Анализ перспективности любой инновационной разработки следует начинать с оценки ее патентоспособности. Такая оценка должна строиться как на учете качественных факторов (выбор формы правовой охраны, объем получаемых прав, экономическая зашита инновации), так и на расчете количественных показателей, характеризующих затраты предприятия на правовую охрану новой технологии, совокупный размер которых можно оценить расчетно.
1. Затраты на правовую охрану новой технологии (нематериальных активов):
где По - совокупные затраты по охране, руб.;
Пи - патентные пошлины (за подачу заявки, экспертизу и выдачу патента), руб.;
Пт - пошлины за регистрацию товарных знаков, наименований мест происхождения товара, руб.;
Упп - услуги патентных поверенных, руб.;
Пгi - ежегодные пошлины за поддержание патента в силе, руб.;
E - норма прибыли на вложенный капитал;
T - горизонт расчета (жизненный цикл объекта интеллектуальной собственности), годы.
Критерием целесообразности получения отечественной и / или зарубежной правовой защиты на создаваемые нематериальные активы могут стать объемы рынка.
2. Объем рынка:
где Р р - годовой объем рынка, руб.;
V п - количество потребителей;
V з - объем закупок товара в год одним потребителем, шт.;
Ц ц - планируемая цена продаж товара, руб.
Оценив объем рынка, важно установить темпы его роста, чтобы ответить на вопрос о том, как быстро и как долго будет расти этот рынок. От этого будут зависеть масштабы будущего производства. Эти данные также послужат основанием для расчета затрат по ИП и в дальнейшем станут базой для проведения анализа возможностей реализации новой технологии на предприятии. Рассчитать темпы роста рынка можно на основе соотношения объема продаж базисного и планируемого периодов.
|
3. Темпы роста рынка:
где T р - среднегодовые темпы роста рынка. %;
V т, V о - объем продаж базисного и планируемого периодов соответственно, руб.;
T - горизонт расчета, годы.
Определив темпы роста рынка в пределах анализируемого периода (например, в течение первых трех лет жизненного цикла ИП), далее следует оценить потенциал продукта. Здесь важно ответить на вопрос о том, каким будет этот цикл.
Найти на ближайшую перспективу величину потенциала П п продукта в денежном выражении можно посредством дисконтирования ожидаемой в течение горизонта T расчетной величины Р р,годового объема рынка.
4. Потенциал продукта:
Следующий этап - охват сегментов рынка. Предприятию на этапе организации инновационного производства необходимо решить, какую часть рынка оно будет осваивать самостоятельно, а какую отдаст своим партнерам или даже конкурентам.
В дальнейшем на основе этих данных предприятие будет анализировать свои ресурсные возможности для достижения намеченных целей на рынке. При этом важно иметь в виду, что если оценка возможностей реализации окажется неудовлетворительной, то предприятию целесообразно будет пересмотреть степень охвата сегментов рынка в сторону уменьшения. Это позволит сократить затраты по коммерциализации новой технологии, и, возможно, в этом случае предприятие сможет более успешно, хотя и в меньших масштабах, реализовать ИП.
5. Охват сегментов рынка:
где Р р.ип - размер рынка, планируемого предприятием к охвату по ИП, руб.
|
При оценке привлекательности альтернативных вариантов ИП предпочтение следует отдавать тем новым технологиям или улучшающим продуктам, у которых показатели, составляющие основу метола оценки перспектив на рынке, стремятся к максимуму (П0, Рр, Тр, П п, Ср max).
48 Анализ экономических ресурсов предприятия по освоению новых и улучшающих технологий начинают с определения инженерно-конструкторских возможностей и расчета затрат.
1. Инженерно-конструкторские затраты
где Зокр - размер дополнительных инженерно-конструкторских затрат предприятия, руб.;
Зокр.ип - общая сметная стоимость инженерно-конструкторских работ по внедрению инновации в массовое производство, руб.:
Зокр.пред - часть объема работ по сметной стоимости, которая может быть выполнена силами предприятия, руб.
2. Материальные затраты
где Зсм - размер дополнительных материальных затрат предприятия в связи с реализацией инновации, руб.;
Зсм.ип - материальные затраты предприятия на производство новой или улучшенной продукции по ИП в целом, руб.;
Зсм.пред - экономически целесообразные (возможные) собственные затраты предприятия на производство продукции, руб.
3. Технические затраты
где Зоб - размер затрат, связанных с приобретением недостающего оборудования, необходимого по проекту, руб.;
Соб.ип - стоимость производственного оборудования, необходимого по ИП в целом, руб.;
Соб.пред - стоимость производственного оборудования предприятия, которое может быть использовано при реализации проекта, руб.
В свою очередь, показатель реализуемости инновационного проекта по фактору капитальных вложений Зкап определяется по формуле:
|
где Зкап - размер капитальных затрат, связанных с подготовкой производственных помещении к внедрению новых или дополнительных единиц оборудования, руб.;
V пом - площадь производственных помещений, нуждающихся в капитальном ремонте по проекту (или аренде), м2;
Цстр. - стоимость строительных работ (или арендных площадей). руб./м2.
4. Сбытовые затраты
где Зсб - показатель реализуемости при внедрении новой или усовершенствованной продукции, руб.;
Зсб.ип - сбытовые затраты на единицу продукции после реализации проекта, руб.;
Зсб.пред - то же до реализации проекта, руб.;
V ип - объем продаж после реализации инновационного проекта, руб.;
V пред - то же до реализации проекта, руб.
5. Затраты по подготовке кадров
где Зперс - размер дополнительных затрат на подготовку кадров для организации производства; сбыта и продвижения новой или усовершенствованной продукции, руб.;
Зперс.ип, Зперс.пред - персонал, имеющийся на предприятии для реализации инновации и требуемый по инновационному участку соответственно, чел.;
Оперс - затраты на обучение персонала, руб.
финансовым коэффициентом соотношения собственных и заемных средств, применяемым при оценке финансовой устойчивости предприятия. Он определяется отношением всех обязательств к собственным средствам и показывает, сколько заемных средств привлекло предприятие на один рубль собственных активов:
где K зк - коэффициент соотношения собственных и заемных средств, ед.;
K д - долгосрочные кредиты и заемные средства, руб.;
Кк - краткосрочные кредиты и заемные средства, руб.;
Ис - источники собственных средств, руб.
Значение данного показателя должно быть K зк < 7. Превышение указанной границы означает чрезмерную зависимость предприятия от внешних источников средств и потерю финансовой устойчивости (автономности).
6. Совокупные экономические возможности предприятия по реализации инновационного проекта
где Kпр - собственные средства предприятия (раздел 3 бухгалтерского баланса), руб.
Обычно требуемые затраты по инновационному проекту должны быть не больше 2/3 от величины собственных средств предприятия.