Методы оценки рыночной перспективности и реализуемости новых и улучшающих технологий




Анализ перспективности любой инновационной разработки следует начинать с оценки ее патентоспособности. Такая оценка должна строиться как на учете качественных факторов (выбор формы правовой охраны, объем получаемых прав, экономическая зашита инновации), так и на расчете количественных показателей, характеризующих затраты предприятия на правовую охрану новой технологии, совокупный размер которых можно оценить расчетно.

1. Затраты на правовую охрану новой технологии (нематериальных активов):

где По - совокупные затраты по охране, руб.;

Пи - патентные пошлины (за подачу заявки, экспертизу и выдачу патента), руб.;

Пт - пошлины за регистрацию товарных знаков, наименований мест происхождения товара, руб.;

Упп - услуги патентных поверенных, руб.;

Пгi - ежегодные пошлины за поддержание патента в силе, руб.;

E - норма прибыли на вложенный капитал;

T - горизонт расчета (жизненный цикл объекта интеллектуальной собственности), годы.

Критерием целесообразности получения отечественной и / или зарубежной правовой защиты на создаваемые нематериальные активы могут стать объемы рынка.

2. Объем рынка:

где Р р - годовой объем рынка, руб.;

V п - количество потребителей;

V з - объем закупок товара в год одним потребителем, шт.;

Ц ц - планируемая цена продаж товара, руб.

Оценив объем рынка, важно установить темпы его роста, чтобы ответить на вопрос о том, как быстро и как долго будет расти этот рынок. От этого будут зависеть масштабы будущего производства. Эти данные также послужат основанием для расчета затрат по ИП и в дальнейшем станут базой для проведения анализа возможностей реализации новой технологии на предприятии. Рассчитать темпы роста рынка можно на основе соотношения объема продаж базисного и планируемого периодов.

3. Темпы роста рынка:

где T р - среднегодовые темпы роста рынка. %;

V т, V о - объем продаж базисного и планируемого периодов соответственно, руб.;

T - горизонт расчета, годы.

Определив темпы роста рынка в пределах анализируемого периода (например, в течение первых трех лет жизненного цикла ИП), далее следует оценить потенциал продукта. Здесь важно ответить на вопрос о том, каким будет этот цикл.

Найти на ближайшую перспективу величину потенциала П п продукта в денежном выражении можно посредством дисконтирования ожидаемой в течение горизонта T расчетной величины Р р,годового объема рынка.

4. Потенциал продукта:

Следующий этап - охват сегментов рынка. Предприятию на этапе организации инновационного производства необходимо решить, какую часть рынка оно будет осваивать самостоятельно, а какую отдаст своим партнерам или даже конкурентам.

В дальнейшем на основе этих данных предприятие будет анализировать свои ресурсные возможности для достижения намеченных целей на рынке. При этом важно иметь в виду, что если оценка возможностей реализации окажется неудовлетворительной, то предприятию целесообразно будет пересмотреть степень охвата сегментов рынка в сторону уменьшения. Это позволит сократить затраты по коммерциализации новой технологии, и, возможно, в этом случае предприятие сможет более успешно, хотя и в меньших масштабах, реализовать ИП.

5. Охват сегментов рынка:

где Р р.ип - размер рынка, планируемого предприятием к охвату по ИП, руб.

При оценке привлекательности альтернативных вариантов ИП предпочтение следует отдавать тем новым технологиям или улучшающим продуктам, у которых показатели, составляющие основу метола оценки перспектив на рынке, стремятся к максимуму (П0, Рр, Тр, П п, Ср max).

 

48 Анализ экономических ресурсов предприятия по освоению новых и улучшающих технологий начинают с определения инженерно-конструкторских возможностей и расчета затрат.

1. Инженерно-конструкторские затраты

где Зокр - размер дополнительных инженерно-конструкторских затрат предприятия, руб.;

Зокр.ип - общая сметная стоимость инженерно-конструкторских работ по внедрению инновации в массовое производство, руб.:

Зокр.пред - часть объема работ по сметной стоимости, которая может быть выполнена силами предприятия, руб.

2. Материальные затраты

где Зсм - размер дополнительных материальных затрат предприятия в связи с реализацией инновации, руб.;

Зсм.ип - материальные затраты предприятия на производство новой или улучшенной продукции по ИП в целом, руб.;

Зсм.пред - экономически целесообразные (возможные) собственные затраты предприятия на производство продукции, руб.

3. Технические затраты

где Зоб - размер затрат, связанных с приобретением недостающего оборудования, необходимого по проекту, руб.;

Соб.ип - стоимость производственного оборудования, необходимого по ИП в целом, руб.;

Соб.пред - стоимость производственного оборудования предприятия, которое может быть использовано при реализации проекта, руб.

В свою очередь, показатель реализуемости инновационного проекта по фактору капитальных вложений Зкап определяется по формуле:

где Зкап - размер капитальных затрат, связанных с подготовкой производственных помещении к внедрению новых или дополнительных единиц оборудования, руб.;

V пом - площадь производственных помещений, нуждающихся в капитальном ремонте по проекту (или аренде), м2;

Цстр. - стоимость строительных работ (или арендных площадей). руб./м2.

4. Сбытовые затраты

где Зсб - показатель реализуемости при внедрении новой или усовершенствованной продукции, руб.;

Зсб.ип - сбытовые затраты на единицу продукции после реализации проекта, руб.;

Зсб.пред - то же до реализации проекта, руб.;

V ип - объем продаж после реализации инновационного проекта, руб.;

V пред - то же до реализации проекта, руб.

5. Затраты по подготовке кадров

где Зперс - размер дополнительных затрат на подготовку кадров для организации производства; сбыта и продвижения новой или усовершенствованной продукции, руб.;

Зперс.ип, Зперс.пред - персонал, имеющийся на предприятии для реализации инновации и требуемый по инновационному участку соответственно, чел.;

Оперс - затраты на обучение персонала, руб.

финансовым коэффициентом соотношения собственных и заемных средств, применяемым при оценке финансовой устойчивости предприятия. Он определяется отношением всех обязательств к собственным средствам и показывает, сколько заемных средств привлекло предприятие на один рубль собственных активов:

где K зк - коэффициент соотношения собственных и заемных средств, ед.;

K д - долгосрочные кредиты и заемные средства, руб.;

Кк - краткосрочные кредиты и заемные средства, руб.;

Ис - источники собственных средств, руб.

Значение данного показателя должно быть K зк < 7. Превышение указанной границы означает чрезмерную зависимость предприятия от внешних источников средств и потерю финансовой устойчивости (автономности).

6. Совокупные экономические возможности предприятия по реализации инновационного проекта

где Kпр - собственные средства предприятия (раздел 3 бухгалтерского баланса), руб.

Обычно требуемые затраты по инновационному проекту должны быть не больше 2/3 от величины собственных средств предприятия.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: