Ход занятия
1. Роль огня в жизни люде й
Прежде чем я сообщу тему занятия, отгадайте загадку.
Он красив и ярко-красен.
Он дает тепло и свет.
Но он жгуч, горяч, опасен!
С ним шутить не надо, нет! (огонь)
-Ребята, как вы, наверное, догадались, темой нашего занятия будет роль огня в жизни человека и правила обращения с огнем.
С незапамятных времён научился человек добывать огонь. Люди превратили языки горячего пламени в своих друзей и помощников. Огонь – это тепло, свет, пища, защита. Он помогал людям освещать и отапливать жилище, готовить пищу, обороняться от диких зверей. Древние люди не имели спичек, и поэтому поклонялись огню, как божеству. В костер запрещалось бросать мусор и отходы. Это могло «оскорбить» огонь. Затем огонь научились получать, высекая искру ударом камень о камень.
- Можно огонь назвать другом человека? Назовите сферы применения огня. (Приготовление пищи, двигатели внутреннего сгорания (машины), плавка металлов, изготовление стекла и кирпича, обжиг керамических изделий, отопление жилища, теплоэлектростанции и многое другое).
Говорят, что огонь – друг человека. Без него не возможна жизнь на земле. С его помощью совершается много полезных дел.
Знают все: человек без огня,
Не живёт ни единого дня.
При огне, как при солнце светло!
При огне и зимою тепло!
Посмотрите, ребята, вокруг:
Нам огонь – повседневный друг!
Но когда мы небрежны с огнём,
Он становится нашим врагом.
- Когда огонь превращается в нашего врага?
При неосторожном обращении огонь нередко из верного друга превращается в беспощадного врага, который в считанные минуты уничтожает то, что создавалось долгими годами упорного труда. Он сметает всё на пути, и остановить его бывает трудно
|
С силой бушующего огня, с пожаром очень трудно справиться!
Загадки про причины возникновения пожара
- А в результате чего может возникнуть пожар?
Сейчас отгадаем загадки и еще раз повторим причины возникновения пожаров.
- Деревянные сестрички
В коробочке. Это …(Спички)
- Туристы в лагерь свой придут,
Его под вечер разведут,
Он будет долго полыхать,
Своим теплом их согревать. (Костер)
- Полено в топке полыхает
И «звезды» эти в нас бросает.
Одна горящая частица
Пожаром может обратиться. (Искра)
- Сперва блеск,
За блеском треск.
Раскаленная стрела
Дуб свалила у села. (Молния)
- И рубашки, и штанишки
Глажу я для вас, детишки,
Но запомните, друзья,
Что со мной играть нельзя! (Электроутюг)
- Есть на кухне агрегат,
Что еду готовить рад.
Чиркнем спичкой, и мгновенно
Огоньком взметнется пламя. (Плита)
- Вещество летучее это
С едким запахом и без цвета
Из конфорки на кухне струится,
Чиркнешь спичкой – враз загорится. (Газ)
- Емкость, что содержит газ,
Назовет мне кто из вас? (Газовый баллон)
- Она все спички победила,
В горючем газе ее сила.
Устала – надо заправлять,
Пылала, чтоб она опять. (Зажигалка)
- От огня горит и тает,
Помещенье освещает.
В пироге на день рожденье
Может быть как украшенье. (Свеча)
Вы правильно все отгадали, правильно назвали основные причины возникновения пожара. И я думаю, что всегда будете внимательно и осторожно обращаться с этими предметами потому, что самые главные виновники пожаров - люди, их забывчивость, озорство, невнимательность. Вы, надеюсь, в их число не входите. Давайте убедимся в этом, проведя игру на внимание «Это - я, это - я, это - все мои друзья».
|
Игра «Это - я, это - я, это - все мои друзья»
1. Кто задорный и веселый, 2. Кто поджёг траву у дома,
Верность правилам храня, Подпалил ненужный сор,
Бережёт и дом, и школу от огня? И сгорел гараж знакомых,
И строительный забор?
3. Кто соседской детворе, 4. Кто украдкой в уголке,
Объясняет во дворе, Жёг свечу на чердаке?
Что игра с огнём недаром Загорелся старый стол,
Завершается пожаром? Еле сам живой ушёл.
5. Это кто в кармане папы, 6. Кто пожарным помогает,
Спичек коробок нашел, Правила не нарушает,
И украдкой взял с собой? Кто пример для всех ребят
И помочь всем людям рад?
Знакомство с профессией пожарного
Но есть люди, чья профессия – побеждать огонь, спасая людей попавших в беду. Они бесстрашны, сильны, тренированны, самоотверженны.
Как же называют людей этой профессии? (Пожарные).
Много веков пожары тушили "всем миром". Колокольный звон извещал о пожаре, и жители соседних домов бежали помогать тушить огонь. Но испуганная толпа людей часто больше мешала тушению огня, чем помогала. В борьбе с огнем успешнее действует небольшая организованная группа специально обученных людей.
Как говорить правильно: «пожарный» или «пожарник»?
Современный словарь русского языка объясняет эти слова как синонимы, то есть слова, имеющие одинаковый смысл. Значит, можно говорить и пожарный, и пожарник. Ошибки не будет!
В давние времена дома на Руси строили из дерева.
Когда-то наша древняя столица Москва была деревянной и много раз страдала от пожаров. В России первая пожарная команда была организована в 1803 году по приказу императора Александра I. Когда в городе возникал пожар, пожарники звонили в огромный колокол – били в набат, созывая жителей на подмогу.
|
Строили в городах и высокие-превысокие башни – пожарные каланчи. День и ночь дежурили на башнях пожарные и внимательно смотрели – не видно ли в городе дыма или огня. Раньше здание пожарной части состояло из двух этажей. На втором этаже жили пожарные с семьями, на первом стояли повозки с бочками воды, баграми (крюками), лестницами. Но самое главное – это лошади. Самые лучшие, самые резвые.