Права граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций




Государственное казенное учреждение

Ростовской области «Учебно-методический центр

По гражданской обороне и чрезвычайным

Ситуациям Ростовской области»

(ГКУ РО «УМЦ по ГОЧС»)

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

 

По теме № 5

 

 

«Обязанности граждан в области ГО и защиты населения и территорий от ЧС»

 

 

 

 

г. Ростов-на-Дону

 


ВВЕДЕНИЕ

Большое количество ежегодно возникающих чрезвычайных ситуаций, сопровождаемых значительными людскими и материальными потерями, сохраняющаяся опасность возникновения войн и вооруженных конфликтов повышают актуальность защиты населения и территорий в настоящее время. Поэтому решение новых задач, возложенных на единую систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и на гражданскую оборону (ГО), невозможно без создания и обеспечения функционирования целостной, эффективной и гибкой системы управления, позволяющей проводить единую государственную политику в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защиты жизни и здоровья людей. Причем, чем сложнее задачи - тем выше требования к системе управления.

Опыт ликвидации ЧС свидетельствует о большой роли, которую играет эффективная, стройная система реагирования на возникающие аварии, катастрофы и стихийные бедствия, готовность граждан к действиям в ЧС. Эффективность работы по предупреждению и ликвидации ЧС в полной мере зависит от деятельности должностных лиц и органов управления РСЧС, всех граждан страны, их знание и понимание своих прав и обязанностей в области ГО и защиты населения и территорий от ЧС в соответствии с законодательством РФ. В связи с этим в условиях сложной социально-политической и экономической обстановке в стране требуется не допустить снижения готовности всего населения страны выполнять эти обязанности при решении возложенных на них задач.


1-й учебный вопрос: «Обязанности граждан в области ГО и защиты населения и территорий от ЧС в соответствии с федеральными законами «О ГО» и «Защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера»

Обязанность представляет собой меру должного, необходимого поведения субъекта в соответствии с требованиями законодательства или других правовых актов.

Права и обязанности граждан Российской Федерации в области гражданской обороны (10 статья Закона РФ от 12.02. 1998г. № 28 ФЗ):

 

Граждане Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:

проходят подготовку в области гражданской обороны;

принимают участие в проведении других мероприятий по гражданской обороне;

оказывают содействие органам государственной власти и организациям в решении задач в области гражданской обороны.

 

С одной стороны, все части статьи можно назвать правами граждан, поскольку реализация этих правомочий осуществляется в интересах самих граждан, однако, с другой стороны, участие в мероприятиях по гражданской обороне, как правило, трансформируется в обязанность.

Поэтому будем рассматривать права и обязанности как единое целое.

Первым правом - обязанностью населения является прохождение обучения в области гражданской обороны. Обучение регламентируется Положением об организации обучения населения в области гражданской обороны.

Законодатель разделил всех обучаемых граждан на несколько групп:

- руководители федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главы муниципальных образований, главы местных администраций и руководители организаций;

- должностные лица гражданской обороны, руководители и работники органов, осуществляющих управление гражданской обороной, преподаватели соответствующих учебных курсов учреждений общего и профессионального образования;

- личный состав формирований и служб;

- работающее население;

- обучающиеся образовательных учреждений, за исключением дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей;

- неработающее население.

Кроме того, определенную роль в подготовке населения в области гражданской обороны играет и Положение о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (утв. Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 2003 г. N 547).

В зависимости от принадлежности лица к определенной группе используются различные формы обучения, изложенные в приложении к вышеуказанному Положению.

Само обучение образует единую систему. Оно проводится в образовательных учреждениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования федеральных органов исполнительной власти и организаций, в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации, в иных образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, на курсах гражданской обороны муниципальных образований, по месту работы, учебы и месту жительства граждан.

Положение определяет группы населения, проходящие обязательную подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также основные задачи и формы обучения населения действиям в чрезвычайных ситуациях. Положение выделяет следующие основные задачи при подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций:

- обучение населения правилам поведения, основным способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, приемам оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правилам пользования средствами индивидуальной и коллективной защиты;

- выработка у руководителей органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций навыков управления силами и средствами, входящими в состав единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- совершенствование практических навыков руководителей органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, а также председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям в организации и проведении мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;

- практическое усвоение уполномоченными работниками в ходе учений и тренировок порядка действий при различных режимах функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

3. Следующее правомочие в Законе конкретно не регламентировано. Исходя из буквального толкования нормы, можно считать возможным участие (или привлечение) граждан в любых (не секретным и безопасным) мероприятиях в области гражданской обороны: участие граждан в различных конференциях, семинарах, форумах и круглых столах, различных учениях и тренировках, сборах и т. д., а при необходимости и мероприятиях согласно Плана ГО организации (ОМС).

4. Граждане должны оказывать содействие государственным органам, органам местного самоуправления и организациям при решении ими задач в области гражданской обороны.

Оказываемое содействие можно условно разделить на активное и пассивное. К активному можно отнести принятие гражданами непосредственного участия в решении задач в области гражданской обороны: например, участие их в гражданских организациях гражданской обороны, внештатных аварийно-спасательных командах, оказание помощи пострадавшим и др. пассивное участие является опосредованным и может проявляться в виде предоставления гражданами при необходимости различных ресурсов: информации, медикаментов, транспорта и т.д.

5. Поскольку гражданская оборона направлена на защиту населения не только в случае вооруженных конфликтов, но и при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, необходимо отметить также права и обязанности граждан, указанные в главе IV Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

Права граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

(ФЗ от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ)

1. Граждане Российской Федерации имеют право на:
- защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
- быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;
- обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах;

- участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;
- на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;
- на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;
- на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка;
- на получение бесплатной юридической помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

 

Закона определяет содержание основных элементов правового статуса гражданина РФ в области чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, т.е. права и обязанности указанных лиц. Следует отметить, что по смыслу ст. ст. 18 и 19 Закона, согласно буквальному толкованию, права и обязанности в области защиты от чрезвычайных ситуаций, приведенные в указанных статьях, касаются лишь граждан Российской Федерации и не распространяются на иностранных граждан и лиц без гражданства.

Представляется, что данный подход не является обоснованным. Нормы ст. ст. 18 и 19 Закона необходимо толковать расширительно, что позволит распространить их положения в том числе и на иностранных граждан и лиц без гражданства, если приведенные в комментируемой статье права по своему содержанию не могут быть адресованы исключительно гражданам Российской Федерации.

В соответствии с указанным подходом комментируемый Закон распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, объединяемых понятием "население Российской Федерации". Соответственно, на иностранных граждан и лиц без гражданства распространяются те положения комментируемого Закона, в которых говорится о населении Российской Федерации. Если речь идет о гражданах Российской Федерации, данные нормы на иностранных граждан и лиц без гражданства не распространяются.

2. В соответствии с положениями п. 1 комментируемой статьи граждане Российской Федерации наделяются следующими правами:

1) на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Данное право вытекает из конституционных положений, гарантирующих право на жизнь (ст. 20 Конституции РФ), защиту здоровья (ст. 41 Конституции РФ), защиту собственности граждан (ст. 35 Конституции РФ). В этой связи государство должно обеспечить защиту жизни, здоровья и личного имущества граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации в случае возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

2) в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Данное право корреспондирует с положениями ст. 2 ФЗ "О гражданской обороне", в которой устанавливается задача органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций предоставить населению средства индивидуальной и коллективной защиты.

В соответствии с п. 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2007 г. N 804, основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению средств индивидуальной и коллективной защиты, являются:

- строительство, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем;

- приспособление в мирное время и при приведении гражданской обороны в готовность к ее ведению и в ходе ее ведения в военное время заглубленных помещений и других сооружений подземного пространства для укрытия населения;

- подготовка в мирное время и строительство при приведении гражданской обороны в готовность к ее ведению и в ходе ее ведения в военное время быстровозводимых защитных сооружений гражданской обороны с упрощенным внутренним оборудованием и укрытий простейшего типа;

- обеспечение укрытия населения в защитных сооружениях гражданской обороны;

- накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты населения;

- обеспечение выдачи населению средств индивидуальной защиты и предоставления средств коллективной защиты в установленные сроки;

- приспособление в мирное время метрополитенов для укрытия населения с учетом опасностей мирного и военного времени, наличия защитных сооружений гражданской обороны и планируемых мероприятий по гражданской обороне и защите населения;

3) быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности. В соответствии с п. 4.7 Административного регламента МЧС России по организации информирования населения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях и пожарах результатом действия по информированию населения через средства массовой информации о чрезвычайных ситуациях и пожарах, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты является доведение соответствующей информации через средства массовой информации, а также организация реализации соответствующих возникшей обстановке защитных мер. Данные положения свидетельствуют, что обязанность информирования населения о риске, которому оно может подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности возлагается на органы МЧС России.

Указанное право граждан РФ может конкретизироваться в нормативных правовых актах субъектов РФ.

Пример: п. 4 ч. 1 ст. 18 Закона Республики Саха (Якутия) от 16 июня 2005 г. 252-З N 511-III "О защите населения и территорий республики от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" установлено, что граждане Российской Федерации, проживающие на территории Республики Саха (Якутия), в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций имеют право быть информированными о риске, которому они могут подвергаться в определенных местах пребывания на территории Республики Саха (Якутия), и о мерах необходимой безопасности. Признавая приведенную норму регионального акта недействующей, суд посчитал, что она вступает в противоречие с абз. 4 ч. 1 ст. 18 Закона, согласно которому граждане Российской Федерации имеют право быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности. Верховный Суд РФ счел, что с данным выводом суда нельзя согласиться. Оспариваемое Постановление имеет ограниченную территорию действия. Согласно преамбуле акт устанавливает организационно-правовые нормы в области защиты граждан, проживающих или находящихся на территории Республики Саха (Якутия), окружающей среды, в том числе земельного, водного, воздушного пространства, в пределах Республики Саха (Якутия) или ее части, а также имущества, включая домашний скот, объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В связи с этим права и интересы граждан, находящихся за пределами республики в других регионах страны, не ущемляются, так как информация о рисках в других субъектах РФ передается через федеральные средства массовой информации: телевидение, печатные, Интернет и так далее

4) обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах. Данное право вытекает из положений Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", в ст. 2 которого предусматривается положение о том, что граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и к их должностным лицам.

К числу ведомственных актов, регулирующих порядок работы с обращениями граждан в системе МЧС России, следует отнести Приказ МЧС России от 31 марта 2015 г. N 145 "Об утверждении Инструкции по работе с обращениями граждан в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий". Указанный нормативный правовой акт определяет правила приема, регистрации, рассмотрения и хранения обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, объединений граждан, в том числе юридических лиц, контроля за соблюдением порядка рассмотрения обращений граждан, анализа состояния работы с обращениями граждан, организации и осуществления личного приема граждан в центральном аппарате МЧС России, в территориальных органах - региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам РФ, спасательных воинских формированиях МЧС России, подразделениях федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, аварийно-спасательных и поисково-спасательных формированиях, военизированных горноспасательных частях, образовательных, научных, медицинских, санаторно-курортных и иных учреждениях и организациях, находящихся в ведении МЧС России;

5) участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций - данное право корреспондирует с положениями ст. 15 комментируемого Закона (см. комментарий к указанной статье);

6) на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, - данное право реализуется гражданами, здоровью и имуществу которых в результате чрезвычайной ситуации причинен ущерб, в том числе лишившимися жилого помещения.

В настоящее время правовое регулирование реализации данного права осуществляется:

- Постановлением Правительства РФ от 7 июня 1995 г. N 561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями";

- Постановлением Правительства РФ от 9 октября 1995 г. N 982 "Об утверждении Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями";

- Порядком и условиями выдачи государственных жилищных сертификатов (во исполнение Постановления Правительства РФ от 7 июня 1995 г. N 561), утвержденными МЧС России, Министром строительства РФ, Министром финансов РФ 10 июля 1995 г.;

- Постановлением Правительства РФ от 15 февраля 2014 г. N 110 "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий".

Дела о признании за гражданами, лишившимися жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, права на получение государственного жилищного сертификата, реализацию выданного государственного жилищного сертификата подлежат разрешению в порядке искового производства.

Право на получение государственного жилищного сертификата имеют лица, являвшиеся гражданами Российской Федерации на момент чрезвычайной ситуации, в результате которой они лишились жилого помещения.

Пример: решением городского суда, оставленным без изменения определением суда второй инстанции, И. было отказано в удовлетворении иска к правительству области, администрации городского округа о признании права на получение государственного жилищного сертификата и в возложении обязанности включить в список граждан, лишившихся жилья в результате землетрясения. Причиной отказа явилось то, что И. не имела гражданства РФ. В сентябре 2011 года И. получила гражданство РФ и вновь обратилась в администрацию городского округа с заявлением о включении ее в список граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата, в чем ей было отказано.

Руководствуясь п. 1 ст. 18 комментируемого Закона и п. 1 Постановления Правительства РФ от 7 июня 1995 г. N 561, суд пришел к обоснованному выводу о том, что государством гарантируется предоставление государственного жилищного сертификата лишь гражданам Российской Федерации, которые постоянно проживали в жилом помещении и лишились его в результате стихийного бедствия. При этом суд указал, что получение гражданства РФ впоследствии не свидетельствует о возникновении права на получение государственного жилищного сертификата.

Право на получение государственного жилищного сертификата и, следовательно, выделение государством помощи в связи с утратой жилого помещения имеют граждане Российской Федерации при одновременном наличии следующих условий:

- постоянного проживания на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия в утраченном жилом помещении;

- регистрации на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия в утраченном жилом помещении;

- утраты единственного жилого помещения в результате стихийного бедствия.

Проживание граждан в жилом помещении, утраченном собственником в результате чрезвычайной ситуации, само по себе не свидетельствует о том, что они являются членами семьи собственника данного жилого помещения, и о возникновении у них права на получение государственного жилищного сертификата. Разрешая споры о признании права на получение государственного жилищного сертификата, суды выясняли причины, в силу которых граждане - собственник жилого помещения или члены его семьи - не были зарегистрированы или отсутствовали в утраченном жилом помещении на момент стихийного бедствия. В случае признания таких причин уважительными (например, прохождение службы по призыву) суды удовлетворяли исковые заявления о признании права на получение государственного жилищного сертификата и включении в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате стихийного бедствия. При этом временное отсутствие гражданина в жилом помещении, утраченном в результате стихийного бедствия (например, обучение в высшем учебном заведении с проживанием в общежитии), не лишает его права на получение государственного жилищного сертификата.

Реализация гражданином права на получение государственного жилищного сертификата носит заявительный характер. При несоблюдении указанного порядка граждане не включаются в списки граждан, лишившихся жилых помещений в результате стихийных бедствий. Однако это не рассматривается судами в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении исковых заявлений таких лиц о признании права на получение государственного жилищного сертификата и включении в списки граждан, имеющих право на его получение. В данном случае выясняется вопрос об уважительности причин, препятствовавших гражданам обратиться в органы исполнительной власти с заявлением или представить к данному заявлению все необходимые документы. Например, уважительной причиной может быть непредставление паспорта гражданина РФ в связи с его заменой.

Также Верховный Суд РФ обращает внимание, что выделение государственного жилищного сертификата гражданину, уже получившему безвозмездную субсидию в связи с утратой жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, действующим законодательством не предусмотрено.

Целями социальной защиты граждан Российской Федерации в данном случае является оказание помощи лицам, лишившимся жилых помещений ввиду чрезвычайной ситуации, в судебной практике обращается внимание, что они не направлены на полное восстановление или улучшение жилищных условий пострадавших граждан.

Пример: Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ установила, что согласно нормам федерального и краевого законодательства меры социальной поддержки в связи с утратой жилого помещения вследствие чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013 года, были предоставлены собственнику жилого помещения Ш. и члену его семьи Ш. в форме предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилья. Признание судебными инстанциями за А. (внуком Ш.) права на получение мер социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилья противоречит правовой природе социальной поддержки и конституционно значимым целям социальной защиты, которые в данном случае направлены на оказание помощи лицам, лишившимся жилых помещений ввиду чрезвычайной ситуации, и не направлены на полное восстановление или улучшение жилищных условий пострадавших граждан. Судами первой и апелляционной инстанций при разрешении спора не учтено, что в отношении детей, родившихся после введения режима чрезвычайной ситуации, законодательством Хабаровского края предусмотрены иные меры социальной поддержки (см. Верховного Суда РФ от 17 августа 2015 г. N 58-КГ15-6).

Также следует отметить, что в судебной практике возникали споры, связанные с определением круга лиц, имеющих право на возмещение им ущерба вследствие гибели члена семьи во время чрезвычайной ситуации.

Пример: решением Краснодарского краевого суда от 25 октября 2012 г. было оставлено без удовлетворения заявление об оспаривании отдельных положений Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 7 июля 2012 г. N 816 и Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 11 июля 2012 г. N 819. Приведенные правовые акты главы администрации (губернатора) Краснодарского края включили в круг лиц, имеющих право на получение пособия на погибшего в связи с чрезвычайной ситуацией лица, супруга (супругу), детей, родителей и лиц, находившихся на иждивении. Истица просила включить в указанный круг лиц также брата (сестру) погибшего в связи с чрезвычайной ситуацией. Судебная коллегия Верховного Суда РФ в указанной связи отметила, что законодатель в зависимости от целей правового регулирования наделяет понятие "семья" различным юридическим содержанием. Универсальное понятие, содержащееся в ст. 2 СК РФ, относит к членам семьи супругов, родителей и детей (усыновителей, усыновленных). Федеральное законодательство по предмету регулирования - оказанию единовременной помощи в чрезвычайных ситуациях - понятия семьи (членов семьи, которым может быть оказана единовременная помощь в случае гибели гражданина) не содержит. По смыслу правового регулирования в оспариваемых нормативных правовых актах единовременное пособие выплачивается в связи с гибелью члена семьи определенной степени родства, такая выплата не связывается с фактом совместного либо раздельного проживания, ведения совместного хозяйства. Критерий определенной степени родства при установлении круга получателей единовременного пособия в связи со смертью гражданина в регулировании рассматриваемых правоотношений выбран законодателем субъекта сообразно целям правового регулирования и не противоречит регулированию данного круга правоотношений на федеральном уровне. Ссылка заявителей на иные федеральные акты, содержащие иное определение семьи, правильно не принята судом во внимание, поскольку и ЖК РФ, и Федеральный закон от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" приняты для иных целей правового регулирования. В этой связи суд правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований, что подтвердил Верховный Суд РФ (см. Определение Верховного Суда РФ от 13 марта 2013 г. N 18-АПГ13-1);

7) на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций - указанные права реализуются гражданами Российской Федерации на основании специально принимаемого правового акта Президента РФ, Правительства РФ, органа исполнительной власти субъекта РФ по конкретной чрезвычайной ситуации. Финансирование реализации перечисленных прав граждан, восстановления разрушенных при чрезвычайных ситуациях объектов в случае, если вводилось чрезвычайное положение, осуществляется за счет федерального бюджета или бюджета субъекта РФ;

8) на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15 августа 2002 г. N 601 "О порядке учета лиц, участвовавших в обеспечении режима чрезвычайного положения, на которых распространяются дополнительные гарантии и компенсации" поименный учет сотрудников органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, органов федеральной службы безопасности, военнослужащих внутренних войск, органов по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, а также иных лиц, участвовавших в обеспечении режима чрезвычайного положения, на которых распространяются дополнительные гарантии и компенсации, и определение срока их участия в обеспечении режима чрезвычайного положения осуществляются на основании приказов начальников указанных органов, командиров воинских частей и руководителей органов и организаций, привлекаемых для обеспечения режима чрезвычайного положения, в которых эти сотрудники, военнослужащие и иные лица проходят службу (работают).

Оказание медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях осуществляется Всероссийской службой медицины катастроф в порядке, установленном Министерством здравоохранения РФ, в соответствии с нормами Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам РФ за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РФ в соответствии с п. 2 комментируемой статьи;

9) на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья. Данное право приравнивает пенсионное обеспечение в случае получения увечья в результате чрезвычайной ситуации к увечью, полученному при осуществлении трудовой деятельности.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по инвалидности имеют граждане из числа застрахованных лиц, признанные инвалидами I, II или III группы. Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Страховая пенсия по инвалидности устанавливается независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой и (или) иной деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф, а также нетрудоспособные члены их семей имеют право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению;

10) на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в по



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: