ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ ПОМОЩИ МАТЕРИ ПРИ ГРУДНОМ ВСКАРМЛИВАНИИ.




 

Матери желающие кормить своих младенцев грудью, часто полагаются на советы медицинских работников о грудном вскармливании. Поэтому знания медицинских работников и их отношение к этому вопросу могут повлиять на успех или неудачу грудного вскармливания.

Каждая медицинская сестра понимает и знает на практике, что все зависит от ребенка, состояния его здоровья, уровня развития и, особенно, от состояния матери, ее питания и, следовательно, от состава грудного молока.

Организационная работы медсестры поощрение и поддержка практики грудного вскармливания» позволит существенно повысить распространенность грудного вскармливания и тем самым дают возможность закладывать основы поддерживающие здоровье детей.

Медицинский персонал (акушерка, медицинская сестра) помогает матери начать грудное вскармливание в течение часа после рождения. Раннее прикладывание к груди не выполняет функции питания. Среднее количество молозива, поступающего к ребёнку, составляет около 2 мл. Однако даже это количество играет важную роль в стимуляции лактогенеза, обеспечении его успешности (длительности), в становлении иммунологической защиты снижении заболеваемости новорожденных, а также способствует лучшей и более быстрой адаптации новорожденных к условиям внеутробной жизни (в частности, более раннему заселению кишечника и кожи бифидобактериями и уменьшению длительности фазы транзиторного дисбактериоза кишечника).

Первое прикладывание новорожденного к груди матери в родильном доме осуществляется одновременно с процедурой кожного контакта после отдаления ребенка от матери и перевязки пуповины, обработки пуповинного остатка. Считается, что ранний телесный контакт ребенка с матерью («кожа к коже») в течение 30 мин после рождения и прикладывания к груди способствует более быстрому успокоению матери и исчезновению у неё стрессового гормонального фона, усилению чувства материнства, лучшей послеродовой инволюции матки, а такжестимулирует развитие психики ребенка и установление психологического контакта матери и ребенка, увеличивает число детей, вскармливаемых грудью до 4 мес. При удовлетворительном состоянии матери и ребенка оптимально положить полностью раздетого ребенка на живот обнаженной матери, и через некоторое время новорожденный приползет к груди матери и присосется к соску. Длительность первого кормления должна быть около 20 мин.

Противопоказанием для кормления грудью ребенка, в том числе и сцеженным молоком, могут быть некоторые заболевания ребенка и матери

 

Процесс кормления

Женщина, родившая впервые, может не знать точно, как прикладывать ребенка к груди, и тогда ей требуется помощь. Медицинская сестра, консультируя маму о правильном прикладывании ребенка к груди, контролирует, таким образом, процесс кормления.

Правильное прикладывание к груди

• Ребенок всем корпусом повернут к матери и прижат к ней.

• Лицо ребенка находится близко от груди.

• Его подбородок прикасается к груди

• Рот широко открыт.

• Нижняя губа вывернута наружу.

• Над верхней губой ребенка виден больший участок ареолы, чем под нижней губой.

• Ребенок делает медленные, глубокие сосательные движения

 

Неправильное прикладывание к груди

• Ребенок сосет или «жует» губами, деснами или языком только сосок.

• Рот открыт не широко и губа втянута.

• Губы и десна прижаты к соску, а не к околососковому кружку.

• Язык расположен не правильно, препятствуя проникновению соска в рот ребенка.

• Щеки втянуты.

Расположение тела ребенка

Слово «расположение» описывает, как тело ребенка располагается у материнского тела.

Правильное положение тела ребенка - это предпосылка правильного прикладывания рта.

1) Женщина должна сидеть удобно, с опорой за спиной, а не наклоняясь вперед. Важный принцип: подносите ребенка к груди, а не грудь к ребенку.

2) Ребенка нужно держать живот к животу, и тогда ему не надо будет поворачивать голову для кормления. Ребенка можно держать по диагонали, сбоку под рукой матери.

3) При прикладывании ребенка к груди его нос должен находиться на одном уровне с соском, при этом он отклоняет голову немного назад.

4) Мать может поддерживать ягодицы рукой. Голова лежит на материнском предплечье.

5) Если женщина чувствует необходимость поддерживать свою грудь, она может взять грудь снизу ладонью или просто положить руку всей ладонью на грудную клетку.

6) Ребенок сам должен придвинуться к груди, а не мать должна поднести грудь к нему. Следует избегать попыток вставить грудь в рот ребенка, как будто это бутылочка, так как это совершенно не принесет пользы.

7) При кормлении подбородок ребенка должен касаться груди матери.

При «классических» положениях при кормлении мать либо сидит прямо, поддерживая ребенка на коленях или бедрах, либо лежит с ребенком, который находится сбоку. Тем не менее существует много других положений кормления, и мать может попробовать любое из них.

Медицинская сестра поможет матери найти положения для кормления, которые наиболее удобны ей и ее ребенку. Горизонтальные положения позволяют ей отдохнуть во время кормления.

Сейчас точно известно, какие процессы происходят в организме женщины при кормлении грудью и как эти знания можно использовать для организации успешного вскармливания. Естественно, нельзя получить ответы на все вопросы, но если знать механизм кормления грудью, то можно определить, что происходит и почему.

Во время беременности гормональные изменения подготавливают молочную железу к выработке молока. Молочная железа развивается, грудь увеличивается. Во время сосания два гормона гипофиза стимулируют поступление молока в необходимом количестве и в нужное время. Первый гормон - пролактин - стимулирует выделение молока клетками молочной железы в ответ на стимуляцию ребенком соска. Пролактин подготавливает молоко для следующего кормления. Гипофиз выделяет больше пролактина ночью, поэтому ночное кормление поддерживает хорошее поступление молока. Пролактин подавляет активность яичников и препятствует наступлению новой беременности.

Второй гормон - окситоцин - также вырабатывается во время сосания груди. Он сокращает мышечные клетки и заставляет молоко выделяться в момент кормления. Рефлекс окситоцина более сложен, чем рефлекс пролактина. На него оказывают влияние мысли, чувства и эмоции матери. Если мать с любовью думает о своем ребенке, молоко прибывает хорошо, а ее волнения, сомнения уменьшают количества молока. Все это необходимо знать, чтобы суметь помочь матери советом.

В груди вырабатывается столько молока, сколько требует ребенок. Если мать хочет увеличить поступление молока, то лучший способ - кормить ребенка грудью дольше и чаще.

 

Всем кормящим матерям, вскоре после рождения ребенка, нужно освоить технику сцеживания. Своевременная помощь медицинской сестры (акушерки, врача-акушера-гинеколога) в организации сцеживания поможет матери сохранить грудное вскармливание. Предоставить информацию о различных видах молокоотсосов. Показать матери, как использовать и регулировать молокоотсос, и предоставить ей возможность самостоятельно решить вопрос о необходимости его применения.

 

Сцеживание грудного молока

Матери необходимо как можно раньше после родов начать сцеживание и производить его по 15-20 минут, по крайней мере, 7 раз в сутки. Можно помассировать грудь в направлении сосков за несколько минут до начала сцеживания, чтобы обеспечить ток молока.

Для усиления лактации показано сцеживать молоко, соблюдая специальную технику сцеживания.

1. Наклониться вперед и поддерживать грудь рукой.

2. Большой палец руки расположить на ореоле над соском, указательный и средний - под ареолой соска.

3. Несколько сдавить пальцами ареолу по направлению в сторону грудной клетки.

4. Осторожно нажать на молочные пазухи за соском, ниже ареолы.

5. Повторять эти движения до тех пор, пока молоко не начнет капать, а затем может брызнуть.

6. Передвигать пальцы вокруг ареолы, чтобы были задействованы все молочные пазухи.

7. Время от времени проводить массаж всей груди, мягко похлопывая по направлению к соску, проверяя твердость в груди.

8. Повторять движение до тех пор, пока грудь не станет мягкой.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В современных условиях большинство высших медицинских учебных заведений при подготовке медицинских сестер обращают внимание преимущественно на работу с больными людьми, тогда как подготовка к профилактической работе отходит на второй план. Для того, чтобы медсестры могли проводить пропаганду здорового образа жизни, нужно изменить подходы ко всем этапам учебного процесса. И медицинская сестра, которая получит необходимые знания еще в процессе обучения, сможет понять важность профилактической работы и консультировать и обучать пациентов ценить свое здоровье не тогда, когда оно уже потеряно, а гораздо раньше.

Органам государственного управления здравоохранением необходимо: содействовать разработке научно обоснованной системы валеологического воспитания населения; знакомить общественность с принципами превентивной медицины, в частности через повышение роли участковой медицинской сестры, которая поможет в осуществлении поисков рационального решения возникающих проблем. Оптимальная оценка состояния новорожденного, обеспечение физиологического начала жизни и раннего грудного вскармливания с соблюдением современных перинатальных подходов к ведению раннего неонатального периода и детей первого года - является основой формирования здоровья и физиологического развития ребенка в последующие годы жизни.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Базовая помощь новорожденному — международный опыт / [Под ред. Н.Н. Володина, Г.Т. Сухих]. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. — 208 с.

2. Бисярина В.П.. Детские болезни й уход за детьми. - М.: Медицина, 2010.-464с.

3. Воронцов А.В., Мазурин А.В. Справочник по детской диететике. - Л.:Медицина, 2013. - 416 с.

4. Воронцов И.М. Справочник по детской диететике. – Л.: Медицина, 1990. - 414 с.

5. Гребешева И.И. Организация лечебно-профилактической помощи детям. - М.-2012.

6. Интенсивная терапия в педиатрии. Практическое руководство / Под ред. В.А. Михельсона. — М., 2013.

7. Мазурин А.В.. Общий уход за детьми. - М. Медицина, 2014.- 224с.

8. Мазурин А.В. Учебное пособие по питанию здорового ребенка. – М.: Медицина, 2010. – 180 с.

9. Мазурин А.В., Воронцов И.М. Пропедевтика детских болезней. – М.: Медицина. –2012.- 432 с.

10. Мазурин А.В., Запруднов А.М., Григорьев К.И. Общий уход за детьми. - М.: Медицина, 2011. - 192 с.

11. Майданник В.Г. Педиатрия: учебник. — К., 2012.

12. Мощич П.С., Жарикова З.Н., Левченко Л.Н., Борисенко М.И. Диспансерное наблюдение здоровых детей в условиях поликлиники. М., 2000.

13. Неонатология /под ред. В.В. Гаврюшова, К.А.Сотниковой. - М.: Медицина, 2011.-336 с.

14. Педиатрия: пер. с англ. доп.// гл. pед. Н.Н.Володин, В.П.Булатов. - М.:ГЕОТАР, 2010. - с. 205-235.

15. Сестринское дело / под ред. А.Ф.Краснова - Самара: Перспектива, 2010 - 365с.

16. Стефани Д.В., Вельтищев Ю.Е. Иммунология и иммунопатология детского возраста. - М.: Медицина, 2013. - 383 с.

17. Студеникин М.Я., Ладодо К.С. Питание детей раннего возраста. - Л.: Медицина,2011. - 176 с.

18. 21. Шабалов Н.П. Неонатология/ Учебник для студентов педиатрических факультетов. - Санкт-Петербург: Специальная литература, 1997. - Т. 1. - 493с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: