МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ НЕФТИ И ГАЗА ИМ М. С. ГУЦЕРИЕВА

КАФЕДРА БУРЕНИЯ НЕФТЯНЫХ И ГАЗОВЫХ СКВАЖИН

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор института нефти и газа

 

_____________С.Б. Колесова

 

«___»_____________2015г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Крепление нефтяных и газовых скважин»

 

Направление подготовки

21.03.01 «Нефтегазовое дело»

Профиль подготовки

21.03.01.02 «Бурение нефтяных и газовых скважин»

Степень выпускника

Бакалавр

 

Форма обучения очная

 

Ижевск 2015

1. Цель и задачи освоения дисциплины

 

Целью освоения дисциплины является изучение:

- основ проектирования конструкций скважин;

- способов крепления скважин;

- классификации обсадных труб;

- классификации тампонажных материалов и способов цементирования

обсадных колонн;

- возможных резервов повышения эффективности и качества буровых работ.

Задачи освоения дисциплины:

- ознакомление студента с системой фундаментальных знаний по предмету «Крепление нефтяных и газовых скважин».

 

 

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

 

Дисциплина входит в цикл ГСЭ ОП бакалавриата. Дисциплина «Крепление нефтяных и газовых скважин» адресована профилю подготовки 21.03.01.02 «Бурение нефтяных и газовых скважин» четвёртому курсу обучения. Изучению дисциплины предшествует изучение предметов:

- Технология бурения нефтяных и газовых скважин,

- Буровые технологические жидкости.

Для успешного освоения дисциплины должны быть сформированы

 

Профессиональные компетенции (ПК):

● способность осуществлять и корректировать технологические процессы при строительстве, ремонте и эксплуатации скважин различного назначения и профиля ствола на суше и на море, транспорте и хранении углеводородного сырья (ПК-2);

● способность эксплуатировать и обслуживать технологическое оборудование, используемое при строительстве, ремонте, реконструкции и восстановлении нефтяных и газовых скважин, добыче нефти и газа, сборе и подготовке скважинной продукции, транспорте и хранении углеводородного сырья (ПК-3).

 

Программа дисциплины построена линейно-хронологически.

 

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате

Освоения дисциплины

 

В результате освоения дисциплины формируются компетенции ПК – 2,3.

Обучающийся должен знать:

● задачи и методы изучения предмета «Крепление нефтяных и газовых скважин»;

● методику проектирования нефтяных и газовых скважин в соответствии с нормами промышленной безопасности

● конструкцию обсадных труб, условия работы обсадных колонн, подготовки к спуску и спуск обсадных колонн в скважину;

● тампонажные материалы, свойства цементных растворов и камня, мероприятия по повышению качества крепления скважины;

 

уметь:

● проектировать конструкцию скважины для конкретных горно-геологических условий;

● рассчитать конструкцию обсадной колонны и режим спуска обсадных колонн;

● определять основные свойства цементных растворов и камня, рассчитать цементирование обсадных колонн;

● пользоваться источниками информации, справочной литературой и применять их в практической работе.

 

владеть:

● технологической символикой и терминологией.

 

Структура дисциплины по видам учебной работы

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 124 часа: лекции - 18 часов, практические занятия - 36 часов, лабораторные работы - 16 часов, самостоятельная работа - 54 часа.

 

Таблица 1

  № п/п   Разделы, темы дисциплины   Неделя семе-стра Виды учебной работы (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)   Формируемые компетенции Всего компетенций
Лекции   Прак. занят. Лабор. раб. Самост. раб.        
  Раздел 1 Крепление нефтяных и газовых скважин             ПК –2,3     ПК –2,3  
1.1 Тема 1, Основные цели и задачи курса – его связь с другими дисциплинами                  
1.2 Тема 2, Проектирование конструкций скважин                  
1.3 Тема 3, Крепление скважин                  
1.4 Тема 4, Разобщение пластов                  
  Итого:                  
форма промежуточной аттестации – зачёт

Содержание дисциплины

Темы и их аннотации

 

Раздел 1. Крепление нефтяных и газовых скважин

 

Тема: Основные цели и задачи курса – его связь с другими дисциплинами

Основные цели и задачи курса, связь с другими дисциплинами. Понятие о комплексе работ по заканчиванию скважин. Роль этих работ в решении задач развития энергетического комплекса, в повышении результативности бурения. Роль отечественных учёных и инженеров в совершенствовании работ по заканчиванию скважин и внедрении новейших достижений науки и производства. Обзор справочной литературы.

 

 

Тема: Проектирование конструкций скважин

Понятие о крепи и конструкции скважин. Требования к конструкции скважины и качеству крепи. Факторы, влияющие на выбор конструкции скважины. Понятие о зонах с совместимыми условиями бурения, принципы выделения таких зон. Совмещённый график давлений. Роль соотношений между коэффициентами аномальности пластовых давлений и индексами (градиентами) давлений поглощения и гидроразрыва горных пород при выборе конструкции скважины. Специфика проектирования конструкции скважин для газовых и газоконденсатных месторождений, скважин, вскрывающих многолетнемёрзлые породы, для подземных газохранилищ и скважин, сооружаемых в акваториях, горизонтальных скважин и боковых горизонтальных стволов. Пути совершенствования конструкций скважин и снижения их стоимости, повышение эффективности.

 

Тема: Крепление скважин

Назначение и конструкция обсадных труб, их соединения. Стандарт на обсадные трубы. Конструкция резьбовых, сварных соединений, область применения, достоинства и недостатки. Материалы, используемые для изготовления обсадных труб, их коррозионная стойкость, защита от коррозии. Прочностные и деформационные характеристики обсадных труб и их соединений. Факторы, влияющие на несущую способность труб. Способы контроля качества труб и их соединений. Смазка для резьбовых соединений труб. Способы повышения герметичности резьбовых соединений обсадных труб. Условия работы обсадных колонн в скважинах: характер нагружения, классификация сил, характер их изменений по длине колонны и во времени. Причины повреждения обсадных колонн, их износ и пути его снижения. Проектирование конструкций обсадных колонн. Методика расчёта эксплуатационных колонн. Особенности проектирования и расчёт конструкции промежуточных обсадных колонн и кондукторов. Понятие о составной крепи скважины. Влияние температурного режима скважины на работу её крепи. Натяжение обсадных колонн при подвеске на устье: цели, принципы расчёта, усилия натяжения и проверка прочности после натяжения. Подготовка труб, оборудования и скважины к спуску обсадной колонны. Технологическая оснастка колонн. Назначение и размещение элементов оснастки. Технология и организация работ по спуску обсадных колонн в скважину. Режим спуска обсадной колонны. Особенности спуска обсадных колонн секциями, хвостовиков, сварных колонн. Причины осложнений и аварий при спуске обсадных колонн. Новые технологии крепления скважин. Охрана труда и техника безопасности.

 

Тема: Разобщение пластов

Назначение стандартов и классификация тампонажных материалов. Основные базовые тампонажные материалы и область их использования. Свойства цементных растворов и цементного камня, способы их регулирования. Процесс твердения цементного раствора. Коррозия цементного камня, её виды, пути уменьшения и предотвращения. Специальные тампонажные материалы. Характер изменений, происходящих в тампонажных растворах в покое в условиях скважины.

Классификация способов цементирования, достоинства и недостатки каждого. Выбор способа цементирования. Основные факторы, влияющие на качество цементирования скважин. Полнота вытеснения бурового раствора цементным из заколонного пространства, способы её увеличения. Буферные жидкости, их назначение, состав, области применения и условия использования. Осложнения, возникающие при цементировании и в период твердения цементных растворов, причины и способы их предупреждения. Причины возникновения межпластовых перетоков по зацементированному затрубному пространству и способы их предупреждения. Цементирование при ремонте скважин. Факторы, влияющие на прочность сцепления и герметичность контакта цементного камня с обсадными колоннами и стенками скважин, пути повышения герметичности контактов. Подготовка скважины и оборудования к цементированию обсадных колонн. Расчёт цементирования обсадных колонн при различных способах. Оборудование для цементирования. Организация и контроль цементирования. Выбор схемы обвязки цементировочного оборудования. Контроль скважины и обсадной колонны в период твердения цементного раствора. Проверка качества первичного цементирования, способы, достоинства и недостатки. Обвязка обсадных колонн на устье, цели и способы. Проверка герметичности обсадной колонны, заколонного пространства и устьевой обвязки. Установка цементных мостов. Охрана труда, техника безопасности при цементировании скважин. Защита недр и окружающей среды от загрязнения.

 

5.2 Планы лабораторного практикума

При проведении лабораторных занятий используются традиционные технологии обучения. В дополнение к традиционному методу используются наглядно-графические методы подачи материала с использованием доски (написание терминов, рисование схем, таблиц и т.д.), а также новые образовательные технологии обучения с использованием электронной техники (персонального компьютера, мультимедийного проектора и др.) с целью визуальной демонстрации учебного материала.

Лабораторные работы обеспечивают формирование порогового уровня и обеспечивают формирование компетенций: ПК – 2,3.

Практикум помогает овладеть теоретическим материалом, закрепить информацию, освоить опыт основных методов бурения нефтяных и газовых скважин.

Для выполнения лабораторного практикума подготовлены соответствующие материалы для изучения. Занятия проводятся в специализированных учебно-исследовательских лабораториях с соблюдением всех требований и норм охраны труда.

 

Тема 1: Обсадные трубы - 4 часа.

Перечень заданий, выносимых на лабораторную работу:

Изучение обсадных труб и их соединений (лаборатория ИНГ).

 

Рекомендуемая литература:

1. ГОСТ 632-80.

2. Справочник инженера по бурению. Булатов А.И. – М., «Недра», 2003г.

 

Тема 2: Технологическая оснастка обсадных колонн - 4 часа.

Перечень заданий, выносимых на лабораторную работу:

Изучение элементов технологической оснастки обсадных колонн (лаборатория ИНГ, производственные базы ЗАО «Удмуртнефть-бурение», СП ЗАО «Удол»).

 

Рекомендуемая литература:

1. Ю.М.Басарыгин, А.Н.Булатов, Ю.М. Проселков. Заканчивание скважин. Учебное пособие для ВУЗов. М., ООО «Недра-Бизнесцентр»,2003 г.

2. Техника и технология бурения нефтяных и газовых скважин. Булатов А.И. - М.: ООО «Недра-бизнесцентр», 2008г.

3. Справочник инженера по бурению. Булатов А.И. – М., «Недра», 2003г.

 

Тема 3: Оборудование для цементирования скважин - 8 часов.

Перечень заданий, выносимых на лабораторную работу:

Изучение оборудования для производства тампонажных работ (производственная база ЗАО «Удмуртнефть-бурение»).

 

Рекомендуемая литература:

1. Ю.М.Басарыгин, А.Н.Булатов, Ю.М. Проселков. Заканчивание скважин. Учебное пособие для ВУЗов. М., ООО «Недра-Бизнесцентр»,2003 г.

2. Техника и технология бурения нефтяных и газовых скважин. Булатов А.И. - М.: ООО «Недра-бизнесцентр», 2008г.

3. Справочник инженера по бурению. Булатов А.И. – М., «Недра», 2003г.

 

5.3Планы практических занятий

№/№ Содержание тем Объем, часы
  Расчёт обсадной колонны на прочность  
  Расчёт цементирования обсадной колонны  
Итого:  

Рекомендуемая литература:

1. Ю.М.Басарыгин, А.Н.Булатов, Ю.М. Проселков. Заканчивание скважин. Учебное пособие для ВУЗов. М., ООО «Недра-Бизнесцентр»,2003 г.

2. Техника и технология бурения нефтяных и газовых скважин. Булатов А.И. - М.: ООО «Недра-бизнесцентр», 2008г.

3. Справочник инженера по бурению. Булатов А.И. – М., «Недра», 2003г.

4. Расчёты при бурении глубоких скважин. Р.А. Ганджумян – М.: РГТРУ, 2007г.

5. Типовые задачи и расчёты в бурении. И.В. Элияшевский – М.: «Недра»,1982 г.

 

 

5.4Самостоятельная работа студентов

 

Код формируемой компетенции Тема Вид Форма Объем учебной работы (часов) Учебно-методические материалы
ПК-2 ПК-3 Требования к конструкции скважины и качеству крепи Углубленное изучение материала лекции СРС без участия преподавателя   1. Ю.М.Басарыгин, А.Н.Булатов, Ю.М. Проселков. Заканчивание скважин. Учебное пособие для ВУЗов. М., ООО «Недра-Бизнесцентр»,2003 г. 2. Техника и технология бурения нефтяных и газовых скважин. Булатов А.И. - М.: ООО «Недра-бизнесцентр», 2008г. 3. Справочник инженера по бурению. Булатов А.И. – М., «Недра», 2003г.
ПК-2 ПК-3 Прочностные и деформационные характеристики обсадных труб и их соединений Углубленное изучение материала лекции СРС без участия преподавателя   1. Ю.М.Басарыгин, А.Н.Булатов, Ю.М. Проселков. Заканчивание скважин. Учебное пособие для ВУЗов. М., ООО «Недра-Бизнесцентр»,2003 г. 2. Техника и технология бурения нефтяных и газовых скважин. Булатов А.И. - М.: ООО «Недра-бизнесцентр», 2008г. 3. Справочник инженера по бурению. Булатов А.И. – М., «Недра», 2003г.
ПК-2 ПК-3 Способы контроля качества обсадных труб и их соединений Подготовка к практическому занятию СРС без участия преподавателя   1. Ю.М.Басарыгин, А.Н.Булатов, Ю.М. Проселков. Заканчивание скважин. Учебное пособие для ВУЗов. М., ООО «Недра-Бизнесцентр»,2003 г. 2. Техника и технология бурения нефтяных и газовых скважин. Булатов А.И. - М.: ООО «Недра-бизнесцентр», 2008г. 3. Справочник инженера по бурению. Булатов А.И. – М., «Недра», 2003г.
ПК-2 ПК-3 Способы повышения герметичности резьбовых соединений обсадных труб Углубленное изучение материала лекции СРС без участия преподавателя   1. Ю.М.Басарыгин, А.Н.Булатов, Ю.М. Проселков. Заканчивание скважин. Учебное пособие для ВУЗов. М., ООО «Недра-Бизнесцентр»,2003 г. 2. Техника и технология бурения нефтяных и газовых скважин. Булатов А.И. - М.: ООО «Недра-бизнесцентр», 2008г. 3. Справочник инженера по бурению. Булатов А.И. – М., «Недра», 2003г.
ПК-2 ПК-3 Свойства цементных растворов и цементного камня, способы их регулирования Углубленное изучение материала лекции СРС без участия преподавателя   1. Ю.М.Басарыгин, А.Н.Булатов, Ю.М. Проселков. Заканчивание скважин. Учебное пособие для ВУЗов. М., ООО «Недра-Бизнесцентр»,2003 г. 2. Техника и технология бурения нефтяных и газовых скважин. Булатов А.И. - М.: ООО «Недра-бизнесцентр», 2008г. 3. Справочник инженера по бурению. Булатов А.И. – М., «Недра», 2003г.
ПК-2 ПК-3 Процесс твердения цементного раствора Углубленное изучение материала лекции СРС без участия преподавателя   1. Ю.М.Басарыгин, А.Н.Булатов, Ю.М. Проселков. Заканчивание скважин. Учебное пособие для ВУЗов. М., ООО «Недра-Бизнесцентр»,2003 г. 2. Техника и технология бурения нефтяных и газовых скважин. Булатов А.И. - М.: ООО «Недра-бизнесцентр», 2008г. 3. Справочник инженера по бурению. Булатов А.И. – М., «Недра», 2003г.
ПК-2 ПК-3 Коррозия цементного камня Углубленное изучение материала лекции СРС без участия преподавателя   1. Ю.М.Басарыгин, А.Н.Булатов, Ю.М. Проселков. Заканчивание скважин. Учебное пособие для ВУЗов. М., ООО «Недра-Бизнесцентр»,2003 г. 2. Техника и технология бурения нефтяных и газовых скважин. Булатов А.И. - М.: ООО «Недра-бизнесцентр», 2008г. 3. Справочник инженера по бурению. Булатов А.И. – М., «Недра», 2003г.
ПК-2 ПК-3 Специальные тампонажные материалы Подготовка к практическому занятию СРС без участия преподавателя   1. Ю.М.Басарыгин, А.Н.Булатов, Ю.М. Проселков. Заканчивание скважин. Учебное пособие для ВУЗов. М., ООО «Недра-Бизнесцентр»,2003 г. 2. Техника и технология бурения нефтяных и газовых скважин. Булатов А.И. - М.: ООО «Недра-бизнесцентр», 2008г. 3. Справочник инженера по бурению. Булатов А.И. – М., «Недра», 2003г.

 

График СРС

недели     формы контроля                                  
  ППЗ ПЛР ППЗ ПЛР ППЗ ПЛР ППЗ ПЛР РК ППЗ ПЛР ППЗ ПЛР ППЗ ПЛР ППЗ ПЛР РК

 

 

Условные обозначения:

УО-устный опрос

ПЛР- подготовка к лабораторной работе

ППЗ – подготовка к практическому занятию

РК – рубежный контроль

Образовательные технологии

 

Процесс организации познавательной деятельности студентов, обеспечивающий формирование заявленных компетенций, востребует разнообразия образовательных технологий.

При проведении занятий и организации самостоятельной работы студентов используются традиционные технологии сообщающего обучения, предполагающие передачу информации в готовом виде, формирование учебных умений по образцу:

Семинар / практикум – решение типовых упражнений, учебных задач по предложенному образцу.

 

Лабораторные работы - тренировка использования полученных знаний на практике.

 

7. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: