У нас уже есть свои национальные идеи, и все они изложены в Конституции РФ. 7 глава




--------------------------------

<1> См. подробнее: Gagnon A.-G., Keil S., Mueller S. Understanding Federalism and Federation (Federalism Studies). London; New York, 2015; Requejo F., Nagel K.-J. Federalism beyond Federations: Asymmetry and Processes of Resymmetrisation in Europe (Federalism Studies). London. 2010; Watts R. Comparing Federal Systems (Institute of Intergovernmental Relations). 2nd ed. Montreal; Kingston, 1999; Burgess M., Gagnon A.-G. Comparative Federalism and Federation: Competing Traditions and Future Directions. 2nd revised ed. London; Toronto, 1993; King P.T. Federalism and Federation. Baltimore, 1982.

 

В мире существуют самые разные модели федерализма, каждая из которых имеет свои особенности, сильные стороны и недостатки. Что касается Российской Федерации, то в действующей Конституции заложены основы так называемого "кооперативного федерализма", сущность которого состоит в развитии отношений координации и сотрудничества между Федерацией и ее субъектами, для чего создаются соответствующие правовые и институциональные условия.

Важнейшими для понимания основ конституционного строя России, ее федеративного устройства являются положения ст. 5 Конституции РФ, в ч. 1 которой дана структурная характеристика Российской Федерации как федеративного государства. При этом указанное конституционное положение являет собой практическое применение известного принципа федерализма "единство во множестве". С одной стороны, оно устанавливает, что многообразные по исторически сложившейся форме и национальному составу части федеративного государства (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа) отныне являются едиными по своей сути и конституционному статусу образованиями - субъектами Федерации; с другой стороны, этой нормой Конституция гарантирует путем закрепления соответствующих положений в ее специальных статьях сохранение разнообразия существующих государственно-правовых форм, а также исторически возникших наименований всех субъектов Федерации.

При этом единство многообразных по форме субъектов Федерации отражается не только в объединяющем их родовом понятии, но и в том, что Конституция устанавливает равноправие всех субъектов Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ч. 4 ст. 5), а также в отношении иных атрибутов конституционно-правового статуса, таких как право иметь конституцию или устав, собственные органы государственной власти, законодательство, свою территорию, представительство в Совете Федерации и др.

Важнейшим принципом федеративного устройства Российской Федерации является ее государственная целостность. Это означает, что Россия не является простым соединением образующих ее частей, а представляет собой единое государство, в котором: обеспечивается целостность и неприкосновенность его территории, включающей в себя территории субъектов Федерации (ч. 1 ст. 67 Конституции РФ); гарантируется единство экономического пространства, не допускающее установления таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств; используется единая денежная единица - рубль; устанавливается верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации; действуют федеральные органы государственной власти и провозглашается единство систем государственной власти; все субъекты Федерации рассматриваются как находящиеся в составе Российской Федерации; вопросы федеративного устройства отнесены к исключительному ведению Российской Федерации; у субъектов Федерации отсутствует право выхода из состава Федерации или иного изменения своего статуса без согласия Российской Федерации, поскольку одностороннее решение такого рода вопросов представляет угрозу для государственной целостности страны и единства системы государственной власти (ст. ст. 4, 8, 11, 15, 65, 67, 71, 75 и др. Конституции РФ).

На определенном этапе развития отечественного конституционализма залогом такой целостности стал Федеративный договор 1992 г., который затем, выполнив свою историческую миссию, позволил перейти к следующему этапу государственного строительства новой России. Важная роль в этом процессе была отведена закрепленной в абз. 4 ч. 1 разд. II "Заключительные и переходные положения" Конституции РФ формуле, согласно которой в случае несоответствия положениям Конституции положений Федеративного договора действуют конституционные нормы. Поскольку Основной Закон в части своих норм, закрепленных в ст. ст. 71 - 73, был сформулирован таким образом, что пошел дальше конструкции Федеративного договора, постольку эти конституционные положения фактически сменили Федеративный договор и определили современный вектор развития российского конституционализма. Указанным образом положения Федеративного договора с необходимыми изменениями были, по сути, инкорпорированы в текст Конституции РФ. При этом формально-юридически принятие Конституции РФ 1993 г. и одновременное прекращение действия Конституции РСФСР 1978 г. не привело к утрате действия Федеративного договора. В соответствии с положениями ч. 3 ст. 11 Основного Закона "разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами...".

Здесь необходимо добавить, что закрепление в процитированной конституционной норме формулы "и иными договорами" сыграло свою важную историческую роль, позволив подписать, в частности, Договор о разграничении предметов ведения с Республикой Татарстан, что, как известно, решающим образом способствовало сохранению территориального единства и единства конституционного пространства нашей страны <1>.

--------------------------------

<1> На это обстоятельство обратили внимание и зарубежные исследователи. Так, К.Е. Граней, первая из западных специалистов посвятившая книгу особенностям конституционно-правового статуса Республики Татарстан в рамках российского федерализма, отмечает, что благодаря взвешенной политике федерального центра и большой работе, проделанной органами власти Татарстана, "проект Татарстанского суверенитета" (Tatarstan's "sovereignty project") демонстрирует пример обуздания центробежных тенденций, "самоограничения автономии и выступает не угрозой территориальной целостности России, а играет положительную роль, наполняя российский федерализм подлинным смыслом" (см. подробнее: Graney K.E. Of Khans and Kremlins: Tatarstan and the Future of Ethno-Federalism in Russia. Plymouth, 2009).

В рецензии на эту работу Б. Резвани подчеркивает: "главный вывод Кэтрин Граней заключается в том, что "проект Татарстанского суверенитета" не только способствовал целостности России, но и развивает форму российского федерализма в положительную сторону". Ключевую роль в этом сыграла возможность договорных отношений с федеральным центром: Татарстан получил высокую степень свободы в своих внутренних делах, а Россия, благодаря Татарстану, - международные связи с Организацией исламского сотрудничества (OIC) и мусульманскими странами. Татарстан стал хорошим примером для других субъектов Федерации, демонстрирующим, как можно реализовать свой суверенитет в пределах Российской Федерации (см.: Rezvani Babak (University of Amsterdam). Katherine E. Graney. Of Khans and Kremlins: Tatarstan and the Future of Ethno-Federalism in Russia. Plymouth: Lexington Books, 2009, xxxvi+190pp. Reviews, Europe-Asia Studies. University of Glasgow. 2011. October. Vol. 63. N 8. P. 1522 - 1523).

 

Все субъекты Федерации независимо от их конституционно-правовой формы без каких-либо изъятий обладают равными правами во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти в государственно-правовой, бюджетной и других сферах. При этом каждый из субъектов Федерации вступает в эти отношения непосредственно, что имеет особое значение для автономной области, находящейся в составе края, и автономных округов, находящихся в составе края или области. Конституционный принцип равноправия субъектов Федерации, выступая важной характеристикой российского федерализма, выражается также в единообразии конституционного подхода к распределению предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами и диктует установление федеральным законодателем единых правил взаимоотношений федеральных органов государственной власти со всеми субъектами Федерации.

Необходимо особо отметить, что действующая Конституция РФ принципиально не использует понятие "равенство" в отношении субъектов Федерации. Очевидно, что они не тождественны в экономическом, географическом, демографическом, национальном и иных отношениях. Но это не означает их неравноправия или асимметрии конституционного статуса. Закрепленное в Конституции равноправие субъектов Федерации означает их политико-правовую равноценность. Подобно тому, как предусмотренные Основным законом равные права и свободы человека и гражданина равноценны для каждой личности, так и конституционное право равнозначно для всех субъектов Федерации. В этом - квинтэссенция российской модели федерализма, заложенной в Конституции РФ 1993 г.

Таким образом, федерализм - это концептуальное разделение власти "по вертикали". Федеративное государство именно потому и является одной из характеристик политического устройства, а равно входит в качестве составного элемента в основы конституционного строя, что в этом плане федерализм выступает важнейшей гарантией демократического государства и демократического политического режима.

Республиканская форма правления. Являясь суверенным государством, Российская Федерация самостоятельно устанавливает форму правления, определяющую организацию органов государственной власти и порядок их деятельности. Форма правления есть способ организации верховной государственной власти. В форме правления находит внешнее выражение содержание государства. Исторически форма правления всегда была проявлением конкретной национальной государственности. В форме правления существенный элемент - это правовое положение главы государства. Россия в своем развитии прошла различные формы правления: монархия до 1917 г., республика Советов в советский период. Последняя юридически не имела главы государства. Президиум ЦИК, впоследствии Президиум Верховного Совета СССР, конституционно выступал в роли коллегиального главы государства. Фактически же им был лидер партии коммунистов. Таков был реальный механизм власти в Советском государстве, который отражал сущность авторитарной системы.

Российское государство, как известно, характеризуется как демократическое государство с республиканской формой правления (ст. 1 Конституции РФ).

Республиканская форма правления, в отличие от монархической, характеризуется тем, что народ, осуществляя свою власть, непосредственно или через избранных представителей формирует высшие органы государственного управления, в том числе избирает главу государства, который должен быть периодически сменяемым и ответственным перед народом <1>.

--------------------------------

<1> Садовникова Г.Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / Отв. ред. И.А. Конюхова (Умнова). 3-е изд., испр. и доп. М., 2006. С. 12.

 

Различают два основных вида республики: президентскую и парламентскую. В классической президентской республике глава государства избирается народом путем прямых выборов, не несет политической ответственности перед парламентом, но и не может распустить его. Правительство ответственно только перед президентом, который является главой исполнительной власти. В парламентской республике президент чаще всего избирается парламентом. Им же формируется правительство, которое ответственно не перед президентом, а перед парламентом <1>.

--------------------------------

<1> См. подробнее: Симонишвили Л.Р. Государственно-правовая модель республики со смешанной формой правления (теоретический анализ): Дис.... канд. юрид. наук. М., 2004; Альберт Р. "Выгоды", доступные президентским республикам, в условиях парламентских демократий // Сравнительное конституционное обозрение. 2011. N 3 (82). С. 32 - 58; Шулькина А.Л. Президентская республика в России: теоретико-правовой и исторический анализ // Философия права. 2010. N 2. С. 117 - 120; Шаишмелашвили Л.И. Президентская республика - форма государственного правления: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. Тбилиси, 2001; Пушкарев С.В. Нетипичные формы республик с президентской системой правления // Современное право. 2012. N 7. С. 16 - 19; Кайнов В.И. Президентская республика как форма правления: Дис.... канд. юрид. наук. СПб., 1995.

 

Конституционная модель республики означает, что с принятием Конституции 1993 г. Российское государство следует рассматривать как новую конституционную организацию государственной власти, учрежденную российским многонациональным народом <1>.

--------------------------------

<1> Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий / А.С. Автономов, Н.С. Бондарь, А.М. Ковалев и др.; рук. авт. кол. и отв. ред. В.А. Четвернин. М., 1997. С. 87 - 88.

 

Таким образом, Россию нельзя отнести ни к одному из классических видов республик. Она сочетает в себе некоторые признаки президентской республики: всенародное избрание главы государства, политическая ответственность Правительства перед ним, широкий круг полномочий Президента в сфере исполнительной власти. В то же время ей присущ и ряд признаков парламентской республики: Президент РФ не возглавляет Правительство РФ, может распустить Государственную Думу Федерального Собрания РФ.

Вопреки распространенному мнению о якобы "суперпрезидентском" характере Российской республики <1> в Конституции РФ изначально заложена модель президентско-парламентской республики с "неклассическим" разделением властей.

--------------------------------

<1> См., например: Авакьян С.А. Конституция России: сложный юбилей // Российская Федерация сегодня. 2003. N 22 (https://archive.russia-today.ru/2003/no_22/22_10_1.htm); Голосов Г.В. Вопрос вопросов // Газета. 2012. 6 февраля (https://www.gazeta.ru/comments/2012/02/06_x_3989957.shtml); Shevtsova L.F. The Problem of Executive Power in Russia // Journal of Democracy. 2000. Vol. 11. N 1. P. 32 - 39; Fish M.S. The Pitfalls of Russian Superpresidentialism // Current History. 1997. October. P. 326 - 330; Idem: When More Is Less: Superexecutive Power and Political Underdevelopment in Russia // Russia in the New Century: Stability or Disorder? / V.E. Bonnell, G.W. Breslauer (eds). Boulder, Colo.; Oxford, UK, 2001. Р. 15 - 34; Моисеев С.В. Искушение суперпрезидентской системой // Pro et Contra. 1998. Т. 3. N 3. С. 74 - 86 и др.

 

Характерно, что в свое время эксперты Венецианской комиссии абсолютно не усматривали в Конституции РФ какого-либо закрепления модели личной диктатуры, авторитарного режима и характеризовали новый Основной Закон России как соответствующий принципам демократического правового государства, основанного на господстве права и уважении к правам человека и гражданина.

Эксперты Венецианской комиссии также отмечали, что теория разделения властей эволюционирует, и данный принцип нельзя абсолютизировать, доводя до абсурда. Степень "герметичности" трех ветвей власти в каждой стране оказывается индивидуальной, отражая специфические национальные особенности и конституционные традиции. По мнению зарубежных экспертов, основная цель конституции заключается в том, чтобы достаточно четко регламентировать отношения взаимозависимости и сотрудничества между законодательной и исполнительной властью, учитывая, что в современных условиях велика потребность участия в осуществлении законодательной власти других ветвей, а сама законодательная власть должна иметь определенные контрольные функции по отношению к другим ветвям власти с учетом их специфики. Единственной самостоятельной и независимой должна оставаться судебная власть <1>.

--------------------------------

<1> Витрук Н.В. Верность Конституции. М., 2008. С. 47 - 48.

 

Таким образом, Российскую Федерацию по форме правления возможно отнести к смешанным (или полупрезидентским) республикам.

Идеологическое и политическое многообразие. Функционирование гражданского общества и правового государства возможно только при условии духовной, нравственной и политической свободы всех членов общества. Поэтому идеологическое и политическое многообразие выступает основой конституционного строя Российской Федерации (ст. 13 Конституции РФ). Под идеологией (учение об идее, от греч. - идея, образ, понятие и - учение) понимается система политических, социальных, правовых, философских, нравственных, религиозных, эстетических идей и взглядов, исповедуемых партиями, политическими течениями, общественными движениями, научными школами, отражающих их мировоззрение, идеалы, целевые установки. В идеологии осознаются, отражаются, оцениваются отношения людей к окружающей действительности, общественные отношения, социальные проблемы, положение социальных групп и слоев, их интересы, цели социально-экономического развития <1>.

--------------------------------

<1> Райзберг Б.А. Современный социоэкономический словарь. М., 2012. С. 171.

 

Конституционное признание идеологического многообразия (плюрализма) и свободы идеологии означает, что отдельный человек и объединения людей могут свободно разрабатывать, развивать и доводить до публичного сведения идеи, политические взгляды на те или иные общественные явления в экономической, политической, правовой, религиозной и иных сферах, свободно следовать им индивидуально или совместно с другими людьми и их объединениями; беспрепятственно распространять свои идеологические установки любыми законными способами, в том числе с использованием средств массовой информации; публично выражать свои идеологические взгляды, не опасаясь преследований со стороны государства.

При этом принципы идеологического многообразия (плюрализма) и свободы идеологии защищаются конституционным запретом на установление какой-то одной идеологии в качестве общеобязательной или государственной.

Закрепление в Конституции РФ идеологического многообразия (плюрализма) и свободы идеологии означает, что государство одинаковым образом (юридически нейтрально) относится к любым объединениям граждан, действующим в рамках закона. При этом к порядку их образования, положениям их уставов, порядку регистрации, основаниям и порядку прекращения деятельности должны предъявляться одинаковые требования. Как субъекты конституционно-правовых отношений общественные объединения обладают равными правами на участие в политической деятельности, на осуществление иных целей, предусмотренных в уставе, они несут равные обязанности перед государством, перед своими членами и другими субъектами права.

Право граждан свободно объединяться для достижения общих целей в общественные объединения гарантируется конституционным закреплением политического многообразия и многопартийности. Любые правомерно созданные объединения граждан, от клубов по интересам до политических партий, равны перед законом. Напротив, создание общественных объединений в противоправных и антиобщественных целях (такими целями, в частности, признаются: насильственное изменение конституционных основ нашей страны и нарушение ее целостности, подрыв государственной безопасности, создание незаконных вооруженных отрядов, разжигание ненависти и вражды на социальной, расовой, национальной или религиозной почве) не допускается (ч. 5 ст. 13 Конституции РФ).

Светское государство. Принцип светского государства, выступающий одной из основ конституционного строя Российской Федерации, закрепляется в ч. 1 ст. 14 Конституции РФ. Под светским государством, как правило, понимается государство, в котором взаимоотношения государства и церкви строятся на принципах взаимного невмешательства в дела друг друга, когда церковь и иные религиозные организации отделены от государственных институтов и не вправе вмешиваются в их деятельность, в свою очередь, они имеют собственную сферу деятельности, куда не вмешивается государство <1>.

--------------------------------

<1> См.: Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Конституционное право России: Учебное пособие / Отв. ред. Ю.А. Веденеев. М., 1999. С. 39; Енгибарян Р.В., Тадевосян Э.В. Конституционное право: Учебник для вузов. М., 2000. 118 - 119.

 

Светский характер Российского государства получает свое развитие в отраслевом законодательстве и в первую очередь в положениях Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" <1>. Согласно ст. 4 этого Закона государство:

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1997. N 39. Ст. 4465.

 

1) не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей на принципах свободы совести и свободы вероисповедания;

2) не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;

3) не вмешивается в законную деятельность религиозных объединений;

4) обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

В свою очередь, религиозные объединения:

1) создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой, выбирают, назначают и заменяют свой персонал согласно соответствующим условиям и требованиям и в порядке, предусматриваемом их собственными внутренними установлениями;

2) не выполняют функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;

3) не участвуют в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления;

4) не участвуют в деятельности политических партий и политических движений, не оказывают им материальную и иную помощь.

Вместе с тем государство и церковь в отечественной истории имеют многовековой, очень разнообразный и порой противоречивый опыт взаимодействия. Поэтому реализация рассматриваемого конституционного принципа в нашей стране встречает на своем пути известные сложности. Не случайно О.Е. Кутафин писал, что "государство чем дальше, тем больше отдаляется от принципа светскости, который зафиксирован в российской Конституции" <1>.

--------------------------------

<1> Кутафин О.Е. Российский конституционализм. М., 2008. С. 415.

 

§ 4. Социально-экономические основы

конституционного строя Российской Федерации

 

Экономическая основа. Конституция РФ в ст. ст. 8 и 9 закрепляет экономические основы конституционного строя и учреждает базовые отношения в сфере экономики, в том числе многообразие форм собственности и свободу экономической деятельности. Такой строй экономических отношений характерен для гражданского общества и правового государства.

Важным элементом конституционного статуса государства является единство экономического пространства. Для единого целостного государства, на всей территории которого имеют верховенство федеральные законы (ст. 4 Конституции РФ), экономическое пространство должно быть единым.

Понятие "единство экономического пространства" охватывает единство рынка, т.е. свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности на территории всей страны, а также свободное перемещение рабочей силы (т.е. единство рынка труда, ибо труд в значительной мере все же остается товаром, хотя его правовое регулирование, условия и т.д. носят не только экономический характер, но имеют и огромное социальное значение) <1>.

--------------------------------

<1> См. подробнее: Мнишко В.В. Конституционно-правовые основы единства экономического пространства в Российской Федерации: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 2003; Воронцова Е.Б. Конституционный принцип единства экономического пространства // Государство, право и управление: Материалы III Всероссийской межвузовской научно-практической конференции. М., 2003. Вып. 1. С. 170 - 173; Кузовкин Д.В. Обеспечение единства экономического пространства Российской Федерации (конституционно-правовое исследование): Дис.... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2005; Мусалова З.М. Формирование единого экономического и правового пространства как основа единства РФ // Закон и право. 2010. N 9. С. 14 - 16; Ермолова О.Н., Шварц Л.В. Правовое обеспечение единства экономического пространства в Российской Федерации // Современная юридическая наука и правоприменение: Сборник статей по материалам Всероссийской науч.-практ. конференции, проводимой в рамках Вторых Саратовских правовых чтений (Саратов, 28 - 29 мая 2009 г.). Саратов, 2009. С. 224 - 227; Митрофанов А.В. Конституционный принцип единства экономического пространства: проблемы реализации в РФ // Государство и право в XXI веке: публично-правовой аспект: Материалы Всероссийской заочной науч.-практ. конференции. Пенза, 2012. С. 163 - 166.

 

Сложные экономические условия нередко подталкивали власти отдельных субъектов Федерации к решениям, идущим вразрез с рассматриваемым конституционным принципом (например, в 1990-х годах в ряде регионов ограничивался ввоз или вывоз определенных товаров, создавались искусственные барьеры для свободного перемещения рабочей силы). Недопустимость такого подхода подчеркивал Конституционный Суд РФ <1>.

--------------------------------

<1> См., например: Постановление Конституционного Суда РФ от 4 апреля 1996 г. N 9-П "По делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы" // СЗ РФ. 1996. N 16. Ст. 1909.

 

Поддержка добросовестной конкуренции, отвечающей интересам потребителей, гарантируется нормами Гражданского кодекса РФ, Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" <1>, Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (в ред. от 26 июня 2006 г.) <2>. Российское законодательство запрещает любые действия как государственных органов, так и иных субъектов, ведущие к ограничению добросовестной конкуренции, созданию неравных условий для товаропроизводителей. Государственный контроль в этой сфере осуществляется Федеральной антимонопольной службой РФ.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3434.

<2> Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 16. Ст. 499.

 

Социальное государство. Положение ст. 7 Конституции "Российская Федерация - социальное государство" является не констатацией факта, а формулировкой цели. Продвижение к этой цели связано с целым комплексом сложных задач, решение которых возможно только в условиях эффективного партнерства государства с институтами гражданского общества.

Понятие "социальное государство" (нем. - sozialstaat) впервые было введено в научный оборот в 1850 г. немецким ученым, членом-корреспондентом Императорской Санкт-Петербургской академии наук <1> Лоренцом фон Штейном в работе по истории социального движения во Франции <2>. Л. фон Штейн писал, что социальное государство "обязано поддерживать равенство в правах для всех различных общественных классов, для отдельной личности посредством своей власти. Оно обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо в конечном счете развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле и говорится о социальном государстве" <3>.

--------------------------------

<1> Л. фон Штейн (1815 - 1890) - немецкий философ-гегельянец, правовед и экономист, был избран членом-корреспондентом Императорской Санкт-Петербургской академии наук (в настоящее время - Российская академия наук) 13 декабря 1874 г. по разряду историко-политических наук и состоял в ее Историко-филологическом отделении.

<2> Stein L. von. Geschichte der socialen Bewegung in Frankreich von 1789 bis auf unsere Tage. Leipzig, 1850 (изд. на рус. яз.: Штейн Л. История социального движения во Франции. СПб., 1872. Т. 1).

<3> Цит. по: Шмидт Т.З. Лоренц фон Штейн и социальный реформизм в Германии // Исследования по консерватизму. Пермь, 1998. Вып. 5: Политика и культура в контексте истории. С. 27.

 

Как правило, под социальным государством понимается такое "государство, которое несет ответственность за достойное существование общества, влияет на распределение экономических благ в духе принципов справедливости, для обеспечения каждому человеку достойной жизни и свободного развития, подчеркивает существование обязанностей по отношению к другим людям и обществу в целом, предоставляет социальную защиту малоимущим и социально уязвимым гражданам (инвалидам, старикам, детям и т.д.), проводит социальную политику, признающую за каждым членом общества право на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания его самого и его семьи, когда он работает, а также, в большей степени, в случае безработицы, болезни, вдовства, старости" <1>.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: