Звезда Максима Горького.




Коротким, но оттого не менее важным, на мой взгляд, является четверостишие, автор которого - Максим Горький (3, 34). Одной из основных тем произведений Горького была судьба людей, выброшенных за борт жизни. Любопытно то, как с помощью образа звезды писатель показывает, что и Россия давно отделилась от общего хода мирового развития…

Сквозь железные решётки

С неба в окна смотрят звёзды…

Ах! В России даже звёзды

Смотрят с неба сквозь решётки…

 

Горький использует один из наиболее интересных в плане образности приемов – хиазм, один из разновидностей инверсии. Суть его в том, что посредством нарушения синтаксического покоя слов изменяется и структура абстрактного изображения картины. Сначала вместе с лирическим героем мы вглядываемся в темное небо сквозь окна темницы, лирический герой – пленник, а звезды, которые он видит, уже не предмет изучения, каким мы привыкли видеть его в литературе. Горький одухотворяет эти маленькие небесные точечки посредством приема олицетворения: он вселяет в них душу, одаряет божественной силой свободы.

А затем, хотя происходит всего лишь перестановка слов в предложении, совсем иной становится картина, и мы наблюдаем явный оксюморон: нет больше лирического героя - теперь звёзды, вечный символ свободы, заточены в темницу. Казалось бы, разве может небесное пространство находиться в неволе? Небо над Родиной Горького - может. Такое отражение в произведениях певца свободы получает русская действительность на рубеже XIX и XX веков. Государство, в котором «даже звёзды смотрят с неба сквозь решётки»…

Здесь предмет нашего изучения – звезда – не имеет практически ничего общего со звездой Иисуса Христа. Здесь звезда – отдельный одухотворённый образ. В этом произведении звезда интересует нас только лишь как символ свободы, и это говорит о том, как остро стояла для Горького проблема духовного рабства русского человека, как сильно хотелось ему передать это читателям.

Звезда Пшенина.

Вот стихотворение, написанное нашим земляком, А. Пшениным. Оно посвящается всем жертвам политических репрессий, к числу которых принадлежит и сам автор (9, 7).

Поражая пронизанными болью строками, он демонстрирует читателю состояние преследуемых в 30-е – 50-е годы невинных людей.

 

Жертвы репрессий.

Мы – жертвы репрессий.

Вы, кажется, так

Теперь называете нас.

И, судя по прессе,

Рассеялся мрак

И пробил положенный час.

С пакетов молчанья осыпался клей

И хрустнул на ваших зубах!

Да только не стало,

Не стало светлей

В несчитанных наших гробах.

Когда спозаранку стучали нам в дверь,

Вонзая в рассвет голоса,

Мы вместо прощанья шептали:

«Не верь!»,

Целуя родные глаза.

И капли нам в спины вколачивал дождь,

И тлели распятия рам,

И щурился в спину нам

Бдительный вождь

С портретов по красным углам.

Но в лагерных буднях

И в камерной мгле

Мы гнали сомнений мираж,

И верили свято, что нет на Земле

Судьи справедливей, чем наш.

Но не докричаться – кричи не кричи,

Не выжить – молчи не молчи!

И, бросив щиты, обнажили мечи

Улыбчивые палачи.

Лучиною тлела надежда в груди,

Но вновь успевала сгореть,

И чёрной звездою плыла впереди

Свобода

По имени Смерть.

 

 

Перед нами невиданный доселе образ звезды. Эта звезда так же, как и первые, открывшиеся нам в революционной поэзии, является символом свободы. Однако впервые эта свобода достигается ценой жизни.

Лирический герой этого произведения не является бунтарем по сути своей. Здесь герой – это жертва жесточайших событий. С первых строк задаётся мотив непринятия русской власти, в ход идёт обличение русской действительности. Вышеуказанные строки насквозь пропитаны ненавистью и бессилием, поэтому единственная звезда, которую видит поэт, – это чёрная звезда, звезда, сливающаяся с мрачностью тёмного неба. Она не освещает дорогу герою, она, скорее, поглощает свет. Это звезда жертвы, обессилевшей, угнетённой. Она символизирует ненависть, а не любовь, отчаяние, а не святость, бездну, а не путь, смерть, а не жизнь. Не случайно поэтому она противопоставлена надежде…

 

 

Заключение.

Итак, каковы результаты проведённого исследования?

ü Главный вывод этой работы заключается в том, что образ звезды есть там и только там, где есть вера (разумеется, на примере произведений русской литературы). Это, как показывает наше исследование, основное условие обращения автора к образу звезды. То, насколько различны характеры приведённых произведений, указывает на то, что каждому русскому человеку свойственна вера. Вера в Иисуса Христа или в Бога как наивысшей силы, доступной человеку – это неважно, это дело выбора каждого отдельного человека. В связи с этим, начиная с мифа о Вифлеемской звезде, проходя через Пушкина, Зайцева и Маяковского, мы можем судить о родстве образа звезды и христианских мотивов в произведениях русской литературы. Ведь в первую очередь использование изучаемого нами образа объясняется его несомненным родством с мотивом Божественной воли и, несомненно, Божественной любви (!). Всё земное противопоставлено всему небесному: всё мирское противопоставлено всему божественному. Именно поэтому я считаю образ Вифлеемской звезды основоположным для всех звезд в русской литературе.

ü Образ звезды используется как символ веры авторами вне зависимости от времени (мирного, революционного, послевоенного) и местонахождения пишущего, т. к. звезда – символ всесущий и всеобъемлющий.

ü Естественно, что мотив веры не единственный затрагиваемый при обращении к образу звезды. Все добавочные значения и оттенки зависят от индивидуального авторского восприятия мира и идей, выражаемых им. Так, наиболее часто встречаемый нами мотив, сопровождающий изучаемый нами символ – мотив любви. Любовь, выражаемая образом небесного светила, может носить как всеобъемлющий – Божественный – характер, так и простой, более распространённый в мирное время, характер любви мужчины к женщине. Такую любовь представляет собой звезда Анненского. Не забудем и то, что даже тема любви матери к сыну затронута мифом о Вифлеемской звезде теми, кто считает звезду Вифлеема покровительницей Богородицы.

ü Множество оттеночных значений образ звезды приобретает преимущественно в поэтических произведениях (Пушкин, Анненский, Горький, Пшенин). Это объясняется такой особенностью поэзии как рода литературы, как многозначность единого образа.

ü Отдельно мы можем отметить звезду как наиболее яркий символ свободы в русской литературе. Причем это та звезда, которая может обретать различный характер: от образа небесного светила как идеала свободы, так и её антипода – Чёрной звезды, звезды смерти. Эпоха такой звезды – преимущественно революционное время.

ü В-четвёртых, мы затронули образ звезды как символ Родины – символ наиболее трогательного мотива – мотива любви к Отечеству в повести Зайцева. Кроме того, в «Голубой звезде» и в стихотворении «Послушайте!» Маяковского мы находим звезду как символ вечно искомого нами, русскими людьми, смысла мироздания. Это перекликается также со звездой-покровительницей человеческой жизни, путеводительницей.

Таким образом, мы видим, что образ звезды также всеобъемлющ, как небо над нашими головами, не одна сторона человеческой жизни покрыта мерцанием небесного светила… Почему?

Чтобы ответить на этот вопрос, я хотела бы привести ещё одно стихотворение. Одним из самых ярких образов звезды стала звезда из старинного романса, исполняемого самыми знаменитыми басами России. Музыка для него была написана на слова поэта Василия Чуевского (5, 86).

 

Гори, гори, моя звезда,

Гори, звезда приветная!

Ты у меня одна заветная,

Других не будет никогда.

Сойдет ли ночь на землю ясная –

Звезд много блещет в небесах,

Но ты одна, моя прекрасная,

Горишь в отрадных мне лучах.

Звезда надежды благодатная,

Звезда любви волшебных дней,

Ты будешь вечно незакатная

В душе тоскующей моей!

Твоих лучей небесной силою

Вся жизнь моя озарена.

Умру ли я – ты над могилою

Гори, гори, моя звезда!

(1840-е – 1860-е годы)

 

Вот она звезда, сопровождающая героя на всём его жизненном пути. Звезда, далёкая от нашего мира, но являющаяся для нас символом того, чего у нас, может быть, нет, или того, что у нас было, но никогда не вернётся, и тем самым греющая наши земные сердца.

Любая звезда в поэзии и прозе – это путеводительница, свет в конце туннеля. Образ звезды был выбран прозаиками и поэтами потому, что это наиболее загадочное и недостижимое явление природы.

ü Звезда необходима нам тогда, когда нам необходимо объяснение того, чему объяснение найти нельзя, когда мы стремимся найти непостижимый смысл, а такое бывает нередко, особенно у русского человека.

ü Человеческому разуму свойственно наделять неизмеримыми возможностями то, происхождение и назначение чего мы толком не знаем. Но, какой бы облик ни обретала звезда, вне зависимости от своей формы и своего предназначения в данном произведении, звезда всегда остаётся звездой. Глубинный смысл её всегда останется для человека наполненным одной идеей: мы живём во имя светлого, чистого и великого, и Божественной волей были подарены нашему взору звёзды, чтобы вдохновлять нас и воспитывать в нас стремление к жизни, к Любви, к бесконечному подъёму вперёд и вверх.

 

Список использованной литературы.

1. Баркашов А. Азбука русского националиста. Москва, 1994.

2. Булгаков М. А. Белая гвардия / Жизнь господина де Мольера / Рассказы. Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1987.

3. Горький М. Тюрьма / рассказ. Санкт-Петербург: Книга, 1910.

4. Зайцев Б. К. Голубая звезда: Повести и рассказы. Из воспоминаний / Сост., предисл. и коммент. Александра Романенко. Москва: Московский рабочий, 1989.

5. Лепин И. (составитель) Слова для музыки / русская песенная поэзия. Пермь: Пермское книжное издательство, 1991.

6. Маяковский В. В. Сочинения в двух томах / том первый. Москва: Правда, 1987.

7. Пушкин А. С. Стихотворения. Пермь: Пермское книжное издательство, 1987

8. Серафим Слободской Закон Божий. Санкт-Петербург, 1997.

9. Суслов А. (ответственный за выпуск), Гашева Н. (редактор-составитель) Годы террора: Книга памяти жертв политических репрессий // Часть вторая. Воспоминания. Пермь: ИПК «Звезда», 2000.

10. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2007.

11. Шахматов А. А. Введение в курс истории русского языка / Ч. 1: Исторический процесс образования русских племен и наречий. Санкт-Петербург, 1916.

12. https://rojdestvo.paskha.ru/Rojdestvo/VifleemskaJa_zvezda/

13. https://tarranova.lib.ru/authors/b/bondarev/zo.htm

14. https://www.klassika.ru/stihi/fet/noch-tixa-po.html

15. https://www.krugosvet.ru/articles/101/1010175/1010175a11.htm

16. https://www.pafnuty-abbey.ru/paper/num/num-2007/2007-01/2007-01-08.html

17. https://www.stihi-rus.ru/1/Annenskiy


** вероятно, здесь имеются в виду гиганты Северного полушария, т.к. величайшим из гигантов на всём ночном небе является Сириус, в то время как Вега лишь пятая (15).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: