на землю, Господь тем самым открыл возможность для Своего Второго пришествия на Страшный суд при конце мира (16). Существует также другая версия (16) объяснения восьмиконечности Звезды Иисуса: восьмерка ассоциируется с идеей обновления, воскрешения. Концы звезды имеют собственное значение согласно тому, как определяющие идеализированную людскую сущность понятия должны быть распределены по человеку: четыре конца обозначают тело, еще три — душу и один конец — божественный. Число восемь объединяет, таким образом, необходимые условия для рождения новой жизни. Согласно мнению Климента Александрийского, Христос помещает под знак восьмерки того, кого Он воскрешает.
Эти три идейных смысла образа Вифлеемской звезды тесно переплетаются между собой: сложно один из них отделить от двух других. Это подтверждают строки одного из лучших поэтов (хотя и непризнанного эпохой) XIX века Афанасия Фета (14):
Ночь тиха. По тверди зыбкой
Звезды южные дрожат.
Очи Матери с улыбкой
В ясли тихие глядят.
Ни ушей, ни взоров лишних, -
Вот пропели петухи -
И за ангелами в вышних
Славят Бога пастухи.
Ясли тихо светят взору,
Озарен Марии лик.
Звездный хор к иному хору
Слухом трепетным приник, -
И над Ним горит высоко
Та звезда далеких стран:
С ней несут цари Востока
Злато, смирну и ливан.
1842
В этих строках, несмотря на высокую точность содержания, красиво и гармонично, на мой взгляд, передан сюжет мифа о Вифлеемской звезде. Если проследить состояние звезд в начале и в конце стихотворения, можно заметить разительную перемену: в начале южные звезды (каждая из которых представляет собой судьбу отдельного жителя Иудеи) «дрожат по тверди зыбкой» (небо, олицетворяющее хоть и твердое, но оттого не более надежное, иудейское государство во главе с прочно установившимся на троне царем Иродом), в конце же они прислушиваются к «иному хору» - к песне Любви и Мудрости, исходящей от «звезды далеких стран», горящей «над Ним». Подобно сиянию, исходящему от Младенца и озаряющему лик Матери, озаряет звезда Вифлеема путь «царей Востока». Как мы видим, образ звезды опять же сопровождается мотивами Божественной любви, образа пути мудреца к заветной цели и образа отражения человеческой жизни.