Психология профессионального образования - междисциплинарная отрасль научного знания. Она тесно связана с общей, педагогической и возрастной психологией, психологией труда, психологией профессий, акмеологией.
Под профессией понимается род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования. Профессия также характеризуется как система знаний, умений и навыков, присущая определенному человеку.
Понятие «профессиональное образование» отождествляется со специальным образованием и может быть получено в профессионально-технических, средних и высших образовательных учреждениях. Профессиональное образование связано с получением определенных знаний и навыков по конкретной профессии и специальности. Таким образом, профессиональное образование осуществляет подготовку специалистов в образовательных заведениях начального, среднего и высшего профессионального образования, а также в процессе курсовой подготовки и послевузовского образования, образующих систему профессионального образования.
Предметом психологии профессионального образования является изучение психологических особенностей, закономерностей, механизмов и условий эффективности процессов профессионального обучения, воспитания и развития личности в процессе ее профессионального становления.
Психология профессионального образования изучает следующие проблемы:
§ основы психологии профессионального образования: становление психологии профобразования, предмет, задачи, структура курса, методология и методы исследования психологии профобразования;
§ возрастные особенности субъектов профессионального образования: периодизация; формирование познавательных процессов учащихся (профессионального восприятия, мышления, памяти, внимания), профессиональных способностей, черт личности, умений и навыков; возрастные психические и психофизиологические особенности студентов; дифференциально-психологические характеристики учащихся, которые необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания, и методы их диагностики;
|
§ психологические основы профессионального образования: психологическая структура учебной деятельности; личностно ориентированное, последипломное, социально-профессиональное воспитание, образовательно-ориентированная профессиография;
§ психологию деятельности и личности педагога профессионального образования: педагог как субъект профессионализации, личностно ориентированное педагогическое общение.
§ социально-психологические закономерности формирования студенческого коллектива; психологические аспекты педагогического общения и др.
К числу основных задач, стоящих перед психологией в учебно-профессиональной подготовке молодежи М. И. Дьяченко и Л. А. Кандыбович (1978) относят следующие:
1. Участие в разработке «модели» современного специалиста.
2. Проведение психологического анализа деятельности студентов, выявление психологических предпосылок повышения эффективности учебного процесса, учебно-профессионального воспитания и обучения.
3. Изучение психологии студенческого коллектива, его влияния на учение, общественную, научную и производственную деятельность студентов.
|
4. Выявление закономерностей формирования личности и профессионально важных качеств будущего специалиста (с учетом профиля образовательного учреждения, курса, возрастных и социальных особенностей).
5. Изучение психологии личности и труда преподавателя вуза, психологических основ его педагогического мастерства и творчества.
6. Исследование проблемы профориентации и профотбора.
7. Анализ процесса адаптации бывших школьников к профессиональному обучению, а выпускников – к условиям трудовой деятельности.
Вопросы для самопроверки к семинару 1:
- Назовите общенаучные принципы, которых придерживается психологическая наука.
- Раскройте тезис: «Психология профессионального образования изучает психику и психологические особенности деятельности субъектов образовательного учебно-профессионального процесса - студентов, преподавателей и руководителей образовательного учреждения».
- Какие феномены относятся к группам (раскройте каждую из них):
- психические процессы;
- психические свойства;
- психические состояния.
- Приведите примеры, характеризующие признаки психики по Ломову Б.Ф. – системность, целостность.
- Что является целью изучения психологии?
6. В чем заключается предмет, цели и задачи психологии профессионального образования?