Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций




Виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создании условий и предпосылок к возникновению чрезвычайных ситуаций, непринятии мер по защите жизни и сохранению здоровья людей и других противоправных действиях должностные лица и граждане Российской Федерации несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность, а организации - административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

 

Комментарий к статье 28

 

1. Комментируемая статья устанавливает юридическую ответственность за нарушения федеральных законов РФ, иных подзаконных нормативно-правовых актов РФ, законов субъектов РФ и подзаконных нормативно-правовых актов органов исполнительной власти субъектов РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. При этом законодатель дифференцирует виды юридической ответственности в зависимости от субъекта юридической ответственности:

- на должностных лиц и граждан РФ (иностранных граждан и лиц без гражданства (см. п. 1 комментария к ст. 18)) возлагается дисциплинарная, административная, гражданско-правовая и уголовная ответственность;

- на юридических лиц, т.е. организации различной организационно-правовой формы и формы собственности, возлагается административная и гражданско-правовая ответственность.

Комментируемая статья определяет содержание субъективной и объективной стороны состава правонарушения, являющегося юридическим основанием возникновения тех или иных видов юридической ответственности, указанных выше.

Объективными признаками состава правонарушения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера являются:

- невыполнение или недобросовестное выполнение законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- непринятие мер по защите жизни и сохранению здоровья людей в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- совершение других противоправных действий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Субъективным признаком состава правонарушения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является виновность его совершения. При этом вина может быть в двух формах: умысла и неосторожности. Правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично. Правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Следует признать, что характеристика юридической ответственности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в комментируемой норме, во-первых, является общей для всех видов ответственности, во-вторых, имеет бланкетный характер, т.е. ориентирует на нормы иных законодательных актов, устанавливающих дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность указанных выше субъектов.

2. Административная ответственность за совершение административного правонарушения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера возлагается на должностных лиц и граждан Российской Федерации (иностранных граждан и лиц без гражданства) и юридических лиц. Данные субъекты должны отвечать требованиям ст. ст. 2.3 - 2.6, 2.8 и ст. 2.10 КоАП РФ.

2.1. Административную ответственность за невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций предусматривает ст. 20.6 КоАП РФ.

Родовым объектом состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.6 КоАП РФ, являются общественные отношения, возникающие в сфере охраны общественного порядка и общественной безопасности.

Непосредственным объектом приведенного состава административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением административно-правового режима чрезвычайной ситуации, установленного комментируемым Законом.

Объективная сторона состава административного правонарушения, закрепленная в ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, заключается в совершении противоправного деяния, выразившегося в невыполнении установленных комментируемым Законом обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера. Объективная сторона состава выражается также в невыполнении требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения.

Объективная сторона состава административного правонарушения, закрепленная в ч. 2 ст. 20.6 КоАП РФ, заключается в непринятии мер по обеспечению готовности сил и средств, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а равно несвоевременном направлении в зону чрезвычайной ситуации сил и средств, предусмотренных утвержденным в установленном порядке планом ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Субъектами административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, являются должностные лица и юридические лица (включая индивидуальных предпринимателей). Субъектами административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.6 КоАП РФ, являются исключительно должностные лица.

Субъективной стороной состава данного административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.6 КоАП РФ, является совершение указанного выше противоправного деяния с умышленной и неосторожной формами вины (см. ст. 2.2 КоАП РФ).

Пример: М. обратился в Верховный Суд РФ с надзорной жалобой, в которой просил об отмене судебных актов, вынесенных в отношении администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ. Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы М. позволило Верховному Суду РФ сделать вывод об отсутствии оснований для удовлетворения данной жалобы и правильной квалификации дела по ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, при проведении проверки было установлено, что администрацией Бокситогорского муниципального района Ленинградской области не выполнены установленные требования в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в области предупреждения чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения населения, а также готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения, а именно: не обеспечено своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, не осуществляется комплексное использование средств единой сети электросвязи РФ, сетей и средств радиопроводного и телевизионного вещания и других технических средств передачи информации при возникновении чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера. Соответствующие требования предусмотрены п. "в" ч. 2 ст. 11 комментируемого Закона и п. 15.2 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС России от 14 ноября 2008 г. N 687.

Законодательство Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, невыполнение требований которого влечет ответственность в соответствии с положениями комментируемой статьи, включает в себя не только комментируемый Закон, но и иные федеральные законы и подзаконные нормативные правовые акты РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Таким образом, к административной ответственности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций также относится ответственность, наступающая в соответствии с иными статьями КоАП РФ.

2.2. Статья 20.5 КоАП РФ предусматривает наступление административной ответственности за нарушение требований режима чрезвычайного положения. В соответствии со ст. 3 ФКЗ "О чрезвычайном положении" чрезвычайное положение вводится при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю РФ и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам относятся в том числе чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Родовым объектом состава данного административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере охраны общественного порядка и общественной безопасности.

Непосредственным объектом приведенного состава административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением административно-правового режима чрезвычайного положения, установленного ФКЗ "О чрезвычайном положении".

Объективная сторона состава административного правонарушения, закрепленная в ст. 20.5 КоАП РФ, заключается в совершении противоправного деяния, выразившегося в нарушении требований режима чрезвычайного положения (за исключением нарушения правил комендантского часа). Режим чрезвычайного положения устанавливается ФКЗ "О чрезвычайном положении" и предусматривает особый режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий ограничение прав и свобод прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей. Нарушение режимных правил чрезвычайного положения образует объективную сторону рассматриваемого состава административного правонарушения.

Субъектами административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.5 КоАП РФ, являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства и юридические лица.

Субъективной стороной данного состава административного правонарушения является совершение указанного выше противоправного деяния с умышленной и неосторожной формами вины (см. ст. 2.2 КоАП РФ).

2.3. Статья 20.7 КоАП РФ предусматривает наступление административной ответственности за невыполнение требований и мероприятий в области гражданской обороны.

Родовым объектом состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.7 КоАП РФ, являются общественные отношения, возникающие в сфере охраны общественного порядка и общественной безопасности, как и в предыдущих составах административных правонарушений.

Непосредственным объектом указанного состава административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением требований и мероприятий в области гражданской обороны, установленных ФЗ "О гражданской обороне".

Объективная сторона состава административного правонарушения, закрепленная в ст. 20.5 КоАП РФ, характеризуется действиями либо бездействием, связанным с нарушением соответствующих правил осуществления мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. В соответствии с ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ противоправный характер действий должен выражаться в невыполнении установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны. В соответствии с ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ объективная сторона данного состава административного правонарушения выражается в невыполнении мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Пример: Судебная коллегия Верховного Суда РФ со ссылкой на комментируемый Закон и ФЗ "О гражданской обороне" отметила, что выявленные в ходе государственного надзора нарушения требований законодательства в области защиты территории и населения от чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ. К таким нарушениям относятся, в частности, следующие:

- отсутствует распорядительный документ руководителя о назначении специалиста, уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны, а также его функциональные обязанности и должностная инструкция;

- отсутствует свидетельство о проведении обучения руководителя организации и специалиста, уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны;

- отсутствует распорядительный документ, определяющий порядок создания и содержания резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- отсутствует распорядительный документ, определяющий порядок создания и содержания резервов финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- отсутствуют распорядительный документ руководителя о создании эвакуационной (эвакоприемной) комиссии, положение об эвакуационной комиссии, утвержденное соответствующим руководителем гражданской обороны, и план эвакуации;

- отсутствуют ордера на занятие жилых и нежилых зданий (помещений);

- не осуществляется накопление и хранение средств индивидуальной защиты для обеспечения работников организации.

Субъектами административного правонарушения, предусмотренного ч. ч. 1 и 2 ст. 20.7 КоАП РФ, являются должностные лица и юридические лица (включая индивидуальных предпринимателей).

Субъективной стороной данного состава административного правонарушения, предусмотренного ч. ч. 1 и 2 ст. 20.7 КоАП РФ, является совершение указанного выше противоправного деяния с умышленной и неосторожной формами вины (см. ст. 2.2 КоАП РФ).

2.4. Кроме указанных составов, КоАП РФ содержит и иные составы административных правонарушений, посягающих на общественные отношения в области защиты территории и населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, например, ст. 5.39 КоАП РФ "Отказ в предоставлении информации" (см. п. 4 комментария к ст. 6).

Зачастую несоблюдение требования законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выразившееся в конкретном деянии (действии, бездействии), влечет за собой наступление административной ответственности сразу по нескольким составам.

Пример: на основании распоряжений Главного государственного инспектора Республики Бурятия по пожарному надзору должностным лицом отдела государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера УНД ГУ МЧС России по Республике Бурятия была проведена плановая выездная проверка в отношении ОАО "УУППО", в ходе которой выявлен факт невыполнения обществом обязательных требований по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также требований и мероприятий в области гражданской обороны.

В частности, в обществе не осуществляются подготовка и содержание в готовности необходимых сил и средств защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, не проводится обучение работников способам защиты и действиям в этих ситуациях, программы обучения разработаны с нарушениями (п. "в" ст. 14 комментируемого Закона); не обучены (созданы) органы повседневного управления, а именно личный состав дежурно-диспетчерской службы организации (п. 11 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций); не осуществляются мероприятия по предоставлению работникам ОАО "УУППО" убежищ, подготовка личного состава групп (звеньев) по обслуживанию защитного сооружения гражданской обороны, обучение рабочих и служащих правилам пользования защитными сооружениями гражданской обороны в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени, отсутствует убежище для защиты работников наибольшей работающей смены организации (п. 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2007 г. N 804). В связи с выявленными нарушениями были составлены протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 20.6, ч. ч. 1 и 2 ст. 20.7 КоАП РФ.

Таким образом, совершенное деяние образует составы административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 20.6, ч. ч. 1 и 2 ст. 20.7 КоАП РФ (см. Постановление Верховного Суда РФ от 22 мая 2015 г. N 73-АД15-4).

3. Дисциплинарная ответственность за нарушение законодательства в области защиты территории и населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера устанавливается ТК РФ и Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Следует отметить, что приведенные законодательные акты являются основными законами, регулирующими дисциплинарную ответственность. Однако вопросы дисциплинарной ответственности работников предприятия, учреждений и организаций, а также государственных гражданских служащих, правоохранительных служащих и военнослужащих регламентируется и иными законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов РФ. При этом ТК РФ регламентирует дисциплинарную ответственность работников предприятий, учреждений и организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности. Должностные лица (государственные гражданские, правоохранительные служащие и военнослужащие) несут ответственность в соответствии с законами РФ о государственной службе, а государственные гражданские служащие несут ответственность в соответствии с законодательством РФ о государственной гражданской службе.

В соответствии со ст. 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

- замечание;

- выговор;

- увольнение по соответствующим основаниям.

Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания. Так, в соответствии с Федеральным законом от 8 марта 2011 г. N 35-ФЗ "Устав о дисциплине работников организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты в области использования атомной энергии" установлена дисциплинарная ответственность указанной категории работников; Приказом Роскомрыболовства от 30 августа 1995 г. N 140 "Об утверждении Устава службы на судах рыбопромыслового флота Российской Федерации" определена дисциплинарная ответственность моряков судов рыбопромыслового флота. Дисциплинарная ответственность работников железнодорожного транспорта устанавливается Постановлением Правительства РФ от 25 августа 1992 г. N 621 "Об утверждении Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации".

Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих, военнослужащих и правоохранительных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей в области защиты территории и населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера устанавливается: Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"; Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; Приказом МВД России от 6 мая 2013 г. N 241 "О некоторых вопросах применения мер поощрения и наложения дисциплинарных взысканий в органах внутренних дел Российской Федерации"; Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"; Федеральным законом от 1 декабря 2006 г. N 199-ФЗ "О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста"; Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. N 1495 "Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации", утвердившим Дисциплинарный устав Вооруженных Сил РФ; Федеральным законом от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" и другими нормативными правовыми актами.

4. Гражданско-правовая ответственность в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является внедоговорной (деликтной) ответственностью.

В соответствии с п. 1 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом приведенная статья под убытками понимает расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрату или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). В соответствии со ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием.

Пункт 1 ст. 1064 ГК РФ предусматривает, что законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Законом может быть установлена обязанность как причинителя вреда, так и лица, не являющегося причинителем вреда, выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда. Данная норма является бланкетной. Ее положение находит развитие, в частности, в ст. 60 ГрК РФ, где предусмотрено, что в случае причинения вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения, нарушения требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения собственник такого здания, сооружения, если не докажет, что указанные разрушение, повреждение, нарушение возникли вследствие умысла потерпевшего, действий третьих лиц или чрезвычайного и непредотвратимого при данных условиях обстоятельства (непреодолимой силы), возмещает вред в соответствии с гражданским законодательством и выплачивает компенсацию сверх возмещения вреда:

- родственникам потерпевшего (родителям, детям, усыновителям, усыновленным), супругу в случае смерти потерпевшего - в сумме 3 млн. рублей;

- потерпевшему в случае причинения тяжкого вреда его здоровью - в сумме 2 млн. рублей;

- потерпевшему в случае причинения средней тяжести вреда его здоровью - в сумме 1 млн. рублей.

5. Уголовная ответственность в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера предусматривается целым комплексом статей УК РФ, объединенных в главах 24 и 25 УК РФ:

- ст. 215 УК РФ "Нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики";

- ст. 215.1 УК РФ "Прекращение или ограничение подачи электрической энергии либо отключение от других источников жизнеобеспечения";

- ст. 215.2 УК РФ "Приведение в негодность объектов жизнеобеспечения";

- ст. 215.3 УК РФ "Приведение в негодность нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и газопроводов";

- ст. 216 УК РФ "Нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ";

- ст. 217 УК РФ "Нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах";

- ст. 217.1 УК РФ "Нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса";

- ст. 219 УК РФ "Нарушение требований пожарной безопасности";

- ст. 220 УК РФ "Незаконное обращение с ядерными материалами или радиоактивными веществами";

- ст. 237 УК РФ "Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей".

Рассмотрим наиболее значимые составы преступлений, совершаемых в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

5.1. Статья 215 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики.

Объектом уголовно-правовой охраны являются отношения по охране общественной безопасности в сфере размещения, проектирования, строительства и эксплуатации объектов атомной энергетики. При этом дополнительным объектом данного преступления являются отношения по охране жизни человека, окружающей природной среды. Состав, образуемый в указанной норме, является формальным, т.е. наступившие последствия не имеют значения для квалификации данного противоправного деяния.

Объективную сторону данного преступления образует нарушение правил безопасности при размещении, проектировании, строительстве и эксплуатации объектов атомной энергетики, если это могло повлечь смерть человека или радиоактивное заражение окружающей среды. Данное противоправное деяние может выражаться в действии или бездействии. Диспозиция рассматриваемого состава является бланкетной, отсылающей к нормам ст. 3 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии", который предусматривает, что к такого рода объектам относятся:

- ядерные установки - сооружения и комплексы с ядерными реакторами, в том числе атомные станции, суда и другие плавсредства, космические и летательные аппараты, другие транспортные и транспортабельные средства; сооружения и комплексы с промышленными, экспериментальными и исследовательскими ядерными реакторами, критическими и подкритическими ядерными стендами; сооружения, комплексы, полигоны, установки и устройства с ядерными зарядами для использования в мирных целях; другие содержащие ядерные материалы сооружения, комплексы, установки для производства, использования, переработки, транспортирования ядерного топлива и ядерных материалов;

- пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилища радиоактивных отходов - не относящиеся к ядерным установкам и радиационным источникам стационарные объекты и сооружения, предназначенные для хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранения или захоронения радиоактивных отходов.

Противоправный характер действий определяется в нормах вышеуказанного Федерального закона, где определяется компетенция федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ в области размещения, проектирования, сооружения, эксплуатации и вывода из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения; разработки, производства, испытания, транспортирования, хранения, утилизации, использования ядерных зарядов в мирных целях и обращения с ними; обеспечения безопасности при использовании атомной энергии; контроля за обеспечением ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, за обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия граждан при использовании атомной энергии; физической защиты ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения, ядерных материалов и радиоактивных веществ.

Кроме этого, Федеральным законом от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" устанавливаются общие требования к обеспечению радиационной безопасности при обращении с источниками ионизирующего излучения, воздействии природных радионуклидов, например, при строительстве производственных помещений. При этом следует отметить, что нарушение правил безопасности при размещении, проектировании, строительстве и эксплуатации объектов атомной энергетики образует состав данного преступления только при наличии опасности в виде смерти человека или радиоактивного заражения окружающей среды. Преступление будет оконченным с момента совершения действия или бездействия при отсутствии реальных общественно опасных последствий.

Субъективная сторона нарушения правил характеризуется неосторожной формой вины. Виновный осознает, что нарушает соответствующие правила и неосторожно относится к возможности наступления общественно опасных последствий, что может выражаться и в небрежности, и в легкомыслии.

Субъектами преступления являются лица, на которых законом, другим нормативным правовым актом возложена обязанность по соблюдению правил безопасности на объектах атомной энергетики. Это могут быть и должностные лица, и лица, не являющиеся должностными, обязанные соблюдать правила безопасности.

Квалифицированный состав предусматривает ответственность за то же деяние, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека либо радиоактивное заражение окружающей среды. Этот состав преступления является материальным. Деяние будет окончено с момента наступления указанных последствий. Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 215 УК РФ, может характеризоваться как неосторожностью, так и двумя формами вины в зависимости от отношения субъекта к факту нарушения правил безопасности. Если правила нарушены им по неосторожности, то состав в целом является неосторожным. При умышленном нарушении правил имеет место преступление с двумя формами вины.

Особо квалифицированный состав устанавливает ответственность за деяние, предусмотренное ч. 1 рассматриваемой статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц.

5.2. Статья 215.2 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за приведение в негодность объектов жизнеобеспечения.

Объект рассматриваемого состава преступления выражается в отношениях по обеспечению общественной безопасности в сфере функционирования объектов энергетики, электросвязи, жилищного и коммунального хозяйства и других объектов жизнеобеспечения. Состав данного преступления является формальным.

Объективную сторону данного преступления образуют противоправные действия, направленные на разрушение, повреждение или приведение иным способом в непригодное для эксплуатации состояние объектов энергетики, электросвязи, жилищного и коммунального хозяйства или других объектов жизнеобеспечения. К объектам энергетики и электросвязи следует отнести атомные, тепло- и электростанции, линии электропередачи, объекты инженерной инфраструктуры и т.п. К объектам жилищно-коммунального хозяйства относятся жилой фонд, гостиницы (за исключением туристических), дома и общежития для приезжих, объекты внешнего благоустройства, искусственные сооружения, бассейны, сооружения и оборудование пляжей, а также объекты газо-, тепло- и электроснабжения населения, участки, цеха, базы, мастерские, гаражи, специальные машины и механизмы, складские помещения, предназначенные для технического обслуживания и ремонта объектов жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурной сферы, физкультуры и спорта. К иным объектам жизнеобеспечения относится система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения граждан, которые оказывают социальные услуги населению, деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, воспитания, отдыха и оздоровления населения (поликлиники, больницы, детские сады, школы и т.п.).

Противоправное деяние считается оконченным в момент совершения названных действий, повлекших разрушение или повреждение объектов жизнеобеспечения.

Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется прямым или косвенным умыслом. Обязательным признаком преступления является мотив - корыстные или хулиганские побуждения.

Субъект преступления общий - вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет.

Часть 2 ст. 215.2 УК РФ образует квалифицированный состав преступления, где ответственность наступает за те же деяния, что и в ч. 1 ст. 215.2 УК РФ, но совершенные: группой лиц по предварительному сговору (п. "а"); лицом с использованием своего служебного положения (п. "в"). Понятие группы лиц по предварительному сговору дано в ст. 35 УК РФ. Содержание понятия "использование лицом своего служебного положения" рассмотрено применительно к ст. 205.1 УК РФ. При этом следует обратить внимание на то, что субъект по своим служебным полномочиям должен иметь доступ к объектам жизнеобеспечения.

Частью 3 ст. 215.2 УК РФ установлена уголовная ответственность за деяния, предусмотренные ч. ч. 1 или 2 ст. 215.2 УК РФ, повлекшие по неосторожности смерть человека, т.е. данный состав преступления является материальным и квалифицированным, а по субъективной стороне - неосторожным.

5.3. Статья 215.3 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за приведение в негодно



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: