Барьеры вербального общения




Каким прекрасным собеседником не получилось бы стать, нужно учитывать, что человеческая речь несовершенна. Вербальное общение – это взаимный обмен информацией, в котором всегда есть несколько преград. Смысл слов теряется, изменяется, неверно истолковывается, намеренно меняется и так далее. Все потому, что информация, исходящая из уст одного человека, приходя ко второму, преодолевает несколько барьеров.

Психолог Предраг Мицич в книге “Как проводить деловые беседы” описал схему такого поэтапного оскудения информации при вербальном общении.

Полная информация (все 100%), которую нужно передать собеседнику, содержится только в сознании говорящего. Внутренняя речь более разнообразна, богата и глубока, нежели внешняя, поэтому, уже во время преобразования ее во внешнюю речь, теряется 10% информации. Это и есть первый барьер вербального общения, который Мицич назвал “Пределом воображения”. Человек не может высказать все то, что хочет, посредством слов по причине их ограниченности (по сравнению с мыслями).

Второй барьер – “Барьер желания”. Даже идеально сформулированную про себя мысль не всегда удается высказать вслух так, как хочется в силу разных причин, как минимум, из-за того, что приходится подстраиваться под своего собеседника и учитывать ситуацию общения с ним. На этом этапе теряется еще 10% информации.

Из 80% высказанной информации слышит собеседник еще меньше – 70%, так как информация сталкивается со следующим барьером – “Технические несовершенства языка”: запинки, заминки, заикания, “проглатывание” окончаний слов, слишком быстрый темп, слова-“паразиты”, не понятные собеседнику слова и так далее. Все это ведет к ухудшению восприятия речи и непониманию ее смысла.

Четвертый барьер чисто психологический – “Барьер отношения”. То, что и как слышит один человек, внимая другому, зависит от его отношения к нему. Как правило, из 70% услышанной информации понимает собеседник только 60% именно по той причине, что к необходимости логически осмысливать услышанное, примешивается личное отношение к говорящему.

И наконец, последний барьер – “Объем запоминания”. Это не столько барьер непосредственно вербального общения, сколько человеческой памяти. В памяти в среднем остается примерно только 25-10% услышанной от другого человека информации.

Вот так из 100% информации, первоначально находившейся в сознании одного человека, другому передается лишь 10%.

Вот почему так важно максимально точно и полно передавать свою мысль, доносить ее четко и недвусмысленно, излагать ее в словах, понятных для собеседника, стараться чтобы он услышал, понял и запомнил сказанное.[5]

В условиях человеческой коммуникации могут возникать специфические коммуникативные барьеры:

I. Барьеры понимания:

1. фонетический (речь-скороговорка, много слов-паразитов)

2. семантические (вызваны различием в смыслах значений участников общения);

3. стилистический (несоответствие стилей общения);

4. логический (логика коммуникатора либо сложна, либо неверна, либо противоречит присущей рецепиенту манере доказательства).

II. Барьеры социально-культурных различий.

III. Барьер отношения (неприязнь, недоверие к коммуникатору распространяется на передаваемую им информацию)[6].

 

Преодоление барьеров

1. Краткость — сестра таланта

«Где мало слов, там вес они имеют». Эти слова при­надлежат Шекспиру.Для восприятия смысла слова человеку нужно обычно не более 1 секунды, а если слово редко встречающее­ся— 3—5 секунд. Для полного понимания вопроса не­обходимо не менее 14—15 секунд. При некотором на­выке человек схватывает смысл речи со скоростью 60—70 слов в минуту.

Чтобы слушать, нужны волевые усилия. Однако куда проще утешить себя словами: «Ничего интересного не услышу». Мы сразу же делаем такой вывод, ибо он из­бавляет нас от волевых усилий, необходимых для слу­шания.

Говорящему нужно помнить это и, во-первых, стараться заинтересовать собеседника уже первыми сво­ими словами, а во-вторых, быть кратким.

Однако, чтобы быть скупым на слова, нужно в пол­ной мере понимать, что хочешь сказать. Но это дости­гается долгим и упорным размышлением. Так, например, Всего лишь две минуты длилась речь американского президента Авраама Линкольна, произнесенная 19 но­ября 1863 года при освящении кладбища павших в Граж­данской войне. Однако слова этой речи часто цитиру­ют: «Эта нация, подчиняясь Богу, возродится к новой свободе. Цель: власть народа, с помощью народа и для народа!».

Многословие равнозначно скуке. Скучного оратора не ценили никогда и нигде. Один аргентинский политик вызвал на дуэль врача: он уз­нал, что медик прописывал своим пациентам его речи в качестве снотворного.

Рекордсменом многословия среди президентов США стал У.Г. Гаррисон. Оратор без шляпы и пальто, не­смотря на метель, говорил при вступлении в долж­ность в мартовский день 1841 года почти два часа, по­миная Древний Рим, Древнюю Грецию и Египет. В его речи насчитали восемь с половиной тысяч слов. Через 30 дней Гаррисон стал первым американским прези­дентом, скончавшимся при исполнении обязанностей. Он умер от пневмонии, первопричиной которой стала простуда во время упомянутой речи[7].

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: